Денисова Е.А. —
К вопросу об автобиографизме ранней драматургии М. Ю. Лермонтова (драмы «Menschen und Leidenschaften» и «Странный человек»)
// Litera. – 2021. – № 10.
– С. 21 - 30.
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.10.36462
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_36462.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена анализу двух ранних драм Лермонтова – «Menschen und Leidenschaften» и «Странный человек», рассматриваемых с точки зрения проявления в них автобиографического контекста; фоном для создания данных произведений послужили драматические события биографии Лермонтова 1830-1831 гг. – конфликт между бабушкой и отцом поэта, смерть отца, а также отношения Лермонтова с Н.Ф. Ивановой. В статье рассматриваются собственно сами тексты двух драм, а также биографическая ситуация, послужившая импульсом к их написанию; особое внимание при этом уделяется выявлению специфики соотношения биографического и художественного в ранней драматургии Лермонтова. Обращение к драме как роду литературы в творчестве Лермонтова оказывается непосредственно связано с необходимостью художественного освоения биографического контекста; автор статьи подробно анализирует процесс преломления жизненных фактов в драматургическом тексте, а также специфику проявления автобиографического в сюжете, образах героев и идейно-тематическом аспекте произведения. Результатом проведенного исследования становится выявление эволюции образа главного героя, основанного на самопроекции личности автора, а также особенностей построения любовного конфликта, имеющего автобиографические основания. Два произведения представляют собой разный фокус взгляда на личность и поведение «странного» человека; автобиографическая точность в изображении любовного конфликта связана с возможностью передачи в драме истории отношений, в силу наибольшей близости данного литературного рода к эмпирической реальности. Сказанное позволяет рассматривать две драмы как систему художественного освоения биографических событий в драматическом дискурсе.
Abstract: This article is dedicated to the analysis of the two plays written by M. Y. Lermontov in the the early period – “Menschen und Leidenschaften” and “A Strange Man” form the perspective of manifestation of autobiographical context therein. These works are based on the dramatic events in Lermontov's biography that took place in 1830–1831, such as conflict between the poet's grandmother and father, death of his father, as well as Lermontov's relationship with N. F. Ivanova. Analysis is conducted on the texts of these two dramas, as well as on the biographical situation that encouraged Lermontov to create these plays. Special attention is given to determination of specificity of interrelation between the biographical and fictional in Lermontov's dramaturgy of the early period. Lermontov’s appeal to the drama genre is associated directly with the need for artistic mastering of the biographical context. The article analyzes the process of instilling life facts in the dramaturgical text, as well as the specificity of manifestation of the autobiographical in the plotline, images of the heroes, as well as ideological-thematic aspect of the work. The result of the conducted research lies in tracing the evolution of the image of the protagonist based on self-projection of the author's personality, as well as the peculiarities building a romantic conflict that has autobiographical grounds. The two compositions represent a different perspective upon the personality and behavior of a “strange” man; autobiographical accuracy in depicting a romantic conflict is associated with the possibility of conveying the history of relationships in the play, due to the closeness of this literary genre to empirical reality. This allows viewing the two plays as a system of artistic development of biographical events in the dramatic discourse.