Лемак С.С., Чертополохов В.А., Кручинина А.П., Белоусова М.Д., Бородкин Л.И., Мироненко М.С. —
Задачи оптимизации расположения элементов интерфейса в виртуальной реальности (в контексте создания виртуальной реконструкции исторического рельефа Белого города)
// Историческая информатика. – 2020. – № 1.
– С. 81 - 93.
DOI: 10.7256/2585-7797.2020.1.32205
URL: https://e-notabene.ru/istinf/article_32205.html
Читать статью
Аннотация: Статья описывает постановку задачи оптимизации расположения
элементов трехмерного пользовательского интерфейса для виртуальной
реконструкции рельефа исторического центра Москвы XVI-XVIII веков.
Для работы с интерфейсом были интегрированы шлем виртуальной
реальности, система отслеживания движений человека и
окулографический комплекс. Пространственное представление
исторической реконструкции сопровождается специализированным
интерфейсом, позволяющим получить доступ к базе источников.
Представлен критерий, который позволит говорить об оптимальности
расположения элементов интерфейса в виртуальном пространстве. Задача рассматривается при наличии неизвестных заранее факторов,
таких как размеры рук пользователя, отклонения положения
интерактивного объекта, ограничения на размещение элементов
интерфейса. В статье приведена постановка общей задачи и решены
несколько внутренних задач, связанных с построением множества
допустимых положений элементов интерфейса и оценкой движения
взора от одного элемента интерфейса к другому. В статье впервые предложен алгоритм численной оптимизации интерфейса в трехмерном виртуальном пространстве, моделирующем рельеф и историческую застройку территории центра Москвы, с обеспечением перемещения пользователя допускающим доступ к историческим источникам, на основе которых проведена виртуальная реконструкция изучаемых объектов историко-культурного наследия.
Abstract: The article sets a problem focusing on how to optimize the order of 3D user interface for virtual reconstruction of Moscow historical center landscape in the 16th-18th centuries. To work with the interface a virtual reality headset, a motion tracking system and an eye-tracker were integrated. Spatial representation of the historical reconstruction is accompanied by a specialized interface that allows one to access the source database. The authors introduce a criterion that provides for estimating the optimum order of interface elements in the virtual space. The problem is handled in case there are unknown factors such as the size of user's hands, deviations in the position of an interactive object and restrictions related to the disposition of interface elements. The article sets the general problem and solves some internal problems related to the construction of acceptable multiple dispositions of interface elements and the modeling of eyesight movement from one interface element to another. The article is the first to suggest an algorithm to numerically optimize the interface in 3D virtual space modeling the relief and historical buildings in the center of Moscow. It provides for user’s movement and gives access to historical sources which are the basis for virtual reconstruction of the heritage understudy.