Моисеенко В.С. —
Художественный образ современной японской женщины в аниме Сатоси Кона «Паприка»
// Культура и искусство. – 2021. – № 11.
– С. 46 - 57.
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.11.34376
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_34376.html
Читать статью
Аннотация: Сегодня межкультурные коммуникации обусловили выход на мировую культурную арену оригинального японского жанра аниме, который стал транслятором не только японского менталитета и традиционных ценностей Западу, но и позволил увидеть те изменения, которые происходят в Японии. Анализ художественного образа Ацуко Тиба (Паприки), героини аниме, является целью данного исследования. Положение женщины в японском обществе стало заметно меняться только с середины ХХ в., и сразу же эти трансформации нашли свое отражение в кинематографической продукции Японии. С помощью эмпирического и сравнительного методов было установлено, что в традиционном японском обществе изменения происходят с сохранением в культуре национальных особенностей. Аниме Сатоси Кона «Паприка», созданное по одноименному роману Ясутаку Цуцуи, наглядно демонстрирует, как меняется роль женщины в современном социуме. Анализ публикаций показал, что данная статья может претендовать на научную новизну, так как работ именно по анализу художественной образности в аниме, а также структуры современного женского образа в аниме практически нет. Через образы Ацуко Тиба и Паприки, перенесенные из романа в аниме, безусловно отражаются изменения, происходящие в японском обществе конца XX–начала XXI века, и именно женский образ позволяет их яснее понять и прочувствовать. Несмотря на те изменения, которые произошли и происходят в традиционном японском обществе, которые связаны и с влиянием Запада, и с переходом страны на новый уровень развития, в культуре сохраняются национальные особенности, основанные на многовековых традициях и японском менталитете.
Abstract: Cross-cultural communications prompted the international popularity of the Japanese original genre of anime. It has become the translator of not only the Japanese mentality and traditional values to the West, but also demonstrates the changes taking place in Japan. The analysis of artistic image of the anime heroine Atsuko Chiba (Paprika) is the goal of this research. Noticeable changes in the status of women in Japanese society are observed only since the middle of the XX century, which immediately found reflection in Japanese cinematography. The use of empirical and comparative methods allow establishing that the changes taking place in Japanese traditional society changes retain the national peculiarities. The anime film “Paprika” directed by Satoshi Kon, which is based on the eponymous novel by Yasutaka Tsutsui, reflects the transformation of the role of women in modern society. The novelty of this work lies the fact that this article analyzes the virtually unstudied topic of the artistic imagery in anime and the structure of modern female image therein. The images of Atsuko Chiba and Paprika, translated from the novel to anime, indicate the changes that took place in the Japanese society in the late XX – early XXI century, and namely the female image that gives a better perspective and sense of such changes. Despite the Western influence upon the traditional Japanese society and transition of the country into the new level of development, did not hinder the preservation of national peculiarities that are based on the century-old traditions and Japanese mentality.