Мюрберг И.И. —
Идеология имеет значение: европейская политическая философия в поисках концепции идеологии XXI в.
// Философская мысль. – 2020. – № 8.
– С. 39 - 59.
DOI: 10.25136/2409-8728.2020.8.33672
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_33672.html
Читать статью
Аннотация: В ряду классических теорий идеологии XIX-XX вв. наиболее влиятельным (при ретроспективной оценке) следует признать марксистское понимание идеологии как «ложного сознания». Проблематичность преодоления этого понимания обуславливает современную ситуацию недоверия к самому институту идеологии. Цель исследования – показать принципиальную новизну ряда утверждающихся в последние десятилетия способов формирования обновленной политической идеологии, приходящей на смену идеологии марксистского типа. Формирующееся новое видение отчасти вырастает из политико-философской классики XX в.Отправным пунктом исследования служит тот факт, что с середины прошлого века идеологию стали воспринимать как одно из наиболее проблемных полей в западноевропейской политической мысли. Рассматриваются теоретико-методологические подходы М.Фуко, усиленные методом морфологического анализа. Применительно к проблеме модернизации идеологии, преследуемая Фуко цель заключена в выявлении исторически конкретного «порядка дискурса», противостоящего неолиберальному полиморфизму в качестве политического «искусства управлять» («Рождение биополитики»). Данный подход предполагает, наряду с другими принципами, следование принципу самокритики философского познания идеологии. В когнитивных рамках политической философии он выступает как разрешение, говоря о «политическом», уходить в область философских понятий от уже сложившегося языка политической науки – там, где этого требует задача описания находящегося в процессе становления «режима истины».
Abstract: Marxist understanding of ideology as a “false consciousness” should be recognized as most influential (in retrospective assessment) among classical theories of ideology of the XIX and XX centuries. The problem of overcoming this understanding substantiates current situation of distrust of the institution of ideology itself. The goal of this research consists in demonstration of fundamental novelty of certain methods of formation of the renewed political ideology that replace Marxist ideology. The establishing new perspective to some extent originates with the political and philosophical classics of the XX century. The starting point of this research is the fact that since the middle of the previous century, the ideology was perceived as one of the most problematic fields of the Western European political thought. The author examines the theoretical-methodological approaches of M. Foucault, enhanced with the method of morphological analysis. Applicable to the problem of modernization of ideology, the goal traced by Foucault lied in determination of the historically specific “discourse order” opposed to neoliberal polymorphism as the political “art of governance” (“the birth of biopolitics”). This approach suggests following the principle of self-criticism in philosophical cognition of ideology alongside other principles. Within the cognitive framework of political philosophy, it manifests as a solution, speaking of the “political”, going into the field of philosophical concepts from the established language of political science to where it is required by the task for describing “regime of the truth”.
Мюрберг И.И. —
О влиянии современного философского дискурса на развитие политической теории (на примере сравнения материковых и островных учений о свободе воли в западной философии ХХ в.)
// Политика и Общество. – 2017. – № 10.
– С. 59 - 69.
DOI: 10.7256/2454-0684.2017.10.24548
URL: https://e-notabene.ru/psmag/article_24548.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматриваются современные философские освещения концепта свободы воли. Основной объем этих работ публикуется в иноязычных книгах и периодических изданиях, что отражает отсутствие в отечественном философском дискурсе традиции отношения к свободе воли как к понятию, занимающему достойное место в современном научном (в том числе, современном политологическом) исследовании. Особо рассматриваются наиболее типичные для европейской мысли темы и теоретические основания для привлечения понятия свободы воли в дискурс популярных западных философских течений. Основные подходы и методы исследования в основном соответствуют утвердившемуся в западноевропейской философии ХХ в. делению на континентальную и островную философию. Новизна исследования заключается в задаче преодоления исторически сложившуюся в отечественной мысли тенденции отождествления понятия свободы воли с liberum arbitrium. Одна из решаемых в статье задач - раскрытие присущей концепту «свобода воли» современной значимости; политико-философский потенциал этого понятия раскрывается на материале феноменологического учения Мерло-Понти. В контексте статьи это учение излагается как частный случай «континентальной» (неклассической) европейской философии.
Abstract: This article reviews the modern philosophical interpretation of the concept of free will. Majority of these works are published in foreign books and periodicals, which reflects that the Russian philosophical discourse lacks the tradition of relation to free will as a notion that holds a rightful place in the modern (including the modern politological) research. Special attention is given to consideration of most typical for the European thought topics and theoretical grounds for attracting the concept of free will into the discourse of popular Western philosophical movements. The key methods and approaches of the work correspond with the established in Western European philosophy of the XX century division into continental and insular philosophy. The scientific novelty consists in the task of overcoming the historically entrenched within the national thought trend of identification of the concept of free will with liberum arbitrium. The article reveals the characteristic to the concept of free will contemporary relevance; the political-philosophical potential of this concept is explained using the material of phenomenological doctrine of Merleau-Ponty, which in terms of this research is interpreted as a particular case of continental (nonclassical) European philosophy.
Шушкина А.Г., Мюрберг И.И. —
Феномен массового общества и кризис европейской индивидуальности: политико-философская интерпретация
// Политика и Общество. – 2017. – № 9.
– С. 96 - 110.
DOI: 10.7256/2454-0684.2017.9.24207
URL: https://e-notabene.ru/psmag/article_24207.html
Читать статью
Аннотация: В статье исследуются наиболее значимые, по мнению авторов, интерпретации феномена массового общества, вошедшие в политико-философский дискурс ХХ-XXI вв. Цель исследования – раскрыть своеобразие каждой из концепций, дать оценку степени полноты освещения ею проблемы массового общества и релевантности теоретико-методологических средств, используемых авторами сопоставляемых концепций. Следование этой цели позволило сконцентрировать внимание, с одной стороны, на анализе проблемы массового общества в концептуальном поле Франкфуртской школы социальных исследований (Т. Адорно), а с другой - на системе философских подходов к проблеме, изложенной в книге Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». При выборе методов исследования авторы статьи учитывали особенности собственной общеметодологической установки, принимающей за неизбежное (для данной проблемной области) ориентацию на трансдисциплинарный характер самогó подхода к теме массового общества. Используемые в работе исторический и сравнительный подходы, вкупе с герменевтическим анализом, служат цели показать зависимость глубины понимания предмета от степени учета культурно-исторической обусловленности современных обращений к проблеме массового общества («человека массы»); в их рамках осуществляется дискурс-анализ соответствующих теоретических ракурсов. Новизна выбранного подхода заключается, в первую очередь, в сопоставлении различных направлений дисциплинарного охвата исследуемой темы. Именно на результаты этого сопоставления опирается система применяемых в работе подходов и методов. Результат исследования – достижение исторически углубленного, философски многостороннего понимания феномена современного массового общества.
Abstract: This article examines the most relevant interpretations of the phenomenon of mass society contained in the political-philosophical discourse of the XX-XXI centuries. The goal of the research lies in revealing the distinctness of each concept, as well as give assessment to the completeness of interpretation of the problem of mass society and relevance of the theoretical-methodological means applied by the authors of the compared concepts. Attention is centered around on the analysis of the problem of mass society within the conceptual field of Frankfurt School of Social Research (T. Adorno) on one hand, and the system of philosophical approaches towards the problem described in the book by José Ortega y Gasset “The Revolt Of The Masses” – on the other. The applied in the article historical and comparative approaches, in combination with the hermeneutic analysis, serve the purpose to demonstrate the dependence of the in-depth understanding of a subject from the level of consideration of the cultural-historical substantiation of the modern references to the problem of mass society; within its framework, takes place the discourse-analysis of the corresponding theoretical angles. The scientific novelty lies primarily in comparison of the various directions of disciplinary grasp of the topic at hand. Namely the results of such comparison manifest as the foundation for the system of the implemented in the work approaches and methods. The outcome of this research is the achievement of the historically profound and philosophically multifaceted comprehension of the phenomenon of modern mass society.
Мюрберг И.И. —
Родовые муки «новой идентичности» в свете отечественных дискуссий о революции (2008-2012 гг.)
// Genesis: исторические исследования. – 2015. – № 4.
– С. 1 - 26.
DOI: 10.7256/2409-868X.2015.4.14882
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_14882.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является анализ прохождения российской политической мыслью очередного этапа реализации проекта формирования национальной идеи в контексте современной России. Утверждается, что начало поисков национальной идеи совпало с утверждением в общественно-политическом дискурсе страны понятия идентичности; устанавливается связь между этими двумя процессами. В результате краткого историко-аналитического экскурса, описывающего этапы бытования «идентичности» в социально-политической мысли Нового времени делается вывод о том, что из всего разнообразия существующих употреблений данного термина в отечественной литературе политически корректным является то, которое сопутствовало событиям 1968 г. во Франции. Одновременно формулируется тезис о сущностной связи поисков российской идентичности с рядом тенденций и движений в социально-политической жизни страны. Так, в 1990-е гг. эти поиски спонтанно приняли вид цепной реакции «суверенизации» многочисленных субъектов РФ. Позже, на стыке веков, поиск новой российской идентичности стал одним из главных факторов формирования интереса к теме революции. Критический анализ содержания наиболее репрезентативных с т. з. автора работ о революции, появившихся в стране в 2008-2012 гг., позволил продемонстрировать присущую отечественному дискурсу революции внутреннюю тенденцию к угасанию, сложившуюся еще до начала украинских событий 2014-2015 гг. Этот вывод позволил сделать прогноз о формирующемся в обществе запросе на консервативную альтернативу описанным выше формам поиска современной российской идентичности. Методологической базой исследования является критический дискурс-анализ с элементами расширительно толкуемой исторической компаративистики. Данные методы адаптированы к конкретным объектам дискурсивного прояснения. В статье таковыми объектами являются: а) понятие идентичности, в принципе допускающее широкий спектр толкований; конкретизация этого понятия применительно к целям статьи потребовала «погружения» анализа в конкретную историю его становления; б) понятие революции, сделавшееся центром политологических дискуссий в условиях России XXI в.; критический анализ состоявшихся дискуссий адекватен задаче определения степени жизнеспособности концепта «революция» в конкретных условиях сегодняшнего российского общества. Теоретическими результатами осуществленного исследования являются: 1. прояснение понятия идентичности с т. з. его адекватности на существующий в современной России социальный запрос на национальную идею; 2. проблемный анализ отечественного дискурса революции 2008-2012 гг., 3. вывод о завершении дискуссии о революции как части более общего дискурса отечественной идентичности; 4. на основании вышесказанного сделан прогноз о появлении в качестве преобладающего социального запроса на консервативный тип отечественной идентичности.
Abstract: The subject of this research is the analysis of the yet another stage of realization of the project of formation of national idea by the Russian political thought. The author affirms that the start of the search for national idea coincided with the establishment of the concept of identity within the sociopolitical discourse of the nation; a link is identified between these two processes. The author formulated a thesis on the nature of the connection between the search for Russian identity and a number of trends and movements within the sociopolitical life of the country. Thus, during the 1990’s this search has spontaneously became a chain reaction of “sovereignization” of the many constituents of the Russian Federation. Later, at the brink of the centuries, the search for the new Russian identity became one of the main factors of the formation of interest towards the topic of revolution. The critical analysis of the content of most representative, in author’s opinion, works on revolution, emerging in the country during 2008-2012, allowed us to demonstrate the intrinsic to the Russian discourse on revolution internal tendency to fade, which formed prior to the unfolding of the events in Ukraine of 2014-2015. This conclusion allowed the author to forecast the emerging public demand for a conservative alternative to the aforementioned forms of search for modern Russian identity.
Мюрберг И.И. —
К исследованию эволюции политической картины мира в европейской академической традиции: от «политического общества» к «пространству политического»
// Genesis: исторические исследования. – 2015. – № 3.
– С. 1 - 26.
DOI: 10.7256/2409-868X.2015.3.14795
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_14795.html
Читать статью
Аннотация: Предмет данного исследования – историко-аналитический комментарий к тезису о специфике политической философии как теоретического знания особого типа. Христианскую цивилизацию, зародившуюся в эпоху европейского средневековья, характеризуют определенные понятийные коды, выражающие теоретико-практическое отношение христиан (и «постхристиан») к миру политики. Начиная с раннего средневековья, квинтэссенцией такого отношения являлось понятие политического общества, претерпевшее за несколько веков содержательные преобразования. На этапе позднего Модерна концепт «политическое общество» утратил актуальность – факт, соотнесенный в статье с процессом формирования понятия «пространство политического». Данная динамика в соединении с рассмотренными в определенном ракурсе историческими эпизодами из Средних веков, Реформации, британского раннего Модерна, эпохи западного постмодерна, позволяет продемонстрировать, что описание эволюции европейских политико-философских конструкций в терминах истории идей является неадекватным в той степени, в какой за рамками анализа остается важное свойство политического дискурса: его способность влиять на характер социетальных трансформаций и, одновременно, зависеть от их исхода. Эта способность предопределяет особенность примененного в статье исторического метода: последний описывается как выявление взаимопереплетения политической теории с политическими практиками. В таком понимании метод исторического исследования политической философии противопоставляется принятому в академической традиции методу интеллектуальной истории. Теоретическая новизна проведенного анализа заключается в прояснении смысла ряда концептуальных новаций современной политологии, таких как понятие «политического», а также в развернутом ответе на вопрос, почему
политической теории важно различить в «интеллектуальном бульоне» конкретной эпохи те идеи, понятия, представления, настроения, которые реально воздействовали на ситуацию, прослеживать историческую судьбу, судьбу не только и не столько самих идей, сколько их практических результатов, за которыми поспевали (или не поспевали) социально-политические теории.
Abstract: The subject of this research is the historical-analytical commentary to the thesis on the specificity of political philosophy as a theoretical knowledge of a particular type. Christian civilization emerged in the Middle Ages is characterized by certain conceptual codes that express the attitude of Christians (and pro-Christians) towards the world of politics. Since the early medieval times, the quintessence of such attitude consisted in the notion of political society, which has been significantly reformed throughout time. On the stage of late Modernism the concept of “political society lost its relevance, thus in in this article the author correlates it with the notion of “political realm”. Theoretical novelty of the conducted research lies in clarification of the essence of a number of conceptual innovations within modern political science, such as the notion of “political” and why it is so important to distinguish in the “intellectual broth” of a specific era the ideas, concepts, and moods that directly affected the situation and historical path, as well as the political results they produced.