Пужкина А.А., Ким А.А. —
Санаторно-оздоровительная среда города Хабаровска. Основные тенденции развития
// Урбанистика. – 2023. – № 2.
– С. 16 - 28.
DOI: 10.7256/2310-8673.2023.2.40061
URL: https://e-notabene.ru/urb/article_40061.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается история развития архитектуры медицинских учреждений и принципов ее размещения в планировочной структуре города Хабаровска. Проведён анализ расширения и развития медицинских учреждений города Хабаровска с конца XIX в. до сегодняшнего дня. Приведены многочисленные примеры зданий медицинских учреждений, показывающие основные этапы развития данного типа сооружений в рассматриваемом населенном пункте. В ходе анализа проанализировано изменение стилистических и композиционных предпочтений в организации лечебных и санаторных учреждений. Проанализированы перспективные пути дальнейшей трансформации санаторной системы в аспекте архитектурно-градостроительного проектирования, с учетом региональных особенностей. В ходе работы выявлены следующие тенденции проектирования санаторно-реабилитационных центров в городской черте: 1) крупная блоковая организация здания, формирование комплексов; 2) акцент на интенсивности лечения, использование дневных стационаров; 3) индивидуализация дизайнерских решений, отказ от стереотипных больничных форм; 4) формирование гуманного пространства с лечебным потенциалом; 5) экологический подход и гармония с окружающей средой. Системный и комплексный анализ предмета исследования также позволил выявить основные требования к формированию подобных учреждений, такие как разработка функционального зонирования и планировочной организации, учитывающие особенности функционально новых отделений процедурных кабинетов со сложным оборудованием и многочисленными коммуникациями.
Abstract: The author examines the history of the development of the architecture of medical institutions and the principles of its placement in the planning structure of the city of Khabarovsk. The analysis of expansion and development of medical institutions of the city of Khabarovsk from the end of the XIX century to the present day is carried out. Numerous examples of buildings of medical institutions are given, showing the main stages of development of this type of structures in the locality under consideration. The author analyzes the change in stylistic and compositional preferences in the organization of medical and sanatorium institutions. The perspective ways of further transformation of the sanatorium system in the aspect of architectural and urban planning design, taking into account regional peculiarities, are analyzed. In the course of the work, the following trends in the design of sanatorium and rehabilitation centers in the city were identified: 1) large block organization of the building, the formation of complexes; 2) emphasis on the intensity of treatment, the use of day hospitals; 3) individualization of design solutions, rejection of stereotypical hospital forms; 4) the formation of a humane space with therapeutic potential; 5) ecological approach and harmony with the environment. A systematic and comprehensive analysis of the subject of the study also revealed the main requirements for the formation of such institutions, such as the development of functional zoning and planning organization, taking into account the features of functionally new departments of treatment rooms with complex equipment and numerous communications.
Кирпо А.Р., Ким А.А. —
Влияние японской культуры и эстетического мировоззрения ваби-саби на современную архитектуру
// Урбанистика. – 2022. – № 2.
– С. 38 - 45.
DOI: 10.7256/2310-8673.2022.2.38321
URL: https://e-notabene.ru/urb/article_38321.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования является влияние национальной культуры Японии на формирование современной архитектуры. Предметом исследования является проявление интерпретации мотивов национального японского мировоззрения ваби-саби в творчестве современных архитекторов. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как анализ японской мировоззренческой культуры, в которой выделяются понятия эстетической красоты ваби и саби, ставшие со временем неразрывными. Это многогранное понятие подразумевает тождественность красоты и естественности. Особое внимание уделяется восприятию, в некоторых случаях неосознанному, этого мировоззренческого течения современными европейскими и японскими архитекторами, которые зачастую воспринимали его посредством интерпретации мотивов и принципов японской архитектуры. Особым вкладом авторов в исследование темы является анализ творчества архитекторов в рамках не только интерпретации мотивов японской архитектуры, но и влияние одного из ее основополагающих компонентов — принципа ваби-саби. Новизна исследования заключается обобщении творчества как японских, так и европейских архитекторов и дизайнеров, в котором прослеживается влияние этого течения. Основными выводами проведенного исследования являются: архитекторы и дизайнеры в своих работах старались передать тесную связь природы и архитектуры, используя естественные материалы как в конструкциях, так и в декоре; именно поэтому многое в современную архитектуру и дизайн привнесло японское мировоззрение ваби-саби.
Abstract: The object of the study is the influence of the national culture of Japan on the formation of modern architecture. The subject of the study is the manifestation of the interpretation of the motives of the national Japanese worldview of Wabi-Sabi in the work of modern architects. The authors consider in detail such aspects of the topic as the analysis of Japanese worldview culture, in which the concepts of aesthetic beauty of wabi and sabi, which have become inseparable over time, stand out. This multifaceted concept implies the identity of beauty and naturalness. Particular attention is paid to the perception, in some cases unconsciously, of this ideological trend by modern European and Japanese architects, who often perceived it through the interpretation of the motives and principles of Japanese architecture. A special contribution of the authors to the study of the topic is the analysis of the creativity of architects within the framework of not only the interpretation of the motives of Japanese architecture, but also the influence of one of its fundamental components — the Wabi-Sabi principle. The novelty of the research is the generalization of the creativity of both Japanese and European architects and designers, in which the influence of this trend can be traced. The main conclusions of the study are that architects and designers in their works tried to convey the close connection between nature and architecture, using natural materials in both structures and decor. That is why the Japanese Wabi-sabi worldview has brought a lot to modern architecture and design.