Ван Ц. —
Творчество художника Цзэнь Фаньчжи в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи
// Человек и культура. – 2020. – № 4.
– С. 1 - 20.
DOI: 10.25136/2409-8744.2020.4.32802
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_32802.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена исследованию творчества современного художника Цзэнь Фаньчжи в контексте диалога традиций западноевропейской и китайской живописи. Поэтапно рассмотрен процесс формирования его авторской художественной манеры, сочетающей различные стилевые приемы и техники. Раскрываются основные художественные особенности работ в разные периоды творчества китайского мастера: от обращения к приемам живописи западного экспрессионизма к формированию индивидуальной авторской манеры. Подробно проанализированы принципы концептуального искусства Цзэнь Фаньчжи, воплотившиеся, в том числе, в использовании знаковых образов-символов, например, “маски”. Исследованы приемы абстрактной живописи в творчестве китайского художника, получившие развитие в технике «хаотичной кисти», в основе которой лежали экспрессивные линейные абстракции. Раскрываются основные художественные особенности работ концептуальной серии «Посвящение», в которых Цзэнь Фаньчжи обратился к живописному наследию прошлых эпох. Рассмотрен период экспериментальной живописи в творчестве художника после 2018 г: «Цзэнь Фаньчжи путем объединения художественных приемов Поля Сезанна с концепциями традиционного китайского искусства, применяя технику реди-мейда, предлагает качественно новую интерпретацию произведений китайской классической живописи». В исследовании были использованы интервью с Цзэн Фаньчжи о его творческих взглядах, живописи и формах художественной выразительности. Предпринят системный, как обобщенный, так и на примере конкретных картин, сравнительный анализ художественного языка Цзэн Фаньчжи, рассмотрен процесс формирования его авторской манеры, а также применяемые живописцем стилистические принципы и специфика их взаимодействия. Были проанализированы особенности линейных построений и мазков в картинах художника для выявления характерных черт, свойственных работам разных периодов. На основе проделанного анализа, сделан вывод о том, что живописные произведения Цзэнь Фаньчжи представляют собой наглядное проявление органичного взаимодействия западноевропейской и китайской художественной традиции.Каждый стилистический прием, к которому обращается Цзэнь Фаньчжи демонстрирует глубокое понимание живописи и языка форм, раскрывает его творческое осмысление художественных принципов западноевропейского искусства, которое сформировалось у художника благодаря личному опыту и высокому уровню образования, ставшими результатом многолетнего труда. Это исследование на примере творчества Цзэнь Фаньчжи раскрывает одну из сущностных особенностей современной китайской живописи, – ее синтетический или комбинированный характер, который в чем-то схож, а в чем-то отличен от традиций западного искусства. Разница кроется не столько в географии происхождения, несмотря на то, что творчество Цзэнь Фаньчжи развивалось в контексте традиционной китайской культуры и сложившихся принципов художественно-эстетического канона, но и благодаря личному опыту и субъективным переживаниям, облаченным в живописную форму в пространстве картин мастера. Китайская живопись вошла в эпоху бе-модерна (не-модерна), оставаясь во многом схожей и в то же время отличной от искусства западного модерна и постмодерна.
Abstract: This article is dedicated to analysis of the works of a contemporary artist Zeng Fanzhi in the context of dialogue of traditions of Western European and Chinese painting. The author reviews the stages of formation of this original artistic manner that combines different stylistic approaches and techniques; reveals the key artistic peculiarities of his works – from referring to Western expressionism to formation of an individual style. A detailed analysis is conducted on the principles of conceptual art of Zeng Fanzhi realized in the use of meaningful images and symbols, such as “masks”. The author examines the methods of abstract painting in the works of Chinese artist reflected in the technique of “chaotic brush”, which is based on the expressive linear abstractions. In the period after 2018, which marks the period of experimental painting, Zeng Fanzhi combines the artistic methods of Paul Cézanne with the concept of traditional Chinese art, with the “found object” technique, offering a completely new interpretation of the works of Chinese classical painting. The article discusses the specificities of linear constructs and brush strokes in the artist’s works for determining the features common to his works of various periods. A conclusion is made that the paintings of Zeng Fanzhi represents a visual manifestation of harmonious interaction of the Western European and Chinese art tradition. Each stylistic approach used by Zeng Fanzhi demonstrates a profound understanding of painting, reveals his creative interpretation of artistic principles of Western European art that formed as a result of personal experience and high level of education. Chinese painting entered the era of non-modernism, remaining in many ways similar and simultaneously different from the art of Western modernism and postmodernism.
Ван Ц. —
Творчество художника Юэ Миньцзюня в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи
// Человек и культура. – 2020. – № 3.
– С. 1 - 16.
DOI: 10.25136/2409-8744.2020.3.32579
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_32579.html
Читать статью
Аннотация: В статье представлен комплексный и всесторонний анализ визуализированного эго-образа художника с искаженным от смеха лицом как основного персонажа картин Юэ Миньцзюня – одного из ведущих мастеров направления современной китайской живописи — циничного реализма, приведена интерпретация образа в призме китайского социализма, восточной и западной художественных традиций.Далее приводятся подробные описания произведений различных серий, определяются типичные особенности индивидуальной манеры, проводится сопоставление работ для выявления характерного для циничного реализма набора художественных средств, осуществляется всесторонний анализ творчества. В статье раскрывается концепция взаимодействия приемов западной и китайской живописи на конкретных примерах, в том числе посредством приведенных высказываний самого художника о психологии творчества и искусстве в целом, их анализа и выводов на его основе для более глубокого понимания творчества Юэ Миньцзюня. Юэ Миньцзюнь прибегает к различным средствам художественной выразительности, в том числе к игровым приемам, и, в зависимости от цели: к знакам-символам массовой культуры, узнаваемым классическим сюжетам западноевропейской живописи, компьютерным технологиям, картографическим изображениям, а также субъективным мысленным образам, – для создания определенных визуальных символов, осуществляющих диалог со зрителем. Сущность его творчества заключена в ироничном отношении к жизни, лежащем в основе циничного реализма. Очевидно, что современная китайская живопись вошла в эпоху bie-modern (не-модерна).
Abstract: This article provides a comprehensive analysis of the visualized ego-image of the artist with grinning face as the key character of Yue Minjun’s paintings – one of the prominent representatives of cynical realism trend in Chinese contemporary painting. The image is interpreted through the prism of Chinese socialism, Eastern and Western art traditions. The author describes in detail the works from different series, determines typical features of individual manners, and compares works for revealing the common to cynical realism set of artistic means. The article elucidates the concept of interaction of the techniques of Western and Chinese paining using the particular examples, including Yue Minjun’s thoughts on the psychology of art overall, their analysis, and conclusions formulated for more profound understanding of his artworks. Yue Minjun opts for the diverse expressive means and game approaches depending on the goal: symbols of mass culture, recognizable classical themes of Western European painting, computer technologies, cartographic representations, as well as subjective mental images – for creating certain visual symbols carrying on a dialogue with the audience. The concept of his works consists in the ironic attitude to life underlying the cynical realism. It is evident that the modern Chinese paining entered the era of bie-modern.
Ван Ц. —
Творчество художника Чжан Сяогана в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи
// Человек и культура. – 2020. – № 2.
– С. 1 - 13.
DOI: 10.25136/2409-8744.2020.2.31891
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_31891.html
Читать статью
Аннотация: В данной статье рассматривается живописное творчество Чжан Сяогана как видного представителя современной китайской живописи, особенности его художественного мастерства, сформировавшиеся в разные периоды его творчества под воздействием двустороннего влияния китайской и западной живописи. Трансформация и эволюция живописных концепций и формальных художественных средств, заявленные в серии работ художника зрелого периода «Кровные узы большой семьи», показывают как «собственная историческая память» формирует новые выразительные формы живописи. Сравнивать и анализировать, как взаимодействуют формы и языки западной и китайской живописи, и анализировать характеристики структуры мазка кисти художника в разные периоды, чтобы показать, как формируется внутренняя духовная сущность. Это доказывает, что столкновение концепций китайской и западной живописи порождает новые художественные явления, которые являются результатом ассимиляции живописных концепций и «локализации» формального языка; именно таким образом, западная и китайская живописи взаимно влияют и порождают многообразие пластических идей и художественных форм. Китай вступил в период «не модернизма».
Abstract: This article examines the artworks of Zhang Xiaogang as a prominent representative of the modern Chinese painting, peculiarities of his mastery formed in different periods of his creative path under the dual influence of Chinese and Western painting. Transformation and evolution of painting concepts and formal artistic means, claimed in the painter’s “Bloodline-Big Family” series, demonstrate how the “own historical memory” forms new expressive forms of painting. The author compares the interaction of forms and languages in the Western and Chinese painting, as well as analyzes characteristics of the structure of brush strokes of the painter in different periods for showing the formation of the inner spiritual essence. It proves that the clash of concepts of the Western and Chinese painting generated new artistic phenomena, which represent a result of assimilation of painting concepts and “localization” of formal language. The mutual influence of two cultures lead to origination of multiple ideas of plasticity and artistic forms. China has entered the period of “non-modernism”.