Зайцев А.В. —
Институционализация публичных дебатов во Франции и диалог государства и гражданского общества в публичной политике современной России: сравнительный анализ
// Социодинамика. – 2014. – № 5.
– С. 1 - 41.
DOI: 10.7256/2306-0158.2014.5.12120
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_12120.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассказывается о необходимости институционализации диалога государства и гражданского общества. При этом автор опирается не только на теоретическое осмысление данной проблемы, но и на основе компаративного анализа обращается к опыту современной Франции и институционализации публичных дебатов в этой стране. В отличие от понятия «диалог государства и гражданского общества» во Франции используется концепт «публичных дебатов», которые институционализированы в публичной политике рядом законов и нормативных актов. В отличие от Франции, в публичной политике современной России институционализация диалога государства и гражданского общества находится на начальном этапе. Для придания этому процессу большей динамики необходима разработка и принятие соответствующей законодательно-правовой базы. Термин «институционализация» в политической науке рассматривается двояко: во-первых, как учреждение, создание, формирование новых институтов; во-вторых, как закрепление, укоренение и стабилизация уже существующих институтов. Это значит, что институционализация трактуется одновременно и как учреждение, и как укоренение институтов [3]. С. Хантингтону, которого в западной литературе нередко называют «отцом» понятия институционализации, принадлежит ее классическое определение: «Институциализация – это процесс, посредством которого организации и процедуры приобретают ценность и устойчивость» [13, с.32]. По С.Хандингтону, «институты – это устойчивые, значимые и воспроизводящиеся формы поведения [13, с.32]. При этом институты это не только организации, но еще и «процедуры, которые могут обладать различным уровнем институционализации» [13, с.32]. Для того, чтобы уровень институционализации считался высоким, формы поведения людей в обществе должны обрести устойчивость, повторяемость, и значимость. Исходя из этого, институционализацию можно считать процессом или, точнее, совокупностью процессов, продолжающимся в течение определенного отрезка времени и выражающего те или иные потребности социума [4].
Необходимым условием типизации или процесса возникновения институтов является хабитуализация [1, с. с.32]. Хабитуализация, то есть опривычнивание (от англ. Habitual, опривычнивание) предшествует появлению института, но именно типизация является началом появления нового института. При этом институт определяется П. Бергером и Т. Лукманом как «взаимная типизация опривыченных действий» [1, с.92.].
Abstract: In article it is told about need of an institutionalization of dialogue of the state and civil society. Thus the author relies not only on theoretical judgment of this problem, but also on the basis of the komparativny analysis addresses to experience of modern France and an institutionalization of public debate in this country. Unlike the concept "dialogue of the state and civil society" of France the concept of "public debate" which are institutionalized in public policy by a number of laws and regulations is used. Unlike France, the institutionalization of dialogue of the state and civil society is in public policy of modern Russia at the initial stage. Development and acceptance of the corresponding legislative and legal base is necessary for giving to this process of bigger dynamics. The term "institutionalization" in political science is considered doubly: first, as establishment, creation, formation of new institutes; secondly, as fixing, rooting and stabilization of already existing institutes. It means that the institutionalization is treated at the same time both as establishment, and as rooting of institutes [3]. The village of Huntington of which in the western literature quite often call "father" of concept of an institutionalization, belongs its classical definition: "The institutionalizing is a process by means of which the organizations and procedures get the value and stability" [13, page 32]. On the Village of Handington, "institutes are steady, significant and reproduced forms of behavior [13, page 32]. Thus institutes it not only the organizations, but also "procedures which can possess various level of an institutionalization" [13, page 32]. In order that level of an institutionalization was considered high, in society stability, repeatability, and the importance have to take shape of behavior of people. Proceeding from it, the institutionalization can be considered as process or, more precisely, set of the processes, proceeding during a certain interval of time and society expressing these or those requirements [4].Necessary condition of typification or process of emergence of institutes is the habitualization [1, page 32 page]. Habitualization, that is an oprivychnivaniye (from English Habitual, an oprivychnivaniye) precedes emergence of institute, but typification is the beginning of emergence of new institute. Thus the institute is defined by P. Berger and T. Lukman as "mutual typification of customary actions"