Горохов П.А., Южанинова Е.Р. —
Представления о патриотизме в мировоззрении М.А. Булгакова: опыт историко-философской реконструкции
// Философия и культура. – 2024. – № 9.
– С. 113 - 129.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.9.70061
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_70061.html
Читать статью
Аннотация: Цель данного исследования – изучить совокупность мировоззренческих представлений о патриотизме, которые можно реконструировать на основе изучения произведений М.А. Булгакова. Объектом исследования выступает творческое наследие М.А. Булгакова, а предметом – представления о патриотизме в философском мировоззрении М.А. Булгакова. Патриотические представления М.А. Булгакова относятся к просвещенному консерватизму, который был свойственен Н.М. Карамзину и другим русским просветителям. Консервативная идеология, базисом которой является триада «самодержавие – православие – народность» и проводником которой выступал М.А. Булгаков, вновь становится чрезвычайно популярной и в современной России, что делает актуальным поиск путей и методов формирования патриотизма – прежде всего, у молодого поколения россиян. В качестве методологической основы данного исследования выступают сравнительно-исторический анализ, философская компаративистика и герменевтический метод как выявление и трактовка смыслов, скрытых в художественном творчестве. Основными выводами исследования являются следующие. Патриотические воззрения Михаила Афанасьевича Булгакова, являющиеся составной частью его философского мировоззрения, были во многом схожи с аналогичными представлениями А.С. Пушкина, который всегда различал показной казенный патриотизм от подлинной любви к Отечеству. М.А. Булгаков также не отождествлял Родину с государством, но знал, ценил и любил сложную и трагическую историю нашего Отечества, полагая именно историю важнейшим фактором для становления патриотического сознания. Как и Ф.М. Достоевский, Булгаков осознавал необходимость сильной государственной власти для сохранения и процветания России.
Родина мыслилась М.А. Булгаковым как Дом, где огромную роль играют книги и дети как непременные условия подлинно человеческой жизни. Патриотические воззрения писателя были связаны со следующими мировоззренческими представлениями: 1) стремление к превращению России в мощную во всех отношениях державу; 2) идея «просвещенного самодержавия», то есть сильной интеллектуальной власти в главе страны; 3) благостность для России действенного, а не сервильного православия; 4) равноправие населяющих Россию народов при безусловном первенстве русского народа как государствообразующего фактора, 5) не раболепное преклонение перед европейской культурой и духовными ценностями, но уважительное и взаимовыгодное сосуществование с Европой.
Abstract: The purpose of this research is to study the totality of ideological ideas about patriotism, which can be reconstructed based on the study of the works of M.A. Bulgakov. The object of the study is the creative heritage of M.A. Bulgakov, and the subject is the idea of patriotism in the philosophical worldview of M.A. Bulgakov.
The methodological basis of this study is comparative historical analysis, philosophical comparative studies and the hermeneutic method as the identification and interpretation of meanings hidden in artistic creativity.
The patriotic views of Mikhail Bulgakov, which are an integral part of his philosophical worldview, were in many ways similar to the views of A.S. Pushkin, who always distinguished between ostentatious official patriotism and genuine love for the Fatherland. M.A. Bulgakov also did not identify the Motherland with the state, but he knew, appreciated and loved the complex and tragic history of our Fatherland, believing history to be the most important factor for the formation of patriotic consciousness. But, like F.M. Dostoevsky and Bulgakov realized the need for strong state power for the preservation and prosperity of Russia – the main thing is that this power takes into account the interests of not only the state, but also ordinary citizens.
The homeland was thought of by M.A. Bulgakov as a House where books and children play a huge role as indispensable conditions for truly human life.
At its core, the patriotic ideas of M.A. Bulgakov belong to the enlightened conservatism that was characteristic of N.M. Karamzin and other Russian educators. It is quite obvious that the conservative ideology, the conductor of which had been the great Russian writer M.A. Bulgakov, is becoming extremely popular in the modern Russia.
Горохов П.А. —
Философские аспекты проблемы «искусственный человек» в фантастической литературе
// Философия и культура. – 2023. – № 7.
– С. 1 - 18.
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.7.38797
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_38797.html
Читать статью
Аннотация: Проблема сотворения искусственного человека и создания искусственного интеллекта – вопросы, ставшие ныне не просто потенциальными, но и актуальными научными задачами. Изначальное генетическое родство философии и литературы как форм человеческой культуры и смыслообразования позволяло осмысливать важнейшие проблемы в богатых мировоззренческим содержанием и прекрасных по форме произведениях. Предмет исследования - философские аспекты проблемы сотворения искусственного человека в классических произведениях фантастической литературы XIX-XX веков. Эта цель достигается последовательным рассмотрением и сравнением философско-антропологических идей, которые можно вычленить из произведений Иоганна Вольфганга Гёте, Мэри Шелли, Герберта Джорджа Уэллса и М.А. Булгакова. В качестве методологической основы данного историко-философского исследования используются герменевтический метод как истолкование и реконструкция смыслов, сравнительно-исторический анализ, философская компаративистика. Новизна исследования заключается в историко-философской реконструкции проблемы создания искусственного человека, поставленной впервые на страницах мировой художественной классики. Сама идея создать искусственного человека была продолжением богоборческих стремлений эпохи Возрождения и воплощением пламенного желания стать не только наравне с Творцом, но и превзойти Его. Создавая образ гомункула, Гёте также имел в виду надуманность, искусственность и бесплодность многих просветительских идей, ибо просветители поставили под сомнение само существование Бога, поставив на Его место ученого-творца. Гётевская идея бесплодности и опасности экспериментов над человеческой природой была развита впоследствии Мэри Шелли, Гербертом Уэллсом и Михаилом Булгаковым. Гомункул Вагнера и создание доктора Франкенштейна оказываются наиболее близки к тому представлению о человеке, которое господствовало в философии Нового времени и просветительской педагогике. Мощные ноты философского предвидения многих сюжетных ходов грядущей истории человечества звучат в романе Уэллса (создания доктора Моро) и повести Булгакова (Шариков).
Abstract: The problem of the creation of artificial man and the creation of artificial intelligence are issues that have now become not just potential, but also actual scientific tasks. The original genetic kinship of philosophy and literature as forms of human culture and meaning formation made it possible to comprehend the most important problems in works rich in ideological content and beautiful in form. The subject of the research is the philosophical aspects of the problem of the creation of artificial man in the classic works of fantasy literature of the XIX-XX centuries. This goal is achieved by consistent consideration and comparison of philosophical and anthropological ideas that can be isolated from the works of Johann Wolfgang Goethe, Mary Shelley, Herbert George Wells and M.A. Bulgakov. Hermeneutical method as interpretation and reconstruction of meanings, comparative historical analysis, philosophical comparative studies are used as the methodological basis of this historical and philosophical research. The novelty of the research lies in the historical and philosophical reconstruction of the problem of creating an artificial person, posed for the first time on the pages of the world art classics. The very idea of creating an artificial man was a continuation of the God-fighting aspirations of the Renaissance and the embodiment of the ardent desire to become not only on a par with the Creator, but also to surpass Him. When creating the image of the homunculus, Goethe also had in mind the contrivance, artificiality and fruitlessness of many enlightenment ideas, because the enlighteners questioned the very existence of God, putting a scientist-creator in His place. Goethe's idea of the futility and danger of experimenting with human nature was later developed by Mary Shelley, H. G. Wells and Mikhail Bulgakov. Wagner's homunculus and the creation of Dr. Frankenstein are the closest to the idea of man that prevailed in the philosophy of Modern times and educational pedagogy. Powerful notes of philosophical foresight of many plot moves of the coming history of mankind sound in the novel by Wells (the creation of Dr. Moreau) and the story of Bulgakov (Sharikov).
Горохов П.А., Южанинова Е.Р. —
Феномен зла в философских концепциях европейского Средневековья
// Философская мысль. – 2021. – № 4.
– С. 36 - 54.
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.4.35114
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_35114.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования является наследие ведущих представителей средневековой философии, предметом - философские представления крупнейших представителей патристики и схоластики на природу зла. Цель работы - дать целостную оценку философским представлениям о феномене зла в эпоху средневековья – достигается с решением следующих задач: 1) оценить концепцию «первородного греха» как основу для понимания феномена зла в средневековой философии; 2) выявить генезис философских представлений Средневековья о природе зла в логико-историческом аспекте 3) показать влияние этих представлений на дальнейшее развитие западноевропейской философии.
В качестве методологической основы исследования выступают историко-философский и сравнительно-исторический анализ, философская компаративистика, культурологический подход.
Новизна исследования заключается в целостном рассмотрении философских концепций Средневековья, рассматривающих феномен зла. Зло в христианстве понимается принципиально исторично. Оно имеет свое начало в событии первородного греха, и по воле Бога оно будет побеждено. Средневековые философы отмечали необходимость выделения онтологии зла, призванной ответить на вопрос о природе зла и его месте зла в мироздании. Проблема теодиции волновала умы средневековых мыслителей, размышлявших о согласованности зла с волей Бога. Представители патристики и схоластики продуктивно размышляли над моральным аспектом в трактовке зла, стремясь соотнести феномен зла со свободной волей человека В христианской философии возобладали представления о зле как отсутствии блага, а феномен зла рассматривался как противоположность бытия, как ничто. Средневековые концепции, рассматривающие феномен зла, оказали значительное духовное и социокультурное воздействие на взгляды ведущих представителей немецкого идеализма, которые восприняли не столько убежденность средневековых христианских философов в том, что зло – это лишь отсутствие добра, сколько представления об изначальном равенстве сил добра и зла как ведущих начал мироздания и составных частей человеческой природы.
Abstract: The object of this research is the heritage of the leading representatives of Medieval philosophy, while the subject is the philosophical ideas of the prominent representatives of Patristic and Scholastic philosophy upon the nature of evil. The goal of this work lies in giving holistic assessment to the philosophical ideas on the phenomenon of evil in the Middle Ages, and is achieved by solving the following tasks: 1) assessment of the concept of “the first sin” as the foundation for understanding the phenomenon of evil in Medieval philosophy; 2) determination of the genesis of philosophical ideas of the Middle Ages pertaining to the nature of evil in the logical-historical aspect; 3) description of the impact of such ideas upon further development of the Western European philosophy. The scientific novelty consists in comprehensive examination of the Medieval philosophical concepts dedicated to the phenomenon of evil. In Christianity, evil is viewed as essentially historical phenomenon, stemming from the event of the first sin and being conquered by the will of God. Medieval philosophers underlined the need for determining the ontology of evil, which is called to answer the question on the nature of evil and the role of evil in the universe. Medieval philosophers were also concerned with the problem of Theodicy, i.e. why a good God permits the manifestation of evil. The representatives of Patristic and Scholastic philosophy reasoned over the moral aspect in interpretation of evil, trying to correlate the phenomenon of evil with the free will of a human. The ideas of evil as the absence of good prevailed in the Christian philosophy, which viewed the phenomenon of evil as opposite to being, nothingness. Medieval concepts on the phenomenon of evil had a considerable spiritual and sociocultural impact upon the views of the leading representatives of German idealism, who have embraced not so much the assuredness of Medieval Christian philosophers that evil is the absence of good, but the idea on the equality of good and evil as the fundamentals of the universe and the components of human nature.
Горохов П.А., Южанинова Е.Р. —
Философские представления о зле в трудах классиков немецкого идеализма
// Философская мысль. – 2020. – № 2.
– С. 33 - 52.
DOI: 10.25136/2409-8728.2020.2.32210
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_32210.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования является философское наследие немецкого идеализма, предметом - философские воззрения крупнейших представителей немецкого идеализма на природу зла и его диалектическую взаимосвязь с добром. В статье решаются две основные задачи: 1) рассмотреть и сравнить воззрения классиков немецкого идеализма на сущность и основные проявления зла; 2) выявить генезис взглядов Канта, Гегеля, Фихте и Шеллинга, а также пути и степень их воздействия на последующее развитие представлений о зле в мировой философии. Методологической основой данного исследования выступают историко-философский и сравнительно-исторический анализ, культурологический подход, философская компаративистика.
Представители немецкого идеализма связывали с человеком целый комплекс негативных в этическом плане свойств. Их размышления о добре и зле были тесно связаны с осмыслением социально-исторических проблем прошлого и современности. Зло рассматривалось как необходимый спутник социального прогресса, а преодоление зла каждым отдельным взятым индивидом понималось как стимулятор духовного роста и совершенствования. В эволюции воззрений европейских мыслителей на природу зла явственно прослеживается генетическая связь от Якоба Бёме через фундаментальные работы классиков немецкого идеализма к творчеству Иоганна Вольфганга Гёте, который синтезировал и поднял на новую художественную и интеллектуальную высоту идеи европейского любомудрия.
Abstract: The object of this research is the philosophical heritage of German idealism, while the subject is the philosophical views of the prominent representatives of German idealism upon evil and its dialectical correlation with the good. The article solves two key problems: 1) analyze and compare the views of classicists of German idealism upon the essence and main manifestations of evil; 2) determine the genesis of the views of Kant, Hegel, Fichte and Schelling, as well as the ways and degree of their influence upon further development of perceptions on evil within world philosophy. Research methodology is based on the historical-philosophical and comparative-historical analysis, culturological approach, and philosophical comparativism. The representatives of German idealism associated a range of negative in the ethical aspect qualities with a human. Their reasoning on good and evil were tightly related with comprehension of socio-historical problems of the past and modernity. Evil was viewed as an essential consort of social progress, while overcoming of evil by each individual was understood as a booster of spiritual growth and improvement. In evolution of views of the European philosopher on the nature of evil, the author clearly traces the genetic link from Jakob Böhme through fundamental works of the classicists of German idealism to the writings of Johann Wolfgang von Goethe, who synthesized and advanced to a new artistic and intellectual level the ideas of European philosophy.
Горохов П.А., Южанинова Е.Р. —
Мефистофель и Воланд: философское осмысление зла в творчестве Иоганна Вольфганга Гёте и Михаила Булгакова
// Философия и культура. – 2019. – № 6.
– С. 23 - 36.
DOI: 10.7256/2454-0757.2019.6.29563
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_29563.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования - философский образ дьявола как прародителя и носителя мирового зла, персонифицированный в фигурах Мефистофеля («Фауст» Гёте) и Воланда («Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова). Для достижения заявленной цели решаются следующие задачи: 1) выявить диалектику внутреннего и внешнего в образах дьявола; 2) вычленить общее и особенное в художественном изображении и философской трактовке Зла в творчестве И.В. Гёте и М.А. Булгакова; 3) выявить роль дьявольских сил во Вселенной и осветить проблему взаимоотношения Добра и Зла в исследуемых произведениях. Были применены следующие методы: историко-философский анализ, ориентированный на объективную полноту исследования; культурологический и компаративистский подходы, направленные на установление духовных связей писателей разных исторических эпох. Основные выводы проведенного исследования. Образ Князя тьмы на протяжении XVIII-XX столетий претерпел существенные метаморфозы, которые были обусловлены изменениями в культуре, философии, морали. Добро и Зло в представлении Гёте являются абсолютно равными по мощи, но противоположными друг другу творческими потенциями. Гёте создал уникальную смысловую реальность, которая задала масштабы философского и культурологического понимания Сатаны в ХХ столетии. Прослеживается явственная генетическая связь между образами Мефистофеля и Воланда. Михаил Булгаков в своем «закатном романе» показал дьявола как силу, часто объективно творящую добро и мстящую недостойным людям, развив философскую трактовку зла применительно к реалиям Советской России.
Abstract: The subject of this research is the philosophical image of the devil as the progenitor and carrier of all evil, personified in the characters of Mephistopheles (Goethe’s “Faust) and Woland (Bulgakov’s “The Master and Margarita”). For achieving the set goal, the author determines the dialectics of internal and external in images of the devil; separates the common and peculiar in artistic depiction and philosophical interpretation of evil in the works of J. W. Goethe and M. A. Bulgakov; describes the role of devil’s forces in the Universe, as well as the problem of good and evil in both oeuvres. Research methodology contains the historical-philosophical analysis for objective completeness of the study; culturological and comparative approaches for establishing spiritual connection of the writers from historical eras. Throughout the XVIII-XX centuries, the image of the Duke of Darkness has experienced significant metamorphoses, substantiated by cultural, philosophical and moral changes. In Goethe’s perception, good and evil are absolutely equal in their power, but completely opposite to each other potentialities. He created a unique conceptual reality, which set the scale for philosophical and culturological interpretation of Satan in the XX century. The author traces an apparent correlation between the images of Mephistopheles and Woland. Mikhail Bulgakov in his novel, depicted the devil as power that often objectively doing good and punishing the unworthy, having developed a philosophical interpretation of evil applicable to the realities of Soviet Russia.
Горохов П.А. —
Историософские и философско-антропологические воззрения А. И. Солженицына в эпопее «АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»
// Философия и культура. – 2019. – № 4.
– С. 20 - 32.
DOI: 10.7256/2454-0757.2019.4.29249
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_29249.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования в статье выступают историософские и философско-антропологические взгляды А.И. Солженицына, осуществившего в эпопее «Архипелаг ГУЛАГ» синтез автобиографической прозы и художественно-исторического исследования. В статье решаются следующие задачи: 1) выявить роль автобиографического героя в историософской концепции А.И. Солженицына; 2) определить место историософских идей и философско-антропологических концептов эпопеи «Архипелаг ГУЛАГ» в мировоззрении писателя; 3) обозначить генетические связи эпопеи А.И. Солженицына и влияние на него традиций философско-мемуарной литературы. В качестве методологической основы исследования использованы исходные принципы, законы и категориальный аппарат диалектики; историко-философский анализ; культурологический подход; философская компаративистика. В эпопее "Архипелаг ГУЛАГ" созданы новые концепты, вошедшие в сокровищницу философских и культурных кодов современной эпохи. Возник новый тип автобиографического героя, который является не только литературным отражением автора, но и этическим конструктом, обобщающим его идеологическую и нравственную позицию. Включение автобиографических, исповедальных элементов и философских размышлений в книгу Солженицына поднимает его труд до уровня историософской эпопеи, в которой показана судьба отдельного человека на фоне исторических катаклизмов.
Abstract: The subject of this article is the historiosophical and philosophical-anthropological views of A. I. Solzhenitsyn, who synthesized the autobiographic prose and artistic-historical research in his trilogy “Archipelago Gulag”. The article addresses the following tasks: 1) determine of the role of autobiographic character in historiosophical concept of A. I. Solzhenitsyn; 2) identify of the place of historiosophical ideas and philosophical-anthropological concepts of the trilogy “Archipelago Gulag” within the writer’s worldview; 3) outline the genetic affinity of Solzhenitsyn’s trilogy and the impact of the traditions of philosophical memoirs upon it. The new concepts created in the trilogy “Archipelago Gulag” were included into the treasure-house of philosophical and cultural codes of the modern age. It originated a new type of autobiographic character, which is not only a literary reflection of the author, but also an ethical construct that generalizes his ideological and moral stand. The inclusion of autobiographic, confessionary and philosophical reasoning into Solzhenitsyn’s book, turns it into a historiosophical masterwork, which depicts person’s life on the background of historical cataclysmic events.
Горохов П.А., Южанинова Е.Р. —
Историософские представления в творчестве Михаила Булгакова
// Философская мысль. – 2018. – № 7.
– С. 79 - 97.
DOI: 10.25136/2409-8728.2018.7.25743
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_25743.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования выступает историко-философская реконструкция представлений М.А. Булгакова, касающихся важнейших вопросов философии истории. Эта цель конкретизируется в анализе взглядов писателя на такие историософские проблемы, как: 1) смысл истории и причины исторических катастроф; 2) случайность и закономерность в историческом процессе; 3) физическая и социальная смерть в истории; 4) взаимоотношение народа и государственной власти, политики и нравственности; 5) возможность создания нового человека в переломные эпохи истории; 6) роль личности в истории. Методологическая основа данного исследования включает культурологический подход, философскую компаративистику, методы историко-философского и сравнительно-исторического анализа. М.А. Булгаков отразил в своем творчестве собственную философию истории. Не будучи системно разработанными, историософские представления Михаила Булгакова охватывают важнейшие онтологические вопросы исторического процесса, важнейшими из которых являются специфика исторического процесса и соотношение в этом процессе эволюции и революции, смысл и назначение истории, проблема свободы и необходимости в истории, возможность создания нового человека в переломные исторические эпохи, роль личности в истории. Булгаков увязывает историософские размышления с философско-антропологическими, этическими и аксиологическими раздумьями, создавая художественными средствами синкретичную концепцию, которая базируется на своеобразной социально-философской антропологии. Главным элементом в этой концепции выступает жизнь, страдания и смерть человека, стремящегося к жизни, развивающейся по законам эволюции, а не революции – социального катаклизма, уничтожающего в человеке духовно-нравственные и ценностные основы.
Abstract: The subject of this research is the historical-philosophical reconstruction of representations of M. A. Bulgakov concerning the paramount questions of the philosophy of history. The author particularly analyzes the writer’s views upon the following historicophilosophical problems: 1) meaning of history and the causes of historical catastrophes; 2) coincidences and regularities in the historical process; 3) physical and social death in history; 4) relationship between people and government, politics and ethics; 5) possibility of creating a new human during the turning periods in history; 6) role of personality in history. Mikhail Bulgakov expressed the original philosophy of history in his works. Not being systemically formulated, the historical representations of Bulgakov capture the paramount ontological questions of the historical process, among which are: the specificity of historical process and correlation between evolution and revolution within it; meaning and purpose of history; problem of freedom and must in history; possibility of creating a new human in the turning historical epochs; role of personality in history. Bulgakov interlinks the historiosophical reasoning and philosophical-anthropological, ethical and axiological thoughts, creating the syncretic concept that is based on a distinct socio-philosophical anthropology. The key element in this concept is life, sufferings and death of a human, who desires to live, develops in accordance with the laws of evolution, rather than revolution – the social cataclysm that destroys the religious-ethical and value foundations in a human.
Горохов П.А. —
Философия истории Н. М. Карамзина и современность
// Философская мысль. – 2017. – № 6.
– С. 51 - 61.
DOI: 10.25136/2409-8728.2017.6.23248
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_23248.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают некоторые аспекты воззрений Н. М. Карамзина на философию истории, наиболее актуальные для современной эпохи: взаимоотношение народа и государственной власти, политики и нравственности, роль личности в историческом процессе. Изучение наследия великого историка, ориентированного в своем творчестве патриотически, является актуальной задачей в эпоху глобализации. Автор рассматривает роль историософских представлений в структуре мировоззрения Карамзина. Особое внимание уделяется роли Карамзина в формировании исторического самосознания и социокультурной самоидентификации гражданина. В качестве методологической основы данного исследования применены историко-философский и сравнительно-исторический анализ, культурологический подход. Основные выводы исследования. Патриотический консерватизм Карамзина оказался вновь востребованным, так как его труд стимулировал появление теории «официальной народности», переживающей ныне второе рождение. Карамзин может считаться в России основателем исторической и историософской компаративистики, ибо в «Истории Государства Российского» он непрерывно сравнивает исторических деятелей, их деяния и оставленное ими социокультурное наследие.
Abstract: The subject of this research is the most relevant to modern era aspects of the views of N. M. Karamzin upon the philosophy of history: the relation between people and state authority, politics and ethics, role of personality in historical process. Examination of the heritage of the accomplished historian, who expressed the patriotic ideology in his works, represents a relevant task in the era of globalization. The author analyzes the role of historiosophical views within the structure of Karamzin’s worldview. Special attention is given to the role of Karamzin in establishment of the historical self-consciousness and sociocultural self-identification of a citizen. Karamzin’s patriotic conservatism have become demanded yet again due to the fact that his works encouraged the emergence of the theory of “official nationalism”, which experiences the second birth. N. M. Karamzin can be considered a founder of the Russian historical and historiosophical comparativism, because in “History of the Russian State” he constantly compares the historical figures, their actions, and the sociocultural heritage they left behind.