Королькова И.В. —
Напев калик перехожих и его роль в русской народно-музыкальной традиции
// PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2022. – № 4.
– С. 48 - 69.
DOI: 10.7256/2453-613X.2022.4.38875
URL: https://e-notabene.ru/phil/article_38875.html
Читать статью
Аннотация: В статье характеризуется музыкальная традиция русских певцов-странников, зафиксированная собирателями в северо-западных, северных и центральных губерниях России. Впервые осуществляется сравнительное изучение вариантов поминальных и заздравных песнопений, исполняемых каликами перехожими и нищими. В исследовании обобщаются различные источники – слуховые записи XIX века, публикации ХХ века, неопубликованные фольклорные материалы. Автор обращает внимание на малоизвестные записи поминальных и заздравных песнопений, зафиксированные в Новгородской, Ярославской, Тверской, Псковкой областях. Задачи статьи заключаются в проведении сравнительного исследования напевов «нищей братии», выявлении их типологических свойств и интонационных истоков. Заздравные и поминальные песнопения рассматриваются автором как особое явление русской народной музыкальной культуры. Ядро этой традиции составил напев, выполнявший роль музыкальной формулы, на которую калики перехожие распевали различные тексты. На основе приведенных в статье фактов можно сделать заключение о том, что основную версию напева калик перехожих характеризует одностиховая композиция и 10-временная основа мелостроки. В русском фольклоре бытование данного музыкально-структурного типа ограничено только заздравными и поминальными песнопениями калик, духовными стихами и балладой «Князь Михайло», и в других жанровых сферах не обнаруживается. Однако тесная интонационная, ритмическая, композиционная взаимосвязь напева с широким кругом фольклорных жанров свидетельствует о том, что он складывался на основе композиционных и мелодических приемов, сложившихся в практике крестьянской песенной культуры. Интонационное родство напева с церковными песнопениями, в особенности – с формами литургического чтения, является показателем близости певческой культуры калик перехожих и церковной музыкальной традиции в целом, а также выявляет те свойства, которые могут быть отнесены к разряду универсалий древнерусского музыкального языка, основанного на речевых интонациях.
Abstract: The article characterizes the musical tradition of Russian singers-wanderers, recorded by collectors in the north-western, northern and central provinces of Russia. For the first time, a comparative study is being carried out of the variants of memorial and zazdravny chants performed by the crossing kaliks and beggars. The study summarizes various sources – auditory recordings of the XIX century, publications of the XX century, unpublished folklore materials. The author draws attention to the little-known recordings of memorial and health chants recorded in the Novgorod, Yaroslavl, Tver, Pskov regions. The objectives of the article are to conduct a comparative study of the tunes of the "poor brethren", to identify their typological properties and intonational origins. The author considers the health and memorial chants as a special phenomenon of Russian folk music culture. The core of this tradition was a chant, which served as a musical formula, to which the calics of the transition sang various texts. On the basis of the facts given in the article, it can be concluded that the main version of the tune of the kalik of the transients is characterized by a one-verse composition and a 10-time basis of small-scale construction. In Russian folklore, the existence of this musical-structural type is limited only to the health and memorial songs of Kalik, spiritual poems and the ballad "Prince Mikhailo", and is not found in other genre spheres. However, the close intonation, rhythmic, compositional relationship of the tune with a wide range of folklore genres indicates that it was formed on the basis of compositional and melodic techniques developed in the practice of peasant song culture. The intonational affinity of the chant with church hymns, especially with the forms of liturgical reading, is an indicator of the closeness of the singing culture of the Kalik of the transients and the church musical tradition as a whole, and also reveals those properties that can be attributed to the category of universals of the Old Russian musical language based on speech intonations.