Сивкина Н.Ю., Гусева А.С. —
Легенда о Стратонике: политический и религиозный аспект
// Исторический журнал: научные исследования. – 2024. – № 5.
– С. 163 - 173.
DOI: 10.7256/2454-0609.2024.5.71271
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_71271.html
Читать статью
Аннотация: Вопросы семейно-брачных отношений традиционно волновали историков и политиков с древнейших времен. В связи с этим необычные обстоятельства заключения брака единственного наследника державы Селевкидов Антиоха и его мачехи Стратоники не могли остаться без внимания античных авторов, пытавшихся рационально объяснить данное событие. В последние десятилетия интерес к жизни женщин в древности не просто возрос, но и поставил много дискуссионных вопросов, что подтверждает актуальность темы. Целью данной работы является исследование одного инцидента из жизни селевкидской царицы Стратоники, сравнение разных версий в источниках и выяснение факторов, повлиявших на историко–литературную традицию о ней. Выделение двух аспектов, в рамках которых следует рассматривать сюжет о браке Антиоха и Стратоники, позволит изменить современные представления об исключительно политическом характере данного решения Селевка Никатора. Методами исследования послужили как традиционные общефилософские методы анализа и синтеза, а также метод систематизации материалов, поскольку авторы обобщили разнообразные сохранившиеся сведения о Стратонике. Кроме того, использовались традиционные для античной истории методы: сравнительно-исторический, сравнительно-генетический, ретроспективный. Новизна настоящего исследования заключается в том, что авторы рассмотрели легенду не только с точки зрения ее содержания, но и формы изложения материала в контексте политики и религии ранних Селевкидов, что позволило утверждать о формировании в этот период исторического мифа, в который инцидент с вторичным замужеством царицы органично вписывался. В результате исследования авторы делают вывод о том, что легенда о влюбленности Антиоха в Стратонику могла быть искусственно создана при царском дворе не только для кратковременного обоснования данного шага, но и для подкрепления политического имиджа династии через религиозные символы и внешнее сходство с политикой «слияния народов» Александра Македонского. При этом именно взаимосвязь политического и религиозного аспекта повлияла на форму и содержание данной легенды.
Abstract: The issues of family and marriage relations have traditionally been of concern to historians and politicians since ancient times. In this regard, the unusual circumstances of the marriage of the sole heir of the Seleucid empire, Antiochus, and his stepmother Stratonica could not remain without the attention of ancient authors who tried to rationally explain this event. The purpose of this work is to study one incident from the life of the Seleucid queen Stratonica, compare different versions in the sources and clarify the factors that influenced the historical and literary tradition about her. The identification of two aspects within which the plot of the marriage of Antiochus and Stratonica should be considered will allow changing modern ideas about the exclusively political nature of this decision of Seleucus Nicator. The researсh used traditional methods for ancient history: comparative historical, comparative genetic, retrospective. The novelty of the study lies in the fact that the authors examined the legend not only from the point of view of its content, but also the form of presentation of the material in the context of politics and religion of the early Seleucids. This approach allowed us to assert that during their reign, the historical myth of Seleucus and his family began to form, into which the incident with the queen's second marriage organically fit. As a result of the study, the authors conclude that the legend of Antiochus's infatuation with Stratonica was artificially created at the royal court, it strengthened the political image of the dynasty with the help of religious symbols and external similarities with the policy of "merging peoples" of Alexander the Great. At the same time, it was the interrelationship of the political and religious aspects that influenced the form and content of this legend.
Сивкина Н.Ю., Борисова Е.Ю. —
Семья Филиппа II Македонского: культурологический подход античных авторов
// Человек и культура. – 2024. – № 2.
– С. 142 - 151.
DOI: 10.25136/2409-8744.2024.2.40599
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_40599.html
Читать статью
Аннотация: Филипп II Македонский имел беспрецедентное количество межэтнических браков и семерых детей, рожденных в этих союзах. Его матримониальная деятельность отвечала требованиям политики. Однако в трудах античных авторов содержится большое количество противоречивой информации, касающейся семьи Филиппа II. Попытки древних историков ретроспективно объяснить положение царских детей и жен часто затрудняет воссоздание истинной картины произошедшего. Античные авторы были представителями другой культуры, другой эпохи, отличной от времени правления Филиппа. Поэтому у современных исследователей до сих пор нет единого мнения, касающегося брачных отношений македонского царя и его семьи, что подтверждает актуальность данной темы. Целью настоящей статьи является выяснение роли членов царской семьи при дворе Филиппа, и факторов, влиявших на их участие в политических делах. Теоретической базой исследования являются сочинения Афинея, Плутарха, Помпея Трога и Диодора Сицилийского, а также работы современных авторов. В работе были использованы методы анализа и синтеза, метод систематизации материалов, а также сравнительно-исторический метод и метод исследования культурной памяти. В статье впервые сделана попытка рассмотреть историю семьи Филиппа Македонского, систематизировав все имеющиеся упоминания в источниках. Кроме того, авторы анализируют материал в контексте античного восприятия мира. В результате исследования авторы пришли к выводу, что все античные историки находились не только под влиянием греческих нравов и обычаев и традиционной дихотомии «эллины-варвары», но и писали свои труды под впечатлением современных им политических событий. Эти обстоятельства влияли на стремление историков рационализировать и объяснить происходившие в семье македонского царя события. Культурологический подход позволил античным авторам делать акценты лишь на важных с их точки зрения событиях, которые не всегда соответствовали действительности.
Abstract: Philip II of Macedon had an unprecedented number of interethnic marriages and seven children born in these unions. His matrimonial activity met the requirements of politics. However, the works of ancient authors contain a large amount of contradictory information concerning the family of Philip II. Attempts by ancient historians to retrospectively explain the situation of the royal children and wives often make it difficult to recreate the true picture of what happened. The ancient authors were representatives of a different culture, a different era, different from the time of Philip's reign. Therefore, modern researchers still do not have a single opinion regarding the marital relations of the Macedonian king and his family, which confirms the relevance of this topic. The purpose of this article is to clarify the role of members of the royal family at the court of Philip, and the factors that influenced their participation in political affairs. The theoretical basis of the research is the works of Athenaeus, Plutarch, Pompey Trog and Diodorus Siculus, as well as the works of modern authors. The methods of analysis and synthesis, the method of systematization of materials, as well as the comparative historical method and the method of studying cultural memory were used in the work. For the first time, the article attempts to consider the history of the family of Philip of Macedon, systematizing all available references in the sources. In addition, the authors analyze the material in the context of the ancient perception of the world. As a result of the study, the authors came to the conclusion that all ancient historians were not only influenced by Greek customs and customs and the traditional dichotomy of "Hellenes-barbarians", but also wrote their works under the impression of contemporary political events. These circumstances influenced the desire of historians to rationalize and explain the events that took place in the family of the Macedonian king. The culturological approach allowed the ancient authors to focus only on important events from their point of view, which did not always correspond to reality.
Сивкина Н.Ю., Григорьева С.В. —
Востоковедение в провинциальном вузе сегодня: к вопросу об эффективности преподавания
// Педагогика и просвещение. – 2024. – № 2.
– С. 202 - 213.
DOI: 10.7256/2454-0676.2024.2.43763
URL: https://e-notabene.ru/ppmag/article_43763.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является процесс преподавания востоковедных дисциплин в классическом университете. Своей целью авторы избрали обобщение накопленного опыта и выявление составляющих эффективности подготовки бакалавров истории. В условиях санкций, специальной военной операции, поворота российской внешней политики на Восток растет потребность в кадрах, разбирающихся в прошлом и настоящем развития государств Афро-Азиатского региона. Между тем, научных разработок, посвященных эффективности преподавания истории и современного состояния стран Азии и Африки явно недостаточно, в чем и состоит научная актуальность и новизна предлагаемой статьи. Методами исследования послужили общефилософские методы анализа, синтеза, систематизации материалов, методы наблюдения для получения студенческой рефлексии, опроса, методики работы со статистическими данными. В ходе исследования были выявлены основные составляющие эффективности преподавания востоковедных дисциплин: сохраняющаяся на протяжении всего процесса обучения: мотивация студентов; преемственность курсов и развитие межпредметных связей; качественное учебно-методическое обеспечения образовательного процесса; контроль и диагностирование успеваемости, достигаемые благодаря тесному сотрудничеству и взаимодействию преподавателей-востоковедов. Эта совместная работа, во-первых, позволяет подчинить учебный процесс общим целям и задачам обучения, учитывать возрастные и психолого-педагогические особенности студентов, формировать на разных уровнях универсальные и общепрофессиональные компетенции. Во-вторых, обеспечивает хорошую успеваемость студентов, формирование целостной картины истории стран Азии и Африки от древности до современности, сохраняет интерес студентов к региону на протяжении всего периода обучения. В-третьих, способствует конструктивному сотрудничеству, обмену опытом педагогической деятельности, совместным научным разработкам и их использованию в учебном процессе, что может быть с успехом востребовано при организации учебного процесса в других вузах.
Abstract: The subject of the study is the process of teaching Oriental disciplines at a classical university. The aim of the authors was to generalize the accumulated experience and identify the components of the effectiveness of the preparation of bachelors of history. Under the conditions of sanctions, a special military operation, and the turn of Russian foreign policy to the East, there is a growing need for personnel who understand the past and present development of the states of the Afro-Asian region. Meanwhile, scientific developments devoted to the effectiveness of teaching history and the current state of Asian and African countries are clearly insufficient, which is the scientific relevance and novelty of the proposed article. The research methods were general philosophical methods of analysis, synthesis, systematization of materials, observation methods for obtaining student reflection, survey, methods of working with statistical data. In the course of the study, the main components of the effectiveness of teaching Oriental disciplines were identified: the motivation of students that persists throughout the learning process; the continuity of courses and the development of interdisciplinary connections; high-quality educational and methodological support of the educational process; monitoring and diagnosis of academic performance achieved through close cooperation and interaction of Oriental teachers. This joint work, firstly, makes it possible to subordinate the educational process to the common goals and objectives of learning, to take into account the age and psychological and pedagogical characteristics of students, to form universal and general professional competencies at different levels. Secondly, it ensures good academic performance of students, the formation of a holistic picture of the history of Asian and African countries from antiquity to the present, maintains students' interest in the region throughout the entire period of study. Thirdly, it promotes constructive cooperation, exchange of teaching experience, joint scientific developments and their use in the educational process, which can be successfully demanded when organizing the educational process in other universities.
Сивкина Н.Ю., Можеровцева А.Д. —
Культ Сараписа в эллинистическом Египте как продолжение политики «слияния народов»
// Genesis: исторические исследования. – 2023. – № 1.
– С. 76 - 84.
DOI: 10.25136/2409-868X.2023.1.37361
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_37361.html
Читать статью
Аннотация: В рамках своей политики, направленной на создание сильного эллинистического Египта, Птолемеи создали и поддерживали синкретический культ Сараписа. Античные источники сохранили несколько красивых историй и легенд о появлении этого бога и его культа в Египте. Целью настоящей работы является выяснение политической роли этого культа в Египте, особенностей его восприятия разными слоями населения, что, в конечном итоге, повлияло на изменение политики Птолемеев в отношении местного населения. Основными методами исследования являются как общефилософские методы – анализ и синтез, так и специальные – сравнительно-исторический и сравнительно-генетический методы. В современном мире есть большое число стран (в том числе и Россия), в которых проживают разные народы, имеющие разные традиции и верования. Изучение египетской версии политики «слияния народов» и культа Сараписа, как одного из ее составных частей, помогает понять, каких факторов следует избегать в попытке сгладить противоречия и создать крепкое межнациональное объединение, что обуславливает актуальность и новизну исследования. По замыслу создателей культ Сараписа должен был быть понятен и близок и грекам, и египтянам. Поэтому облик бога, традиции и ритуалы включали в себя греческие и египетские элементы, что должно было сблизить население на почве поклонения этому богу и способствовать укреплению центральной власти. Но в действительности оказалось, что в самом Египте культ Сараписа не стал популярен ни у эллинов, ни у местного населения. Политика объединения разных этносов на основе религиозного фактора без проведения такой же политики сближения в других сферах (военной, административной и т.п.) была обречена на провал.
Abstract: As part of their policy aimed at creating a strong Hellenistic Egypt, the Ptolemies created and maintained the syncretic cult of Sarapis. Ancient sources have preserved several beautiful stories and legends about the appearance of this god and his cult in Egypt. The purpose of this work is to clarify the political role of this cult in Egypt, the peculiarities of its perception by different segments of the population, which ultimately influenced the change in the Ptolemaic policy towards the local population. The main research methods are both general philosophical methods – analysis and synthesis, and special – comparative-historical and comparative-genetic methods. In the modern world, there are a large number of countries (including Russia) in which different peoples live, having different traditions and beliefs. The study of the Egyptian version of the policy of "merging peoples" and the cult of Sarapis, as one of its components, helps to understand what factors should be avoided in an attempt to smooth out contradictions and create a strong interethnic association, which determines the relevance and novelty of the study. According to the creators, the cult of Sarapis should have been understandable and close to both Greeks and Egyptians. Therefore, the image of God, traditions and rituals included Greek and Egyptian elements, which was supposed to bring the population closer together on the basis of worship of this god and contribute to strengthening the central government. But in reality it turned out that in Egypt itself the cult of Sarapis did not become popular with either the Hellenes or the local population. The policy of uniting different ethnic groups on the basis of the religious factor without carrying out the same policy of rapprochement in other spheres (military, administrative, etc.) was doomed to failure.
Сивкина Н.Ю., Кривощекова Е.В. —
Вавилония как центр раннеселевкидской империи
// Исторический журнал: научные исследования. – 2023. – № 1.
– С. 109 - 117.
DOI: 10.7256/2454-0609.2023.1.39671
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_39671.html
Читать статью
Аннотация: Интерес к державе Селевкидов и проблемам организации политического пространства на эллинистическом Востоке в последнее время обусловлен методологическим поворотом в историографии эпохи эллинизма. Эти изменения актуализировали изучение роли Вавилонии в империи первых Селевкидов по данным нарративных и эпиграфических источников. Сатрапия предстает в них регионом, где началась политическая карьера диадоха и основателя династии Селевка после смерти Александра Великого. Именно здесь наиболее закрепилась его власть, по всей видимости, поддерживаемая местными жреческими элитами. Хотя в историографии вопрос политического центра государства Селевкидов рассматривался, однако систематизированного изучения так и не получил. Научная новизна заключается в изучении раннеселевкидского государства и особенностей восточной политики первых Селевкидов в имперском контексте. Методологической базой являются методики, используемые для изучения имперских и поликультурных пространств, а также общенаучные философские и исторические методы. Исследование легендарных сведений о Селевке вскрыло частые ссылки на Вавилонию в предсказаниях ему будущей власти, которые следует воспринимать как vaticinium ex eventu. Это говорит об идеологическом и «мифополитическом» значении образа Вавилонии для Селевкидов, что можно объяснять как стратегической и экономической ролью региона, так и его значением в политике Александра, что можно трактовать как проявление «imitatio Аlexandri».
Abstract: The interest in the Seleucid empire and the problems of organizing the political space in the Hellenistic East has recently been due to a methodological turn in the historiography of the Hellenistic era. These changes actualized the study of the role of Babylonia in the empire of the first Seleucids according to narrative and epigraphic sources. The satrapy appears in them as the region where the political career of Diadochus and the founder of the Seleucus dynasty began after the death of Alexander the Great. It was here that his power was most entrenched, apparently supported by local priestly elites. Although the question of the political center of the Seleucid state has been considered in historiography, however, it has not received systematic study. The scientific novelty lies in the study of the early Seleucid state and the peculiarities of the eastern policy of the first Seleucids in the imperial context. The methodological basis is the methods used to study imperial and multicultural spaces, as well as general scientific philosophical and historical methods. The study of the legendary information about Seleucus revealed frequent references to Babylonia in predictions of his future power, which should be perceived as a vaticinium ex eventu. This indicates the ideological and "mythological" significance of the image of Babylonia for the Seleucids, which can be explained both by the strategic and economic role of the region and its significance in Alexander's policy, which can be interpreted as a manifestation of "imitatio Alexandri".
Сивкина Н.Ю. —
Мифологизация и рационализация образа знаменитой царицы Македонии
// Исторический журнал: научные исследования. – 2022. – № 1.
– С. 48 - 56.
DOI: 10.7256/2454-0609.2022.1.37557
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_37557.html
Читать статью
Аннотация: Одна из знаменитых женщин античной истории – Олимпиада, мать Александра Македонского – представлена в источниках как жестокая, мстительная и властная женщина. Традиционно считается, что на складывание такого образа повлияли особенности источников: негреческое происхождение авторов, написание трудов в более поздние времена, непонимание македонских обычаев и нравов. Целью данной работы является рассмотрение некоторых известных фактов из жизни Олимпиады в мифологическом контексте. Выделение характерных особенностей, которые повлияли на сложившийся в историографии образ этой знаменитой царицы, позволит изменить современные представления о ней. В исследовании использовались традиционные для античной истории методы и подходы. Принцип историзма необходим для понимания причинно-следственных связей, принцип системности важен для систематизации сохранившихся данных об этой царице. Общефилософские методы анализа и синтеза дополняются специальными: сравнительно-историческим, методом ретроспекции. Новизна настоящего исследования заключается в попытке автора показать влияние мифологических образов и символов на эллинистическую историографию и выделить рационалистические конструкции древних авторов. В результате исследования автор делает вывод о том, что на закрепившийся в историографии образ Олимпиады повлияло не только негативное отношение к ней древних историков, но и их попытки рационально объяснить события, исходя из знания последствий. Однако мифологическое сознание тоже наложило свой отпечаток на их творчество. Жизнь Александра Македонского обрастала мифами, и все люди, близкие ему, также попадали в сферу мифологических представлений. Поэтому в источниках образ царицы не просто сильно искажен, но наделен символическими, свойственными для мифов, характеристиками.
Abstract: One of the famous women of ancient history – Olympias, the mother of Alexander the Great – is represented in the sources as a cruel, vindictive and domineering woman. Traditionally, it is believed that the formation of such an image was influenced by the peculiarities of the sources: the non-Greek origin of the authors, the writing of works in later times, misunderstanding of Macedonian customs and mores. The purpose of this work is to consider some well-known facts from the life of the Olympiad in a mythological context. Highlighting the characteristic features that influenced the image of this famous queen that has developed in historiography will allow us to change modern ideas about her. The study used traditional methods and approaches for ancient history. The principle of historicism is necessary for understanding cause-and-effect relationships, the principle of consistency is important for systematization of preserved data about this queen. The general philosophical methods of analysis and synthesis are supplemented by special ones: comparative historical, the method of retrospection. The novelty of this research lies in the author's attempt to show the influence of mythological images and symbols on Hellenistic historiography and highlight the rationalistic constructions of ancient authors. As a result of the research, the author concludes that the image of the Olympiad, which has become entrenched in historiography, was influenced not only by the negative attitude of ancient historians towards it, but also by their attempts to rationally explain events based on knowledge of the consequences. However, the mythological consciousness also left its mark on their work. The life of Alexander the Great was overgrown with myths, and all the people close to him also fell into the sphere of mythological representations. Therefore, in the sources, the image of the queen is not just greatly distorted, but is endowed with symbolic characteristics characteristic of myths.
Сивкина Н.Ю., Борисова Е.Ю. —
Обстоятельства вступления Филиппа II Македонского на престол: проблемы и дискуссии
// Исторический журнал: научные исследования. – 2021. – № 6.
– С. 84 - 92.
DOI: 10.7256/2454-0609.2021.6.36871
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_36871.html
Читать статью
Аннотация: Фигура македонского царя Филиппа II до сих пор вызывает много споров среди исследователей. Целью статьи является изучение проблем и противоречий, связанных с обстоятельствами вступления Филиппа II Македонского на престол (360/359-336 гг. до н.э.). Отдельно рассматриваются дискуссии, касающиеся его нахождения в фиванском и иллирийском плену, а также вопрос их влияния на дальнейшую политику Филиппа. Особое внимание уделяется проблеме регентства и тесно связанной с ней системе македонского престолонаследия. В качестве методов использовались общефилософские: анализ и синтез, а также специальные: сравнительно-исторический метод и метод ретроспекции.
Научная новизна заключается в комплексном анализе источников, на основе которых авторы пересматривают начальный период правления царя. В результате исследования авторы пришли к выводу, что в юности Филипп, вероятнее всего, был заложником не только в Фивах, но и в Иллирии. По мнению авторов, необходимо изменить традиционно закрепившийся в историографии 359 г. до н.э. как начало правления Филиппа II на 360 г. до н.э. Кроме того, сложная международная обстановка и внутренняя нестабильность в стране должны были повлиять на провозглашение Филиппа царем без периода регентства.
Abstract: The persona of the Macedonian King Philip II continues to stir controversy among researchers. The goal of this article is lies in examination of the problems and contradictions associated with the circumstances of accession to the throne of Philip II of Macedon (360/359-336 BC). Separate attention is given to the discussions on his captivity in Thebes and Illyria, as well as their impact upon Philip's future policy. The author considers the problem of regency and interrelated system of Macedonian succession to the throne. The scientific novelty lies in comprehensive analysis of the sources that describe the initial period of the reign of Philip II of Macedon. The conclusion is made that in his youth years, Philip was being held in captive not only in Thebes, but in Illyria as well. The authors believe that the beginning of the reign of Philip II of Macedon, which is traditionally considered in historiography as 359 BC, should be replaced with 360 BC. Moreover, the complicated international situation alongside domestic instability should have influenced the proclamation of Philip II as king without a regency period.