Крус Фахардо Ю. —
Переосмысление исторических событий штурма Дворца Правосудия в Колумбии в 1985 г. в национальном искусстве
// Культура и искусство. – 2022. – № 1.
– С. 57 - 78.
DOI: 10.7256/2454-0625.2022.1.36775
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_36775.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является тема насилия в колумбийском искусстве как отражение политических и социальных конфликтов в стране. Политические, экономические и социальные проблемы в истории Колумбии XX в. настолько тесно переплетаются, что в результате возникает сложная взрывоопасная ситуация государственных переворотов и террора, не могущая не повлиять на разные виды искусства страны и остаться не замеченной представителями культурной элиты. Конфликт, тянущийся с начала XX века, отражается как в колумбийской архитектуре, так и в произведениях большинства колумбийских живописцев. Причем отражается прямо противоположным образом как выражение поправения и отдаления от избирателей в архитектуре и с критической точки зрения в живописи.
В качестве примера изменений в архитектуре в статье анализируются проекты Дворца Правосудия. Тенденции в изобразительном искусстве раскрыты на творчестве Беатрис Гонсалес и Дорис Сальседо. Особое место в их работах нашло одно из центральных событий политической и социальной истории Колумбии XX в. - штурм Дворца Правосудия в 1985 г. Новизна статьи заключается в использовании сравнительного метода анализа. В первый раз на русском языке проводится параллель между архитектурными изменениями в проектах Дворца правосудия в Боготе и влиянием, которое события 6 и 7 ноябре 1985 года оказали на живопись Колумбии. Для изучения этого влияния рассмотрены работы двух известных колумбийских художников, чье творчество глубоко затронули события ноября 1985. В статье показано, что разные виды искусства по-разному реагируют на политические и социальные пертурбации, происходящие в стране. Причиной чего оказываются различия, связанные с дифференциацией политико-социального заказа в разных видах искусства.
Abstract: The subject of this research is the theme of violence in Colombian art as a reflection of political and social conflicts in the country. Political, economic and social problems in the history of Colombia of the XX century are closely intertwined, resulting in a complicated situation of coups d’état and terror, which affects different types of art in the country and representatives of the cultural elite. The conflict that stretches since the early XX century is reflected in the Colombian architecture and painting. It is depicted as rather conservatism and alienation from the constituency in architecture, and from the critical perspective in painting. The projects of the Palace of Justice are taken as an example of the changes in architecture. Trends in the visual arts are revealed in the works of Beatriz Gonzalez and Doris Salcedo. One of the central events in the political and social history of Colombia of the XX century – 1985 Palace of Justice siege – has found a special place in their art. The novelty of this research lies in using the comparative method of analysis. This is the first Russian-language research to draw the parallel between the architectural changes in the projects of the Palace of Justice in Bogota and the impact of the events of November 6 and 7, 1985 upon Colombian painting based on the works of the two remarkable Colombian artists. It is established that different types of art show different response to the political and social disturbances that take place in the country. This is substantiated by differentiation of the political-social order in various types of art.
Крус Фахардо Ю. —
Фернандо Ботеро и тема насилия в искусстве Колумбии
// Культура и искусство. – 2021. – № 12.
– С. 66 - 80.
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.12.35556
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_35556.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования ‒ тема насилия в Колумбии в творчестве колумбийского художника Фернандо Ботеро, главным образом в его произведениях конца XX века. Обращено внимание на выявление предпосылок к появлению темы насилия в живописи Ботеро, для чего анализируется косвенное присутствие обозначенной темы в творчестве автора с самого начала его карьеры, исследовано зрелое и позднее творчество Ботеро. Показано, что художник подходил к отражению темы насилия с разных точек зрения, изображая массовые убийства, пытки, смерть и принудительное перемещение. Для подготовки данной публикации использовался метод, основанный на иконографическом анализе произведений мастера, а также метод художественно-стилистического анализа. Научная новизна работы заключается в анализе темы, актуальной для культуры и истории латиноамериканской страны, раскрытой в творчестве художника, который на протяжении всей своей карьеры дистанцировался от понимания искусства как сопротивления. Среди сделанных выводов можно отметить мысль о том, что работы Ботеро можно назвать формой фиксации кровавой истории страны, без стремления со стороны их автора придерживаться какой-либо политической или партийной идеологии. Манера, используемая Ботеро для реализации серии "Насилие в Колумбии" - та же, к которой художник обращается на протяжении всей своей карьеры, что приводит к искажению и карикатурности художественной формы, в соединении с трагизмом сюжетов усугубляющей драматичность звучания выбранных тем. Работы Ботеро конца века имеют неоценимую культурную ценность для Колумбии.
Abstract: The subject of this research is the theme of violence in Colombia in the works of the Colombian artist Fernando Botero, mainly of the XX century. Attention is given to determination of the prerequisites for the emergence of the theme of violence in his painting. For this purpose, analysis is conducted on the indirect presence of this theme in Botero’s works since the very beginning of his career to paintings of mature and later periods. It is demonstrated that the artist approached the reflection of the theme of violence from different perspectives, depicting massacres, tortures, death, and involuntary relocation. The article employs the method based on iconographic analysis of the artist’s works, as well as artistic and stylistic analysis. The scientific novelty lies in examination of the topic relevant to the culture and history of the Latin American country, revealed in the works of Fernando Botero, who distanced himself from comprehension of art as resistance throughout his entire career. The author concludes that the Botero’s paintings may be called a form of depicting the slaughterous history of the country, without adherence of the painter to any political or party ideology. The manner used by Botero in the series “Violence in Colombia” is identical the artist resorts to throughout his career, which leads to distortion and caricaturing of the artistic form, in combination with the tragedy of storylines, which aggravates the dramatic character of the chosen themes. The works of Botero of the late XX century are of invaluable cultural value for Colombia.