Мироненко М.С. —
Последнее десятилетие истории Чудова монастыря: от Октябрьской революции до сноса
// Исторический журнал: научные исследования. – 2022. – № 3.
– С. 71 - 82.
DOI: 10.7256/2454-0609.2022.3.38221
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_38221.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассмотрен последний этап существования Чудова монастыря Московского Кремля в его последние десятилетия. Этот период один из самых малоизученных в истории обители, а между тем, именно в это время разворачивается драма, участниками которой оказались монахи, музейные работники и новые обитатели Кремля – партийные и государственные деятели. На примере обители мы видим, как новое правительство формирует позицию в отношении ценных памятников. Примечательно, что насельники монастыря до последнего верили, что у них получится найти компромиссное решение и оставить хотя бы несколько монахов для охраны обители и совершения богослужений, но, к сожалению, планы нового правительства были совсем другими. Параллельно с процессом выселения монахов, идет борьба за сохранение комплекса уже исключительно как выдающегося памятника архитектуры и культуры, где главную роль играет отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины, в те годы его возглавлял сначала И. Гробарь, а чуть позже его сменила Н. Седова-Троцкая, что привело к усилению отдела и позволило сделать очень многое для сохранения памятников. В работе вводятся новые источники, в которых подробно описывается сюжет взаимоотношения монастыря и новой власти, тщательность подготовки к реставрации монастыря и подвиг, который совершили ученые, чтобы спасти памятник от дальнейшего разрушения в результате артобстрела. Но все усилия ученых по проведенной реставрации оказались тщетными, в большой спешке, в ночь с 16 на 17 декабря 1929 г., собор Чуда архистратига Михаила был взорван. Реставраторы не успели закончить работы по обмерам, фотофиксации, и даже спасти уже снятые со стен фрески, которым были подготовлены для музеефикации.
Abstract: The article examines the last stage of the existence of the Chudov Monastery of the Moscow Kremlin in its last decades. This period is one of the least studied in the history of the monastery, and yet, it is at this time that both the personal dramas of the inhabitants of the monastery before the closure of the monastery and the procedure for transferring valuables to the Armory that began immediately are exposed. Using the example of the monastery, we see how the new government forms a position regarding valuable monuments. It is noteworthy that the inhabitants of the monastery believed to the last that they would be able to find a compromise solution and leave at least a few monks to guard the monastery and perform divine services, but, unfortunately, the plans of the new government were completely different. In parallel with the process of evicting the monks, there is a struggle for the preservation of the complex exclusively as a monument of architecture and culture, where the main role is played by the Department for Museums and the protection of monuments of Art and antiquity, in those years it was headed first by I. Grobar, and a little later it was replaced by N.Sedova-Trotskaya, which led to the strengthening of the department - this allowed us to do a lot for the preservation of monuments. The work introduces new sources that describe in detail the plot of the relationship between the monastery and the new government, the scrupulousness of preparing for the restoration of the monastery and the feat that scientists performed to save the monument from further destruction as a result of shelling. But all the efforts of scientists for the restoration were in vain, in a great hurry, on the night of December 16-17, 1929, the Cathedral of the Miracle of Archangel Michael was blown up. The restorers did not have time to finish the work on measurements, photo fixation, and even save the frescoes already removed from the walls, which were prepared for museumification.
Мироненко М.С., Чертополохов В.А., Белоусова М.Д. —
Технологии виртуальной реальности и решение задачи разработки универсального интерфейса для исторических 3D-реконструкций.
// Историческая информатика. – 2020. – № 4.
– С. 192 - 205.
DOI: 10.7256/2585-7797.2020.4.34671
URL: https://e-notabene.ru/istinf/article_34671.html
Читать статью
Аннотация: В статье обобщаются результаты двухлетнего исследования вопросов применения технологий виртуальной и дополненной реальности, используемых в проекте виртуальной реконструкции исторического ландшафта Белого города Москвы XVI-XVIII веков. Приводится описание математических методов, программного и аппаратного обеспечения, которое позволяет широкому кругу пользователей получать доступ к исторической реконструкции исторических городских ландшафтов. Важной особенностью реконструкции стало совершенствование работы модуля верификации построенных трехмерных моделей ландшафта, строений и окружающей сцены на основе использованных исторических источников. Приводятся основные принципы, на которых строится модуль верификации и его виртуальный интерфейс. Рассматриваются некоторые оптимальные задачи, решаемые для построения интерфейса. Используется гибридная система отслеживания движений, как комбинация оптических и инерциальных данных. Архивные источники, использованные в процессе реконструкции, представлены в виртуальной среде при помощи трёхмерного графического пользовательского интерфейса для виртуальной реальности. Отображаемая информация генерируется из базы данных исторических источников, включающей в себя информацию о городской застройке, отдельных строениях Белого города, их частях, местоположении, назначении, владельцах и дате строительства. В базе содержатся как текстовые, так и графические исторические источники. Полученные результаты включают также новые алгоритмы и программно-аппаратные комплексы и результаты проведенного эксперимента.
Abstract: The article summarizes the results of a two-year study of the issues related to the virtual reality and augmented reality technologies use to virtually reconstruct Moscow Bely Gorod in the 16th-18th centuries. The authors describe mathematical methods, software and hardware which grant access to the historical reconstruction of historical urban landscapes. An important feature of the reconstruction is the source verification module which was used to construct three-dimensional models of the landscape, buildings and the general scenery. The article names the basic principles which the verification module and its interface are based on and considers some optimum problems solved when constructing the interface. The project uses a hybrid motion tracking system as a combination of optical and inertial data. The archival sources used in the reconstruction process are presented in the virtual environment by means of a 3D graphical user interface for the virtual reality. The information displayed is generated from the database of historical sources which includes information about the urban development and individual buildings of Bely Gorod, their parts, location, purpose, owners and construction date. The database contains both text and graphic historical sources. The results obtained also include new algorithms, software and hardware systems as well as the experiment results.
Лемак С.С., Чертополохов В.А., Кручинина А.П., Белоусова М.Д., Бородкин Л.И., Мироненко М.С. —
Задачи оптимизации расположения элементов интерфейса в виртуальной реальности (в контексте создания виртуальной реконструкции исторического рельефа Белого города)
// Историческая информатика. – 2020. – № 1.
– С. 81 - 93.
DOI: 10.7256/2585-7797.2020.1.32205
URL: https://e-notabene.ru/istinf/article_32205.html
Читать статью
Аннотация: Статья описывает постановку задачи оптимизации расположения
элементов трехмерного пользовательского интерфейса для виртуальной
реконструкции рельефа исторического центра Москвы XVI-XVIII веков.
Для работы с интерфейсом были интегрированы шлем виртуальной
реальности, система отслеживания движений человека и
окулографический комплекс. Пространственное представление
исторической реконструкции сопровождается специализированным
интерфейсом, позволяющим получить доступ к базе источников.
Представлен критерий, который позволит говорить об оптимальности
расположения элементов интерфейса в виртуальном пространстве. Задача рассматривается при наличии неизвестных заранее факторов,
таких как размеры рук пользователя, отклонения положения
интерактивного объекта, ограничения на размещение элементов
интерфейса. В статье приведена постановка общей задачи и решены
несколько внутренних задач, связанных с построением множества
допустимых положений элементов интерфейса и оценкой движения
взора от одного элемента интерфейса к другому. В статье впервые предложен алгоритм численной оптимизации интерфейса в трехмерном виртуальном пространстве, моделирующем рельеф и историческую застройку территории центра Москвы, с обеспечением перемещения пользователя допускающим доступ к историческим источникам, на основе которых проведена виртуальная реконструкция изучаемых объектов историко-культурного наследия.
Abstract: The article sets a problem focusing on how to optimize the order of 3D user interface for virtual reconstruction of Moscow historical center landscape in the 16th-18th centuries. To work with the interface a virtual reality headset, a motion tracking system and an eye-tracker were integrated. Spatial representation of the historical reconstruction is accompanied by a specialized interface that allows one to access the source database. The authors introduce a criterion that provides for estimating the optimum order of interface elements in the virtual space. The problem is handled in case there are unknown factors such as the size of user's hands, deviations in the position of an interactive object and restrictions related to the disposition of interface elements. The article sets the general problem and solves some internal problems related to the construction of acceptable multiple dispositions of interface elements and the modeling of eyesight movement from one interface element to another. The article is the first to suggest an algorithm to numerically optimize the interface in 3D virtual space modeling the relief and historical buildings in the center of Moscow. It provides for user’s movement and gives access to historical sources which are the basis for virtual reconstruction of the heritage understudy.