Лемак С.С., Чертополохов В.А., Кручинина А.П., Белоусова М.Д., Бородкин Л.И., Мироненко М.С. —
Задачи оптимизации расположения элементов интерфейса в виртуальной реальности (в контексте создания виртуальной реконструкции исторического рельефа Белого города)
// Историческая информатика. – 2020. – № 1.
– С. 81 - 93.
DOI: 10.7256/2585-7797.2020.1.32205
URL: https://e-notabene.ru/istinf/article_32205.html
Читать статью
Аннотация: Статья описывает постановку задачи оптимизации расположения
элементов трехмерного пользовательского интерфейса для виртуальной
реконструкции рельефа исторического центра Москвы XVI-XVIII веков.
Для работы с интерфейсом были интегрированы шлем виртуальной
реальности, система отслеживания движений человека и
окулографический комплекс. Пространственное представление
исторической реконструкции сопровождается специализированным
интерфейсом, позволяющим получить доступ к базе источников.
Представлен критерий, который позволит говорить об оптимальности
расположения элементов интерфейса в виртуальном пространстве. Задача рассматривается при наличии неизвестных заранее факторов,
таких как размеры рук пользователя, отклонения положения
интерактивного объекта, ограничения на размещение элементов
интерфейса. В статье приведена постановка общей задачи и решены
несколько внутренних задач, связанных с построением множества
допустимых положений элементов интерфейса и оценкой движения
взора от одного элемента интерфейса к другому. В статье впервые предложен алгоритм численной оптимизации интерфейса в трехмерном виртуальном пространстве, моделирующем рельеф и историческую застройку территории центра Москвы, с обеспечением перемещения пользователя допускающим доступ к историческим источникам, на основе которых проведена виртуальная реконструкция изучаемых объектов историко-культурного наследия.
Abstract: The article sets a problem focusing on how to optimize the order of 3D user interface for virtual reconstruction of Moscow historical center landscape in the 16th-18th centuries. To work with the interface a virtual reality headset, a motion tracking system and an eye-tracker were integrated. Spatial representation of the historical reconstruction is accompanied by a specialized interface that allows one to access the source database. The authors introduce a criterion that provides for estimating the optimum order of interface elements in the virtual space. The problem is handled in case there are unknown factors such as the size of user's hands, deviations in the position of an interactive object and restrictions related to the disposition of interface elements. The article sets the general problem and solves some internal problems related to the construction of acceptable multiple dispositions of interface elements and the modeling of eyesight movement from one interface element to another. The article is the first to suggest an algorithm to numerically optimize the interface in 3D virtual space modeling the relief and historical buildings in the center of Moscow. It provides for user’s movement and gives access to historical sources which are the basis for virtual reconstruction of the heritage understudy.
Бородкин Л.И., Мироненко М.С., Чертополохов В.А., Белоусова М.Д., Хлопиков В.В. —
Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) в задачах реконструкции исторической городской застройки (на примере московского Страстного монастыря)
// Историческая информатика. – 2018. – № 3.
– С. 76 - 88.
DOI: 10.7256/2585-7797.2018.3.27549
URL: https://e-notabene.ru/istinf/article_27549.html
Читать статью
Аннотация: Предлагается новый подход к созданию виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия, основанный на передовых технологиях 3D моделирования, применительно к задачам исторической урбанистики. Важным критерием для выбора утраченных объектов культурного наследия (в данном исследовании - монастырского комплекса) в задачах виртуальной реконструкции является, наряду с их социокультурным значением и архитектурными достоинствами, степень сохранности источниковой базы. В центре внимания статьи – вопросы использования технологий виртуальной и дополненной реальности в задачах исторической реконструкции. В качестве дополнительной возможности «погрузиться» в историческое прошлое предлагается создание исторических панорам для использования их в планшете или смартфоне. Рассматривается также технология, связанная с использованием VR шлемов. Моделирование, цифровая лепка, фотограмметрия исторических памятников, технологии послойной проекции составляют важную часть методов, применяемых в данной работе. В статье впервые в отечественной историографии рассматривается опыт использования технологий виртуальной и дополненной реальности в задачах реконструкции утраченных объектов исторической городской застройки (на примере Страстного монастыря). Проводится апробация программного модуля валидации/верификации результатов построенной виртуальной реконструкции, углубления возможностей репрезентации и визуализации этих результатов. С помощью авторской технологии происходит симуляция дополненной реальности внутри виртуальной, тем самым мы снимаем возможные ограничения AR.
Abstract: The article puts forward a new approach to the development of virtual reconstruction of historical and cultural heritage objects that is based on the advanced 3D modeling technologies and addresses the issues of historical urban science. Along with sociocultural significance and architectural importance of the lost cultural heritage objects (convent complex in this case) for virtual reconstruction tasks, an important criterion for their selection is the preservation rate of the source base. The article focuses on the use of virtual and augmented reality technologies in historical reconstruction tasks. As an additional opportunity to “plunge” into the historical past, the authors propose the creation of historical panoramas to use them in pads or smartphones. The article also studies the technology associated with the use of VR HMD. 3D modeling, digital sculpting, photogrammetry of monuments, layer projection technologies form an important part of methods used in this work. The article is the first in Russian historiography to address the practical use of virtual and augmented reality technologies to reconstruct the lost objects of the historical building system (by the example of Strastnoy Convent). The authors test the software module that validates / verifies the results of virtual reconstruction as well as enhances representation and visualization opportunities of these results. The authors simulate the augmented reality within the virtual reality and thus overcome limitations of AR.