Матяш Т.П., Мекушкин А.А., Матяш Д.В., Воденко К.В. —
Образы человека в интерьере христианской культуры
// Философская мысль. – 2019. – № 8.
– С. 44 - 52.
DOI: 10.25136/2409-8728.2019.8.30870
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_30870.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является образ человека в интерьере христианской культуры. Авторы подробно рассматривают такие аспекты, как идеи христианских богословов и русских религиозных философов, согласно которым на формирование образа человека большое влияние оказывает религия. Речь идет о внутренней и глубинной обусловленности христианской культурой образов (представлений, репрезентаций) человека. К теме религиозной обусловленности образа человека авторы обращаются на основе истории русской религиозной философии, а также представителей современного православного богословия. Основным методом в настоящем исследовании является метод герменевтической реконструкции, когда на основе обращения к текста религиозных мыслителей реконструируется концепция человека. Также используются методы анализа, сравнения, обобщения и т.д. Новизна исследования заключается в том, что в статье анализируются причины, в силу которых сложившиеся в истории христианские конфессии обусловливают дифференциацию специфику образа человека, содержания его духовной жизни, в частности связанной с восприятием дихотомии «дольнее-горнее»; проводится сравнительный анализ отношения к земному благополучию представителей разных христианских конфессий; анализируется, как и почему специфика этого отношения обусловливает появление мировоззренческого и культурного разрывов между христианскими народами.
Abstract: The subject of this research is image of the human within Christian culture. The author examines such aspects as the ideas of Christian theologians and Russian religious philosopher, according to whom formation of image of the human is greatly affected by religion. This implies the inner and in-depth justification by the Christian culture of images (perceptions, representations) of the human. The authors refer to the topic of religious justification of image of the human on the basis of history of the Russian religious philosophy, as well as the representatives of the modern Orthodox theology. The main research method became the hermeneutic reconstruction, when the reference to the texts of religious philosophers allows reconstructing concept of the human. The scientific novelty consists in the analysis of factors, due to which the established in history Christian confessions substantiate the differentiation of specificity of image of the human, content of his spiritual life, namely related to perception of dichotomy “earthlier-heavenlier”. The authors conduct a comparative analysis the stance on earthly prosperity of the representatives of various Christian confessions; as well as analyze why the specificity of such attitude justifies the emergence of the worldview and cultural gaps between the Christian nations.
Воденко К.В., Черных С.С. —
Перспективы инновационного развития российского государства: культурные детерминации
// Политика и Общество. – 2017. – № 6.
– С. 71 - 80.
DOI: 10.7256/2454-0684.2017.6.23488
URL: https://e-notabene.ru/psmag/article_23488.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования являются мировоззренческие детерминанты отечественной культуры, воздействующие на процесс модернизации России. Предметом исследования является специфика взаимодействия мировоззренческих паттернов российской культуры и научно-инновационного развития страны. Цель статьи заключается в исследовании генезиса отечественной духовной культуры в её связи с основными мировыми трендами экономического, политического и научно-технического развития. Авторы статьи подробно анализируют институциональные особенности длительной эволюции российского общества в условиях государственного патернализма, что привело к сильной зависимости института науки от властно-чиновнической иерархии. В качестве теоретико-методологического базиса использованы аттитюды «понимающей» социологии М. Вебера и культурсоциологии Дж. Александера, что во многом обусловлено необходимостью интерпретации мировоззренческих паттернов отечественной культуры в качестве самостоятельных детерминант научно-инновационного развития; концепции структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) и неоинституционализма (Д. Норт, С. Г. Кирдина), позволяющие отрефлексировать институциональные практики, пронизывающие сферы духовного и материального производства; марксистской теории, способные проникнуть в сущность классовых конфликтов в России и специфику отечественной модернизации путём анализа революционных скачков. Основным выводом проведенного исследования является идея о том, что культурно-мировозренческие детерминанты, характерные для российской культуры, связанные с исторической памятью, способны формировать установки общественного сознания и оказывать влияние на процессы научно-инновационного развития. Отмечается, что в течение всех исторических волн модернизации в стране сохранялась её определенная институциональная отсталость, обусловленная авторитарной системой политического управления, отсутствием развитых институтов гражданского общества и частной собственности. Рассматриваются перспективы научного развития России с учётом требований расширения гражданского контроля и формирования инновационного образа страны. Акцентируется внимание, что инновационная деятельность, осуществляемая институтом науки, реализует функцию, направленную на гуманизацию отечественной культуры и общественного сознания
Abstract: The object of this article is the cultural and worldview determinants of Russian culture that affect the process of its modernization. The subject is it specificity of interrelation of the worldview patterns of Russian culture and scientific-innovation development of the country. The goal of the research consists in examination of the genesis of national spiritual culture with its regards to the major global trends of economic, political, and scientific-technical development. The authors thoroughly analyze the institutional peculiarities of ongoing evolution of the Russian society under the conditions of state paternalism, which led to a strong dependence of the Institute of Science from the power-bureaucratic hierarchy. Theoretical-methodological basis leans on the attitudes of the “interpretive sociology of M. Weber and cultural sociology of J. Alexander, which in many ways is substantiated by the need for interpreting the worldview patterns of national culture as the independent determinants of scientific-technical progress; concepts of structural-functional analysis (T. Parsons, R. Merton, and others); and neo-constitutionalism (D. Norht, S. G. Kirdina) that allow reflecting the institutional practices, which strike all spheres of spiritual and material production; Marxist theory that are capable of infiltrating the essence of clannish conflicts in Russia and specificity of the national modernization through the analysis of revolutionary leaps. The main conclusion consists in the idea that the cultural and worldview determinants, common to the Russian culture and associated with historical memory, can form the orientation of social consciousness and affect the processes of scientific-innovation progress. It is noted that during all of the historical modernization waves, the country was in a state of certain institutional underdevelopment, justified by the authoritarian system of political control, absence of the developed institutions of civil society and private property. The prospects of Russia's scientific development are considered, taking into account the requirements for expanding civil control and formation of the country’s innovation image. Attention is paid to the fact that the innovation activity, carried out by the Institute of Science, implements a function aimed at humanization of the national culture and public consciousness.
Воденко К.В. —
Культурно-мировоззренческие аспекты взаимосвязи власти, собственности и управления в российском обществе
// Социодинамика. – 2017. – № 4.
– С. 59 - 67.
DOI: 10.7256/2409-7144.2017.4.22772
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_22772.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования являются социально-экономические отношения в российском обществе. Предметом исследования является специфика взаимодействия власти, собственности и управления в России с учётом трансформации культурно-мировозренческих аспектов общественного сознания, связанных с развитием в российского гражданского общества. Цель статьи заключается в исследовании специфики взаимоотношений власти, собственности и управления в российском обществе. Автор подробно рассматривает такие аспекты, как культурно-мировоззренческие основания синкретизма и перспективы дивергенции власти, собственности и управления в России в контексте развития гражданского общества. В качестве теоретико-методологического базиса использованы установки понимающей социологии М. Вебера, что во многом продиктовано социокультурными аспектами исследовательского замысла; концепции структурного функционализма (Т. Парсонс и др.) и неоинституционализма (Д. Норт и др.), позволяющие отформатировать теоретический конструкт обратной связи между базисными для российского общества институтами культуры и модернизирующимися практиками инновационной экономики. Основным выводом проведенного исследования является идея о том, что базисные институты российского общества характеризуются синкретизмом власти, собственности и управления. В условиях развития современного российского общества анализируются перспективы расширения возможностей самоуправления и роста политической и экономической субъектности граждан, которые будет способствовать инновационному развитию всего общества. Поиск путей дивергенции власти, собственности и управления тесно связан с развитием в России гражданского общества. Это процесс затруднен тем, что для большинства россиян полюс власти по-прежнему воспринимается как сфера независимая от гражданского контроля.
Abstract: The object of this research is the socioeconomic relations in the Russian society. The subject is the specificity of interaction between power, property, and management in Russia, taking into account the transformation in the cultural and worldview aspects of public consciousness, which are associated with the development of civil society in Russia. The goal of the article lies in examination of peculiarities of interrelations between the power, property, and management in the Russian society. The author carefully analyzes such aspects of the topic as the cultural and worldview foundations of syncretism and prospects of the divergence of power, property, and management in Russian in the context of development of civil society. The main conclusion of the conducted research consists in the fact that the basic institutions of Russian society are characterized by the syncretism of power, property, and management. Under the conditions of development of the modern Russian society, the article analyzes the prospects for expanding the opportunities of self-governance and growth of the political and economic subjectivity of the citizens, which will encourage the innovation development of the society overall. Search for the ways of divergence of power, property, and management is tightly connected with the development of civil society in Russia. This process is complicated by the fact that the majority of Russians still understand the pole of authority as the are independent from the civil control.