Гусев Д.А. —
Скептицизм как высшая форма дискурсивного реализма
// Философская мысль. – 2014. – № 9.
– С. 21 - 68.
DOI: 10.7256/2306-0174.2014.9.13496
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_13496.html
Читать статью
Аннотация: Понятие реализма рассматривается в качестве философского дискурса, в контексте которого в истории философии и науки веками ставилась и решалась сложная проблема отношения наших знаний к действительности. Под наивным реализмом обычно понимается так называемая естественная установка сознания, согласно которой мир является таким, каким мы его видим, – установка более всего совпадающая со здравым смыслом, жизненным опытом и привычными ожиданиями. Следующую и более высокую ступень реализма можно назвать научным реализмом: наука, строящаяся на теоретическом мышлении, не доверяет здравому смыслу, выходит за рамки эмпирических данных, и якобы проникает в суть вещей, выясняя, как устроен мир «на самом деле». Однако научные теории и картины мира часто являются взаимопротиворечащими, конкурирующими и меняют друг друга в истории науки, в силу чего вопрос об их отношении у объективному миру остается открытым. Последней и высшей ступенью реализма является философский реализм, который представляет собой не что иное, как скептицизм. Методологической основой исследования является единство этимологического, логического и исторического подходов, а также принцип системности и некоторые герменевтические приемы (в частности, интерпретации и понимания). Также используется метод историко-философской реконструкции, который включает в себя приемы первичного (при рассмотрении источников) и вторичного (при привлечении различного рода литературы по изучаемой теме) исследования при отборе необходимого материала, методы имманентного интерпретирующего анализа (при анализе философских построений античных скептиков) и компаративистского анализа (при сравнении эпистемологических идей эллинистической, или позднеантичной философии с современными концепциями в области философии науки) и метод синтеза как соединения интерпретированного материала в новом качестве. Скептицизм как самосомневающееся сомнение - это философский реализм - последняя и высшая форма дискурсивного реализма после наивного и научного реализма. Одно из существенных отличий скептицизма от традиционных типов и форм философского мышления заключается в том, что скептическая «картина мира» принципиально мобильна и пластична, и, как следствие, скептические философские построения обычно не приводят к каким-либо определенным результатам, но в то же время они открыты для различных точек зрения, и поэтому чужды произвольно и бездоказательно, в конечном итоге, принимаемым положениям, ничего не «выносят за скобки», благодаря чему видят правоту (как и неправоту) любой философской идеи, в силу чего скептицизм – это именно поиск истины, а не отрицание возможности ее достижения, как достаточно часто интерпретируется скептическая философия. Античный скептицизм совершил переоткрытие вопроса о природе истины и явился оригинальной попыткой рефлексии теоретического знания, во многом предвосхитив современные не только эпистемологические, но и социально-философские концепции.
Abstract: The concept of realism is considered as a philosophical discourse in the context of which in the history of philosophy and science eyelids put and solved a complex problem of the attitude of our knowledge towards reality. The naive realism usually is understood as so-called natural installation of consciousness according to which the world is such what we see it, – the installation which is most of all coinciding with common sense, life experience and habitual expectations. It is possible to call the following and higher step of realism scientific realism: the science which is under construction on theoretical thinking doesn't trust common sense, is beyond empirical data, and allegedly gets into an essence of things, finding out as the world "actually" is arranged. However scientific theories and pictures of the world often are mutually contradicting, competing and change each other in the history of science owing to what the question of their relation at the objective world remains open. The last and highest step of realism is the philosophical realism which represents no other than scepticism. A methodological basis of research is the unity of etymological, logical and historical approaches, and also the principle of systemacity and some germenevtichesky receptions (in particular, interpretation and understanding). Also the method of historico-philosophical reconstruction which includes receptions primary (by consideration of sources) and secondary (at different attraction of literature on the studied subject) researches at selection of necessary material, methods of the immanent interpreting analysis (in the analysis of philosophical concepts of antique sceptics) and the komparativistsky analysis (when comparing epistemological ideas of the Hellenistic, or late ancient philosophy with modern concepts in the field of science philosophy) and a synthesis method as compounds of the interpreted material in new quality is used. Scepticism as the self-doubting doubt is a philosophical realism - the last and highest form of diskursivny realism after naive and scientific realism. One of essential differences of scepticism from traditional types and forms of philosophical thinking is that skeptical "the world picture" is essentially mobile and plastic, and, as a result, skeptical philosophical concepts usually don't lead to any certain results, but at the same time they are open for various points of view and therefore are alien randomly and unsubstantially, finally, to the adopted provisions, nothing "put outside brackets" thanks to what see correctness (as well as a wrongfulness) any philosophical idea owing to what scepticism is a search of truth, but not denial of possibility of its achievement as the skeptical philosophy is rather often interpreted. Antique scepticism made reopening of a question of the nature of truth and was original attempt of a reflection of theoretical knowledge, having in many respects anticipated modern not only epistemological, but also social and philosophical concepts.