Жерносенко И.А., Лун Ц. —
Древняя китайская философия и формирование современного китайского фортепианного искусства
// Философия и культура. – 2024. – № 1.
– С. 64 - 80.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.1.69356
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_69356.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается влияние древнекитайских философских концепций на становление современного фортепианного искусства в Китае. В основе древней китайской материалистической философии лежат такие учения, как У-син и Инь-Ян, Великий Предел (тайцзи), восемь триграмм и другие. С течением времени и стремительным развитием науки данные философские концепции не только не утратили значения, но и оказали мощное влияние на становление современного китайского фортепианного творчества, глубоко повлияли на форму и культурную коннотацию китайской музыки, а также стали теоретической основой для работ многих современных композиторов. Представленная композитором Чжао Сяошэном философско-эстетическая система тайцзи, интегрированная в современную систему фортепианной композиции, положила начало революции в сфере фортепианного искусства, объединив в себе теоретические основы традиционной китайской философии и принципы современных методов композиции. Основу методологии исследования составляют философско-культурологический анализ, музыковедческий анализ, семантический анализ. Особый интерес представляет сравнительный анализ музыкально-философской «системы композиции тайцзи» Чжао Сяошена, додекафонии А. Шёнберга и сет-теории М. Бэббита и А. Форта, которые китайский композитор считает источниками своего творчества. Новизна исследования заключается в том, что предложена корреляция между ключевыми категориями древней китайской философии с современными экспериментами в области музыкальной выразительности.
Авторам удалось продемонстрировать высокую степень влияния китайской философии на музыку, наглядно показать, что в основе традиционной китайской музыки с древнейших времен были закодированы базовые постулаты древнекитайской философии, а в ХХ веке они были положены в основу современной китайской теории композиции, сыграв при этом колоссальную роль в выявлении единых основ современной композиции Запада и Востока, при сохранении локальных особенностей образной сферы данных культур. Возникновение и формирование философско-теоретической системы музыкальной композиции, в основе которой лежат концепты классической китайской философии, органично преломляющиеся в новейших достижениях композиции западной музыки, подчеркивает онтологическую значимость данных концептов как для восточной, так и для западной культуры. А создание соответствующих музыкальных произведений, несомненно, приводит к позитивным тенденциям в развитии современной китайской музыки и классической китайской философии.
Abstract: The article examines the influence of ancient Chinese philosophical concepts on the formation of modern piano art in China. Ancient Chinese materialistic philosophy is based on such teachings as Wu-xing and Yin-Yang, the Great Limit (Tai Chi), the eight trigrams and others. With the passage of time and the rapid development of science, these philosophical concepts not only did not lose their significance, but also had a powerful influence on the formation of modern Chinese piano creativity, deeply influenced the form and cultural connotation of Chinese music, and also became the theoretical basis for the works of many modern composers. The philosophical and aesthetic Taiji system presented by composer Zhao Xiaosheng, integrated into the modern piano composition system, marked the beginning of a revolution in the field of piano art, combining the theoretical foundations of traditional Chinese philosophy and the principles of modern composition methods. The research methodology is based on philosophical and cultural analysis, musicological analysis, and semantic analysis. Of particular interest is the comparative analysis of the musical and philosophical "Tai chi composition system" by Zhao Xiaoshen, the dodecaphony of A. Schoenberg and the set theory of M. Babbitt and A. Fort, which the Chinese composer considers the sources of his creativity. The novelty of the research lies in the fact that a correlation is proposed between the key categories of ancient Chinese philosophy and modern experiments in the field of musical expression. The authors managed to demonstrate the high degree of influence of Chinese philosophy on music, to clearly show that the basic postulates of ancient Chinese philosophy have been encoded in the basis of traditional Chinese music since ancient times, and in the twentieth century they were the basis of modern Chinese theory of composition, while playing a colossal role in identifying the common foundations of modern composition of the West and East, while preservation of local features of the diverse sphere of these cultures. The emergence and formation of a philosophical and theoretical system of musical composition, based on the concepts of classical Chinese philosophy, organically refracted in the latest achievements of Western music composition, emphasizes the ontological significance of these concepts for both Eastern and Western culture. And the creation of appropriate musical works undoubtedly leads to positive trends in the development of modern Chinese music and classical Chinese philosophy.
Жерносенко И.А., Лун Ц. —
Эволюция онтологии древнекитайской музыки
// Философия и культура. – 2023. – № 12.
– С. 91 - 102.
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.12.69136
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_69136.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются онтологические идеи древнекитайской музыки в контексте становления философских школ Древнего Китая, что позволяет выявить ряд философских категорий, лежащих в основе традиционной китайской музыки, и наметить различные подходы к её пониманию и интерпретации. Авторы подробно рассматривают динамику становления музыкальной культуры в Древнем Китае через призму трех философских традиций: конфуцианства, даосизма и буддизма. Большинство китайских исследователей в области музыкальной эстетики сосредотачиваются на музыкальном искусстве, его произведениях и изучении их эстетических аспектов, опираясь на академический опыт. Редко уделяется должное внимание философскому значению категорий, о которых писали мыслители прошлого при анализе законов существования Вселенной и роли музыки в них. Современная музыкальная критика часто сводится к исследованию музыкальной эстетики, минуя глубинные философские ценности. Восстановление и переосмысление этих ценностей в контексте философско-культурологического анализа древнекитайской музыки является ключевым для данной работы, что позволяет углубить понимание специфики древнекитайской культуры и её музыкального наследия. Новизна работы заключается в осуществлении корреляции генезиса музыкальной онтологии Древнего Китая с динамикой становления философских школ конфуцианства, даосизма и буддизма, их расцвета или падения в зависимости от историко-культурной ситуации.
Музыкальная философия в Китае до сих пор не стала самостоятельной дисциплиной, поэтому представленная работа вносит существенный вклад в область музыкальной онтологии.
В ходе исследования авторами были эксплицированы три основных аспекта, являющиеся базовыми для онтологии древнекитайской музыки:
Природа музыки имеет своим источником три категории: Дао, воздух и звук, существующие как в естественном состоянии в природе, так и воплощенные в музыкальном строе и музыкальных инструментах;
Звук и ритм, являющиеся сутью любого музыкального произведения, организуют звучащее пространство в соответствии с космическим порядком;
Метафизическая природа музыки обосновывается базовыми положениями философии даосизма и теории чисел.
Abstract: The subject of the study is the ontological ideas of ancient Chinese music in the context of the formation of philosophical schools of Ancient China, which make it possible to identify a number of philosophical categories that underlie traditional chinese music and outline different approaches to its understanding and interpretation.
Most Chinese researchers in the field of musical aesthetics focus on the art of music, rare to pay attention to the philosophical origins of the categories of music that past thinkers wrote about when analyzing laws of existence of the universe. Restoring and rethinking these values in the context of the philosophical and cultural analysis of ancient Chinese music is key to this work, which allows us to gain an understanding of the specifics of ancient Chinese culture and its musical heritage. The novelty of the work lies in carrying out the correlation of genesis of the musical ontology of Ancient China with the dynamics of the formation of the philosophical schools of Confucianism, Taoism and Buddhism, their rise or fall depending on the historical and cultural situation.
Musical philosophy in China has not yet become an independent discipline, so the presented work makes a significant contribution to the field of musical ontology.
During the study, the authors revealed three main aspects which are basic for the ontology of ancient Chinese music:
The nature of music has its source three categories: Tao, air and sound, existing both in a natural state in nature and embodied in musical structure and instruments;
Sound and rhythm being the essence to any musical work, organize the sounding space in accordance with the cosmic order;
The metaphysical nature of music is justified by the basic principles of Taoist philosophy and number theory.
Жерносенко И.А. —
Культура как ключевой фактор становления ноосферогенеза
// Философия и культура. – 2021. – № 11.
– С. 1 - 10.
DOI: 10.7256/2454-0757.2021.11.37048
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_37048.html
Читать статью
Аннотация: Предметом статьи является обоснование фундаментальной связи культуры с насущной современной проблемой поиска вектора позитивного социального развития. Объектом исследования является концепция ноосферного развития как одна из реально продуктивных футурологических стратегий, дающая адекватные ответы на вызовы современности.
Отталкиваясь от единой природы сферы ноуменов, независимо от способов познания бытия (наука, религия, искусство), и интегрируя концептуальные основания теорий ноосферы и пневматосферы, автор доказывает, что явления культуры способны выполнять функции аттрактора социального развития как носители научных идей, аксиологических и эстетических ценностей, стремлений к духовным идеалам. А также еще не воплощенные артефакты, но пребывающие в виде идей, уже оказывают влияние на будущее.
Ноосферная стратегия общественного развития, в свою очередь, требует разработки новых образовательных подходов. В работе автором уделяется особое внимание обоснованию культуротворческой образовательной модели как действенной методологии в деле подготовки «человека будущего». В ходе анализа работ основоположников теории ноосферы и учения о пневматосфере, а также их современных последователей, автор приходит к выводу о естественной интеграции концептов В.И. Вернадского и П.А. Флоренского в современной концепции ноосферогенеза, т.к. и научные, и художественные, и социальные идеи имеют единую (информационную природу).
Основные выводы проведенного исследования позволяют эксплицировать культурологическую составляющую концепции ноосферогенеза и обосновать эффективность культуротворческой образовательной модели, способствующей формированию ноосферного типа сознания у подрастающего поколения.
Особым вкладом автора в исследовании названной проблемы является представление модели культуротворческой школы, апробированной на общеобразовательных школах Алтая, но имеющей высокий эвристический потенциал также для гуманитарных и художественных вузов.
Abstract: The subject of this article is the substantiation of the fundamental link between culture and modern problem of searching for the vector of positive social development. The object of this research is the concept of noospheric development as one of the productive futurological strategies that gives adequate responses to the challenges of modernity. Leaning on the unified nature of the sphere of noumena, regardless of the methods of cognition of existence (science, religion, art), and integrating the conceptual grounds of the theories of noosphere and pneumatosphere, the author proves that cultural phenomena are capable of fulfilling the functions of the attractor of social development as the bearers of scientific ideas, axiological and aesthetic values, and aspirations for spiritual ideals. The artifacts that are yet to be implemented, but of exists as ideas, do influence the future. The noospheric strategy of social development requires elaboration of new educational approaches. Special attention is given to the substantiation of culture-making educational model as an effective methodology in preparation of “man on the future”. Analysis of the works of the founders of the theory of noosphere and the theory of pneumatosphere, as well as their contemporary adherents allows concluding on the natural integration of the concepts of V. I. Vernadsky and P. A. Florensky in modern concept of noospherogenesis, as scientific, artistic, and social ideas have the single information nature. The acquired conclusions explicate the culturological component of the concept of noospherogenesis and substantiate the effectiveness of culture-making educational model that contributes to the formation of noospheric type of mentality among younger generation. The author’s special contribution consists in presentation of the model of culture-making school, tested on the public schools of Altai Krai, which also has high heuristic potential for humanities and art universities.
Жерносенко И.А. —
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ МИФОЛОГЕМЫ ГРИФОНА В ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЕ
// Философия и культура. – 2011. – № 5.
DOI: 10.7256/2454-0757.2011.5.3573
Читать статью
Аннотация: В работе рассматривается один из спорных, семантически неоднозначных образов древ-ней культуры Алтая – образ грифона, идейно и магически пронизывающий, практически, всю систему артефактов скифского мира. В ходе исследования автор приходит к выводу, что мифологема грифона не просто является атрибутом одной из областей мифологической Вселенной (верхний или нижний миры, как это определяют разные исследователи), но играет роль культурной константы, маркирующей пограничные состояния и моменты «перехода» как в социальном, так и в сакральном смыслах.