Черненко В.А. —
"Онтологические аспекты эстетического опыта(или о четырёх строках Р.М. Рильке)"
// Litera. – 2014. – № 2.
– С. 144 - 154.
DOI: 10.7256/2409-8698.2014.2.13813
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_13813.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются онтологические аспекты, которые проявляют себя в эстетическом опыте, определяют и фундируют его. Объектом исследования выступает - эстетический опыт. Особое внимание уделяется философии античного мыслителя Гераклита Эфесского и её экспликациям в аналитики бытия М. Хайдеггера. В качестве иллюстративного материала автором статьи взяты четыре заключительные строки стихотворения Р.М. Рильке "В монастырских коридорах Лоретто", на примере которых дана попытка феноменологического выявления онтологических основ истока художественного творения. Методология исследования опирается на метод философской феноменологии, герменевтики и фундаментальной аналитики бытия в её Хайдеггеровском варианте. В ходе исследования автор приходит к выводам, что эстетика – это наука о таком опыте освоения реальности, который основан на созерцании или выражении в чувственно воспринимаемой форме абсолютных ценностей, не поддающихся адекватному словесному выражению, но явленных субъекту в переживании или сопричастности полноте бытия. Или: эстетика – это наука о гармонии человека с Универсумом. Это наука о первичной данности нам Мира (созерцание-усмотрение). Красота даёт бытию силу начинания «Да Будет!» и завершения-цели «Это хорошо…». Балансируя между случайностью и необходимостью, замкнутостью и открытостью, возможным и невозможным, конечным и бесконечным, единичным и всеобщим – красота – это зов, призыв к преодолению статики. В прекрасном человек ощущает себя принятым в целое в своей ненавязчивой значимости; освобождённый от собственной необходимости себя; в возможности быть иным; без «потому» и «почему»; объемлющая благость, когда ничто не исключено (даже безобразное)
Abstract: Object of research are ontologic aspects which prove in esthetic experience, define and fund it. Acts as object of research - esthetic experience. The special attention is paid to philosophy of the antique thinker Heraclitus Ephesius and its explications in analytics of life of M. Heidegger. As illustrative material the author of article took four final lines of the poem of R. M. Rilke "In monastic corridors of Loretto" on the example of which attempt of phenomenological identification of ontologic bases of a source of art creation is given. The methodology of research leans on a method of philosophical phenomenology, a hermeneutics and fundamental analytics of life in its Heidegger's option. During research the author comes to conclusions that the esthetics is a science about such experience of development of reality which is based on contemplation or expression in sensually perceived form of the absolute values which aren't giving in to adequate verbal expression, but shown to the subject in experience or participation to completeness of life. Or: the esthetics is a science about harmony of the person with the Universum. It is science about primary reality to us the World (contemplation discretion). The beauty gives life undertaking strength "Da Budet!" and end purpose "It is good …". Balancing between accident and need, isolation and openness, possible and impossible, final and infinite, single and general – the beauty is a call, an appeal to overcoming of a statics. In fine the person feels accepted in whole in the unostentatious importance; exempted from own need of; in opportunity to be other; without "therefore" and "why"; comprehensive clemency when nothing is excluded (even ugly).
Черненко В.А. —
Петр - Иисус - Иуда: этический треугольник
// Философская мысль. – 2013. – № 11.
– С. 171 - 183.
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.11.9201
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_9201.html
Читать статью
Аннотация: Данная статья не претендует на изложение этической концепции Нового завета. На то есть несколько причин: недостаточность соответствующей богословской квалификации автора, размерность статьи и убежденность в том, что этика Евангелия не столько концептуальна, сколько со-бытийна. Мы лишь сфокусируем внимание на нескольких промыслительных моментах связующих судьбы ап. Петра, Иисуса и Иуды единым со-бытием, в котором попытаемся выявить этическую симметрию и асимметрию отношений Петр – Иисус, Иисус – Иуда. Осью этих отношений выступает Христос, как живое воплощение Прощения, ведущего к искуплению и преображению. Судьбы Петра и Иуды, вращаясь вокруг данного центра, репрезентируют две истории экзистенции, в которую входит это прощение, однако первого оно ведет к преображению, а второго к погибели. Почему?
Говоря о Петре и Иуде, мы не просто вспоминаем то, что случилось однажды где-то во глубине веков, мы говорим о том, что происходит здесь и сейчас с нами. Как тогда перед Петром и Иудой, так и сейчас перед Миром лежит все та же альтернатива: идти путем Преображения или путем выживания, путем Прощения или предательства.
Abstract: The author of the present article doesn't claim to describe the ethic concept of the New Testament. There are several reason to that. First of all, the author is not an expert in theology. Secondly, the article is too short to discuss such a topic. And thirdly, the author believes that the ethics of the New Testament is more co-existential than conceptual. Therefore, the author only focuses on some aspects connecting fates of St. Peter, Jesus and Judas with the integral co-existence where the author trie to describe ethic symmetry -and assymetry of Peter-Jesus and Jesus-Judas relations. Christ is viewed as the core of such relations and a living personification of Forgiveness leading to Atonement and Transfiguration. Peter's and Judas' fates evolve around this core and represent the two stories about existence. Both of them include Forgiveness but in the first story, Forgiveness leads to Transfiguration and in the second story, Forgiveness leads to Destruction. Why?
Speaking of Peter and Judas we don't only remember the story that happened long, long ago. We talk about what is happening to us here an now. Just like Peter and Judas, we and the whole world are facing the same choice: to lead the path of Transfiguration and Forgiveness or Betrayal.
Черненко В.А. —
«Бхагавадгита» - «Книга Иова»: опыт метафизики прощения
// Философская мысль. – 2013. – № 10.
– С. 278 - 294.
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.10.8817
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_8817.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматриваются философско-этические аспекты текстов «Бхагавадгиты» и «Книги Иова». Автор приходит к выводу, что оба текста репрезентируют сходные этико-мировоззренческие установки на происхождение и причину страдания; это приводит к постановке фундаментальных вопросов о смысле миротворения и попытках преодоления разрыва между этикой и онтологией на пути разработки этической феноменологии прощения. Человек взыскует прощения. Оно необходимо человеку для трансформации (преображения) своей неслучайной-случайности в случайную-неслучайность. Это реализуется через возможность для человека противопоставить свое индивидуальное страдание всему миропорядку. В страдании отдельное (отделенное) способно стать единственно-уникальным, выделенным из мира причинно-следственной справедливости в область неопределенно-беспредпосылочного, которое должно быть опознано как таковое и взято существующим на себя в виде ответственности. Таким образом, мера моей уникальности (личностности) прямо пропорциональна той мере неопределенности, за которую я готов нести ответственность. Иов и Арджуна обладают такой смелостью, смелостью опрашивать божественное о причинах разрыва между тем, что есть и тем, что должно быть. Но именно поэтому божественное и отвечает им.
Abstract: The article conctains the analysis of philosophical and ethical aspects of the writings 'Bhagavad Gita' and 'the Book of Job'. The author of the article concludes that both writings represent similar ethical and philosophical views on the source and cause of suffering. This raises fundamental questions about the purpose of world creation and attempts to overcome the gap between ethics and ontology in developing ethical phenomenology of forgiveness. Human seeks to be forgiven. He needs it to change (transform) his deliberate accident into accidental deliberateness. This is realized through human opportunity to oppose his individual suffering to the world. Thus, the measure of human uniqueness (personality) is directly proportional to the measure of uncertainty human is ready to be responsible for. Job and Arjuna were brave enough to bear such responsibility and to ask God about the reasons of the gap between what there is and what there should be, and this is the reason why God answers them.