Шальнова Е.П. —
Схема художественного произведения (на основе «формулы» художественного произведения С. И. Сухих)
// Филология: научные исследования. – 2021. – № 7.
– С. 61 - 72.
DOI: 10.7256/2454-0749.2021.7.36078
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_36078.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является структура художественного произведения. Цель работы — развитие положений о соотношении между частями художественного произведения, высказанных в исследовании С. И. Сухих «Теоретическая поэтика А. А. Потебни».
Автор подробно рассматривает такие аспекты теории художественного произведения А. А. Потебни, как соотношение между внешней формой художественного произведения, внутренней формой, или художественным образом, и содержанием произведения и формирует представление о структуре художественного произведения.
В статье описаны части художественного произведения (внешняя форма, внутренняя форма, или художественный образ, содержание). Предложена к рассмотрению схема художественного произведения с представлением частей художественного произведения и их соотношений.
В результате исследования сформулированы понятия внешней формы, внутренней формы, или художественного образа, содержания произведения, определены свойства и отличительные признаки каждой части художественного произведения. Выявление свойств и отличительных признаков внешней и внутренней формы, содержания произведения привело к формированию представления о художественном произведении как о структуре, каждая из частей которой выражает собственное значение и служит средством создания значения для другой части произведения на основе собственного значения. Результатом исследования также является создание схемы художественного произведения, выражающей представление о структуре художественного произведения.
Материалы исследования могут быть использованы при изучении общих понятий теории литературы: формы художественного произведения, содержания художественного произведения, художественного образа, понятия художественности. Также предлагаемая к рассмотрению схема художественного произведения может применяться к анализу художественного произведения.
Научная новизна исследования заключается в формировании представления о художественном произведении как о структуре, каждая часть которой способна выражать собственное значение и служить средством создания значения для другой части произведения на основе собственного значения, а также в создании схемы, выражающей это представление.
Abstract: The subject of this research is the structure of the literary work. The goal consists in the establishment of correlation between the parts of the literary work, expressed in the research of S. I. Sukhikh “The Theoretical Poetics of A. A. Potebnja”. The author meticulously examines such aspects of the theory of literary work of A. A. Potebnja as the interrelation between the external form, internal form, artistic image, and content of the literary work, as well as outlines the structure of the literary work. The article describes the parts of the literary work (external form, internal form, artistic image, content). The article offers the patter of the literary work, distinguishing the parts and interrelation between them. The author formulates the definitions of external form, internal form, artistic image, and content of the literary work; reveals the characteristics and distinctive features of each part of the literary work. This led to the formation of representation of the literary work as a structure, where each of the parts expresses its own meaning, and serves as a means of creating the meaning for the other part. The result this research consists in the creation of the pattern of literary work that gives an idea on the structure of the literary work. The acquired materials can be used in studying the general concepts of the theory of literature: the form, content, artistic image, definition of artistic merit of the literary work. The offered pattern of the literary work cab be also applied to the analysis of the literary work. The scientific novelty of this study lies in the formation of representation of the literary work as a structure, where each part expresses its own meaning and serves as a means of creating meaning for the other part, as well as in creation of the pattern that conveys this idea.