Кропачева К.А. —
Становление литературного канона французской драматургии XVI века
// Litera. – 2020. – № 10.
– С. 1 - 7.
DOI: 10.25136/2409-8698.2020.10.33800
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_33800.html
Читать статью
Аннотация: В данной статье рассматривается постепенное становление литературного канона французского театра Ренессанса, который впоследствии во многом предопределил возникновение и дальнейшую эволюцию классицистической драматургии. Предметом исследования являются принципы драматического искусства, которые формулируются поэтами и теоретиками XVI века в рамках поэтических текстов и трактатов. Цель работы – выявить возможные этапы формирования театрального канона во Франции эпохи Возрождения, сопоставить его принципы со средневековым театром, определить, к какому этапу относится появление представлений о классическом театре, основанном на античных образцах, выделить факторы, повлиявшие на его развитие. Новизна исследования заключается в попытке комплексного анализа поэтических текстов и трактатов, которые дают возможность воссоздать процессы, происходившие в XVI в. в области французского театра, а также сопоставить их как со средневековой традицией, так и с постепенно зарождающимся классицизмом. Актуальность работы состоит в том, что в литературоведении возникла необходимость осмысления того, как формируются классические принципы французской драматургии на материале поэтологических сочинений Возрождения. В результате очевидно, что в процессе формирования канона французского театра Ренессанса можно выделить три этапа. Первый из них связан с публикацией манифеста Жоашена Дю Белле, который фиксирует во французской литературе «пробел» в области драмы и призывает заполнить его. Для реализации второго этапа определяющей становится фигура Этьена Жоделя, автора трагедии «Плененная Клеопатра», воплотившей попытку возрождения античной трагедии, и комедии «Евгений». Так во Франции XVI в. появилась национальная театральная традиция, которую можно считать литературным каноном. Третьим этапом его формирования стало признание достижений Жоделя на уровне теории поэзии. В 1555 г. Жак Пелетье в «Поэтическом искусстве» привел оба произведения в качестве образцов трагедии и комедии, что способствовало закреплению канона.
Abstract: This article examines the gradual formation of the literary canon of the French Renaissance theater, which subsequently largely predetermined the emergence and further evolution of classical drama. The subject of the study is the principles of dramatic art, which are formulated by poets and theorists of the XVI century in the framework of poetic texts and treatises. The purpose of the work is to identify possible stages of the formation of the theatrical canon in Renaissance France, to compare its principles with medieval theater, to determine to which stage the emergence of ideas about classical theater based on ancient models belongs, to identify the factors that influenced its development. В В The novelty of the research lies in an attempt to comprehensively analyze poetic texts and treatises, which make it possible to recreate the processes that took place in the XVI century in the field of French theater, as well as to compare them both with the medieval tradition and with gradually emerging classicism. The relevance of the work lies in the fact that in literary studies there is a need to understand how the classical principles of French drama are formed on the material of poetical works of the Renaissance. As a result, it is obvious that in the process of forming the canon of the French Renaissance theater, three stages can be distinguished. The first of them is connected with the publication of the manifesto of Joachin Du Bellay, which fixes a "gap" in the field of drama in French literature and calls for filling it. For the implementation of the second stage, the figure of Etienne Jodel, the author of the tragedy "Captive Cleopatra", who embodied an attempt to revive the ancient tragedy, and the comedy "Eugene", becomes decisive. So in France of the XVI century. there was a national theatrical tradition, which can be considered a literary canon. The third stage of its formation was the recognition of Jodel's achievements at the level of poetry theory. In 1555 Jacques Peletier in "Poetic Art" cited both works as examples of tragedy and comedy, which contributed to the consolidation of the canon.
Кропачева К.А. —
«Livre qui traictera de toutes sortes de poëmes»: перечень жанров «Французского поэтического искусства» Пьера Лодена д’Эгалье
// Litera. – 2020. – № 8.
– С. 42 - 48.
DOI: 10.25136/2409-8698.2020.8.33594
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_33594.html
Читать статью
Аннотация: Данная статья посвящена специфике функционирования нормативной поэтики во Франции рубежа XVI-XVII веков на примере «Французского поэтического искусства» Пьера Лодена д’Эгалье. Автор трактата поднимает в своем произведении достаточно широкий спектр вопросов, однако предметом нашего исследования становится лишь один, достаточно узкий аспект: проблема постепенной систематизации жанров во Франции XVI века.
Цель исследования – изучить перечень жанров «Французского поэтического искусства» Пьера Лодена д’Эгалье, определить, в чем заключается его своеобразие, а также выяснить, какую роль сыграл данный трактат в процессе формирования системы жанров. Новизна работы состоит в попытке комплексного рассмотрения вопроса о постепенном становлении и формировании жанровой системы во французской поэзии. Поэтическое искусство Лодена практически не изучено в отечественной литературоведческой традиции, а потому данное исследование становится актуальным для расширения представлений о теоретических текстах французского Ренессанса.
Мы можем выделить целый ряд особенностей, которые позволяют говорить об особой роли трактата в процессе формирования французской системы жанров. Во-первых, Пьер Лоден д’Эгалье дает характеристику современного положения жанров, что способствует переосмыслению значения той или иной формы в рамках постепенно формирующейся системы.
Во-вторых, Лоден включает в свой перечень жанров твердые формы, такие как ле, виреле, кок-а-лан, блазон, отбросить которые призывали поэты Плеяды.
В-третьих, «Французское поэтическое искусство» выделяется среди других трактатов стремлением зафиксировать реальное положение современной поэзии за счет описания новых жанров, ранее не упоминаемых в теоретических трактатах.
Таким образом, во «Французском поэтическом искусстве» Пьера Лодена д’Эгалье представлен оригинальный перечень жанров, одной из основных целей создания которого является подведение итогов эволюции национальной литературы и теории поэзии к концу XVI века.
Abstract: This article is devoted to the specifics of the functioning of normative poetics in France at the turn of the XVI-XVII centuries on the example of "French poetic Art" by Pierre Lodin d'aigalier. The author of the treatise raises a fairly wide range of issues in his work, but the subject of our study is only one rather narrow aspect: the problem of the gradual systematization of genres in France of the XVI century. The purpose of the study is to study the list of genres of "French poetic Art" by Pierre Lodin d'aigalier, to determine what its uniqueness is, and also to find out what role this treatise played in the process of forming a system of genres. The novelty of the work consists in an attempt to comprehensively consider the question of the gradual formation and formation of the genre system in French poetry. Loden's poetic art is practically not studied in the Russian literary tradition, and therefore this study becomes relevant for expanding ideas about the theoretical texts of the French Renaissance.
We can identify a number of features that allow us to talk about the special role of the treatise in the formation of the French genre system. Firstly, Pierre Lodin d'aigalier characterizes the current situation of genres, which contributes to rethinking the meaning of a particular form within the framework of a gradually emerging system.
Secondly, Loden includes solid forms in his list of genres, such as le, virelle, kok-a-lan, blazon, which the poets of the Pleiades called for to be discarded.
Thirdly, "French Poetic Art" stands out among other treatises by its desire to fix the real situation of modern poetry by describing new genres that were not previously mentioned in theoretical treatises.
Thus, the "French Poetic Art" by Pierre Lodin d'aigalier presents an original list of genres, one of the main goals of which is to summarize the evolution of national literature and the theory of poetry by the end of the XVI century.