Шиллер В.В. —
Метрические книги как источник по генеалогии и демографии еврейской общины Мариинского уезда Томской губернии (конец XIX – начало ХХ вв.)
// Genesis: исторические исследования. – 2019. – № 2.
– С. 38 - 51.
DOI: 10.25136/2409-868X.2019.2.29216
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_29216.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования выступили метрические книги еврейской синагоги города Мариинска и Мариинского уезда Томской губернии, представляющие собой естественную выборку и содержащие совокупность данных, отражающих демографические процессы в еврейской общине конца XIX – начала ХХ вв. Предметом - внутренняя и внешняя критика источника с очерчиванием информационных лакун и определением пределов при использования данных для генеалогических и демографических реконструкций. Основной акцент автор сделал на внутренней критике источника, связав степень и качество заполнения метрических книг с конкретным ученым евреем или раввином, их уровнем образования и знанием русского языка. В основу исследования положены общенаучные методы анализа и синтеза, а также историко-сравнительный метод, реализуемый в диахронном аспекте. Для определения степени репрезентативности сведений, отложившихся в метрических книгах, использовался статический метод серий. Результатом проведенного исследования явился вывод о наличии в метрических книгах еврейской синагоги г. Мариинска Томской губернии присущих всем историческим источникам искажениям и информационных лакун. При генеалогических реконструкциях исследователь неизбежно столкнется с неполнотой данных, обусловленных частичным отсутствием в результате механических воздействий отдельных листов, содержащих данные и субъективными особенностями при заполнении метрических книг. При оценке демографических процессов данные о бракосочетаниях и смертности в силу их высокой степени репрезентативности дадут корректные результаты, а данные по рождаемости нет из-за низкой репрезентативности сохранившихся данных.
Abstract: The object of this research is the metric books of the Synagogue of the city of Mariinsk and Mariinsky district of Tomsk Governorate, which represent a natural sampling and contain cumulative data that reflect demographic processes in Jewish community of the late XIX – early XX century. The subject of this research is the external and internal criticism with delineation of information gaps and determination of limits in exploitation of the data for genealogical and demographic reconstructions. Focus is made on the internal criticism of the source, correlating the extent and quality of filling in the metric books with a particular Jewish scholar of Rabbi, their level of education and command of the Russian language. The author concludes that the metric books of Mariinsk Synagogue of Tomsk Governorate also have distortions and information gaps inherent to all historical sources. In the context of genealogical reconstruction, a researcher will inevitably face the incompleteness of data due to the partial absence of separate pages that contain the data alongside the peculiarities of filling in the metric books. In assessing the demographic processes, the marriage and death data, due to the high level of representativity will provide the appropriate results, while the birth data will not be able to do the same, due to the low representativity of data that survived.
Шиллер В.В. —
«Территориальные группы» как основа организации протестантских общин Кемеровской области в 1920-е – 1960-е гг.
// Исторический журнал: научные исследования. – 2019. – № 2.
– С. 11 - 20.
DOI: 10.7256/2454-0609.2019.2.29293
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_29293.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования выступает совокупность религиозных общин и групп, действующих на территории СССР на протяжении всего периода его существования. Предметом – «территориальные группы» как основа протестантских объединений Кемеровской области в период 1920-х – 1960 – гг. Для выявления причин устойчивого существования религиозных объединений протестантов в условиях проведения репрессивной политики со стороны государства автор обращается к анализу их внутренней структуры, выявляя "территориальные группы", составляющие основу общин. В статье помимо общенаучных методов, использовался историко-сравнительный метод, элементы системного анализа и статистический метод корреляционного анализа. В резюмирующей части автор отмечает сложную структуру религиозных объединений, включающими в себя "территориальные группы", формировавшимися в рамках улиц или районов, где проживали верующие. В процессе исследования удалось выявить этническую специфику систем расселения верубщих. Для русских групп было характерно дисперсное расселение, а для немецких очаговое. Сложная внутренняя структура легальных и нелегальных религиозных объединений предопределяла их значительную устойчивость при внешнем воздействии со стороны силовиков и гражданских властей в период ужесточения внутренней религиозной политики.
Abstract: The subject of this research is the entirety of the religious communities and groups operating in the USSR throughout the entire period of this government's existence. The research object is the "territorial groups", seen as the basis of the Protestant associations in the Kemerovo region in the period of the 1920s - 1960s. In order to identify the reasons for the lasting existence of Protestant religious associations in the context of the repressive policies of the government, the author proposes an analysis of the associations' internal structures, identifying the "territorial groups" that form the basis of these communities. In addition to general scientific methods, the author applied the historical-comparative method, elements of system analysis and the statistical method of correlation analysis. In the concluding paragraphs, the author notes the complex structure of the religious associations, which included "territorial groups", that formed on the streets or districts where the believers lived. As a result of this research, it was possible to uncover the ethnic specifics of the believers' settlement systems. For the Russian groups, it was common to have a dispersed settlement, while for the German groups it was hearthstone-centered. The complex internal structure of legal and illegal religious associations predetermined their considerable stability under the external pressure from security officials and civil authorities during a period of tightening domestic religious policies.
Шиллер В.В. —
Направления конфессиональной политики Советского государства и индикаторы ее оценки в Кузбассе в 1920 - 1960 гг.
// Исторический журнал: научные исследования. – 2014. – № 2.
– С. 129 - 142.
DOI: 10.7256/2454-0609.2014.2.12567
Читать статью
Аннотация: Предметную область статьи составляет система индикаторов, характеризующих направления государственной конфессиональной политики в период 1920–1960-х гг. в Кузбассе. К перечню предлагаемых индикаторов отнесены структурные элементы и функциональные связи христианских общин, в том числе: система управления, социальная и этническая стратификация, половозрастная структура, расселение верующих религиозных объединений, а также система конфессионального и этноконфессионального взаимодействия, складывающегося между общинами и подвергающегося трансформации под влиянием государственной политики и сложившейся политической конъюнктуры. Методологической основой статьи является системный подход, в соответствии с которым религиозные объединения рассматривались в качестве функциональных, иерархически соподчиненных систем, имеющих сложную внутреннюю структуру, а политика государственных органов выступала фактором «внешней среды». Для оценки репрезентативности данных, содержащихся в полных списках верующих религиозных общин Кузбасса, использован корреляционный анализ. При определении круга структурных элементов и функциональных связей религиозных общин, являющихся индикаторами конфессиональной политики государства, применялся историко-сравнительный метод в диахронном аспекте. Научная новизна работы определяется введением в научный оборот новых массовых источников, представленных полными списками верующих протестантских общин Кузбасса за 1920–1960-е гг., а также предложенной системой индикаторов, включающих в себя ряд структурно-функциональных элементов религиозных объединений и позволяющих оценивать эффективность и направленность конфессиональной политики государства в конкретный период. Исследование показало, что в перечень наиболее надежных индикаторов входит указанный в статье набор социальных и демографических характеристик религиозных объединений.