Высокович К.О. —
Легкая комедия и водевиль: специфика жанра
// Litera. – 2022. – № 1.
– С. 91 - 97.
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.1.37247
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_37247.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования выступает легкая (салонная, светская, благородная) комедия «Своя семья, или Замужняя невеста», написанная в соавторстве А. А. Шаховским, Н. И. Хмельницким, А. С. Грибоедовым, а также водевиль А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом». Цель – проанализировать сходные жанровые модели: легкую комедию и водевиль – вариант салонной комедии. Основным методом исследования выступает мотивно-образный анализ, который позволит выделить ряд общих мотивов, рассмотреть образы героев. Сравнительно-сопоставительный метод необходим для установления общего и различного между рассматриваемыми жанровыми моделями. Новизна исследования заключается в сравнении двух близких жанровых моделей, выявление в их структуре общего и частного. В ходе исследования мы пришли к выводу, что водевиль и легкая комедия тесно связаны с большим количеством жанров: анекдотом, басней, комической оперой, интермедией, мелодрамой, а также зачастую выступают средством ведения литературной полемики. Внешним отличительным признаком водевиля является наличие куплета. Помимо этого, несмотря на схожесть фабулы, стоит отметить, что легкая комедия в большей степени тяготеет к высокой литературной традиции, внешний действенный комизм редуцирован, он выражается через манеру речи героев, остроумность диалогов, афористичность речи. Героями, как правило, являются светские молодые люди, место действия также ограниченно: это светские гостиные, помещичий дом и приусадебная территория. В свою очередь водевиль не ограничен рамками светской условности, его героями могут быть офицеры, актеры, слуги, крепостные и т.д. Помимо этого весь комизм положений героев усиливается внешними эффектами: буффонадой, множественными переодеваниями, стремительным и непредсказуемым развитием действия.
Abstract: The subject of this research is the light (salon, secular, noble) comedy "One's Own Family, or a Married Bride", co-authored by A. A. Shakhovsky, N. I. Khmelnitsky amd A. S. Griboyedov, as well as the vaudeville by A. S. Griboyedov and P. A. Vyazemsky "Who is a Brother, Who is Sister, or Deception after Deception". The goal lies in the analysis of similar genre models: light comedy and vaudeville – a variety of salon comedy. The key method of research is the motif-imagery analysis, which reveals a number of common a number of motifs and allowed examining the images of heroes. The comparative method is used for establishing the common and different between the indicated genre models. The novelty of this article consists in the comparison of two cognate genre models, as well as determine universals and particulars within their structure. The conclusion is drawn that vaudeville and light comedy are closely interrelated with a wide variety of genres: anecdote, fable, comic opera, interact, melodrama, and often serve as a means for conducting literary polemics. The external distinguishing characteristic of vaudeville is the presence of a verse. Despite the similarity of the fabula. it is worth noting that the light comedy rather tends towards high literary tradition; the external actable comism is reduced, and expressed through the speech manner of the heroes, witty dialogues, and aphoristic speech. The heroes are usually secular young people. The scene is also limited to secular living rooms and manor estates. Vaudeville in turn, is not restricted by the framework of secularism; its heroes can be officers, actors, servants, serfs, etc. Moreover, comism of the status of heroes is enhanced by external effects: buffoonery, multiple outfit changes, rapid and unpredictable narrative arc.