Скосырева А.В. —
Альбан Берг: от композитора-любителя к автору Altenberglieder
// Культура и искусство. – 2020. – № 8.
– С. 87 - 102.
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.8.33532
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_33532.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования данной статьи стали ученические фортепианные произведения Берга, Струнный квартет op. 3 и вокальный цикл Altenberglieder op. 4. Предметом исследования является творческая трансформация Берга от композитора-любителя, писавшего романтическую музыку, до автора сложноорганизованного атонального произведения.
В статье рассмотрены наиболее важные аспекты ученичества Берга, повлиявшие на его творческое становление. Освещены особенности педагогического метода Шёнберга, наставника и друга композитора. Систематизированы музыкальные впечатления Берга, полученные им в годы обучения и открывшие ему мир "новых звучаний". Большое внимание уделено личностным качествам Берга, его стремлению к познанию нового музыкального мира. Проведен анализ некоторых фортепианных пьес, относящихся к периоду обучения у Шёнберга. Рассмотрены opp. 3 и 4 на предмет схожих авторских приемов и их постепенного усложнения.
Основным выводом статьи является понимание того, что феномен стремительных перемен в творчестве композитора кроется в комплексном взаимодействии факторов. Бергу удалось преодолеть изначально песенную романтическую природу своего композиторского мышления не только благодаря педагогическому гению Шенберга и возможности быть в Вене, центре музыкальной жизни того времени. Ключевые особенности характера композитора - преданность делу и своим идеям, работоспособность и стремление к творческой правде. Его природная пылкость и впечатлительность уравновешивались математической скрупулезностью, тягой к систематизации. Это послужило основой для удивительных изменений, которые произошли от ученических набросков до первого самостоятельного произведения – вокального цикла Altenberglieder op. 4.
Научная новизна статьи заключается в постановке вопроса о том, как Берг в течение краткого периода выработал такой сложный современный язык, который вывел его на первые позиции в мире композиторов.
Abstract: The object of this research is the piano compositions of Alban Berg – the String Quartet, Op. 3, and the vocal cycle Altenberglieder, Op. 4. The subject of this research is the artistic transformation of Berg from amateur composer of romantic music to the author of the complex atonal composition. The article reviews the aspects of Berg's apprenticeship that impacted his professional becoming. The peculiarities of the pedagogical method the composer's mentor and friend. Arnold Schoenberg are described. The author systematizes Berg's musical impressions acquired in his earlier period, which revealed the world of “new tones”. Special attention is given to the personal qualities of Alban Berg, his desire to cognize the new musical world. Analysis is conducted on the piano pieces composed at the time of his study with Schoenberg is. Opuses 3 and 4 are examined for the similar authorial techniques and their gradual complication. The conclusion is made that the phenomenon of rapid changes in the composer's artistic path is substantiated by a combination of factors. Berg was able to overcome the initially romantic melodious nature in his composing due to the opportunity to be in Vienna, which was the center of musical life at that time and the pedagogical talent of A. Schoenberg. The key character traits of the composer were commitment, capacity to work, and strive for creative truth. His natural enthusiasm and sensitivity were balanced by mathematical meticulousness and propensity for systematization. This served as the foundation for the remarkable changes that can be traces from his apprentice sketches to the first independent composition – the vocal cycle Altenberglieder, Op. 4. The scientific novelty of this research consists in posing the question of how Berg was able to develop such complex modern language in a very short period of time that elevated him to the forefront of leading composers.
Скосырева А.В. —
Организующая роль семантических и звуковысотных рядов в «Altenberg Lieder» А. Берга
// Культура и искусство. – 2018. – № 8.
– С. 54 - 74.
DOI: 10.7256/2454-0625.2018.8.27058
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_27058.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются "Пять песен на тексты к видовым открыткам П. Альтенберга". Написанные в технике свободной гемитоники (с использованием 12-тонового ряда), «Песни» потребовали от автора нахождения новых способов гармонической централизации. Объектом исследования являются звуковысотные ряды и мотивы-цитаты, играющие роль "центральных элементов", составляющих основу музыкального языка.
В статье также прослежена преемственность произведения Берга в отношении малеровских размышлений об отношении художника-творца с окружающим его миром. Уделено внимание некоторым исполнительским трудностям. В статье приводится подробный анализ звуковысотных рядов, использованных в цикле, а также мотивов-цитат, наполняющих смысловую ткань песен. Последовательность значимых мотивов отражена в особых «семантических рядах». Новизна исследования заключается в подробном рассмотрении техники центра (центрального элемента), которую использовал А. Берг при написании A. Altenberg Lieder.
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что четвёртый опус Берга наполнен многомерными смыслами, отсылками и аллюзиями. Знание этих смыслов, ощущение их присутствия важно для исполнителя. Это дает возможность более глубокого понимания произведения. Квартовые и терцовые мотивы, малосекундовые интонации и аллюзии на музыку Баха, Дебюсси и Малера складываются в единое музыкально-смысловое полотно.
Abstract: The subject of this research is the Five Songs to Peter Altenberg's Picture Postcard. The Songs were written using the technique of free hemitonics (twelve-tone row), thus demanded new means of harmonic centralization. The object of the research is the pitch rows and motive-quotes that act as the central elements of the musical language. In her research the author traces back the succession of Berg's composition and its relation to Mahler's thoughts about the artist and the world around him. Skosyreva pays attention to performance difficulties and carries out a detailed analysis of pitch rows used in the series as well as motive-quotes that compose the meaningful tissue of the songs. The sequence of important motives is reflected in special 'semantic rows'. The novelty of the research is caused by the fact that the author carries out a detailed analysis of the core element that was used by Alban Berg to compose his Altenberg Lieder. As a result of the research, the author concludes that the fourth opus of Berg is filled with multidimensional meanings, references and allusions. For a performer it is important to know these meanings and to feel their presence. This allows to better understand a composition. Quartal and tertian motives, small second intonations and allusions to Bach's, Debussy's and Mahler's music compose the unique tissue of meanings and music.