Бабич И.Л. —
Православная жизнь дачников Подмосковья конца ХIХ – начала ХХ в. (на примере прихода церкви иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыно)
// Genesis: исторические исследования. – 2017. – № 4.
– С. 91 - 104.
DOI: 10.7256/2409-868X.2017.4.22172
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_22172.html
Читать статью
Аннотация: Предмет предлагаемого исследования – дворянские, княжеские, промышленные крупные и иностранные фамилии, поселившиеся в Царицыно в качестве дачников в 1880-1910-е годы. Объектом нашей работы стали особенности развития дачного движения конца ХIХ – начала ХХ в.
Цель данной статьи - опираясь на архивные материалы, извлеченные нами из Центрального государственного архива г. Москвы, проследить взаимосвязь между членами православной общины церкви, проживавшими внутри крупного архитектурного комплекса екатерининских времен в Царицыно, и процессом формирования вокруг этого комплекса дачной жизни, который имел место во второй половине ХIХ в., и особенно расцветший в конце ХIХ – начале ХХ вв.
Данная статья подготовлена на основе введения в научный оборот новых архивных материалов, извлеченных автором и Центрального государственного архива. Москвы, в котором сохранились документы, связанные с историей церкви Живоносный источник, в частности, метрические книги храма. Метрические книги содержат информацию о совершавшихся в данном храме таинствах крещения, отпевания и венчания, а также перечислялись фамилии воспреемников, свидетелей во время венчания и т.д. Автор сопоставил данные о дачниках и о прихожанах храма, обращавшихся в храм для проведения различных православных обрядов. В работе также используются материалы т.н. «устной истории» - интервью с потомками священников церкви Живоносный Источник в Царицыно.
В предлагаемой работе, опираясь на принцип историзма, были использованы нарративный (описательно-повестововательный) и структурный методы исследования, которые помогают нам показать культурно-духовное пространство, складывающее в определенный период исторического времени, и социальные связи, возникающие внутри этого пространства. В последние годы появились исследования дачных пригородов Москвы, в том числе и Царицыно, однако до сих пор еще не было исследований по истории дачного движения в России, опиравшихся на церковные источники. Под таким углом никто не рассматривал пересечение жизни православных приходов и дачное движение конца ХIХ – начала ХХ в. Данный подход позволил выявить взаимосвязь организации дачных поселков в тех местах, где была активная духовная жизнь.
«Дачное» движение конца ХIХ – начала ХХ вв., которое захватило ближайшее Подмосковье - территории вокруг Царицынского Дворца – Поповка, Воздушный Сад, Царицыно, Новое Царицыно, Покровская сторона, - во многом стало составлять существенный «костяк» православного прихода храма Живоносный источник, располагавшегося внутри Дворца. Среди тех, кто связал свою летнюю жизнь с храмом, было много известных людей Москвы: купцов, дворян, князей, почетных граждан города. Благодаря этим людям в храме бывал знаменитый священник начала ХХ в. - Иоанн Кронштадский. С другой стороны, как и прежде, крестьяне из соседних деревень оставались глубоко религиозными людьми и посещали храм Живоносный источник.
Новый социальный срез православной общины, когда в одной организации оказались люди разных социальных слоев, постепенно приводил к созданию иных структур в российском обществе.
Abstract: The subject of this research is the noble, ducal, large industrial and foreign last names, who settled in Tsaritsyno as the countrymen over the period of 1880’s – 1910’s. The objects is the peculiarities of development of the countrymen movement in the late XIX – early XX centuries. The goal of this article is to trace the interconnection between the members of the Orthodox congregation that resided in the large architectural complex of the times of Catherine the Great Tsaritsyno and the process of establishment of the country life around it, using the materials from the Moscow Central State Archive. This article is prepared based on introduction into the scientific discourse of the new archive information, accumulated by the author in the Moscow Central State Archive, which preserved the documents on the history of the Life-Giving Spring Church, and particularly, metrical books of the temple. The author pursued correlation of the data about the countrymen and the congregation, who referred to the church for realization of various Orthodox rituals. The work also applied the materials of a so-called “verbal history” – the interview with descendants of the priests of the Life-Giving Spring Church in Tsaritsyno. The author is first to examine the intersection of the live of Orthodox parishes and the countrymen movements of the late XIX – early XX centuries from such perspective. This approach allowed determining the interconnection of the organization of suburban settlements in places with the active spiritual life under. The new social slice of the Orthodox congregation, when the single organization united the people of various social classes, gradually led to establishment of the other structures in Russian society.