Гусев Е.И., Маликов В.М. —
Восточные психосоматические техники и современные психологические практики
// Психология и Психотехника. – 2021. – № 2.
– С. 1 - 10.
DOI: 10.7256/2454-0722.2021.2.31417
URL: https://e-notabene.ru/ptmag/article_31417.html
Читать статью
Аннотация: Целью статьи является анализ восточных психосоматических техник для выявления возможности их использования в современных психологических практиках. Отмечается, что в гуманитарной науке возрастает интерес к восточным психосоматическим буддийским и даосским практикам, которые все более активно применяются для корректировки психологических проблем личности, возникающих у жителя городских агломераций. Демонстрируется взаимодействие русской культуры с восточными цивилизациями и формулируется тезис о преемственности культур евразийского региона. Приводятся конкретные примеры взаимосвязи методов восточных психосоматических техник в коррекции психологических проблем современной личности. Демонстрируются результаты эмпирического исследования для подтверждения гипотезы о возможности корреляции психологических проблем личности восточными психосоматическими практиками. Для получения статистически значимых данных применяется психосемантическая методика, для проверки статистической гипотезы используется критерий χ2. Выборка состоит из практикующих психологов с опытом работы более 10 лет. В ходе проведенного исследования поставленная гипотеза получила подтверждение. Практикующие психологи не владеют достаточной информацией для внедрения восточных практик в консультирование, но при небольшом ознакомлении с ними считают перспективным использование в своей работе синтеза восточных практик и видят в этом психологическую эффективность для решения актуальных проблем современной личности.
Интеграция принципов и методов восточных практик в психотерапевтическую деятельность поможет разностороннему и вместе с тем комплексному пониманию экзистенциальных проблем личности и позволит применять полученные знания в вопросах консультирования. Кроме того, сделает возможным корректное использование психологических техник и разностороннее понимание проблем личности, подчеркнув серьёзность и эффективность комплексного подхода в психологической практике.
Abstract: The goal of this article consists in the analysis of Eastern psychosomatic techniques for determining the possibility of their use in modern psychological practices. The growing interest in the Eastern psychosomatic Buddhist and Taoist practices is observed in the humanities; they are actively implemented in correction of psychological problems that arise among the residents of urban agglomerations. The author demonstrates the interaction between the Russian culture and Eastern civilizations, as well as formulates a thesis on the continuity of cultures of the Eurasian region. The examples of interrelation of the methods of Eastern psychosomatic techniques in the correction of psychological problems of modern individual are described. The article provides the results of empirical study to prove the hypothesis of the possible correlation of psychological problems of an individual by Eastern psychosomatic practices. For acquisition of statistically significant data, the author employs psychosemantic technique, and for verification of the statistical hypothesis – χ2 criterion. The sampling consists of practicing psychologists with over 10 years of experience. In the course of the study, the hypothesis has been proven correct. Practicing psychologists do not have sufficient information for implementing Eastern practices in counseling; however, getting familiar with such practices, consider it promising to synthesize Eastern practices in their work, and indicate psychological effectiveness for solution of the problems of modern individual. Integration of the principles and methods of Eastern practices into psychotherapeutic activity would prompt versatile and comprehensive understanding of the existential problems of personality, as well allow using the acquired knowledge in counseling.
Гусев Е.И., Коваленко Д.Г. —
Актуализация синтоизма как семиотического концепта в художественном мире Хаяо Миядзаки
// Философия и культура. – 2019. – № 12.
– С. 35 - 42.
DOI: 10.7256/2454-0757.2019.12.31564
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_31564.html
Читать статью
Аннотация: Целью статьи является анализ наиболее репрезентативных аниме режиссёра для выявления в них ряда мировоззренческих матриц, которые помогут прояснить роль синтоистских семиотических концептов в его художественной практике. Актуальность исследования синтоистских мотивов в творчестве Миядзаки как одного из крупнейших и самых популярных в Европейском интеллектуальном пространстве режиссёров обуславливается тем, что широчайший смысловой уровень, сформированный семиотическими концептами синтоизма, проходит мимо европейского зрителя, оценивающего произведения режиссёра только с визуальной и сюжетной точки зрения и воспринимающего лишь «лежащие на поверхности» смыслы, тогда как японская аудитория способна считывать семиотику синтоизма и выраженные с её помощью идеи на уровне мировоззренческого автоматизма ввиду огромной роли синтоизма в мировоззрении и быту. В статье ставится проблема амбивалентности современного японского общества, сложившегося после Второй мировой войны, анализируется фильмография Миядзаки и основополагающие черты его мировоззрения, что позволило не только прояснить роль синто в его творчестве, но и выделить три применяемых им функциональных уровня синтоистских семиотических концептов: дидактико-мировоззренческий, национально-исторический и социально-инструментальный. Изучение синтоизма и восточных религий в отечественной гуманитарной науке позволяет приобщиться к иной картине мира, понять менталитет, в корне отличающийся от европейского, увидеть в произведениях восточной культуры новые семантические смыслы. Подобное расширение горизонтов и есть то, в чём так нуждается современная культура и общество в рамках глобализации и постоянно меняющегося мира.
Abstract: The goal of this article consists in the analysis of the most representative anime movies of Hayao Miyazaki for determining a row of worldview matrixes that may clarify the role of Shinto semiotic concepts in his artistic practice. Relevance of studying Shinto motifs in Miyazaki’s works as one of the prominent and most popular filmmakers within the European cultural space is justified by the fact that the broadest semantic level formed by semiotic concepts of Shintoism slides by the European audience that assesses the works of film director only from the visual and narrative perspective and comprehend only the “surface” meanings, while the Japanese audience is able to read the semiotics of Shintoism along with ideas expressed through it at the level of worldview automaticity due to a tremendous role of Shintoism in the world outlook and everyday use. The article articulates the problem of ambivalence of the modern Japanese society formed after the World War II; analyzes the filmography of Hayao Miyazak and fundamental principles of his worldview, which allowed not only explaining the role of Shinto in his works, but also defining the three functional level of Shinto semiotic concepts applied by him: didactical-worldview, national-historical and social-instrumental. Examination of Shintoism and oriental religions within the national human science allows connecting with the foreign perception of the world, grasp the mentality that drastically differs from the European, and see new semantic meanings in the works of oriental culture. Such expansion of horizons is exactly what needs the modern culture and society within the framework of globalization and constantly changing world.