Лысова Н.А. —
Репрезентация образа прошлого в современных отечественных игровых исторических фильмах
// Философия и культура. – 2020. – № 2.
– С. 12 - 26.
DOI: 10.7256/2454-0757.2020.2.32256
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_32256.html
Читать статью
Аннотация: Рассматриваются проблемы репрезентаций образов прошлого в современных исторических игровых фильмах и телевизионных сериалах. Обозначенная проблема в значительной степени актуализирована популярностью этого рода кинопроизведений у современного массового зрителя. Молодое поколение обращается к историческим игровым фильмам как к легкому и доступному их восприятию источнику информации об исторических фактах, событиях, процессах и личностях. Однако такая тенденция несет в себе угрозу дезориентации массового зрителя относительно исторического прошлого. В статье анализируются понятия «образ», «художественный образ», «образ прошлого» и их специфические черты в контексте предмета исследования. Обращается внимание на сложность соотношения понятия «исторический фильм» и вводимой в терминологию СМИ устойчивой лексической конструкции «псевдоисторический фильм». Основанием исследования явилось сочетание двух подходов. Культурологический подход позволил рассмотреть степень репрезентаций образов прошлого в историческом игровом кино. А многоаспектный характер предмета исследования и неоднородность теоретического и эмпирического материала предполагают обращение к междисциплинарному подходу. На основании анализа современных отечественных исторических игровых полнометражных фильмов и сериалов автор выделяет критерии, позволяющие судить об адекватности образа прошлого, воплощенного в экранном произведении, исторической действительности. К ним относятся: степень достоверности реконструкции материальной культуры конкретного периода истории, а также событий и явлений, общественных и исторических процессов воссоздаваемого исторического времени; достоверная передача ментальности конкретного культурно-исторического периода; и собственный взгляд создателей фильма на историю, авторское осмысление и интерпретация исторических процессов, событий, явлений и пр. В рамках статьи автор акцентирует внимание на рассмотрении первых двух критериев.
Abstract: This article examines the problems of representation of images of the past in modern historical fiction film and TV series. The relevance of the topic is substantiated by current popularity of this genre of cinematography among audience. The younger generation refers to the historical fiction films as an easy-to-grasp source of information on the historical facts, events, processes and personalities. However, such trend carries a threat of disorientation of mass audience regarding the historical past. The article analyzes the concept of “image”, “artistic image”, “image of the past” and their specific features in the context of the subject of research. Attention is turned to complexity of interrelation of the concept of “historical film” and the introduced into mass media terminology stable lexical construct “pseudohistorical film”. The combination of two approaches became the foundation for this research: culturological approach allowed viewing the degree of representation of images of the mast in historical fiction cinematography; while multifaceted nature of the subject of research and versatility of theoretical and empirical materials suggest referring to interdisciplinary approach. Based on the analysis of modern historical fiction feature films and TV series, the author highlights the criteria that allows assessing the adequacy of image of the past and historical reality depicted on the screen. Such criteria include: veracity of reconstruction of material culture of a specific historical period; events and occurrences, social and historical processes of the reproduced historical time; accuracy of interpretation of mentality of a particular cultural-historical period; original view of the film creators upon history; original understanding and interpretation of historical processes, events and phenomena, etc. Within the framework of this article, emphasis is made on the first two criteria.
Лысова Н.А. —
Медиакультура как фактор формирования субкультурных образований: культурологический аспект (на примере движений сурвивализма и «отшельничества»)
// Философия и культура. – 2019. – № 11.
– С. 13 - 22.
DOI: 10.7256/2454-0757.2019.11.31517
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_31517.html
Читать статью
Аннотация: Анализируется феномен медиакультуры как один из аспектов современных социокультурных реалий и его интерпретация с точки зрения культурологического и философского дискурсов. Автор уделяет особое внимание проблеме влияния медиакультуры в целом и медиаобразов (как культурных текстов) в частности на сознание и мировоззрение ее носителей и потребителей. Предпринимается попытка рассмотреть медиакультуру как один из факторов, способствующих формированию таких современных субкультурных образований, как сурвивализм и «отшельничество». Используется информационный подход, который позволяет исследовать названные субкультуры как процесс и результат синтеза социальных и информационных феноменов. Системный метод исследования предполагает рассмотрение медиакультуры и субкультур, формирующихся вокруг нее и в ее пространстве, как часть социокультурных реалий. Новизна работы заключается в попытке автора в контексте культурологического исследования выявить основания сформировавшихся в современном постиндустриальном информационном типе культуры и развивающихся субкультурных образований сурвивалистов и "отшельников"; а также в анализе представленности этих субкультур в пространстве медиакультуры и их формы их популяризации.
Abstract: This article analyzes the phenomenon of media culture as one of the aspects of modern sociocultural realities and its interpretation from the perspective of culturological and philosophical discourses. Special attention is dedicated to the impact of media culture overall and media images (as cultural texts) in particular upon the mentality and worldview of its carriers and consumers. An attempt is made to examine media culture as one of the factors contributing to the formation of such subcultures as survivalism and “reclusion”. The author uses information approach to explore the aforementioned subcultures as a process and result of the synthesis of social and information phenomena. System approach suggest viewing media culture and subcultures, forming around and within it, as a part of sociocultural realities. The scientific novelty consists in the author’s attempt to determine in the context of culturological research the grounds of the established in modern postindustrial information type of culture and developing subcultures of survivalists and “recluses”; as well as in the analysis of representation of these subcultures in media culture and forms of their popularization.