Быкова Н.И. —
Амбивалентность восприятия цветовой палитры в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» и колористического решения в одноименных экранизациях
// Философия и культура. – 2024. – № 4.
– С. 45 - 62.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.4.70458
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_70458.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является цветовая символика в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» в аспекте амбивалентного понимания концептуального решения в использовании определенного цвета в создании образов героев, в описании места действия и смыслового наполнения идейного содержания произведения и его экранных интерпретаций. Объект исследования – цвет как смыслообразующий концепт в литературе и кинематографе, символика цвета. Произведение Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» представляет интерес в вопросе изучения влияния цветовой палитры в восприятии и осмыслении образов и идей литературных произведений, так как автор уделяет большое внимание цвету в описании своих героев, места действия и окружающих их интерьеров. Цвет становится одним из важных смыслообразующих концептов в произведении. Аудиовизуальные искусства, в частности кинематограф, представляют особый интерес в данном вопросе, так как предлагают вариант визуализации цветовой палитры, представленной в литературном произведении. Основными методами исследования являются аналитический и сравнительно-исторический. Осмысляются цветовые концепты книги Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» и трех одноименных экранизаций романа. Данное произведение Ф. С. Фицджеральда и его экранизации представляют интерес для современного российского читателя и зрителя благодаря тому, что поднимаемые в романе проблемы актуальны и в настоящее время. Писатель затрагивает популярную в литературе и кинематографе тему американской мечты. История главных героев – яркий пример иллюзорности этой мечты, а образ жизни персонажей и их миропонимание демонстрируют духовную опустошенность и холодное равнодушие ко всему, кроме денег и богатства. Именно цветовая палитра наиболее ярко позволяет дополнить характеристику образов героев и осмыслить концептуальное решение произведения. Научная новизна статьи заключается в исследовании амбивалентности восприятия колористического решения образов героев в книге в сопоставлении с ее экранными интерпретациями. Автор приходит к выводу, что Ф. С. Фицджеральд в романе «Великий Гэтсби» использует цветовую палитру в создании образов героев и описании места действия таким образом, чтобы многозначность в восприятии цвета наиболее неожиданно и обостренно остро подчеркнула поднимаемые проблемы и стала основой для переосмысления идейного содержания произведения.
Abstract: The subject of the study is color symbolism in F. Fitzgerald’s novel «The Great Gatsby» in the aspect of an ambivalent understanding of the conceptual solution in the use of a certain color in creating images of characters, in describing the setting and semantic content of the ideological content of the work and its screen interpretations. The object of study is color as a meaning-forming concept in literature and cinema, the symbolism of color. The work of Francis S. Fitzgerald «The Great Gatsby» is of interest in the study of the influence of color palette.
The main research methods are analytical and comparative historical. The color concepts of F. S. Fitzgerald's book “The Great Gatsby” and film adaptations are comprehended. This work by F. S. Fitzgerald is of interest to the modern Russian reader and viewer due to the fact that the problems raised in the novel are still relevant today. The writer touches on the popular theme of the American dream in literature and cinema. The story of the main characters is a vivid example of the illusory nature of this dream, and the lifestyle of the characters and their worldview demonstrate spiritual emptiness and cold indifference to everything except money and wealth. The scientific novelty of the article lies in the study of the ambivalence of perception of the coloristic solution of the images of characters in the book in comparison with its screen interpretations. The author comes to the conclusion that F. S. Fitzgerald in the novel «The Great Gatsby» uses a color palette in creating images of characters and describing the scene in such a way that the ambiguity in the perception of color most unexpectedly and sharply emphasizes the problems raised and becomes the basis for rethinking the ideological content of the work.
Быкова Н.И. —
Колористическое решение фильма Бернардо Бертолуччи «Последний император»
// Философия и культура. – 2023. – № 6.
– С. 89 - 102.
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.6.43442
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_43442.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является фильм Бернардо Бертолуччи «Последний император», в частности колористическое решение фильма и психологическая наполняемость образа главного героя, которая во многом раскрывается через цветовую палитру и отдельные художественные детали. Объект исследования – язык кинематографа, кинематографические художественные приемы. Б. Бертолуччи – известный итальянский драматург и кинорежиссер. Автор многих эпатажных картин, вызывающих неоднозначную, противоречивую оценку кинокритики и зрителей разных стран мира. Несмотря на порой шокирующие образы и сюжеты, фильмы Б. Бертолуччи получили высокую оценку мирового сообщества и отечественной кинокритики благодаря художественному решению и актуальной проблематике, затрагивающей вопросы классовой борьбы и антифашистские темы. Автором статьи рассматривается образ главного героя фильма Айсингеро Пу И – последнего императора Китая и Маньчжоу-го. В основе фильма реальные исторические события, происходящие в первой половине XX века, поэтому драматические коллизии персонажа не воспринимаются зрителем как некая абстрактная проблема. На фоне сложных исторических перемен, с которыми столкнулся Китай, поднимаются вопросы становления и самоопределения личности. Образ императора Пу И раскрывается постепенно через сопоставление двух сюжетных линий и колористическое решение фильма, так как именно цветовая палитра помогает тонко и многозначно передать психологическое наполнение персонажа. Основные методы исследования – аналитический и сравнительно-исторический. Анализируется композиция фильма, изучается динамика цветовой палитры отдельных эпизодов, что позволяет проследить эволюцию образа. Автор приходит к выводу, что именно колористическое решение фильма позволило создателям передать национальный колорит и историческую атмосферу Китая определенного исторического периода и показать на экране яркий образ главного героя.
Abstract: The subject of the study is Bernardo Bertolucci's film "The Last Emperor", in particular, the coloristic of the film and the psychology of the image of the main character, which is largely revealed through the color palette and individual artistic details. The object of research is the language of cinematography, cinematographic artistic techniques. Despite the sometimes shocking images and plots, Bertolucci's films were highly appreciated by the international community and domestic film critics due to their artistic solution and topical issues affecting the problems of class struggle and anti-fascist themes.
The author of the article examines the image of the main character of the film, Aisingero Pu Yi, the last emperor of China and Manchukuo. The film is based on real historical events taking place in the first half of the 20th century, so the dramatic collisions of the character are not perceived by the viewer as some kind of abstract problem. Against the backdrop of the complex historical changes that China has faced, many questions of the formation and self-determination of the individual are being raised. The image of Emperor Pu Yi is revealed gradually through a comparison of two storylines and the color scheme of the film, since it is the color palette that helps to subtly and meaningfully convey the psychological content of the character. The main research methods are analytical and comparative-historical. The composition of the film and the dynamics of the change in the color palette of individual episodes are analyzed, which makes it possible to trace the evolution of the image. The author comes to the conclusion that it was the coloristic solution of the film that allowed the creators to convey the national color and historical atmosphere of China of a certain historical period and show a vivid image of the protagonist on the screen.
Быкова Н.И. —
Цвет как смыслообразующий концепт фильма Чжана Имоу «Герой»
// Философия и культура. – 2023. – № 5.
– С. 74 - 86.
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.5.40814
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_40814.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является цветовое решение фильма известного китайского режиссера Чжана Имоу «Герой», концептуальное понимание цвета как основного смыслообразующего элемента художественного решения. Объект исследования — приемы изобразительного решения в кинематографе. Восприятие цвета в культуре разных народов отличается определенными нюансами и зависит от множества факторов, в том числе от национальных традиций и исторически сложившихся стереотипов. Фильмы китайских, корейских, японских кинорежиссеров интересны с точки зрения цветового решения, так как отличаются художественным своеобразием и нередко предлагают российскому зрителю неординарное решение замысла не только на уровне осмысления содержания, но и на уровне специфической цветовой палитры. Автором подробно рассматривается цветовая символика фильма Чжана Имоу «Герой». Осмысляется концептуальное наполнение визуально-образного ряда, своеобразие колористического решения фильма. Основными методами исследования являются аналитический и сравнительно-исторический. Анализируются концептуальные аспекты цветовой палитры фильма как важнейшего смыслообразующего компонента. Рассматривается исторически сложившееся восприятие цветовых образов в китайской культуре. Научная новизна статьи заключается в исследовании цветовой символики фильма Чжана Имоу «Герой» в аспекте соотношения восприятия колористического решения визуального ряда и концептуального содержания фильма. Автор приходит к выводу, что несмотря на амбивалентность восприятия того или иного цвета в визуальном искусстве, колористическое решение предопределено концептуальным содержанием каждого эпизода, поэтому цвет становится ведущим смыслообразующим концептом фильма Чжана Имоу «Герой».
Abstract: The subject of the study is the color meaning in the film of the famous Chinese director Zhang Yimou "Hero", the conceptual understanding of color as the main semantic element of the artistic solution. The object of research is the techniques of visual solutions in cinema. The perception of color in the culture of different peoples differs in certain nuances and depends on many factors, including national traditions and historically established stereotypes. Films by Chinese, Korean, and Japanese filmmakers are interesting from the point of view of color solutions, as they differ in artistic originality and often offer the Russian audience an extraordinary semantic solution of the idea not only at the level of comprehension of the content, but also at the level of a specific color palette.
The author similarly examines the color symbolism of Zhang Yimou's film "Hero". The conceptual content of the visual-figurative series, the originality of the coloristic solution of the film is comprehended. The scientific novelty of the article lies in the study of the color symbolism of Zhang Yimou's film "Hero" in the aspect of the correlation between the perception of the coloristic solution of the visual series and the conceptual content of the film. The author comes to the conclusion that despite the ambivalence of perception of a particular color in visual art, the coloristic solution is predetermined by the conceptual content of each episode, so color becomes the leading semantic concept of Zhang Yimou's film "Hero".
Быкова Н.И. —
К вопросу об индикаторах достижения компетенций для УГСН 51.00.00 "Культуроведение и социокультурные проекты"
// Современное образование. – 2021. – № 3.
– С. 21 - 33.
DOI: 10.25136/2409-8736.2021.3.34541
URL: https://e-notabene.ru/pp/article_34541.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются компетенции и индикаторы достижения компетенций в образовательных стандартах в сфере культуры и искусства. Объектом исследования является группа специальностей 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты. В частности, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура. Рассматриваются компетенции и индикаторы достижения компетенций по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура, профиль подготовки «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества».
Основным методом данного исследования является анализ литературы и нормативно-правовых документов, в частности государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ в аспекте компетентностного подхода. Используется метод описания собственного опыта, основанный на практике работы факультета культуры и искусств и реальной педагогической практике Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.
Научная новизна статьи заключается в разработке индикаторов общепрофессиональных компетенций для названной группы специальностей. В настоящий момент нет единого понимания индикаторов достижения компетенций, и процесс их разработки находится в стадии активного поиска и научного обсуждения. Актуальность осмысления компетенций и их индикаторов обосновывается тем, что федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения не регламентируют данный аспект, оставляя за разработчиками определенную свободу в данном вопросе. Компетенции и индикаторы компетенций рассматриваются на примере опыты работы факультета культуры и искусств и реальной педагогической практике Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского
Abstract: The subject of this research is the competencies and indicators of competence achievement in the educational standards in the sphere of culture and art. The object of this research is the group of specialties 51.00.00 “Cultural Studies and Socio-Cultural Projects”, namely the federal state educational standard of higher education – Bachelor's Degree in the field 51.03.02 “Folk Art Culture”. The article reviews the competences and indicators of achieving competences in the specialty 51.03.02 “Folk Art culture”, the discipline “Management of Film, Photo, and Video Studio”. The main research method is the analysis of literature and normative legal documents, including state educational standards and basic educational curricula in the context of competency approach. The author applies the method of describing personal experience based on the practical work of the Faculty of Culture and Arts and the actual pedagogical practice of F. M. Dostoevsky Omsk State University. The scientific novelty consists in the development of indicators of general professional competencies for the indicated group of specialties. Currently, there is no uniform understanding of the indicators of competence achievement; it is on the stage of scientific discussion. The relevance for understanding competencies and their indicators is substantiated by the fact that the new federal state educational standards of higher education do not regulate this aspect, leaving the developers certain freedom on this matter. The competencies and indicators of competencies are considered on the example of the experience of the Faculty of Culture and Arts and actual pedagogical practice of F. M. Dostoevsky Omsk State University.
Быкова Н.И. —
Эволюция выразительных средств в искусстве кино и проблемы киноэстетики (на примере анализа экранизаций романа Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»)
// Культура и искусство. – 2017. – № 11.
– С. 18 - 32.
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.11.24527
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_24527.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является динамика развития изобразительных средств в искусстве кино. Объект исследования - роман Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» и его экранизации. Подробно рассматриваются три последние экранизации: фильмы Джека Клейтона (1974), Роберта Марковица (2000), База Лурмана (2013). Роман интересен многоплановым подходом к идее американской мечты, так как не столько идеализирует американскую мечту, сколько развенчивает миф об этой мечте. Именно благодаря концептуальной неоднозначности произведение привлекает читателей и зрителей. Особое внимание в статье уделяется языку кино, при помощи которого раскрываются образы главных героев и символика романа. Основными методами исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Сопоставительный анализ кинематографических произведений разных лет позволяет проследить динамические процессы, происходящие в искусстве кино. В исследовании впервые анализируются художественные особенности экранизаций романа Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». Рассматриваются процессы эволюции киноязыка. Изучаются выразительные средства, позволяющие создать многоплановые художественные образы главных героев. Осмысляются особенности композиции, цветовая символика, основные монтажные примы в сопоставлении с новыми технологиями в области видеосъемки и обработки материала.
Abstract: The subject of the research is the dynamics of development of expressive means in the art of cinema. The object of the research is the novel 'The Great Gatsby' by Francis Fitzerald and film versions of this novel. The author of the article focuses on the three most recent film versions of the novel by Jack Clayton (1974), Robert Markowitz (2000) and Baz Luhrmann (2013). According to the author, The Great Gatsby Novel offers an interesting approach to the concept of the American Dream. The novel does not idealize the American Dream but dispels the myth. This conceptual uncertainty attracts readers and audience. In her research Bykova pays special attention to the language of cinema that helps to reveal the images of the main heroes and symbolic message of the novel. The main research methods include comparative history and analytical methods. The comparative analysis of different cinematographic versions of the novel allows to trace back the dynamic processes that were going on in the art of cinema. For the first time in the academic literature the author analyzes artistic features of film versions of Francis Fitzerald's novel The Great Gatsby. The author also analyzes processes related to the evolution of the language of cinema and expressive means that allow to create diversified artistic images of the main heroes. The author discusses features of the composition, colour symbolism, basic montage techniques and compare them to new technologies applied to video recording and processing.
Быкова Н.И. —
Деталь как художественный прием в фильме Ф. Кауфмана «Невыносимая легкость бытия» и одноименном романе М. Кундеры
// Философская мысль. – 2017. – № 4.
– С. 1 - 12.
DOI: 10.7256/2409-8728.2017.4.22443
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_22443.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является деталь как художественный прием. Объект исследования - роман современного прозаика Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия» и одноименный фильм Ф. Кауфмана. Автором детально исследуется две художественные детали, которые используются в книге и фильме, это черный котелок и зеркало. Изучается вопрос создания образов главных героев через язык художественной литературы и язык кино, средствами экранной образности. Особое внимание уделяется анализу двух персонажей, Томаша и Сабины, жизненные судьбы которых являются движущей силой сюжета. Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Анализируются концептуальные аспекты художественной детали как важнейшего смыслообразующего компонента. Научная новизна статьи заключается в исследовании средств художественной выразительности в романе М. Кундеры «Невыносимая легкость бытия» и в фильме Ф. Кауфмана. В работе проанализированы духовно-нравственные искания героев и приведен сопоставительный анализ художественных приемов, иллюстрирующих особенности языка художественной литературы и языка кино.
Abstract: The subject of this research is the detail as an artistic device. The object the novel of the modern prose writer Milan Kundera "The Unbearable Lightness of Being" and the eponymous film by F. Kaufman. The author thoroughly examines the two art components used in the book and the film – black bowler hat and mirror. The author studies the question of creation of images of the main characters through the language of fiction and language of film, as well as the means the on-screen imagery. Special attention is given to the analysis of two characters, Tomas and Sabina, whose fates are the driving force of the plot. The main methods of this study are the comparative historical and analytical. The author analyzes the conceptual aspects of artistic detail as an essential sense-making component. The scientific novelty of the article lies in examination of the artistic expression in M. Kundera’s novel "The Unbearable Lightness of Being" and F. Kaufman’s film. The article considers the spiritual-moral pursuits of the characters, as well as presents a comparative analysis of the artistic techniques that illustrate the features of the language of fiction and language of film.
Быкова Н.И. —
Игра как сюжетообразующий и эстетический феномен игрового кинематографа
// Человек и культура. – 2017. – № 2.
– С. 1 - 10.
DOI: 10.7256/2409-8744.2017.2.22680
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_22680.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является игра как художественный прием в современном кинематографе. Объект исследования – современное киноискусство. Изучается вопрос о том, что такое игра с точки зрения философии и искусствоведения. В исследовании анализируются экранизации известных произведений мировой литературы, в основе сюжета которых используется игра в различных ее проявлениях. Интерес представляют в этом аспекте несколько кинематографических произведений, среди них отечественная экранизация повести Ф. Дюрренматта «Авария», режиссер В. Жалакявичюс, и экранизации пьесы Э. Шеффера «Сыщик». Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Сопоставительный анализ кинематографического материала разных лет позволяет проследить динамику изменения кинематографических художественных приемов. В исследовании впервые анализируются фильмы, в которых игра становится одним из главных сюжетообразующих, эстетических или смысловых компонентов, через осмысление которых происходит понимание смысла художественного произведения. Игра интересна как художественный прием в киноискусстве, так как позволяет включать в пространство фильма множество кинематографических приемов, которые позволяют разнообразить и усовершенствовать язык кино.
Abstract: The subject of the study is the game as an artistic device in modern cinema. The object of research is modern cinema art. The author examines the question of what the game is from the point of view of philosophy and art history. The study analyzes screen versions of famous works of world literature based on the game in its various manifestations. Of interest are several cinematographic works in this aspect, among them the national adaptation of F. Durrenmatt's novel "The Accident", the director V. Zhalakiavicius, and the screen version of the play "The Sleuth" by A. Shaffer.The main methods of this study are comparative-historical and analytical. A comparative analysis of the cinematographic material of different years makes it possible to trace the dynamics of changes in cinematic artistic techniques. In the study for the first time films are analyzed in which the game becomes one of the main plot-forming, aesthetic or semantic components, through the comprehension of which the understanding of the meaning of the artistic work takes place. The game is interesting as an artistic device in the film industry, since it allows to include in the space of the film a lot of cinematographic techniques that allow diversifying and improving the language of the cinema.
Быкова Н.И. —
Искусство кино и музеи кино: мировая практика и современные проблемы
// Человек и культура. – 2016. – № 6.
– С. 84 - 93.
DOI: 10.7256/2409-8744.2016.6.21255
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_21255.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются музеи кино. Объект исследования – искусство кино. Автором рассматривается мировой опыт в области создания музеев кино. Изучается история отечественного Музея Кино и перспективы его дальнейшего развития, особое внимание уделяется современному состоянию музея кино и проблемам, связанным с определением функций подобных музеев, которые в настоящий момент однозначно не определены. Осмысление мирового опыта в данном вопросе необходимо для разрешения проблемы создания и функционирования музея кино в России. Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Анализируются основные концепции видения музеев кино, их социокультурная значимость. Научная новизна статьи заключается в том, что культурный феномен музея киноискусства детально не исследовался и требует серьезного изучения. Музеи кино существуют во многих странах мира, однако вопрос о том, что понимается именно под музеем кино – это вопрос достаточно сложный в силу синкретичности экранных искусств.
Abstract: The subject of this research is the cinema museums, while the object is the art of cinematography. The author examines the global experience in the area of creation of cinema museums, as well as studies the history of Russian Cinema Museum and prospects of its further development. Special attention is given to the modern status of cinema museums and issues associated with determination of their functions, which at the present stage remain unambiguous. The perception of the world experience in regards to this question is necessary for resolving the problem of creation and functionality of the cinema museum in Russia. The main methods of this study is the comparative-historical and analytical. The work analyzes the key concepts of outlook upon the cinema museums, as well as their sociocultural importance. The scientific novelty lies in the fact that the cultural phenomenon of the museum of cinematography art requires thorough examination. Cinema museums are located in multiple countries of the world, however, the question of what does the notion of cinema museum imply, is rather complicated due to the syncreticity of the screen arts.
Быкова Н.И. —
Модернизация образовательных стандартов в сфере культуры и искусства: современная динамика, проблемы и перспективы
// Современное образование. – 2016. – № 3.
– С. 11 - 21.
DOI: 10.7256/2409-8736.2016.3.19407
URL: https://e-notabene.ru/pp/article_19407.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются образовательные стандарты в сфере культуры и искусства. Объектом исследования являются этапы модернизации образовательных стандартов, которые осуществлялись за последние 15 лет, проблемы и перспективы развития. Автором подробно анализируется структура трех образовательных стандартов, осуществляется сопоставительный анализ содержания и компетенций. Изучается государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Народное художественное творчество» (2003) и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров «Народная художественная культура», которые вступили в действие в 2009 и в 2015 гг. Основным методом данного исследования является анализ действующих на протяжении последних лет государственных образовательных стандартов, основанный на теоретическом осмыслении содержания стандартов и реальной педагогической практике использования данных государственных стандартов в опыте работы Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Научная новизна статьи заключается в том, что глубокий сопоставительный анализ содержания и компетенций стандартов разного поколения в сфере культуры и искусств не осуществлялся. Актуальность осмысления современной динамики обосновывается сложившейся ситуацией в системе высшего образования в связи с подготовкой к утверждению стандартов нового поколения.
Abstract: The subject this work is the educational standards in the sphere of culture and art. The object is the stages of modernization of educational standards, which were implemented over the last 15 years, the problems and prospects of development. The author carefully examines the structure of the three educational standards, as well as performs a comparative analysis of the content and competencies. The article studies the state educational standard of higher professional education in specialty "Folk Arts" (2003) and federal state educational standards of higher professional education with regards to training of bachelors in discipline “Folk Artistic Culture”, which became active in 2009 and 2015. The main method of this research consists in analysis of the existing over the recent years state educational standards based on theoretical understanding of their content and implementation in pedagogical practice of Omsk State University named after F. M. Dostoevsky. The scientific novelty lies in the fact that the insightful comparative analysis of the content and competencies of the different generation standards in the area of culture and art has never been accomplished. The relevance of understanding of the current dynamics is justified by the established situation in the system of higher education due to the preparation towards approval of the new generation standards.