Меньшиков Л.А. —
Развитие антимузыки от концерта к перформансу: Становление жанра в арт-проектах Бенджамина Паттерсона
// PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2019. – № 1.
– С. 74 - 87.
DOI: 10.7256/2453-613X.2019.1.29102
URL: https://e-notabene.ru/phil/article_29102.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является антимузыкальная природа художественных проектов группы «Флюксус». Она прослеживается в статье на примере творчества одного из основателей и участников группы — американского художника Бенджамина Паттерсона. Показана специфика процесса возникновения акционистского жанра перформанса из музыкального творчества художника. Исследована трансформация концерта как классической формы представления музыкальных произведений в антиконцерт, а затем в перформанс. Автор подробно рассматривает эстетические предпосылки указанных процессов в близких к флюксусу художественных явлениях середины XX века. Особое внимание уделяется исследованию воплощения данных явлений в первом публичном мероприятии группы «Флюксус» — концерте в Висбадене — и роли Паттерсона в его проведении. Исследование опирается на искусствоведческое рассмотрение сохранившейся документации концертов, антиконцертов и перформансов флюксуса, воспоминаний их участников, на основании которых проведен жанрово-стилевой анализ основных форм художественной деятельности в рамках антимузыки. Основным выводом проведенного исследования является понимание антимузыкальной природы флюксус-движения, которое в своем возникновении восходило к классической форме концерта. Вкладом автора в исследование темы является выделение основных стадий развития флюксус-искусства от концерта к перформансу. Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном искусствоведении произведен анализ первого флюксус-концерта, участия и роли Паттерсона в становлении движения и сделаны выводы о жанрово-стилевых особенностях таких форм флюксус-искусства как концерт и перформанс.
Abstract: The research subject is the anti-music nature of the Fluxus band’s art projects. The author studies the works of one of the founders and members of the band - American artist Benjamin Patterson. The author demonstrates the specificity of the process of appearance of a pragmatist performance genre out of the musical works of the artist. The article studies the transformation of a concert as a classic way of performing musical works into an anti-concert and then - into a performance. The author considers esthetic prerequisites of these processes in music phenomena of the mid-20th century similar to the Fluxus. Special attention is given to the study of implementation of these phenomena in the first public performance of Fluxus - Wiesbaden concert - and Patterson’s role in its organization. The research is based on the consideration of concert, anti-concert and performances documentation and recollections of the participants. On the base of these materials, the author conducts genre and style analysis of the main forms of artistic activity within anti-music. The author formulates the vision of anti-music nature of Fluxus-movement which in its formation harks back to the classical concert form. The author outlines the key stages of the fluxus-movement evolution from a concert to a performance. The author analyzes the first fluxus concert, Patterson’s role and participation in the formation of the movement, and concludes about genre and style peculiarities of such forms of fluxus art as concert and performance.