Попов Н.А. —
Материализм как мировоззренческая позиция. Статья вторая: о недостающем требовании к научным теориям и мировоззренческой уязвимости основных идей неклассической физики
// Философия и культура. – 2024. – № 4.
– С. 12 - 35.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.4.70027
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_70027.html
Читать статью
Аннотация: Предметом данного исследования является материализм, понимаемый в самом широком смысле этого понятия: и как философское учение, и как образ жизни, соответствующий определённой мировоззренческой позиции. Целью является выяснение объективной роли этой мировоззренческой позиции в различных областях человеческой деятельности. В центре исследования стоит вопрос о сущности материалистических представлений о мире, скрывающемся за чувственно данной человеку реальностью. Исследование состоит из двух частей, публикуемых отдельными статьями. Первая часть посвящена истокам материалистического мировоззрения и основного вопроса философии, а в данной, второй её части, рассматривается вопрос о философских проблемах неклассической физики, выявляется корень этих её проблем, проводится сравнительный мировоззренческий анализ основных представлений классической и неклассической физики и подводится общий итог проведённого исследования. Методологией данного исследования является принцип материалистического монизма, согласно которому в основе абсолютно всех явлений познаваемого человеком мира может лежать только нечто материальное, "воздействующее". Общие выводы данного исследования таковы: корни материалистического мировоззрения уходят к истокам жизни, к такому условию успешной жизнедеятельности живых существ, которое по своей сути является мировоззренческим; это условие, названное автором Основным Вопросом Жизни, является исторической предтечей Основного Вопроса Философии; мировоззренческая позиция, равнозначная материалистическому решению ОВФ, присуща жизнедеятельности абсолютно всех живых существ; все люди в своей повседневной и практической деятельности являются прирождёнными материалистами. Кроме того, в данном исследовании уточняется представление о сущности материалистического учения; показывается исключительность материалистического мировоззрения как единственно верного мировоззрения; даётся уточнённое определение понятия материи; доказывается необходимость смещения "цента тяжести" современного материалистического учения с диалектики на принцип материалистического монизма; формулируется недостающее требование к научным теориям для обеспечения их мировоззренческой жизнеспособности; показывается мировоззренческая несостоятельность основных идей новой, неклассической физики.
Abstract: The subject of this study is materialism, understood in the broadest sense of this concept: both as a philosophical doctrine and as a way of life corresponding to a certain worldview position. The aim is to clarify the objective role of this worldview position in various fields of human activity. At the center of the research is the question of the essence of materialistic ideas about the world hiding behind the sensually given reality to man. The study consists of two parts, published in separate articles. The first part is devoted to the origins of the materialistic worldview and the main question of philosophy, and in this, its second part, the question of the philosophical problems of non-classical physics is considered, the root of these problems is revealed, a comparative worldview analysis of the basic concepts of classical and non-classical physics is carried out and the overall result of the research is summarized. The methodology of this research is the principle of materialistic monism, according to which absolutely all phenomena of the human-cognizable world can be based only on something material, "influencing". The general conclusions of this study are as follows: the roots of the materialistic worldview go back to the origins of life, to such a condition of successful vital activity of living beings, which is inherently ideological; this condition, called by the author the Main Question of Life, is the historical forerunner of the Main Question of Philosophy; the worldview position, equivalent to the materialistic solution of the OVF, is inherent in the vital activity of absolutely all living beings; all people in their daily and practical activities are born materialists. In addition, this study clarifies the idea of the essence of materialistic teaching; shows the exclusivity of the materialistic worldview as the only true worldview; provides a refined definition of the concept of matter; proves the need to shift the "center of gravity" of modern materialistic teaching from dialectics to the principle of materialistic monism; formulates the missing requirement for scientific theories to ensure their ideological viability; shows the ideological inconsistency the main ideas of the new, non-classical physics.
Попов Н.А. —
Философский анализ специальной теории относительности на соответствие её содержания необходимому условию его объективности
// Философия и культура. – 2023. – № 2.
– С. 49 - 75.
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.2.39819
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_39819.html
Читать статью
Аннотация: Предметом данного исследования является специальная теория относительности (СТО) А. Эйнштейна, споры о которой продолжаются уже более ста лет. Целью исследования является оценка СТО со стороны того, возможно ли в самой природе всё то, о чём идёт речь в этой теории и тем самым в новой, релятивистской физике. При этом особое внимание автор уделяет трём вопросам: принципу относительности, необходимому условию объективности содержания научных теорий и эйнштейновскому стилю научного мышления, предопределившему мировоззренческую составляющую СТО и всей релятивистской физики. Но не остаются без внимания и такие вопросы, как релятивистские сокращения длин и длительностей, относительность одновременности и единое пространство-время. В ходе исследования выявлена ошибочность давно возникшего и широко распространённого мнения об относительности свойств. Выявлено необходимое условие объективности научных теорий. Выявлена природная форма выражения величин и показан безотносительный характер всех природных величин. Выявлена скрытая форма относительности, присущая постулату СТО о постоянстве скорости света во всех инерциальных системах отсчёта и распространяемая в СТО на величину всех рассматриваемых в ней длин и длительностей. Показано, что в основе такой относительности лежит зависимость величин от выбора систем их отражения. Показано, что в самой природе такая зависимость невозможна. Делается вывод об ошибочности СТО. При этом перечисляются факторы, выступившие благоприятной почвой для появления и распространения этой ошибочной теории.
Abstract: The subject of this study is the special theory of relativity (SRT) by A. Einstein, the debate about which has been going on for more than a hundred years. The aim of the study is to evaluate SRT from the side of whether everything that is discussed in this theory and thus in the new, relativistic physics is possible in nature itself. At the same time, the author pays special attention to three issues: the principle of relativity, the necessary condition for the objectivity of the content of scientific theories and the Einstein style of scientific thinking, which predetermined the ideological component of SRT and all relativistic physics. But such issues as relativistic reductions of lengths and durations, the relativity of simultaneity and a single space-time do not remain without attention. The study revealed the fallacy of a long-standing and widespread opinion about the relativity of properties. The necessary condition for the objectivity of scientific theories is revealed. The natural form of expression of quantities is revealed and the non-relative nature of all natural quantities is shown. The hidden form of relativity inherent in the SRT postulate about the constancy of the speed of light in all inertial reference frames and extended in SRT to the magnitude of all lengths and durations considered in it is revealed. It is shown that such relativity is based on the dependence of the quantities on the choice of their reflection systems. It is shown that such dependence is impossible in nature itself. It is concluded that the SRT is erroneous. At the same time, the factors that served as favorable ground for the emergence and spread of this erroneous theory are listed.
Попов Н.А. —
Однозначный детерминизм в плену иллюзорных представлений
// Философия и культура. – 2021. – № 2.
– С. 12 - 41.
DOI: 10.7256/2454-0757.2021.2.34741
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_34741.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена прояснению вопроса о том, насколько обоснованы обвинения, предъявляемые однозначному детерминизму со стороны современной физики и вероятностного мышления. Действительно ли он несовместим с наличием различных возможностей, случайностей, свободной воли и некоторыми закономерностями микромира? Действительно ли он ведёт к абсолютной предопределённости? Действительно ли представление о всеобщности и фундаментальности однозначной причинности устарело? Действительно ли динамические закономерности могут быть чем-то ограничены в области их проявления? И действительно ли их могут подменить и потеснить вероятностные закономерности? При этом в основу логики исследования положено выявление сущности всех тех явлений, с которыми якобы несовместим однозначный детерминизм, а в ходе исследования автор придерживается линии последовательного проведения принципа материалистического монизма. Главный вывод состоит в том, что классическое представление о всеобщности и фундаментальности однозначной причинности нисколько не устарело и полностью совместимо с наличием различных возможностей, случайностей, свободной воли и вероятности. Выявлена природа возможностей и случайностей и показана неотделимость этих явлений от прогностической деятельности человека. Выявлена неразрывная связь динамических закономерностей с материальностью познаваемого человеком мира и тем самым показана их ничем не ограниченная фундаментальность. Выявлена природа вероятностных закономерностей и показана их неотделимость от динамических. Даны доказательства того, что однозначная причинность вовсе не ведёт к абсолютной предопределённости событий. Подчёркнута важность мировоззренческого критерия истинности научных представлений и дано уточнённое определение материи.
Abstract: This article attempt to clarify whether the accusations brought by modern physics and probabilistic thinking against unambiguous determinism are justified. Is it incompatible with the existence of various possibilities, coincidences, free will, and certain laws of microcosm? Does it really lead to absolute predetermination? Is the perception of universality and fundamentality of unambiguous causation really outdated? Can the dynamic laws be limited in their manifestation? Can they be replaced with probabilistic laws? At the same time, the logic of research is founded on determination of the essence of all the phenomena that are supposedly incompatible with the unambiguous determinism. In the course of research, the author adheres to gradual implementation of the principle of materialistic monism. The conclusion is made that the classical representation of universality and fundamentality of unambiguous causality remains relevant and is fully compatible with the presence of various possibilities, coincidences, free will, and probability. The author reveals the nature of possibilities and coincidences, as well as indicated inseparability of these phenomena from the predictive activity of a human. The article also determines inextricable link between the dynamic laws and the materiality of the cognizable world, which testifies to their unlimited fundamentality. The nature of probabilistic laws and their inseparability from dynamic laws is underlined. The author provides arguments that unambiguous causality does not lead to absolute predomination of events, emphasizes the importance of the worldview criterion of validity of scientific representations; and clarifies the definition of matter.
Попов Н.А. —
Сущность времени и пространства в свете отражательной активности человеческого мозга
// Философия и культура. – 2020. – № 1.
– С. 15 - 38.
DOI: 10.7256/2454-0757.2020.1.31713
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_31713.html
Читать статью
Аннотация: Предметом подробного рассмотрения являются следующие вопросы: что позволяет человеку отличать временное явление от всех других?; достаточно ли для встречи с временным явлением одной лишь изменчивости материального мира?; каковы истоки неразрывной связи времени с движением и пространством?; что такое длительность и чем она отличается от времени?; что позволяет часам и календарям быть выразителями времени?; чем обусловлены все те свойства, которые принято приписывать времени?; какова природа тех свойств, которые приписываются пространству?
Использованы методы логико-теоретического анализа. Автор предлагает свой собственный подход к решению проблемы времени. Он состоит в том, что, прежде чем говорить о той или природе времени, следует чётко осознать, о каком, собственно, явлении идёт речь: какова его отличительная черта, позволяющая его идентифицировать, и каковы форма, способ и условия его проявления. Выявлена неразрывная связь временного явления с той функцией, которой люди неосознанно наделяют в ходе своей практической деятельности отношения очерёдности появления, образуемые сменой текущих состояний вращения Земли. Обнаружена активная роль мозга субъекта в "организации" временного явления. Выявлена принадлежность понятия времени к разряду понятий-статусов и общая специфика объективного содержания таких понятий. Делается вывод о том, что было время, когда времени ещё не было. Даются определения основных временных понятий на основе выявленного объективного содержания этих понятий. Констатируется факт появления совершенно новой концепции времени, дающей ключ к разгадке всех его тайн.
Abstract: The subject of this research is defined by the following question: what allows a person to differentiate time phenomenon from all other; is inconsistency of materialistic world alone enough for encountering the time phenomenon; what are the sources of inseparable link between time with action and space; what is duration and how it differs from time; what is the substantiation for all properties assigned to time; what is the nature of qualities attributed to space? The author proposes an original approach towards solution of the problem of time: before speaking of one or another nature of time, it should be clearly realized which phenomenon is in question, what is the distinctive feature allowing its identification, and what are the form, way and conditions of its manifestation. The article determines an inseparable link of the time phenomenon with the function that people unconsciously assign in the course of their practical activity to sequence of occurrences, formed by the shift in current states of rotation of the Earth. Active role of brain of the subject in “organization” of time phenomenon is revealed alongside. The affiliation of the concept of time to the range of concept-statuses alongside general specificity of the objective concept of such concepts are determined. The conclusion is made that there was a time when time did not exist. The author provides definitions to the fundamental time concepts based on the revealed objective content of these concepts. The fact is stated on the emergence of a completely new concept of time that gives the key to unraveling all of its mysteries.