DOI: 10.25136/2409-7144.2018.12.28326
Дата направления статьи в редакцию:
09-12-2018
Дата публикации:
09-01-2019
Аннотация:
Положение женщин нередко интересовало мыслителей, посвятивших себя развитию проектов общественных преобразований. В позитивистской концепции Огюста Конта отводится достаточно серьезное место рассмотрению статуса и роли женщин в провозглашенной им новой исторической эпохе - позитивной стадии развития человечества. Однако в отечественной социологической науке данному вопросу до сих пор не уделялось особого внимания. Предметом анализа данной статьи выступает специфика положения и роли женщин с точки зрения позитивистской концепции Огюста Конта. Методом исследования выступил сравнительно-исторический анализ взглядов О. Конта на специфику положения и социальной роли женщин на разных этапах его творчества. Выявлено различие социальных функций женского пола в теологической, метафизической и позитивной стадии развития общества. Проведена систематизация воззрений философа по вопросу равенства полов. Дана характеристика «культа женщины» как специфического обозначения О. Контом положения женского пола в позитивной стадии. Определены функции женщины как субъекта общественных преобразований.
Ключевые слова:
позитивизм, женщина, общественные преобразования, равенство полов, культ женщины, аффективный пол, правящий пол, подчиненность женщины, культ человечества, социологический реализм
Abstract: The status of women often picked the curiosity of the thinkers who dedicated themselves to the development of projects of social transformations. Auguste Comte, in his positivist concept, draws particular attention to consideration of the status and role of women in the proclaimed by him new historical era – the positivist stage in the development of humanity. However, the national sociological science has yet not paid due attention to this topic. The subject of this article is the specifics of the status and role of women from the perspective of positivist sociology of Auguste Comte. The comparative-historical analysis of the views of A. Comte upon the specifics of the status and role of women at the various stage of his works became the method of this research. The discrepancy in the female social functions at theological, metaphysical, and positive stage of social development is determines. The authors systematize the philosopher’s views regarding the question of gender equality; give characteristic to the “cult of woman” as a specific designation by A. Comte of female status at the positive stage; as well as determine the woman’s functions as a subject of social transformations.
Keywords: positivism, woman, social transformations, gender equality, cult of woman, affective gender, ruling gender, subordination of woman, cult of humanity, sociological realism
Выдающийся французский социальный философ, основоположник социологии Огюст Конт (1798-1857) в своих трудах большое внимание уделял положению и роли женщин. Однако в отечественной социологической науке это направление деятельности Конта пока не подвергалось детальному анализу.
Как известно, социальный прогресс по О. Конту представляет собой последовательную смену трех стадий развития общества: теологической, метафизической и позитивной [1];[2];[7-10]. Перед тем как перейти к последней, самой совершенной стадии, в которой женщина выступает главным субъектом общественных преобразований, необходимо остановиться на ее положении в двух предыдущих стадиях.
К теологической стадии О. Конт относит весьма длительный период, начиная с первобытных (политеистических) общественных объединений, заканчивая позднефеодальными государствами. Теологическая — первоначальная, самобытная — форма мышления рассматривает все природные и социальные явления как управляемые сверхъестественными силами (пантеоном богов в политеизме, единым богом в монотеизме) [8, с.96-99]; [10, с. 3-30]. Это, условно говоря, «детское» состояние развития человечества. Для данного периода характерно преставление о естественной роли женщины как жены и матери. В Средние века эта роль дополняется к тому же представлением об особой (греховной) женской природе, когда духовенство на соборах со всей серьезностью решало вопрос о том, является ли женщина человеком. (Вопрос этот был решен так: «Евангелие называет Иисуса Христа «сыном человеческим», но отец Его был Бог, следовательно прилагательное «человеческий» относится к Богоматери. Итак, женщина есть человек») [6, c.15]. Одним из немногих социальных институтов, чьи функции естественным образом «возвышали» женщину в это время, было рыцарство, миссия которого определяется О. Контом как «самоотверженное служение сильных на пользу слабым» [3, c. 95]. Именно отсюда он позаимствовал свой последующий «культ женщины», идею служения одного пола другому. Рыцарский обычай поклонения недоступной «прекрасной даме» - заслуга, безусловно, христианской религии. Однако, при всей ее строгости в данный период О. Конт находит немало посягательств на святость семейно-брачных уз, приводя в пример высмеивающие их песни трубадуров, вольные обычаи королевских дворов и т.д. Иными словами, «одряхлевшие верования» уже были не в состоянии защитить домашний быт и очаг, которые все более и более страдали от «теологического эмпиризма» [3, с.78].
В метафизической (философской) стадии, характеризующей общественное развитие в период с XIV по XVIII в., положение женщин претерпевает некоторые изменения. Сохраняется идея об основном «женском призвании» при отсутствии, однако, рыцарской романтической идеализации. Кроме того, появляются «софистические» теории о правах женщин. О. Конт был весьма невысокого мнения о современных ему философах, называя их «жалкими софистами, риторами, психологами и идеологами, неспособными ни на какое реальное размышление» [3, с. 75]. Особенно он сожалел о том, что институт семьи и «святость», закрепленная за ним в теологический период, подвергается нападкам философских софистических учений [3, с. 78].
В целом можно отметить, что статус женщины в теологический и метафизический периоды весьма невысок, прежде всего, потому, что женщина выступала в роли объекта, а не субъекта общественных отношений. При этом, даже будучи объектом, она не была защищена от «теологического бессилия» и «метафизической распущенности». Тем, что положит конец нападкам на женщину и ее предназначение, должна была стать новая теория брака и семьи, которой в свою очередь предстояло реализоваться в третьей стадии развития человеческого общества — позитивной.
Имеет смысл конкретизировать термин «позитивный». О. Конт вкладывает в него несколько смыслов, центральным из которых выступает значение — «научный, точный». Термином «позитивный» мыслитель обозначает третий фазис (стадию) развития человечества, в котором уже не могут существовать такие моральные эталоны как религия (в отличие от теологической стадии) и философия (в отличие от метафизической эры). Основными авторитетами для человека на позитивном этапе общественного развития выступают здравый смысл и научный метод. Все, что можно объяснить здравым смыслом и научным методом — истинно; все, что не соотносится с этими понятиями, — ложно. Поэтому свой самый известный шеститомный труд, описывающий общественные преобразования в третьей стадии развития общества, О. Конт назвал «Курс позитивной философии» (1830-1842). В частности, в этом труде в 1839 г. впервые употребляется термин «социология». В отечественной социологической традиции концепция О. Конта обозначается в свою очередь терминами «позитивистская социология», «положительная социология» или позитивизм.
Позитивная стадия общественного развития начинается в XIX в., когда утверждается приоритет научного знания и «позитивного духа». Она знаменуется многочисленными общественными преобразованиями: упразднением религиозных авторитетов, развитием науки и промышленности, расцветом культуры и искусства, изменением общественного сознания, отказом от военных завоеваний и милитаризма. Конечная цель этих преобразований — в установлении социального порядка, основанного на солидарности всех слоев и групп, или иными словами, — социальной гармонии. При этом одним из важнейших социальных субъектов должны стать женщины, так как именно они способны привести человечество к указанному всеобщему гармоничному состоянию.
Переходя к анализу влияния женщины на общественные преобразования в данный период необходимо остановится на специфике отношения О. Конта к женщинам вообще. Многочисленные исследователи биографии философа подчеркивают своеобразие его жизненного и творческого пути: в разные периоды своей жизни он придерживался необычных, зачастую несовместимых друг с другом и кардинально противоположных взглядов [4, с.78]; [6, c.19]; [11, c. 45].
В самом общем виде можно разделить философскую деятельность О. Конта на три периода: в первом он является учеником и секретарем А. Сен-Симона; во втором — самостоятельным мыслителем, вершиной творчества которого выступает «Курс позитивной философии»; в третьем — «помешанным создателем нового культа», изложенном им в «Системе положительной политики». Н. Михайловский в предисловии к изданию писем О. Конта, отмечает, что многие его современники имели основания сомневаться в его психическом здоровье, в результате чего он представляется им «неким первосвященником Человечества, пишущим письма к Императору Николаю I, придающим некоторым цифрам мистическое значение, видящим в догмате Богородицы какое-то указание на самостоятельность женщины путем безмужнего зарождения и пр.» [6, с.12-13]. Такое изменение взглядов многие аналитики связывают с его последним романом с Клотильдой де Во, которая чрезвычайным образом повлияла на его представление об общественной роли женщин [5, с. 30-33]; [7, c. 118]; [11, с. 45-53]; [12, c. 67]. Благодаря этому влиянию О. Конт посвящает роли женщин целую главу в своем труде «Общий обзор позитивизма» и называет женский вопрос «одним из основных социологических вопросов, вопросом о главном элементарном основании всякой общественной иерархии» [3, c. 58].
Первое, что обращает на себя внимание в этом и последующих трудах, - это известная амбивалентность контовского понимания женской природы. Обстоятельством, повлиявшим на это, выступает, в первую очередь, неоднократное изменение философом своих взглядов в течение жизни. С одной стороны, в более ранних работах, мы видим явное принижение женщины, отказ ей в праве быть свободным независимым от мужчины человеком и социально-политическим субъектом [5-6]. О. Конт называет женщин «симпатизирующим элементом», а также «аффективным полом» в противоположность мужчинам - полу «активному» или «правящему» [3, с. 61-91]. Всем женщинам в той или иной степени присущи такие качества как: «мудрая проницательность», такт, кротость, непорочность, «характеристическая сметливость», способность любить и быть любимой и, самое важное, — нежность. Последнее возводится философом на пьедестал и считается имманентно присущим женщинам. «Женщина, лишенная нежности, — еще более уродливое социальное явление, чем мужчина, лишенный мужества»[3, c. 74]. В иных способностях и качествах женщинам отказано. Более того, значительные умственные способности и даже переизбыток энергии у какой-либо женщины могли бы лишь навредить ей и окружающим в силу специфики женского характера и ума. Сущность женщины в представлении О. Конта — это исключительно чувство, любовь: «везде я встречал одни и те же характеристические черты: очень слабую способность к обобщению, наклонность к произвольным выводам и перевес чувства над разумом» [6, c. 37].
С другой стороны, в более поздних трудах, О. Конт утверждает, что в новую позитивную эпоху женщины должны стать не только полноценными субъектами общественных преобразований, но и важнейшими из их числа. Свою позицию О. Конт увенчивает созданием своеобразного «культа женщины» [3, c. 96-100]. Д. С. Милль, анализируя труды О. Конта, обращает внимание на указанное противоречие, подчеркивая, что «в последнем своем плане общества он уже не рассматривает женщин как взрослых детей, но возводит их в степень богинь: почести, привилегии, льготы сыплются на них, но недостает одного — простой справедливости» [4, c. 78]. Можно сказать, что двоякое отношение к сущности женщин, одновременное ее принижение и восхваление, — это сторона одной медали, стремление отказать женщине в признании ее равенства с мужчиной.
Идея неравенства полов вообще глубоко затрагивает О. Конта, что можно наблюдать при анализе личных писем философа, в которых он целым рядом ссылок на животное царство доказывает законность подчинения женщины как существа низшего порядка. К примеру, «во всех видах силы, не только телесной, но также умственной и волевой, женщина очевидно уступает мужчине, соответственно нормальному закону, относящемуся вообще к миру животных» [3, c. 62]. Как анатомия, так и физиология, по мнению О. Конта, показывают, что почти у всех животных и преимущественно у человека организация женского пола находится в состоянии «совершенного детства», что ставит ее существенно ниже организации мужского пола. С чисто социологической точки зрения современная автору жизнь, отличающаяся промышленной деятельностью и «положительным духом», должна привести к дальнейшему развитию основных различий полов. Помимо биологических аналогий О. Конт приводит и логическое доказательство примитивного развития женщин, поставив вопрос: «Как иначе вы объясните постоянную общественную подчиненность женского пола» [6, c. 41]? Ведь подобно тому, как человек царствует над всем животным миром в силу своего превосходства, мужской пол господствуют над женским в силу естественной слабости последнего, которую ничто не может изгладить, и которая у людей выражена даже ярче, чем у других высших животных. Непрерывное эволюционное развитие общества только усугубляет различие полов.
Ну и, разумеется, анализ О. Контом общественной жизни только подтверждает данный тезис. Женщины, по его мнению, одинаково неспособны к управлению большими торговым или промышленным предприятиями, сколько-нибудь важными военными операциями, научными изысканиями; и даже в своем домашнем хозяйстве они способны к исполнению только второстепенных обязанностей. «Ни управителями, ни исполнителями они не могут быть ни в одном важном деле; они могут быть с пользой употреблены в совещаниях и для внесения частных изменений...» [5, c. 37-38]. О. Конт делает акцент на том, что если женщины, позабыв свое естественное предназначение, захотели бы соревноваться в способностях с мужчинами, то это привело бы к двум гибельным для всех последствиям. Первое состоит в том, что женщины просто не выдержат конкуренции с мужчинами в практической деятельности. При этом некоторые специфические женские качества, такие как, например, «маленькая сметливость» станут и вовсе бесполезны [5, с. 38]. Второе — в том, что они потеряют большую часть своей привлекательности для «правящего пола». Ведь естественное влечение мужчин к женщинам обуславливается как органическим различием полов, так и различием социальным, которое возможно только при пассивном положении женщины. Д.С. Милль здесь с сожалением признает, что эгоистический инстинкт научил мужчин пользоваться тем, что «кротость, покорность и отдача собственной воли в руки одного мужчины» стала непременным условием привлекательности женского пола [6, с. 37].
Что же касается сферы искусства, то здесь особенно заметна неспособность к нему женщин, так как «не очевидно ли, что в последние два-три столетия многие женщины были в этом отношении очень счастливо обставлены и достаточно подготовлены, и тем не менее не произвели ничего действительно выдающегося ни в музыке, ни в живописи, ни в поэзии» [6, с. 39]. Здесь О. Конт привычно противоречит сам себе: во-первых, поясняя, что большинство небольших поэтических и музыкальных произведений все же должны создаваться женщинами для упрочения их «морального характера», недоступного мужчинам в силу грубости; во-вторых, высоко оценивая позитивистские работы вышеупомянутой госпожи де Во, преждевременную смерть которой, по заверениям О. Конта, «будет оплакивать со мной весь цивилизованный мир» [3, с. 102].
Однако естественная второстепенность и подчиненность женщин выступает в то же время источником их победительной силы в позитивной стадии общественного развития. Сила эта заключается: во-первых, в косвенном, незаметном влиянии на мужчин с целью их морального совершенствования; во-вторых, в развитии главного принципа позитивизма — преобладания общественного интереса над личным. Как известно, позитивизм стоит на позиции социологического реализма: признает реальное существования общества и его абсолютный приоритет над отдельным индивидом [1];[2];[7-10]. Общественные интересы должны превалировать над частными, эгоистическими. О. Конт подчеркивает, что «как только наше сердце избавится от гнета теологов и от сухости метафизиков, оно легко поймет, что реальное благополучие, как частное, так и общественное, состоит, главным образом, в возможно большем развитии чувства общественности» [3, с. 71].
Развитие чувства общественности будет обеспечиваться моральным влиянием женщин, так как только они склонны «отдавать», а также думать в большей степени об общем благе, нежели о личном [9, с. 155]. Мужчина, в большинстве случаев неспособен сдержать свои эгоистические устремления, подчинить свой личный, эгоистический интерес общественному благу. Способность к этому — естественное превосходство женщин. Если в предыдущих стадиях женский пол очевидно недооценивался, то в позитивной - женщины становятся в один ряд с другими важными субъектами общественным преобразований — философами и пролетариями, не претендуя, однако, на деятельность последних.
По-прежнему за женщиной остается закрепленной сфера семьи, при этом основная женская обязанность теперь совершенно не зависит от репродукции. «Позитивизм должен во всех отношениях рассматривать женщину просто как подругу мужчины, изгоняя сначала из своей оценки ее материнскую функцию» [3, с. 79]. Для исполнения данной роли женщинам необходимо получать такое же образование, как и мужчинам. Не оставляя семьи, женщины должны своеобразно участвовать в «умеряющей власти» с пролетариями и философами, отказываясь, еще решительнее последних от всякой руководящей роли даже в домашнем быту. Представляет интерес то, как женщины смогут влиять на философов, а именно — усмирять их «сухость и разглагольствование», а также на пролетариев — «снижать злоупотребление присущей им энергией» [3, с. 76]. Вместе они образуют своеобразный преобразовательный союз, причем женщинам в нем отведено самое почетное место. Конт называет женщин субъектами умеряющей власти, «естественными жрицами Человечества» [3, с. 74], чья функция состоит, главным образом, в непосредственном культивировании аффективного начала человеческого единства. Иными словами, женщина, согласно О. Конту, являясь полноценным элементом общества, должна стать высшим регулятором человеческой жизни.
Естественно возникает вопрос о том, что же женщины получат в награду за выполнение своих новых общественных обязанностей. Вознаграждение чрезвычайно велико: во-первых, это традиционное счастье от сознания самого факта, что они выполняют важную социальную функцию, которая в полное мере соответствует их естественной природе; во-вторых, поклонение женскому полу со стороны мужского. Последнее заслуживает отдельного внимания.
«Культ женщины», провозглашаемый Контом, возник, безусловно, в подражание рыцарским мотивам Средневековья, и дополнен позитивистским представлением о превосходстве чувства над разумом и эгоизмом. Даже общеизвестная цитата «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель» [3, с. 143] показывает важность чувств, в особенности любви, а значит и женщины, как их естественного проводника и катализатора. Культ женщины должен быть повсеместно реализован как индивидуально (на уровне каждого отдельного мужчины), так и коллективно (на уровне общества в целом).
Западные позитивистки везде должны обретать самое чистое уважение и искреннюю привязанность. Каждый мужчина с детства должен научиться видеть в представительницах женского пола главный источник человеческого счастья и совершенствования, как общественного, так и частного. Активный пол, созданный для действия и проникнутый сознанием своей власти над реальным миром, будет полагать свое высшее счастье в достойном подчинении благотворному моральному влиянию любящего пола. Иными словами, «мужчина будет сгибать колена только перед женщиной» [3, с. 97]. Этот культ сродни религиозному: молитвы Богу предлагается заменить на молитвы Женщинам. Мужчинам рекомендовалась соблюдать эти молитвы ежедневно во имя обуздания эгоистических помышлений. Эта потребность естественным образом выполняется общественным культом Женщины, который может стать более плодотворным, чем культ Бога. Более того, культ женщины подготавливает мужчину к реальному культу Человечества, причем не одними пустыми словами, а постоянным нежным благоговением.
Немало критиков сходятся во мнении, что на амбивалентность взглядов О. Конта по поводу женского вопроса также повлияли перипетии личной жизни мыслителя. Известно, например, что он обращался к госпоже де Во не иначе как «моя святая Клотильда» [3, с.103]. Многие исследователи подчеркивают, что влияние его личных чувств на умозрение превратило его философию в религиозный экстаз. С момента смерти Клотильды и до самой своей смерти О. Конт чтил ее, «как пламенный аскет чтит свою Мадонну» [4, c. 78]; [11, с. 51-53]; [12, c. 67].
Французский философ не сомневался в том, что и самим женщинам их новое положение понравилось бы чрезвычайно. Во-первых, они освобождаются от какой-либо практической деятельности по обеспечению себя средствами к существованию, следовательно, от всякой серьезной ответственности. Всех женщин должны содержать мужья или, при их отсутствии, государство [3, с. 89]. Во-вторых, женщины становятся субъектом общественных преобразований и выполняют важнейшую социальную функцию, недоступную мужчинам. В-третьих, вся их личная и общественная жизнь будет проникнута «культом женщины», всеобщим поклонением сродни религиозному. По мнению О. Конта, это несравненно лучшее положение, нежели то, которое занимали женщины в теологической и метафизической стадии. И в целом позитивизм заключает в себе всё, о чем женщина могла бы только мечтать. Несомненно, однако, если бы какая-нибудь представительница «любящего пола» вдруг и захотела для себя что-либо иного, например, власти, решающего права голоса или возможности управления, то это трактовалось бы не иначе как опасная для общества девиация.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что О. Конт в своих трудах большое внимание уделял положению и роли женщин, придерживаясь в этом вопросе амбивалентных взглядов. С одной стороны, он провозглашал женщин важнейшими субъектами общественных преобразований и моральными регуляторами индивидуальной и социальной жизни. С другой стороны, мыслитель отказывал женщинам в самой возможности равенства с мужчинами, а также в праве принимать какие бы то ни было самостоятельные решения, то есть быть подлинными «субъектами» общественных отношений.
Библиография
1. Лаппо-Данилевский А.С. Основные принципы социологической доктрины О. Конта.-М.: Типо-литография И.Н. Кушнерев и Ко, 1902.
2. Конт О. Дух позитивной философии (слово о положительном мышлении). Пер. С фр Шапиро с предисловием проф. Максима Ковалевского. Спб.: Издательство «Вестника знания» (В.В. Битнера), 1910.
3. Конт О. Общий обзор позитивизма. Часть 4. // Родоначальники позитивизма / Под ред. Э.Л. Радлова. Пер. А.И. Шапиро. Выпуск Огюст Конт — СПб.: Издание «Брокгауз-Ефрон», 1912.
4. Милль Д.С. Огюст Конт и позитивизм / Перев. И.И. Спиридонова // Популярно-научная библиотека, 1906 год. №16 5 мая. Спб.: Типография Б.М. Вольфа, 1906.
5. Милль Д.С. Подчинённость женщины / Под ред. М.Вовчка с предисловием М. Цебриковой. С приложением писем О.Конта к Д.С. Миллю по женскому вопросу и речи Я. Брайта, произнесенной в Эдинбурге 16 февраля 1870 г. о даровании избирательных прав женщинам.-СПб.: Издание книгопродавца С.В. Звонарева, 1870.
6. Милль Д.С. Подчинённость женщины / С предисловием Н. Михайловского. С приложением писем О.Конта к Д.С. Миллю по женскому вопросу. СПб.: Издание книгопродавца С.В. Звонарева, 1869.
7. Огюст Конт и положительная философия. Изложение и исследование Г.Г. Льюиса и Д.С. Милля / Перевод по ред. Н.Неклюдова и Н. Тиблена. СПб.: Типография Н.Тиблена и Комп. (Н.Неклюдова), 1967.
8. Положительная философия Огюста Конта в изложении д-ра Робине. Пер. с фр. Е.А. Предчетинского.-СПб.: Типография А.А. Пороховщикова, 1898.
9. Рубцова М.В., Мартьянова Н.А. Альтруизм в профессиональной практике: социологический анализ профессий Роберта К. Мертона // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2012, №1. С. 152-158.
10. Социология Конта в изложении Риголажа. С приложением двух вступительных лекций Конта в «Курсе положительной философии». Пер. с фр. Н. Лосского. Спб: Издание Л.Ф. Пантелеева, 1898.
11. Филиппова Л.И. Огюст Конт и Клотильда де Во // Филиппов М.М., Филиппова Л.И. Конт и его метод. Огюст Конт и Клотильда де Во.-СПб.: Типография Пороховщикова, 1898.
12. Aug. Comte et Clotilde de Vaux par H. Aimel, Nouv. Revue 1889, 15 Oct., G. Dumas, L'etat mental d' August Comte, Rev. Philos. 1898 №2.
References
1. Lappo-Danilevskii A.S. Osnovnye printsipy sotsiologicheskoi doktriny O. Konta.-M.: Tipo-litografiya I.N. Kushnerev i Ko, 1902.
2. Kont O. Dukh pozitivnoi filosofii (slovo o polozhitel'nom myshlenii). Per. S fr Shapiro s predisloviem prof. Maksima Kovalevskogo. Spb.: Izdatel'stvo «Vestnika znaniya» (V.V. Bitnera), 1910.
3. Kont O. Obshchii obzor pozitivizma. Chast' 4. // Rodonachal'niki pozitivizma / Pod red. E.L. Radlova. Per. A.I. Shapiro. Vypusk Ogyust Kont — SPb.: Izdanie «Brokgauz-Efron», 1912.
4. Mill' D.S. Ogyust Kont i pozitivizm / Perev. I.I. Spiridonova // Populyarno-nauchnaya biblioteka, 1906 god. №16 5 maya. Spb.: Tipografiya B.M. Vol'fa, 1906.
5. Mill' D.S. Podchinennost' zhenshchiny / Pod red. M.Vovchka s predisloviem M. Tsebrikovoi. S prilozheniem pisem O.Konta k D.S. Millyu po zhenskomu voprosu i rechi Ya. Braita, proiznesennoi v Edinburge 16 fevralya 1870 g. o darovanii izbiratel'nykh prav zhenshchinam.-SPb.: Izdanie knigoprodavtsa S.V. Zvonareva, 1870.
6. Mill' D.S. Podchinennost' zhenshchiny / S predisloviem N. Mikhailovskogo. S prilozheniem pisem O.Konta k D.S. Millyu po zhenskomu voprosu. SPb.: Izdanie knigoprodavtsa S.V. Zvonareva, 1869.
7. Ogyust Kont i polozhitel'naya filosofiya. Izlozhenie i issledovanie G.G. L'yuisa i D.S. Millya / Perevod po red. N.Neklyudova i N. Tiblena. SPb.: Tipografiya N.Tiblena i Komp. (N.Neklyudova), 1967.
8. Polozhitel'naya filosofiya Ogyusta Konta v izlozhenii d-ra Robine. Per. s fr. E.A. Predchetinskogo.-SPb.: Tipografiya A.A. Porokhovshchikova, 1898.
9. Rubtsova M.V., Mart'yanova N.A. Al'truizm v professional'noi praktike: sotsiologicheskii analiz professii Roberta K. Mertona // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. 2012, №1. S. 152-158.
10. Sotsiologiya Konta v izlozhenii Rigolazha. S prilozheniem dvukh vstupitel'nykh lektsii Konta v «Kurse polozhitel'noi filosofii». Per. s fr. N. Losskogo. Spb: Izdanie L.F. Panteleeva, 1898.
11. Filippova L.I. Ogyust Kont i Klotil'da de Vo // Filippov M.M., Filippova L.I. Kont i ego metod. Ogyust Kont i Klotil'da de Vo.-SPb.: Tipografiya Porokhovshchikova, 1898.
12. Aug. Comte et Clotilde de Vaux par H. Aimel, Nouv. Revue 1889, 15 Oct., G. Dumas, L'etat mental d' August Comte, Rev. Philos. 1898 №2.
|