Мартьянова Н.А., Рубцова М.В. —
Женщина как субъект общественных преобразований в позитивистской социологии Огюста Конта
// Социодинамика. – 2018. – № 12.
– С. 114 - 121.
DOI: 10.25136/2409-7144.2018.12.28326
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_28326.html
Читать статью
Аннотация: Положение женщин нередко интересовало мыслителей, посвятивших себя развитию проектов общественных преобразований. В позитивистской концепции Огюста Конта отводится достаточно серьезное место рассмотрению статуса и роли женщин в провозглашенной им новой исторической эпохе - позитивной стадии развития человечества. Однако в отечественной социологической науке данному вопросу до сих пор не уделялось особого внимания. Предметом анализа данной статьи выступает специфика положения и роли женщин с точки зрения позитивистской концепции Огюста Конта.
Методом исследования выступил сравнительно-исторический анализ взглядов О. Конта на специфику положения и социальной роли женщин на разных этапах его творчества. Выявлено различие социальных функций женского пола в теологической, метафизической и позитивной стадии развития общества. Проведена систематизация воззрений философа по вопросу равенства полов. Дана характеристика «культа женщины» как специфического обозначения О. Контом положения женского пола в позитивной стадии. Определены функции женщины как субъекта общественных преобразований.
Abstract: The status of women often picked the curiosity of the thinkers who dedicated themselves to the development of projects of social transformations. Auguste Comte, in his positivist concept, draws particular attention to consideration of the status and role of women in the proclaimed by him new historical era – the positivist stage in the development of humanity. However, the national sociological science has yet not paid due attention to this topic. The subject of this article is the specifics of the status and role of women from the perspective of positivist sociology of Auguste Comte. The comparative-historical analysis of the views of A. Comte upon the specifics of the status and role of women at the various stage of his works became the method of this research. The discrepancy in the female social functions at theological, metaphysical, and positive stage of social development is determines. The authors systematize the philosopher’s views regarding the question of gender equality; give characteristic to the “cult of woman” as a specific designation by A. Comte of female status at the positive stage; as well as determine the woman’s functions as a subject of social transformations.
Рубцова М.В., Васильева Е.А. —
Различия теоретико-методологических подходов и структуры российских и американских диссертаций, посвящённых исследованию социальных практик
// Социодинамика. – 2018. – № 11.
– С. 51 - 58.
DOI: 10.25136/2409-7144.2018.11.27878
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_27878.html
Читать статью
Аннотация: В статье представлены результаты сравнительного анализа академических жанров в российской и зарубежной практике на примере кандидатских и досторских диссертаций. Объектом исследования была структура диссертации. В ходе нашего исследования были выдвинуты следующие гипотезы: различие в структуре построения диссертации определяется различиями в философии и методологии науки; в текстах социологических диссертаций на русском языке чаще встречаются ссылки на классические работы, в том числе из других сфер гуманитарного знания. Был проведен анализ по социологии, защищенных в период с 2010 по 2016 год в Российской Федерации и в Соединенных Штатах Америки. Отбор диссертаций проводился из электронных баз диссертаций, защищенных в США (ProQuest Digital Dissertations and Theses), и представленных на сайте Высшей аттестационной комиссии. С помощью генератора случайных чисел были получены 5 значений для каждой базы данных, диссертации, расположенные под указанными номерами, были отобраны для анализа. Проведенный анализ структуры диссертаций показал, что их можно представить как две логические схемы: теория-практика-теория (русскоязычный академический жанр) и практика-теория-практика (англоязычный академический жанр). Также различается и схема построения аргументации: российские авторы сначала представляют анализ ранее проведенных исследований, начиная с классических философских работ, а затем излагают собственные теоретические концепции; западные социологи используют ссылки на работы других авторов только для подтверждения своих тезисов.
Abstract: This article provides the results of comparative analysis of academic genres in the Russian and foreign practice on the example of Ph.D. and Doctoral dissertations. The object of this research is the structure of dissertation. In the course of this study, the authors put forwards the following hypotheses: differences in the structure of dissertation is defined by the differences in philosophy and methodology of science; the texts of sociological dissertations in the Russian language more often have references to the classical works, including from other fields of humanitarian knowledge. The authors conduct an analysis on sociology of the defended dissertations in the Russian Federation and the United States over the period from 2010 to 2016. The selection of dissertations was carried out of the electronic database of dissertations upheld in the United States (ProQuest Digital Dissertations and Theses) and presented on the website of the Higher Attestation Commission. The conducted analysis of the structure of dissertations demonstrated that they could be presented as two logical schemes: theory-practice-theory (Russian language academic genre) and practice-theory-practice (English language academic genre). The scheme of structuring argumentation also differs: the Russian authors first demonstrate the analysis of previously conducted research, starting from the classical philosophical writings, and only then enunciate their original philosophical concepts; while the Western sociologists use references to the works of other author only to confirm their theses.
Павенков О.В., Павенков В.Г., Рубцова М.В. —
Место религиозности в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций молодежи Санкт-Петербурга
// Социодинамика. – 2017. – № 8.
– С. 29 - 39.
DOI: 10.25136/2409-7144.2017.8.20764
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_20764.html
Читать статью
Аннотация: В условиях отсутствия единой ценностной системы в современном российском обществе духовно-нравственные ценностные ориентации, определяющие систему поведения, являются той ценностной базой, которая необходима для адаптации молодежи в современном мире. Данная статья посвящена анализу роли религиозности в формировании духовно-нравственных ценностных и поведенческих ориентаций молодежи. Излагается авторская пятикомпонентная структура религиозности личности. В данной статье представлены результаты прикладного социологического исследования, которое было проведено в по теме “Возможности применения принципа идеации в прикладном социологическом исследовании отношения современной российской молодежи к религии (на материалах высших учебных заведений г. Санкт-Петербург)”. Объектом исследования является отношение современной молодежи к религии. В исследовании приняли участие студенты факультета искусств СПБГУ (на этапе апробации), студенты факультета философии, богословия, религиоведения (ФБР) и студенты факультета психологии Русской христианской гуманитарной академии. Использовались методы полустандартизированного интервью со студентами. Было проведено 40 интервью. В результате исследование был сделан вывод, что в структуре духовно-нравственных ценностных ориентаций религиозность занимает невысокие позиции, что коррелирует с преобладанием фрагментарно-эклектичного менталитета. Религиозность большинства молодежи не укоренена в системе духовно-нравственных ценностных ориентаций, что коррелирует с преобладанием фрагментарно-эклектичного менталитета. Религиозность и нравственный уровень большинства молодежи таковы, что еще не произошло то, что П.А.Сорокин называл «альтруистической трансформацией»[6]. Вышеуказанные выводы необходимо учитывать при организации духовно-нравственного воспитания молодежи.
Abstract: In absence of the unified value system within the modern Russian society, the spiritual and moral value orientations, which define the behavioral system, represent the axiological basis necessary for adaptation of youth in the modern world. This article is dedicate to analysis of the role of religiosity in establishment pf the spiritual and moral values and behavioral orientations of young people. The authors present a quinary structure of a religious personality. The object of this research is defined by attitude of the modern youth to religion. The article provides the results of applied sociological study on the topic “Possibilities of implementation of the ideation principle of relation of the Russian modern youth to religion within the applied sociological study (using the materials of higher educational facilities of Saint Petersburg)”. The students of the faculty of Arts of St. Petersburg State University (at the stage of approbation), students of the faculty of Philosophy, Theology, Religious Studies, and students of the faculty of Psychology of the Russian Christian Humanitarian Academy took place in the aforementioned study. After the 40 interviews were completed, there followed a conclusion that within the structure of spiritual and moral value orientations, religiosity holds rather low positions, which correlated with the dominance of fragmentary-eclectic mentality. The level of religiosity and morality of the majority of young people is not yet at the point described by P. A. Sorokin as “altruistic transformation”.
Павенков О.В., Шмелев И.М., Рубцова М.В. —
Корреляционный анализ социального и «совладающего» поведения религиозных личностей: проблемы социальной и психологической диагностики
// Социодинамика. – 2017. – № 6.
– С. 30 - 40.
DOI: 10.25136/2409-7144.2017.6.20531
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_20531.html
Читать статью
Аннотация: Изучение способов преодоления личностью трудных жизненных ситуаций привело к появлению нового направления исследований в психологии – исследованию совладающего поведения, или копинг-поведения (от англ. coping behavior), которые на сегодняшний день активно развиваются как за рубежом, так и в отечественных исследованиях. Так, в рамках изучения механизмов стресса Р. Лазарусом и С. Фолкман была разработана когнитивная теория совладания. Сторонники психоаналитического подхода, в частности, В.Вайлент, Т.Кройберг, К. Менингер, Н.Хаан. Р. Моуз и др. разрабатывали эго-ориентированную концепцию совладания, рассматривающая процесс совладания с трудностями в виде защитных психологических механизмов. Ими была предложена мысль, согласно которой совладание является относительно устойчивым личностной предпосылкой, предопределяющей реакцию человека на тот или иной стрессовый фактор.
Психодиагностическое исследование на всех этапах производилось только в светлое время суток (утром и днем), только в учебных аудиториях обозначенных учебных заведений, с полного добровольного согласия самих обследуемых. В исследовании приняли участие православные молодые люди в возрасте 20-32 года в количестве 284 человек. Полученные результаты говорят о наличии у истинно религиозных личностей "активной неадаптивности", являющейся самостоянием и самополаганием личности в мире. Внешне она проявляется в форме защитного поведения (r= 0,43 при p=0,01). При этом ее сущность состоит в необходимости проявлять смирение перед сложившей ситуацией. Религиозные студенты стремятся решать проблемы за счет их положительного переосмысления и рассмотрения их как стимула к развитию личности, однако слудует отметить, что для малорелигиозных студентов характерно стремление испытуемых искать выход из трудной жизненной ситуации путем конфликтного взаимодействия с окружающей социальной средой.
Abstract: Examination of the ways for overcoming by a person of difficult life situations lead to the emergence of a new direction in psychological research, which currently actively develops in foreign countries and Russia – the study of coping behavior. Thus, within the framework of studying the mechanism of stress, R. Lazarus and S. Folkman, have formulated a cognitive theory of coping. The supporters of psychoanalytical approach, particularly K. Menninger, T. Krooberg, R. Mouz, N. Haan, and others, developed an ego-oriented concept of copings, which views the process of coping with hardships in form of the defense psychological mechanisms. They suggested a thought, according to which, coping manifests as a relatively stable personal prerequisite that predetermines human reaction upon one or another stress factor. The psychodiagnostic testing at all stages was conducted exceptionally during the daylight hours (morning and afternoon), in the specific educational facilities, with complete and voluntary agreement of the respondents. In this research took part 284 young Orthodox in the age of 20-32. The acquired results underline the existence of “active non-adaptivity” among the truly religious people, which is a self-state and self-positing of personality in the world. Externally, it manifests in form of defense behavior (r = 0.43, while p = 0.01). At the same time, its essence is to display meekness in any situation. Religious students strive to resolve the problems through positive rethought, as well as ability to consider them as an incentive to personality development. However, it is worth noting that the mildly religious students usually search the way out from a difficult life situation through the conflict interaction with the surrounding social environment.
Рубцова М.В., Гашков С.А. —
Активность управляемого субъекта: взгляд французской социальной мысли (Э. Балибар, Ж.П. Сартр, М. Фуко)
// Социодинамика. – 2017. – № 4.
– С. 137 - 145.
DOI: 10.7256/2409-7144.2017.4.19887
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_19887.html
Читать статью
Аннотация: В работе рассмотрены проблемы определения активности и/или пассивности управляемого субъекта с позиций французской социальной мысли. Старая иерархическая метафизика предварительно сформировала проблему эмансипации управляемого субъекта как проблему активности или пассивности. Вместе с тем, эта позиция часто подвергается пересмотру в современной французской социальной мысли. Возможна ли вообще такая эмансипация в современном обществе? Эта проблема стала первоочередной в дискуссиях марксистской социологии Сартра и соотношении власти, дисциплины и господства Фуко. Анализ латентных форм господства и власти, возникших в современном обществе и прорывающихся через телесность и дисциплинарность, которые могут имитировать активность. За основу анализа принята методология современной французской социальной философии (Э. Балибар, Ж.П. Сартр, М. Фуко). Традиция французских левых постулирует, что положение современного управляемого субъекта не так справедливо, как говорит нам демократическая идеология. Тем не менее, не остановлен поиск новых точек зрения в рамках социологии управления, показывающих, что активность/пассивность управляемого субъекта не должны быть сведены только к вопросу господства.
Abstract: This article examines the problems of determination of activeness and/or passiveness of the managed object from the perspective of French social thought. The old hierarchical metaphysics has previously formed a problem of emancipation of the managed object as a problem of activeness or passiveness. At the same time, such position is often subject to revision in the modern French social though. Is there a possibility for such emancipation in modern society? This question became of high priority in the discussions of Marxist sociology of Sartre and interrelation between power, discipline, and supremacy of Foucault. Analysis of the latent forms of supremacy and power, which emerged in modern society and force through corporeity and disciplinarity that can imitate activeness. Tradition of the French left-wingers postulates that the status of the modern managed object is not as just, as told by the democratic ideology. Nevertheless, there continues a search for the new points of view within the framework of sociology of management, which demonstrate that activeness or passiveness of the managed object should not be reduced only to the question of supremacy.