Чугунова И.О. —
Дискурс ненависти в философии Ф. Ницше
// Философская мысль. – 2017. – № 5.
– С. 141 - 152.
DOI: 10.7256/2409-8728.2017.5.19166
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_19166.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается одна из наиболее неоднозначных тем философского творчества Ф. Ницше – ненависть. Толкование данной темы в ницшеанстве связано с особыми герменевтическими трудностями: ненависть проступает в смысловой множественности, соседствует с пафосом человеческого совершенства, обнаруживает парадоксальные отношения и взаимопереходы с понятием любви. Эти вопросы и становятся центром внимания в исследовании. Автор реконструирует сложную подоплёку ницшеанского понимания ненависти в контексте человеческой природы, дифференцирует контекстуальные смыслы любви и ненависти, их трансформации и инверсии. В исследовании используются методы философско-антропологического анализа, применяется герменевтический подход к интерпретации текста, задействуется диалектический способ мышления. В статье доказывается, что тема ненависти у Ницше не носит характера ниспровержения человека: ей отведена противоположная – опорная роль в дискурсе любви и человеческого возрождения. Раскрывается сама природа ненависти, в её разрушительной и созидательной ипостасях. Прослеживается фундаментальный антропологический характер этой страсти – как отражения противоречивости и многомерности человеческой сущности.
Abstract: This article examine one of the most ambiguous topics of F. Nietzsche’s philosophical works – the hatred. Interpretation of this topic in Nietzscheanism is associated with specific hermeneutic difficulties: hatred appears through the conceptual multiplicity, neighbors with pathos of human perfection, identifies the paradoxical relations and mutual transitions with the notion of love. Such questions become the center of attention in this work. The author reconstruct a complex background of Nietzschean understanding of hatred in the context of human nature, differentiates the contextual meanings of love and hatred, their transformations and inversions. The article proves that the topic of hatred in Nietzsche’s philosophy does not carry the character of subversion of a human: it is assigned with the opposite – supporting role within the discourse of love and human revival. The nature of hatred is revealed in its destructive and constructive guises. The article traces the fundamental anthropological character of such passion as a reflection of controversy and multidimensionality of human essence.
Чугунова И.О. —
К проблеме любви в ницшеанской философии
// Философская мысль. – 2017. – № 1.
– С. 57 - 66.
DOI: 10.7256/2409-8728.2017.1.18833
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_18833.html
Читать статью
Аннотация: Тема любви в творчестве Ф. Ницше прозвучала для его современников революционно, в резком контрасте с доминировавшими в то время этическими взглядами. Однако и в наше, уже отдалённое от той эпохи время, испытавшее на себе влияние экзистенциализма и философского постмодерна, ницшеанское осмысление любви всё ещё остаётся парадоксальным и диалектически сложным. В своём учении Ницше выступает с вызывающими антитезами: евангельскую любовь «к ближнему» он заменяет любовью «к дальнему», альтруизм – любовью «к себе», а само понятие любви он тесно сплетает с ненавистью и войной. Ницшеанская категория любви становится предметом особой смысловой расшифровки, требуя от толкователя определенной трансформации мышления, а также ценностной сонастроенности с философскими притязаниями Ницше. В статье используются методы философско-антропологического анализа, герменевтический подход к работе с текстами, приёмы компаративистики. Автор статьи исследует смыслы ницшеанского понимания любви в контексте человеческой природы, раскрывает вопросы аксиологии любви, рассматривает её отношения с понятием ненависти. Автор показывает, что в основе пафоса учения Ницше лежит именно любовь – к высшим началам в человеке, берущая верх над утилитаризмом.
Abstract: The theme of love in Nietzsche’s works sounded revolutionary for his contemporaries, as well as in sharp contrast with the dominant at that time ethical views. However, even in our time, having experienced the impact of existentialism and philosophical postmodernism, Nietzschean perception of love, remains paradoxical and dialectically complicated. In his doctrine, Nietzsche expresses the challenging antitheses: he replaces the evangelical love to the “neighbor” with love to “others”; altruism – with love to “yourself”; and the very notion of love is tightly intertwines with hatred and war. Nietzschean category of love becomes the subject of a peculiar conceptual interpretation, requiring a certain transformation of thinking, as well as value co-readiness with the philosophical assertions of Nietzsche. The author examines the meanings of Nietzschean understanding of love in the context of human nature, reveals the questions of axiology of love, and reviews its relationship with the notion of hatred. The work demonstrates the in the foundation of pathos of Nietzsche’s doctrine is love namely to the highest beginnings in human being, which dominates over utilitarianism.
Чугунова И.О. —
Тема духа в понимании основ человеческой природы
// Философия и культура. – 2016. – № 8.
– С. 1192 - 1201.
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.8.16737
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена попытке реабилитировать категорию «дух» через рассуждение о его значимости для гуманитарной исследовательской традиции. Фундаментальное, ёмкое и в то же время ставшее обыденным и консервативным, понятие «дух» сегодня может показаться исчерпанным, неактуальным. Оно не вполне вписывается в ныне доминирующие стандарты знания о человеке. Между тем, какой бы характер ни принимал современный гуманитарный дискурс, в человеческой реальности неизменно присутствует незримая основополагающая сила, именуемая словом «дух». Она не подвластна наглядной достоверности, ускользает от рационального понимания, требует для своего постижения определенных усилий и особого рефлексивного настроя. В статье используются методы историко-философского и философско-антропологического анализа. В ходе рассуждения раскрывается объяснительный потенциал понятия «дух», затрагиваются его трактовки, имевшие место в человекознании. Автор статьи видит истоки и сердцевину человеческой природы лежащими именно в плоскости духа, заключает о необходимости возвращения понятия «дух» в обиход науки о человеке. Автор связывает надежды и будущее философской антропологии с разработкой данной темы в качестве одной из центральных, интегрирующих вокруг себя и другие знания о человеческой природе.
Abstract: This article is dedicated to the attempt to rehabilitate the category of “spirit” through the reasoning on its importance for humanitarian research tradition. The fundamental, capacious, and at the same time mundane and conservative notion of “spirit” can seem depleted and irrelevant at the present stage. It does not exactly fit into the dominating standards of anthropological knowledge. But it does not really matter which character carries a modern scientific discourse, because in human reality there is an unnoticeable, but permanent and fundamental power – the spirit. It is not subjected to the visual proof or rational understanding, as well as requires certain efforts and a specific reflexive stance for its achievement. During the course of this research the author reveals an explanatory potential of the notion of “spirit”, touches upon its interpretations which exist in anthropology. The author sees the sources and the heart of human nature that lie in the platitude of spirit, as well as concludes on the need to return the concept of “spirit” into the anthropological discourse.
Чугунова И.О. —
Концепт рессентимента как инструмент философско-антропологического познания
// Философская мысль. – 2016. – № 2.
– С. 135 - 170.
DOI: 10.7256/2409-8728.2016.2.17914
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_17914.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается концепт рессентимента, введенный в обиход человекознания Фридрихом Ницше и получивший затем дальнейшую разработку в гуманитарной мысли. Идея рессентимента охватывает сложный комплекс антропологических и социокультурных явлений, касающихся «тёмных» сторон человеческой природы, табуируемых общественной моралью, но исподволь широко разрастающихся в обществе в форме зависти, ненависти, враждебности, мстительности, соперничества и других негативных чувств, установок восприятия и поведения. Для постижения рессентимента автор рассматривает различные грани философского учения Ницше, что позволяет шире взглянуть на данный феномен, увидеть его подлинный масштаб. В статье раскрывается эвристическая ценность понятия «рессентимент», состоящая в его способности гештальтно описывать реальность человека, с позиции его онтологических и экзистенциальных характеристик, в отличие от узко-описательных категорий, занимающих прочное место в гуманитарных науках. Рессентимент предстаёт не просто совокупностью феноменов, а целостным модусом бытия человека и человечества. В статье показано, что постижение негативных, порочных человеческих проявлений через идею рессентимента становится более глубоким и содержательным: открываются их сущностные истоки и скрытые стороны, просматривается их глубинная взаимосвязь, состоящая в причастности к единому ядру культурно-исторического становления человека.
Abstract: This article examines the concept of ressentiment introduced by Friedrich Nietzsche, which was later developed within the humanitarian thought. The idea of ressentiment covers a complex of anthropological and socio-cultural phenomena, which concern the “dark” aspects of the human nature, prohibited by public morality, but nevertheless expanding in the society in a form of envy, hate, revenge, animosity, rivalry, and other negative feelings, perception and behavior. In order to cognize ressentiment, the author explores various aspects of Nietzsche’s philosophical doctrine, which allows him to look at that phenomenon in the broader perspective, as well as analyze its true scale. The article reveals the evristical value of the notion of “ressentiment”, which consists in its ability to describe the reality of a human from the position of his ontological and existential characteristics in comparison with the narrow-descriptive categories that hold a stable place in humanitarian sciences. The ressentiment represents not just a combination of phenomena, but an integral modus of the human being and humanity. The article demonstrated that the cognition of the negative manifestation of human flaws becomes deeper and more meaningful: their genesis and hidden sides are being revealed, as well as an in-depth correlation that consists in the belonging to the unified core of the cultural-historical establishment of a human.
Чугунова И.О. —
Соперничество в истории науки: иллюстрация к вопросу воспитания культуры диалога и сотрудничества
// Педагогика и просвещение. – 2016. – № 1.
– С. 114 - 129.
DOI: 10.7256/2454-0676.2016.1.18342
Читать статью
Аннотация: Конструктивный, сотрудничающий, созидательный характер социальной коммуникации – одна из базовых ценностей здорового общества. Проблема воспитания подрастающих поколений в соответствии с этой ценностью является одной из наиболее актуальных. Однако реальный характер общественных отношений далёк от этого идеала: как показывает история, соперничество, конкуренция, конфликты являются социальной нормой. Такая подоплека общественных отношений имеет парадоксальный характер, принося как разрушения, так и неожиданные плоды, однако практически всегда она выступает причиной человеческих страданий и накала страстей негативного спектра, таких как тщеславие, корыстолюбие, зависть, ненависть. Данная статья посвящена анализу конкурентной стороны взаимодействия в научной среде и может служить педагогически полезной иллюстрацией к теме воспитания культуры диалога и сотрудничества. Используя методы историко-философского анализа, автор статьи обращается к ярким историческим кейсам и рассматривает историю, феноменологию и психологические механизмы конфликтов, возникающих между учеными в процессе научного поиска. Автор делает заключение о потенциальной ценности соперничества при условии его конструктивного характера, который обеспечивается культурой диалога и внутренней интеллигентности, человеческого достоинства и преданности делу.
Abstract: Constructive or cooperative nature of social communicaton is one of the basic values of a healthy society. The problem of teaching these values to the growing generations is one of the most important and nettlesome. However, actual relations are far from being ideal. As the history shows, competition, rivalry and conflicts are a social norm. Such grounds of social relations are of paradoxical nature and provide both destruction and, quite unexpectedly, success. However, almost always they are the reason for suffering and experiencing negative emotions such as vanity, greed, envy, and hatred. The present article is devoted to the analysis of the competitive side of academic interaction and can serve as a pedagogically important illustration to the topic of teaching the culture of dialogue and cooperation. Using the methods of historical and philosophical analysis, the author of the article describes bright historical cases and analyzes history, phenomenology and psychological mechanisms of conflicts arising between scientists in the process of their scientific search. The author concludes that competition has certain potential but only if it is of constructive nature and based on a good dialogue, intelligence, human dignity and commitment.
Чугунова И.О. —
Человек ненавидящий: психоаналитическая деконструкция феномена ненависти
// Психология и Психотехника. – 2015. – № 10.
– С. 1072 - 1087.
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.10.16205
Читать статью
Аннотация: Внешняя феноменология ненависти, особенно её наиболее очевидные проявления – агрессия, социальные конфликты, насилие – мало что говорят о сути самого феномена. Его природа труднодоступна для сознательной рефлексии и рационально-логического понимания. Обращение же к учениям о бессознательной психике открывает путь к пониманию тайн и парадоксов этого специфически человеческого явления, позволяет обнаружить его неразрывную спаянность с другими чувствами и страстями, и в первую очередь – диалектическую связь с любовью. В данной статье, делая обзор психоаналитических концепций ненависти, автор выстраивает понимание этой страсти как комплексного антропологического феномена, имеющего биологические, социальные и экзистенциальные корни. Автор соединяет две исследовательские методологии: первая опирается на парадигму теоретического психоанализа, а вторая – на традиции философско-антропологической рефлексии. Ненависть рассматривается как естественный элемент человеческой психики, играющий защитно-инициирующую роль на ранних стадиях её становления и охранительную – в период зрелости. Однако в социо-культурных реалиях общества ненависть разрастается и становится деструктивной, искажая раскрытие человеческой природы и катализируя социальные бедствия. Образ «человека ненавидящего» представляется, с одной стороны, как неотделимая, хотя и вспомогательная ипостась личности, а с другой стороны, как особый антропологический тип, живущий во власти ненависти, для которого она – основа существования.
Abstract: External phenomenology of hatred, especially the most obvious displays such as aggression, social conflicts and violence, says very little about the essence of the phenomenon. The nature of this phenomenon is difficult to be understood by the means of conscious reflection and logic. Appealing to the teachings about unconsciousness opens the way to understanding mysteries and paradoxes of hatred as a specific human phenomenon and uncovers the fact that hatred is intimately connected with other feelings and passions, first of all, it is dialectically connected with love. Reviewing psychoanalytical theories of hatred, the author develops the concept of hatred as a complex anthropological phenomenon with biological, social and existential roots. In her research Chugunova combines the two research methodologies, the first one is based on the paradigm of theoretical psychoanalysis and the second one is based on the tradition of philosophical anthropological analysis. Hatred is viewed as a natural element of human psyche. It performs a defensive and initiating function at early stages of the development of human psyche and protective function at the stage of maturity. However, social and cultural effects of the society expand hatred and make it destructive, thus distorting human nature and catalyzing social disasters. On the one hand, the image of 'hateful human' is viewed as an inseparable yet ancillary feature of personality, on the other hand, it is a special anthropological phenomenon creating the basis for hatred.
Чугунова И.О. —
Лики ненависти: философско-антропологические размышления
// Психология и Психотехника. – 2015. – № 4.
– С. 383 - 391.
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.4.14652
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является ненависть как философско-антропологический феномен. Ненависть рассматривается автором как неустранимая черта человеческой природы, многоплановое и особое явление, несводимое к агрессии, гневу, враждебности или отвращению. Автор прослеживает историко-антропологические истоки ненависти, анализирует её аффективную и ценностную стороны, раскрывает бессознательные механизмы явления. Затрагиваются парадоксальные связи ненависти с состояниями любви и удовольствия. Рассматривая ненависть в феноменологическом многообразии, автор выделяет две её ипостаси: разрушительную и созидающую, проводит различие между ненавистью-рессентиментом и ненавистью-экзистенциалом. Исследование опирается на философско-антропологическую методологию, теоретические посылки психоанализа, ницшеанское учение о морали и о рессентименте. Новизна исследования состоит в обращении к пока малоизученному феномену ненависти, рассмотрении его как неустранимой черты человеческой природы, в обращении к скрытым сторонам и парадоксам этого явления. Автор развивает апологию экзистентной ненависти и формулирует выводы о разрушительной силе рессентиментной ненависти, её опасности для человеческого духа.
Abstract: The object of the research is hate as a philosophical and anthropological phenomenon. Hate is considered as an obligatory and irremovable treat of human nature, mutli-aspect and specific phenomenon that is unequal to aggression, anger, hostility or disgust. The author researches historical and anthropological sources of hate, analyses its affective and axiological aspects, discovers unconscious mechanism of this phenomenon, and examines the paradoxical connection between hate and love, hate and pleasure. The author shows the difference between two side of hate – destructive and constructive, describes cases when there is an excuse for hate (when it helps to struggle or survive) and emphasizes that hate is devastating for human spirit.
Чугунова И.О. —
Ценности нашего века через призму философской антропологии Макса Шелера
// Психология и Психотехника. – 2014. – № 8.
– С. 830 - 837.
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.8.12578
Читать статью
Аннотация: Предметом данного исследования являются аксиологические проблемы человека и общества. Затрагиваются кризисные аспекты современного (постмодернистского) аксиологического этоса, интерпретируются ценностные «синдромы», связанные с экономикой сверхпотребления, тотальной информатизацией общества, формированием жестко-конкурентной среды. Автор ставит проблему различения ценностей-благ и псевдоценностей. Анализируется вопрос замещения истинных ценностей их суррогатами, описываются и интерпретируются соответствующие феномены. Акцентируется внимание на остро стоящей проблеме выхолащивания духовности, обезличивания человека. Рассматривается взаимосвязь ценностных проблем эпохи и ценностных проблем индивида. Исследование проведено в философско-антропологическом русле, с опорой на ключевые положения теории М.Шелера, одного из основателей философской антропологии. Автором впервые предпринята попытка использования потенциала философской антропологии для анализа аксиологических феноменов. Исходя из шелеровского понимания природы человека, в статье продуктивно проанализирован ряд ценностных проблем человека и общества, сделан вывод о рисках, заложенных самой человеческой природой, и необходимости действовать им вопреки, о значимости душевных усилий.