Дмитриев И.Е. —
Эмигрантский журнал «Рубеж» как источник по антропологии моды русского зарубежья 1930-1940-гг.
// Исторический журнал: научные исследования. – 2019. – № 5.
– С. 102 - 112.
DOI: 10.7256/2454-0609.2019.5.29774
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_29774.html
Читать статью
Аннотация: В центре внимания статьи находится литературный журнал «Рубеж», выпускавшийся в Харбине с 1926 по 1945 гг. Цель статьи - определить ценность данного издания как источника по истории развития мировой индустрии моды 1930-1940-х гг. Для решения поставленной задачи автор анализирует широкий круг публикаций «Рубежа», посвященных модной тематике (статьи по мужской и женской моде с иллюстрациями и фотографиями; советы по рукоделию, макияжу, уходу за лицом и телом и пр.; рекламные объявления производителей и торговцев одеждой и аксессуарами) посредством выявления взаимосвязей между модными тенденциями и социально-политическими и экономическими процессами этого периода. Особое внимание в работе уделено рассмотрению модной индустрии Харбина в контексте изучения антропологии моды русского зарубежья. Для получения наиболее объективных и репрезентативных результатов исследования автор опирался на методы историзма, объективности, целостности и компаративного анализа. Научная новизна статьи заключается в том, что впервые в историографии был проведен комплексный анализ эмигрантского журнала «Рубеж» как источника по истории моды в целом и антропологии русского зарубежья в частности. В ходе работы автор пришел к выводу, что материалы «Рубежа» помогают воссоздать ретроспективную картину развития мировой модной индустрии 1930-1940-х гг. и служат серьезным подспорьем в изучении уникального социокультурного феномена русского Харбина.
Abstract: The focus of this article is placed on the literary magazine Rubezh, published in Harbin from 1926 to 1945. The article's aim is to determine the value of this publication as a source on the history of the development of the global fashion industry in the 1930s - 1940s. In order to achieve the set goal, the author analyzes a wide range of publications by the Rubezh devoted to fashion topics (articles on men's and women's fashion with illustrations and photographs; tips on needlework, makeup, face and body care, etc.; advertisements of manufacturers and traders of clothing and accessories) by identifying the relationships between fashion trends and the socio-political and economic processes of this period. The article pays particular attention to the study of the fashion industry in Harbin in the context of examining the anthropology of Russian diaspora's fashion. To obtain the most objective and representative research results, the author relied on the methods of historicism, objectivity, integrity, and comparative analysis while conducting this research. The scientific novelty of this article lies in the fact that, for the first time in historiography, a comprehensive analysis of the émigré magazine "Rubezh" has been conducted, considering it as a source on the history of fashion in general, and on the anthropology of Russian diaspora in particular. During the course of this work, the author came to the conclusion that the materials of Rubezh help to recreate a retrospective picture of the development of the global fashion industry in the 1930s - 1940s. and serve as a serious aid in the study of the unique socio-cultural phenomenon of Russian Harbin.
Дмитриев И.Е. —
Антропология моды русского зарубежья 1920-1930-х гг. на страницах эмигрантского журнала «Иллюстрированная Россия».
// Человек и культура. – 2018. – № 6.
– С. 72 - 82.
DOI: 10.25136/2409-8744.2018.6.28186
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_28186.html
Читать статью
Аннотация: Цель данной статьи – определить, в какой мере материалы эмигрантского журнала «Иллюстрированная Россия» (1924-1939 гг.) могут быть использованы в качестве источника по истории развития мировой индустрии моды 1920-1930-х гг. Для решения этой задачи автор анализирует широкий круг публикаций «Иллюстрированной России» посвященных модной тематике (статьи по мужской и женской моде с иллюстрациями и фотографиями; советы по подбору одежды, прически, косметики и др.; рекламные объявления производителей и торговцев одеждой и аксессуарами) посредством выявления взаимосвязей между модными тенденциями и общественными процессами этого периода. Особый акцент сделан на деятельности русских эмигрантов в индустрии моды 1920-1930-х гг. и их роли в развитии эстетики моды ХХ в. В основе статьи лежат методы историзма, объективности, целостности и сравнительного анализа, позволившие автору сделать независимые и объективные выводы. В результате проведенного анализа автор пришел к заключению, что материалы эмигрантского журнала «Иллюстрированная Россия» помогают воссоздать ретроспективную картину развития мировой модной индустрии 1920-1930-х гг. и служат серьезным подспорьем в контексте исследования антропологии моды русского зарубежья первой половины XX в.
Abstract: The goal of this article is to determine the level of impact of the emigrant magazine “Illustrated Russia” (1924-1939) for the history of development of the world fashion industry of 1920’s – 1930’s. The author analyzes a wide range of publication from the “Illustrated Russia” dedicated to the fashion theme (articles on the male and female fashion with images; advices on selecting wardrobe, hairstyle and makeup; advertisements of clothes and accessories manufactures) through identification of correlation between the fashionable trends and social processes of that period. Particular emphasis is made on the activity of the Russian emigrants in fashion industry of the 1920’s – 1930’s and their role in development of the aesthetics of fashion in the XX century. The author comes to a conclusion that the materials of the emigrant magazine “Illustrated Russia” help restoring the retrospective picture of evolution of the global fashion industry in the 1920’s – 1930’s and contribute to studying the anthropology of fashion of the Russian diaspora of the early XX century.