Саввина О.В. —
Принципы профессиональной этики современного ученого
// Философия и культура. – 2019. – № 11.
– С. 80 - 86.
DOI: 10.7256/2454-0757.2019.11.31554
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_31554.html
Читать статью
Аннотация: В статье ставится вопрос о выделении этических принципов деятельности ученых в рамках современных научно-исследовательских корпораций. Автор анализирует дискурс о нравственных императивах научного этоса Р. Мертона, приводит их критику С. Фуллером, Дж. Займаном.
В статье показано, что критика императивов справедлива, и они мало применимы для реалий «большой науки» поскольку изначально не отражали сущности научной деятельности, не учитывали техническую рациональность науки и процесс производства научного знания, тем не менее, они хорошо отражают устремленность ученого к истине как ценности научного этоса. Автор, опираясь на концепцию «технонауки», предлагает не опираться на нравственные императивы современной научной деятельности, а очертить ценности научного познания и систему запретов, призванных защищать эти ценности. В исследовании выделены две основные ценности современной науки – это истина и социальная ответственность. Эти ценности должны защищаться рядом табу в рамках деятельности современных ученых. Это как традиционные запреты научной этики, такие как запрет на фальсификацию и фабрикацию научного знания, формы плагиата, а также и ряд запретов, ограждающих социальную ответственность и меняющихся на протяжении истории.
Abstract: This article raises a question on determination of ethical principles in the activity of scholars within the framework of modern research corporations. The author analyzes the discourse on the ethical imperatives of scientific ethos of R. Merton, as well as presents their critics with S. Fuller and J. Ziman. The article demonstrates that the critical study of imperatives is just; they are not widely implemented for the realities of “big science” as the initially did not reflect the essence of scientific activity nor consider the technical rationality of science and production of scientific knowledge; however, they clearly reflect the scholar’s proclivity for the truth as a value of scientific ethos. Leaning on the concept of “technoscience”, the author suggests relying not on the ethical imperatives of the modern scientific activity, but outline the values of scientific cognition and system of prohibitions intended to protect these values. The study determines the two fundamental values of modern science – truth and social responsibility. The aforementioned values should be protected by a number of taboo within the framework of activity of the modern scholars. This implies the traditional prohibitions of scientific ethics, such as prohibition on falsification and fabrication of scientific knowledge, forms of plagiarism, or those that shield social responsibility and transform throughout history.
Саввина О.В. —
Генетическая модификация эмбрионов и гамет человека: моральная оправданность экспериментов.
// Философия и культура. – 2018. – № 11.
– С. 86 - 92.
DOI: 10.7256/2454-0757.2018.11.28376
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_28376.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается проблема моральной оправданности использования технологий генетической модификации эмбрионов и гамет человека. Последние эксперименты в Китае по генетической модификации эмбрионов с целью рождения детей, резистентных к ВИЧ, холере и оспе сделали эту проблему очень актуальной и широко обсуждаемой в обществе.
Автор приводит аргументы, высказываемые учеными и философами «за» и «против» допустимости генетической модификации. Делается акцент на том, что ученые в области медицинских и биологических наук более всего опасаются причинения вреда здоровью будущих генетически модифицированных людей, в то время как философов беспокоят и иные проблемы. Проблема ограничения автономии – одна из наиболее обсуждаемых в рамках философии. Для иллюстрации аргументов приводятся материалы из истории науки, приводятся последние разработки в области редактирования эмбрионов и гамет человека, философские выкладки и международные документы. Анализируя аргументы сторон, автор приходит к выводу, что нельзя запрещать генетическую модификацию эмбрионов и гамет человека, хотя технология, как и все другие, может нести не только плюсы, но и минусы, а также внедрение данной технологии способно изменить социальные практики (Slippery slope аргумент). Необходимо поставить ограничения на применение технологий в определенных ситуациях. Автор предлагает базовые принципы применения данного вида технологий.
Abstract: This article examines the question of moral justification of the use of genetic modification technologies of human embryos and gametes. Recent experiments in China on the genetic modification of embryos to make children’s cells resistant to human immunodeficiency virus, cholera and pox, made this problem extremely relevant and extensively discussed in the society. The author cites arguments, made by the scholars and philosophers for and against allowability of genetic modification. It is emphasized that the scholars in the area of medical and biological sciences fear of causing harm to the health of future genetically modified people, while the philosophers are concerned with other problems. The problem of limiting autonomy is one of the most debatable within the framework of philosophy. For illustrating the arguments, the author presents the materials from the history of science, recent developments in editing on human embryos and gametes, philosophical insights and international documents. Having analyzes the arguments of the parties, the author comes to the conclusion that the genetic modification of human embryos and gametes should not be prohibited, although as any other technology, this one can carry advantages and disadvantages; as well as the implementation of such technology is capable of changing social practices (slippery slope argument). In some circumstances it is necessary to restrict the application of these technologies. The author suggest the basic principles of using such types of technologies.
Цвык В.А., Саввина О.В. —
Этика науки и этика научных публикаций
// Человек и культура. – 2017. – № 3.
– С. 8 - 22.
DOI: 10.25136/2409-8744.2017.3.19609
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_19609.html
Читать статью
Аннотация: Целью данной статьи является анализ современных проблем этики научных публикаций. В статье рассматриваются основные принципы этики научных публикаций, а также причины возникновения нарушений в данной сфере. Авторы утверждают, что рассмотрение этики научных публикаций должно быть только в контексте этики науки в целом. Анализ этических принципов учёного и организации деятельности учёных в рамках научных институтов показывает, что нарушения принципов этики научных публикаций вытекают из несоответствия высоких моральных принципов и условий, в которых зачастую приходится работать учёным. В статье анализируются основные нарушения этики научных публикаций, такие как: фабрикация данных, плагиат, самоплагиат, ценовая политика журналов и другие. В статье показывается что, несмотря на противоречия между реальностью и идеальными принципами этики учёного, научным сотрудникам необходимо ориентироваться на эти принципы, чтобы добиться успехов в своей деятельности. В заключении делается вывод о том, что современные формы отчётности ученого и организация наукометрики способствуют росту нарушений этики научных публикаций.
Abstract: The goal of this article is the analysis of current problems of the ethics of scientific publications. The authors examine the main principles of the ethics of scientific publications, as well as factors of emergence of violations in this sphere. It is stated that examination of the ethics of scientific publications must be realizes exceptionally in the context of science as a whole. Analysis of the ethical principles of a scholar and organization of activity among scholars within the framework of scientific institutions, demonstrates that violation of principles of the ethics of scientific publications result from the noncompliance of the high moral principles with the circumstances, which the scholars often are forced to work in. The article reviews the following major violation of the ethics of scientific publications: fabrication of data, plagiarism, self-plagiarism, pricing policy of journals, and others. The work indicates that despite the contradictions between the reality and ideal principles of ethics of a scholar, the scientific associates must lean on these principles in order to achieve success in their activity. Conclusion is made that the modern forms of reporting of scholars alongside the organization of scientometrics boost the increase in violation of the ethics of scientific publications.
Саввина О.В. —
Стандарты женской красоты: естественное и культурное
// Человек и культура. – 2017. – № 1.
– С. 24 - 34.
DOI: 10.7256/2409-8744.2017.1.20508
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_20508.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматриваются стандарты женской красоты, обусловленные культурными предпочтениями (например, нога «золотой лотос» китайских женщин в Средние века) и стандарты, базирующиеся на восприятии женщины как молодой и красивой – естественная красота. В исследовании раскрывается взаимоотношение двух типов стандартов, делается попытка ответа на вопрос: действительно ли культурные стандарты красоты противоречат естественным стандартам. Для ответа на этот вопрос анализируется формирование культурных стандартов женской красоты, выделяются их культурный смысл. Автор обращается к работам специалистов в области пластической хирургии и социологическим исследованиям с целью раскрыть стандарты естественной красоты, общих для людей разных культур, затем делает анализ культурных стандартов красоты, выделяет их функции и анализирует предпосылки возникновения нового стандарта (на примере основных стандартов ХХ века). В результате автор приходит к выводу, что культурные стандарты красоты не противоречат естественным, не отрицают их, а надстраиваются над ними. Вред для здоровья, на который идут женщины чтобы соответствовать стандартам, всегда остаётся незаметным, иначе принесённые красоте жертвы напрасны. В исследовании были выделены функции культурного стандарта красоты, которые объединены в три основные группы и призваны отразить: 1) происхождение человека и его социальный статус; 2) личностные качества и моральные установки; 3) миропонимание и место данного индивида в мире.
Abstract: This article examines the female beauty standards substantiated by the cultural preferences (for example, “lotus feet” of Chinese women in Medieval times), as well as standards based on perception of a woman as young and beautiful – natural beauty. The author reveals the interrelation between two types of standards and attempts giving answer to the question: do the cultural standards contradict to the natural standards. For answering this question, the work analyzes the formation of cultural standards of female beauty alongside their cultural essence. The author turns to the works of experts in the field of plastic surgery and sociological research for revealing the standards of natural beauty that are common to the people of various cultures; and then, analyzes the cultural standards of beauty, their functions, and prerequisites for emergence of the new standards (based on the example of key standards of the XX century). The conclusion is made that cultural beauty standards do not contradict or deny the natural, but are built over them. Health risks that women tend to take in order to correspond with the standards, always remains unnoticeable, because otherwise, their sacrifices are in vain. The article highlights the functions of cultural beauty standards united into three main groups, which are called to reflect: 1) origin of a person and his social status; 2) personal qualities and moral orientations; 3) world perception and place of an individual in the world.
Саввина О.В. —
Мультипликационный сериал как художественный продукт (на примере мультсериалов «Смешарики» и «Маша и медведь»)
// Культура и искусство. – 2016. – № 5.
– С. 616 - 623.
DOI: 10.7256/2454-0625.2016.5.19894
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается основная идея (концепция), современных популярных российских мультипликационных сериалов на примере мультсериалов «Смешарики» и «Маша и медведь», а также этические ценности, лежащие в её основе. В последние десятилетия мультсериалы, базирующиеся на таких этических ценностях как доброта, дружба, семья и т.д. набирают популярность. Описание общих принципов успешного мультсериала составляет цель исследования. Мультсериал – художественный продукт, поэтому очень важна художественная составляющая мультсериала и способы продвижения сериала на внутренний и международный рынок. В статье делается анализ как самих мультипликационных сериалов – их сюжета, фабулы, основной идеи, средств выражения, графики и т.д. так и интервью с создателями и авторами идеи, обращается внимание на способы раскрутки бренда. Автор приходит к выводу, в настоящее время основная идея (концепция) мультипликационного сериала – залог успеха продукта на российском и международном рынке. Тем не менее, популярный сериал не обходится без привлечения авторитетных профессионалов в индустрии, обеспечивающих качественное доведение идеи сериала до потребителя, которое способно затронуть чувства аудитории, и грамотного продвижения на первых этапах раскрутки бренда.
Abstract: The article analyses the core idea (concept) of the Russian modern popular animated series (the examples of “Smeshariki” and “Masha and the Bear”) and its ethical values. In recent decades animated series that are based on such ethical values as kindness, friendshi, family and so on are growing in popularity. The purpose of the present research is to describe general principles of making successful animated series. Animated series are artistic products that is why an artistic component is very important in conveying the idea to the audience as well as marketing and promotion of animated series on domestic and international markets. The author of the article analyses the basic idea of animated series and episodes and their stories, plots, graphics and etc. as well as interviews with the authors of the ideas and promoters. The study also pays attention to the marketing and branding. The author comes to the conclusion that nowadays the good basic idea (concept) of animated series is necessary to succeed on the market. However, there are no popular animated series without well-known professionals in the industry providing quality embodiment of the basic idea and affecting feelings of the audience. Good promotion at the first stages of promoting the brand is also very important.
Саввина О.В. —
Этические проблемы клонирования человека и животных
// Психология и Психотехника. – 2015. – № 3.
– С. 304 - 312.
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.3.14456
Читать статью
Аннотация: В статье анализируются два вида клонирования человека и животных: терапевтическое и репродуктивное. Опираясь на последние научные изыскания в области клонирования, автор очерчивает круг этических проблем, связанных с клонированием. В статье рассматривается единственная ныне доступная технология клонирования – перенос ядра соматической клетки. Определение клонирования с точки зрения биологии очень важно, поскольку сразу отбрасывает распространённые мифы о назначении и использовании технологии клонирования и этических проблемах, порождаемых этой технологией. Автор разделяет этические проблемы терапевтического клонирования и репродуктивного, а также клонирования людей и животных. В статье задействованы последние научные публикации в области биологических наук преимущественно зарубежных авторов. В результате делается вывод о том, что терапевтическое и репродуктивное клонирование животных, а также терапевтическое клонирование человека не несут в себе новых этических проблем, но усиливают уже имеющиеся этические и социальные проблемы, дилеммы биоэтики, такие как этика научных публикаций, моральный статус эмбрионов и плодов, доступность медицинских ресурсов для бедных слоёв населения, социальная дифференциация, скрытое негативное влияние на экологию, здоровье человека, невозможность полностью предсказать социальные последствия внедряемой практики или технологии до её внедрения и т.д. Репродуктивное клонирование человека может породить совершенно новые этические проблемы, связанные с изменением образа жизни человека, его полового поведения и многих других факторов общественной жизни. Автор приходит к выводу, что мы не в состоянии предсказать, сможет ли человечество справиться с этими проблемами, но, тем не менее, это не является поводом к полному запрету на репродуктивное клонирование.
Abstract: The article analyses two types of cloning: therapeutic and reproductive cloning. The author describes range of ethical problems using the latest scientific research in the field of cloning. The author considers the only one existed technology of cloning today, it is a somatic cell nuclear transfer (SCNT). Defining cloning from biological point of view is very important. It discards the myths about goals of the technology, its using and ethical problems posed by cloning. The author divides ethical problems of reproductive and therapeutic cloning, cloning of humans and animals. It is concluded in the article that therapeutic cloning of humans and therapeutic and reproductive cloning of animals do not cause new ethical problems but they exacerbate the existing ones. These problems are ethics of scientific publications, moral status of embryos, economic affordability of medical services, social differentiation, latent negative effects on ecology and people’s health and “slippery slop” effects. The reproductive cloning of human beings may generate new ethical problems. We can not say now if Mankind will be able to solve these problems, but it is not a reason to prohibit the reproductive cloning of human beings.
Саввина О.В. —
Проблема моральной оправданности абортов в мусульманской культуре в контексте глобализации
// Человек и культура. – 2015. – № 2.
– С. 96 - 109.
DOI: 10.7256/2409-8744.2015.2.15114
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_15114.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается проблема моральной оправданности абортов в исламской культуре в контексте современного глобализирующегося мира. В последние годы в ряде мусульманских, в том числе клерикальных стран наблюдается повышенный интерес к проблеме моральной оправданности абортов, а в некоторых странах аборты по медицинским и социальным показаниям были легализованы в начале ХХI века. В статье анализируются причины либерализации взглядов на аборт в странах, подавляющая часть населения которых исповедует Ислам. В исследовании автор опирается на священное писание мусульман - Коран, и приходит к выводу, что трактовка некоторых аятов современными исследователями оправдывает аборт при определённых обстоятельствах. Были также проанализированы работы представителей медицинских профессий как в странах Запада, так и в Иране и Саудовской Аравии, выступающих за смягчение законов о запрете абортов. Автор выделяет культурные, социальные и мировоззренческие предпосылки легализации абортов в странах Европы, Великобритании и США в ХХ веке; и приходит в выводу, что основными причинами послужили: 1) смена религиозной картины мира на научную у среднестатистического гражданина этих стран; 2) перемещение вопроса о сущности человека из компетенции религии в компетенцию научного сообщества; 3) трансформация традиционной медицинской этики и формирование биоэтического дискурса. Эти же факторы сейчас имеют место в странах, подавляющая часть населения которых исповедует Ислам.
Abstract: The article analyzes the problem of moral justification of abortion in Islamic culture within the context of the modern globalizing world. The author discusses/points out cultural, social and philosophical history of legalizing abortion in Europe, the UK and the USA. She makes the following conclusions: 1) the religious world view has been replaced by the scientific one; 2) the transferring of the important questions of human existence have moved from the religious realm to the scientific one; 3) the transformation of traditional medical ethics to bioethical discourse.During the last few years there has been an increasing interest in the problem of abortion in Islamic countries and clerical Islamic states as well. Some of the countries legalized therapeutic abortion and abortion for social reasons at the beginning of the XXI century. The article analyzes the reasons for liberalization of the views on termination of pregnancy in Islamic culture. As a result, the author comes to the conclusion that modern interpretation of the Glorious Qur’an justifies abortion within special circumstances. In general, some members of the medical profession in Islamic culture argue for the liberalization of abortion policies which thus reflects the influence of the world bioethical discourse, which was formed mostly in western culture.
Саввина О.В. —
Причины легализации абортов в ХХ веке и современные дебаты о моральной допустимости абортов
// Психолог. – 2014. – № 3.
– С. 221 - 243.
DOI: 10.7256/2306-0425.2014.3.12657
URL: https://e-notabene.ru/psp/article_12657.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматриваются причины легализации абортов в ХХ веке в странах Европы, Великобритании, США и других. Целью данного рассмотрения является прогнозирование дальнейшего развития дискуссии о легализации абортов (преимущественно – абортов «по просьбе») в странах мира; определение современных тенденций в решении вопроса об абортах на государственном уровне; а также выявление определяющих социальных групп в решении этого вопроса. Предметом исследования является дискуссия о легализации абортов, развернувшаяся в ХХ веке. В исследовании используется метод философского анализа, культурно-исторический метод, историческая справка, анализ юридических документов, легализующих аборты «по просьбе» в странах Запада (Великобритания, США). Автор приходит к выводу, что в ХХ веке служители церкви и медицинский персонал - прежние социальные слои, имевшие приоритетное влияние на решение вопроса о легализации абортов потеряли свою силу и были вынуждены участвовать в новом биоэтическом дискурсе наравне с обывателями и другими специалистами. Формирование биоэтического дискурса в странах Европы, Великобритании и США позволило принимать решения об аборте самим женщинам, что с одной стороны, освободило их, а с другой – лишило биоэтический дискурс влияния на решение проблемы легализации абортов.
Abstract: In the article the reasons of legalization of abortions in the XX century in the countries of Europe, Great Britain, the USA and others are considered. The purpose of this consideration is forecasting of further development of discussion about legalization of abortions (mainly – abortions "at a request") in the world countries; definition of current trends in the solution of a question on abortions at the state level; and also identification of defining social groups in the solution of this question. Object of research is discussion about legalization of the abortions, developed in the XX century. In research the method of the philosophical analysis, a cultural and historical method, historical information, the analysis of the legal documents legalizing abortions "at a request" in the West countries (Great Britain, the USA) is used. The author comes to a conclusion that in the XX century priests and the medical personnel - the former social groups which had priority influence on the solution of a question of legalization of abortions lost the force and were compelled to participate in a new bioethical discourse on an equal basis with inhabitants and other experts. Formation of a bioethical discourse in the countries of Europe, Great Britain and the USA allowed to make decisions on abortion to women that on the one hand, released them, and with another – deprived a bioethical discourse of influence on a solution of the problem of legalization of abortions.
Саввина О.В. —
Этическое регулирование в высшем учебном заведении и условия его эффективности
// Философия и культура. – 2013. – № 8.
– С. 1152 - 1163.
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.4826
Читать статью
Аннотация: В последнее время в США, странах Западной Европы и России всё большую популярность набирает этический кодекс и этическое регулирование в высших учебных заведениях. При этом структура и организация этического регулирования чётко не определена, некоторые исследователи и вовсе лишают этическое регулирование самого эпитета "этическое". Природа этого явления отнюдь не однозначна.
Саввина О.В. —
Исследования в области этики научного сообщества и тенденции её развития
// Философия и культура. – 2010. – № 2.
DOI: 10.7256/2454-0757.2010.2.1803
Читать статью
Аннотация: В статье излагается история исследований в области этики научного сообщества от Р. Мертона до наших дней, а также делаются выводы относительно дальнейшего развития этики научного сообщества. Акцент делается на рассмотрение существующих механизмов этического регулирования не только внутри научного сообщества, но и других смежных отраслях, таких как сфера образования, коммерческие организации. В заключении делается вывод о возможном заимствовании механизмов этического регулирования этикой научного сообщества из корпоративной этики и этики бизнеса.