Фокеева М.П. —
Возвышенное в эстетике травмы
// Философская мысль. – 2020. – № 3.
– С. 68 - 73.
DOI: 10.25136/2409-8728.2020.3.32311
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_32311.html
Читать статью
Аннотация: Предметом анализа данной статьи является понятие возвышенного. Автор рассматривает какие трансформации переживала эстетическая теория возвышенного с XVIII века. Возвышенное в контексте эстетики травмы является особой формой эстетического опыта, который возникает в столкновении с травматическим опытом истории, где основным сопутствующим аффектом является ужас. Формы возвышенного, связанные со столкновением с исторической травмой, по силе своего воздействия неизмеримы по той причине, что масштабы катастрофы не могут быть подвергнуты рациональной оценке, а переживание исторического насилия дискредитирует возможность субъективной повседневности. Методология данного исследования в первую очередь строится на философско-эстетическом подходе, который основывается на анализе понятий возвышенного и негативного возвышенного. Автор приходит к выводам, что возвышенное в ХХ веке переживает кризис, связанный с переосмыслением модернистских ценностей. Однако дисциплина, связанная с эстетическим переосмыслением травматический событий истории, — эстетика травмы, реабилитирует понятие возвышенного, так как репрезентация травматического посредством обращению к возвышенному дает возможность осмыслить травматический опыт и пережить его.
Abstract: The subject of this article is the concept of sublime. The author examines which transformations has experiences the aesthetic theory of sublime since the XVIII century. In the context of aesthetics of trauma, sublime is a specific form of aesthetical experience that emerges in the context of encountering traumatic experience of the history, where the key concomitant affect is horror. The forms of sublime, associated with encountering the historical trauma, are immeasurable by their influence, as the scales of catastrophe cannot be assessed rationally, and the experience of historical violence discredits the possibility of subjective routine. Research methodology is structured on the philosophical-aesthetic approach. Which is based on analysis of the concepts of sublime and negative sublime. The author comes to the conclusion that sublime in the XX century experiences crisis related to reconsideration of the modernistic values. However, discipline associate with the aesthetic reconsideration of traumatic historical events – the aesthetics of trauma, rehabilitates the concept of sublime, because representation of the traumatic through referring to sublime, opens an opportunity to comprehend the traumatic experience and overcome it.