Григорьева М.Б., Акчурина-Муфтиева Н.М. —
Современный крымскотатарский народный костюм: преемственность и новаторство (на примере творчества крымских модельеров)
// Культура и искусство. – 2020. – № 12.
– С. 1 - 13.
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.12.34339
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_34339.html
Читать статью
Аннотация: В работе проведен анализ современного крымскотатарского костюма, с точки зрения преемственности традиционных компонентов. В исследовании систематизированы общие подходы в решении традиционного и современного костюма, при этом отмечены характерные отличительные черты.На современном этапе элементы традиционного крымскотатарского костюма обретают большую популярность. Интерпретация и современная стилизация традиционных компонентов народного костюма приводит к формированию авторского стиля. В подходе к решению образа современного костюма с внедрением традиционных компонентов ведущим явлением становится научный базис. В противном случае традиционные компоненты могут быть не просто искажены, но и утрачены. Соответственно, объектом исследования становится современный крымскотатарский костюм, а предметом- декоративные и графические подходы в решении образа. Ведущей задачей стало выявление принципов формирования крымскотатарского образа и его внедрения в современную культуру Крыма. В исследовании использовались методы семантико-морфологического, искусствоведческого и композиционного анализа. Новизна исследования состоит в том, что современный крымскотатарский костюм малоизучен на научном уровне, при этом он активно внедрен в современную молодежную культуру. Установлено, что творческое направление в работах современных крымскотатарских дизайнеров делится на 3 подхода: дословная передача этнического костюма ( используется в основном в свадебном и театральном костюме), авторская интепретация, а также авангардный подход, с использованием метафор как основы стиля. Установлено, что традиционный крой, декорирование орнаментикой и использование традиционных технологий изготовления декора, являются ведущими средствами реальзации этнического образа. Определено, что в подходе с использованием намекающих метафор, достаточно дополнить современный костюм головным убором, схожим по формообразующей с традиционным фесом, для того чтобы придать народный колорит всему образу. Обозначена важность развития современной крымской моды во всех 3х направлениях, так как каждый из подходов несет определенную функции.
Abstract: This article analyzes the modern Crimean Tatar costume from the perspective of succession of the traditional elements. The author systematizes general approaches towards design of the traditional and modern costume, indicating the characteristic features. At the present stage, the elements of the traditional Crimean Tatar costume are growing in popularity. Interpretation and modern stylization of the traditional elements of national costume leads to the formation of the unique style. The leading phenomenon in the approach towards design of the modern national costume is the scientific basis, which helps to preserve the traditional elements. The object of this research is the modern Crimean Tatar costume, while the subject is decorative and graphic approaches towards design. The primary task consists in determination of the principles of creation of Crimean Tatar image and its implementation into Crimean modern culture. The novelty of this research is defined by insufficient examination of the modern Crimean Tatar costume on the scientific level, although actively implemented into modern youth culture. The creative direction in the works of modern Crimean Tatar designers is divided into three approaches: verbatim reproduction of ethnic costume (mostly used wedding gear and theater costumes), authorial interpretation, and avant-garde approach, using metaphors as the basics of style. It is noted that in the approach with allusive metaphors it enough to complement modern costume with headwear similar to the traditional to add national flavor to the image. The author underlines the importance of development of modern Crimean fashion in all three directions, as each approach has a particular function.
Григорьева М.Б. —
Ведущие приемы трансформации традиционного декоративного искусства Японии в художественном оформлении современных ресторанов.
// Культура и искусство. – 2020. – № 7.
– С. 47 - 58.
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.7.33019
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_33019.html
Читать статью
Аннотация: Статья направлена на исследование и систематизацию основных проектных подходов при проектировании этнического интерьера, в частности японских ресторанов, расположенных на территории России. Исследование детерминирует разницу между восприятием пространства в японской и европейской культуре, а также устанавливает приемы использования традиционных и инновационных методов решения художественного образа. В практической деятельности проведенное исследование может стать оценочной категорией, при анализе творческих подходов современных авторов, реализующих дальневосточную тематику при проектировании среды ресторанов.
Предметом исследования являются художественно-декоративные подходы при интерпретации аутентичной японской среды европейскими авторами. В рамках установленных подходов выявляются дополнительные проектные методы решения образа. Объект исследования-рестораны японской кухни, расположенные на территории России и спроектированные европейскими авторами. Для решения поставленных задач выявления приемов трансформации традиционного декоративного искусства использовались метод семантико-морфологического, искусствоведческого и композиционного анализа. Новизна исследования состоит в том, что систематизированы основные композиционные приемы при проектировании современных ресторанов на территории России, художественный образ которых отображает этническую тематику. Установлено, что ведущими подходами в декоративно-художественном оформлении проанализированных пространств является интерпретация компонентов, заимствованных из аутентичных архитектурных объектов и декоративного искусства, а также формирование ассоциативных впечатлений для реализации темы, которая предполагает передачу заданного автором этнического колорита. При этом подход, основанный на интерпретации узнаваемых европейским реципиентом архитектурных приемов и декоративных составляющих предметно-пространственной среды, является доминирующим, что позволяет рассматривать элементы интерьера и традиционного декоративного искусства как ведущий компонент аутентичной культуры, подвергающийся стилизации при формировании художественного образа современных ресторанов.
Abstract: This article is aimed at studying and systematization of key techniques in designing ethnic interior, namely in Japanese restaurants located in Russia. The research defines the difference in perception of space in Japanese and European culture, as well as determines usage of traditional and innovative solution methods of an artistic image. In practice, the conducted research may become an evaluation category in analysis of creative techniques of modern authors who implement Far Eastern theme in designing restaurant environment. The subject of this research is the artistic and decorative approaches in the context of interpretation of authentic Japanese environment. Within the framework of established approaches, the author determines the additional design solution methods. The object of this research is the restaurants of Japanese cuisine that are located in Russia and designed by European authors. The novelty consists in systematization of the key compositional techniques in design of modern restaurants with ethnic concept in Russia. It is established that the leading approach in design is the interpretation of components borrowed from authentic architectural objects and decorative art, as well as formation of associative impressions for reflecting the ethnic theme. The approach based on interpretation of the known by European recipient architectural and decorative techniques of object-spatial environment is dominant, which allows viewing the elements of interior and traditional decorative art as a leading component of authentic culture that undergoes stylization in formation of an artistic image of modern restaurants.