Библиотека
|
ваш профиль |
Международные отношения
Правильная ссылка на статью:
Фетисов А.В. Движение ХАМАС: развитие и деятельность от истоков до наших дней // Международные отношения. 2025. № 1. DOI: 10.7256/2454-0641.2025.1.72926 EDN: WSQTJK URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=72926
Движение ХАМАС: развитие и деятельность от истоков до наших дней
DOI: 10.7256/2454-0641.2025.1.72926EDN: WSQTJKДата направления статьи в редакцию: 02-01-2025Дата публикации: 28-01-2025Аннотация: Статья посвящена анализу фундаментальных принципов и идеологических основ ХАМАС – радикального палестинского движения исламистского и суннитского толка. Ключевой особенностью организации выступает непринятие существования Израиля как государства и стремление к тотальному контролю над палестинскими территориями через ведение джихада. Эти установки глубоко укоренены в исламской доктрине движения. Работа исследует истоки формирования организации, базовые документы и принципы функционирования. Особое место уделено изучению механизмов принятия решений руководством ХАМАС и мотивационных факторов их действий. В статье также представлен обзор различных точек зрения на идеологию и деятельность ХАМАС. При этом отмечается, что, несмотря на неоднозначные оценки методов организации, международное сообщество в целом признает легитимность палестинских требований. Для достижения цели исследования использованы методы: эмпирические – анализа документов (для анализа Хартии ХАМАС), общенаучные – сравнительный анализ (для установления отличий Исламского движения сопротивления от Организации освобождения Палестины, и, особенно, различий в отношении этих организаций к примирению с Израилем), логические методы – для формулирования выводов исследования. В статье представлен обзор различных точек зрения на идеологию и деятельность ХАМАС. При этом отмечается, что, несмотря на неоднозначные оценки методов организации, международное сообщество в целом признает легитимность палестинских требований. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Радикализация палестинского движения ХАМАС, изначально возникшего как ответвление «Братьев-мусульман», привела к трансформации организации из мирной религиозной структуры с социальной направленностью в воинствующее квазигосударство. Примечательно, что, несмотря на свои суннитские корни, ХАМАС получает финансирование от шиитского Ирана. Современные тенденции к нормализации отношений между Израилем и суннитскими арабскими государствами стали катализатором для ХАМАС в развязывании полномасштабного конфликта. Организация, последовательно срывавшая все попытки мирного диалога между палестинцами и израильтянами, перешла к активной фазе борьбы за освобождение Палестины, используя текущее геополитическое окно возможностей. Доминантные для ХАМАС процессы в арабском суннитском окружении (перспективы арабо-израильского и суннитско-израильского взаимопонимания в современном историческом окне возможностей) подтолкнули организацию к открытой полномасштабной, тотальной войне с Израилем за освобождение Палестины. Ключевые слова: ХАМАС, генезис, Палестина, Израиль, Газа, потоп Аль-Акса, арабо-израильский конфликт, Ближний Восток, история, международные отношенияAbstract: The article is devoted to the analysis of the fundamental principles and ideological foundations of Hamas, a radical Islamist and Sunni Palestinian movement. The key feature of the organization is the rejection of the existence of Israel as a State and the desire for total control over the Palestinian territories through jihad. These attitudes are deeply rooted in the Islamic doctrine of the movement. The work explores the origins of the organization's formation, basic documents and principles of functioning. Special attention is paid to the study of the decision-making mechanisms of the Hamas leadership and the motivating factors of their actions. The article also provides an overview of various points of view on the ideology and activities of Hamas. At the same time, it is noted that, despite the ambiguous assessments of the organization's methods, the international community as a whole recognizes the legitimacy of the Palestinian demands. To achieve the purpose of the study, the following methods were used: empirical – analysis of documents (to analyze the Hamas Charter), general scientific – comparative analysis (to establish the differences between the Islamic Resistance Movement and the Palestine Liberation Organization, and, especially, differences in the attitude of these organizations to reconciliation with Israel), logical methods – to formulate the conclusions of the study. The article provides an overview of various points of view on the ideology and activities of Hamas. At the same time, it is noted that, despite the ambiguous assessments of the organization's methods, the international community as a whole recognizes the legitimacy of the Palestinian demands. The radicalization of the Palestinian Hamas movement, which initially emerged as an offshoot of the Muslim Brotherhood, led to the transformation of the organization from a peaceful religious structure with a social orientation into a militant quasi-state. It is noteworthy that, despite its Sunni roots, Hamas receives funding from Shiite Iran. Current trends towards normalization of relations between Israel and the Sunni Arab States have become a catalyst for Hamas to unleash a full-scale conflict. The organization, which has consistently thwarted all attempts at peaceful dialogue between the Palestinians and Israelis, has moved to an active phase of the struggle for the liberation of Palestine, using the current geopolitical window of opportunity. The dominant processes for Hamas in the Arab Sunni environment (the prospects for Arab-Israeli and Sunni-Israeli mutual understanding in the modern historical window of opportunity) pushed the organization to a full-scale war with Israel for the liberation of Palestine. Keywords: HAMAS, genesis, Palestine, Israel, Gaza, The Flood of al-Aqsa, Arab-Israeli conflict, Middle East, history, international relationsВведение. В теории и истории международных отношений основное внимание традиционно уделяется государственным акторам, в то время как различные негосударственные акторы находятся на периферии этих наук. Только в случаях, когда акторы вне суверенитета бросают существенный вызов суверенным акторам, им – преимущественно временно - уделяют значительное внимание теоретики и практики-международники. Примеры таких вызовов негосударственных силовых акторов современным государствам (западного типа) в XXI в. были: «Аль-Каида» (после нападения на США 11 сентября 2001 г.), ИГИЛ (после ее вызова международному сообществу в Сирии и Ираке) и сейчас – ХАМАС (после обострения арабо-израильского конфликта 2023 г.), который поставил под сомнение гегемонию этого регионального ядерного государства, профессиональные способности его армии и спецслужб, инициировал очередной этап палестино-израильского конфликта, и шире - ближневосточного кризиса – с участием других мощных негосударственных милитарных акторов (Хезболла и «Ансар Аллах» -хуситов) с непредвиденными для глобальной политики последствиями. Что вызывает необходимость исследования данной проблемы. Целью статьи является анализ возникновения и эволюции Исламского движения сопротивления (ХАМАС). Историографический анализ генезиса ХАМАС. Отечественными авторами большое внимание уделяется исследованию проблематики движения ХАМАС. По мнению отечественного исследователя Г. Г. Косач, исламская риторика и религиозная догматика стали фундаментом деятельности организации ХАМАС, что во многом определило её дальнейшее развитие. Исследование Г. Г. Косач фокусируется на выявлении предпосылок, побудивших палестинское движение обратиться к радикальной исламской идеологии, а не на анализе его методов борьбы. Враждебное отношение к Израилю и применение насильственных действий против его населения, обоснованное религиозными постулатами, позволяет характеризовать ХАМАС как террористическую организацию. В работе прослеживается процесс формирования этого движения и трансформация его идеологических установок. По мнению автора, движение ХАМАС продемонстрировало способность к политической трансформации и развитию собственной национально-ориентированной программы. Этому способствовали несколько ключевых факторов: получение контроля над Газой, смена лидеров в верхних эшелонах организации и перемены в региональном политическом ландшафте. Важным стимулом для такой эволюции стало противоборство с их главным политическим оппонентом - движением ФАТХ, которое руководит Палестинской национальной администрацией. В результате этого противостояния ХАМАС был вынужден искать новые пути развития и укреплять свои политические позиции [1]. Исследование А. А. Керимова и Р. Ф. М. Ахмад анализирует, как внутренние противоречия палестинской элиты и террористический статус ХАМАС препятствуют созданию независимой Палестины. Раскол среди политических лидеров существенно тормозит процесс обретения суверенитета палестинским народом. Изучение идеологических принципов и практических методов работы ХАМАС показывает, что без снятия с движения статуса террористической организации невозможно достичь политического единства в Палестине. Более того, конструктивное решение израильско-палестинского конфликта требует включения ХАМАС в переговорный процесс. Исследователи, проанализировав политическую стратегию и идеологическую базу движения, подчеркивают критическую важность пересмотра международного статуса ХАМАС для успешного становления палестинской государственности [2]. В статье Ю. Н. Зинина исследуется отношение арабского мира - от государственных структур до СМИ и общественного мнения - к идеологии и деятельности ХАМАС. Особое внимание уделяется современному этапу противостояния, где подробно рассматриваются стратегия и тактика нынешнего руководства организации. Фундаментальные принципы ХАМАС, сформировавшиеся с момента основания в 1987 году, базируются на исламской идеологии и концепции тотального джихада, целью которого провозглашается полное отрицание израильской государственности и «освобождение палестинских территорий». Исследование включает детальный разбор основополагающих документов организации и истоков ее формирования [3]. Н. И. Шлыковым проведено исследование по изучению вопросов оценки движения ХАМАС в современной отечественной историографии. Автор считает, что с момента создания в 1987 году ХАМАС стал ключевым участником противостояния между Израилем и арабским миром. Анализ научных работ показал двойственность в оценке факторов успеха этой организации. Одни эксперты подчеркивают значимость религиозной составляющей в деятельности ХАМАС, тогда как другие указывают на эффективность их социальных инициатив как основу общественной поддержки. При этом российские историки демонстрируют удивительное единодушие в своих оценках этого периода, не выказывая существенных расхождений во взглядах [4]. ХАМАС, в силу ее вовлеченности в ближневосточный конфликт с 1980-х гг., как арабской «террористической» организации, традиционно активно освещают зарубежные авторы. Так, Д. Мэггс в своем труде исследует вопросы истории, политики и идеологии ХАМАС. Автор разделил эволюцию ХАМАС на четыре этапа: формирование (1940-е — 1987), консолидация (1987 — 1993), активное сопротивление (1993 — 2006) и управление (с 2006 года по настоящее время). По мнению Д. Мэггс, ХАМАС стремится возглавить движение сопротивления Израилю, не провоцируя ответную реакцию, которая могла бы нанести ему смертельный удар. Чтобы сохранить единство и своё положение во главе палестинского движения, ХАМАС вынужден удовлетворять все эти различные требования. В результате стремление ХАМАС к единству иногда кажется идеологическим противоречием [5]. Д. Левин изучает историю связей Ирана, ХАМАСа и Исламского джихада. По мнению автора, Иран поддерживает такие группировки, как ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» (ПИД)* как по геостратегическим, так и по идеологическим причинам. С геостратегической точки зрения Тегеран помогает, вооружает и финансирует эти две группировки, чтобы расширить своё региональное влияние. С идеологической точки зрения Иран считает Израиль узурпатором мусульманских земель и угрозой исламу [6]. Дж. Макарон считает, что в то время, как Палестинская администрация, в основе которой лежит ФАТХ, пытается переосмыслить свою легитимность и мандат, ХАМАС становится ключевым игроком в период после войны в Газе, укрепляя сильную и зачастую противоречивую сеть союзов, которые делают исламистскую группировку незаменимым игроком в прибрежной полосе. Структура ХАМАС долгое время позволяла организации проводить сложную внешнюю политику, которая в конфликте с Израилем сочетала в себе конфронтационное военное крыло и дипломатическое политическое бюро. Его конечной целью по-прежнему остаётся удержание позиций в Газе [7]. Результаты. С конца 1970-х гг. исламская организация «Братья-мусульмане»* активизировалась на территориях Палестины, оккупированных Израилем после Шестидневной войны 1967 г. (в Секторе Газа и на Западном берегу [реки Иордан]), основав сеть благотворительных организаций, клиник и школ. При этом в Газе она действовала при мечетях, а на Западном берегу – при университетах. Деятельность «Братьев-мусульман»* в этих районах была ненасильственной, но ряд связанных с ними небольших групп призывали к газавату («малому» джихаду, «священной войне») против Израиля на оккупированных им территориях. В конце концов, акцент «Братьев-мусульман»* на создании исламского арабского общества, а не светского, привел их к конфликту со светскими арабскими государствами – Египтом, который контролировал Сектор Газа и Иорданию, которая контролировала Западный берег [8, с. 65-66]. Впрочем, впоследствии изменения внешнеполитического контекста Палестины и ситуации внутри нее изменили функционирование «Братьев-мусульман»* в палестинском обществе. Так, после арабо-израильской войны 1967 г. вся Палестина в международно-признанных границах (согласно соглашению Осло-Сектор Газа и Западный берег) оказалась под оккупацией Израиля. Это, с одной стороны, устранило причины конфликта палестинцев с соседними арабскими государствами, которые теперь не претендовали на их земли. И, наоборот, дало палестинцам поддержку этих государств против Израиля (моральную, дипломатическую, финансовую и т.д.). С другой стороны, это превратило арабо-израильский конфликт в схватку двух наций - еврейской и палестинской. В условиях массовой бедности в Палестине и ее оккупации политическая ситуация в стране только ухудшалась. В такой ситуации началось длительное массовое сопротивление палестинцев Израилю в рамках 1-й интифады, возглавляемой организацией освобождения Палестины (ООП/ФАТХ). Эта акция сформировала массовое сознание современных палестинцев. Впрочем, эта интифада происходила вне исламских рамок. Более того, в условиях 1-й интифады часть палестинского общества обвиняла «Братьев-мусульман»* в том, что они получали израильские средства за подрыв влияния ООП в стране. Эти обвинения угрожали популярности идей «Братьев-мусульман»* в массах и нуждались в ответе со стороны этой организации. Соответственно, ее попытки приспособиться к требованиям палестинского общества и радикалов внутри собственных рядов, успокоить их требования и отвергнуть обвинения в бездействии, породили две разрозненные во времени реакции «Братьев-мусульман»* на израильскую оккупацию: 1) создание их частью членов «Исламского джихада»* и, 2) создание в декабре 1987 г. Исламского движения сопротивления – ХАМАС [5, p. 3-4]. Это военное националистическое движение отличается от аналогичного палестинского движения – ООП своими исламизмом и бескомпромиссностью в отношении Израиля, на фоне светскости и угодничества последней. В частности, оно ориентировано на создание независимого государства арабов-палестинцев, которое должно охватывать всю территорию британской подмандатной территории Палестины в границах 1947 г. «от реки [Иордан] к морю [Средиземному]» и потому отвергает любые попытки уступить часть Палестины Израилю (Hamas: Definition, History, Ideology. Encyclopaedia Britannica. 2024, November 20. URL: https://www.britannica.com/topic/Hamas) и создать палестинское государство исключительно на территориях Западного берега и Сектора Газа, как предлагает склонная к компромиссу с израильтянами ООП. Как и материнская организация – «Братья-мусульмане»*, ХАМАС стремится создать арабское Исламское государство на основе принципов исламского права (шариата). Соответствующий лозунг ХАМАС, изложенный в ст. 8 Устава Организации 1988 г., систематизирует убеждения ее членов: «Аллах - его цель, Пророк - его образец, Коран - его конституция: Джихад - его путь, а смерть ради Аллаха – высочайшее из его желаний» [9, р. 12]. Палестинский аспект этих взглядов ХАМАС конкретизирует в своей Хартии 1988 г. на основе исламской юриспруденции: религиозный долг палестинских мусульман - Священная война против Израиля для того, чтобы вырвать у него контроль над Палестиной. Поскольку она исламская Родина, она никогда не может быть передана немусульманам. Вся Палестина - узурпированная, оккупированная израильтянами исламская страна, арабская по праву рождения, которая должна быть возвращена владельцам посредством уничтожения Израиля. Из-за этого ХАМАС не признает право Израиля на существование, посвящает себя поискам насильственных средств его уничтожения (HAMAS (Islamic Resistance Movement). Federation of American Scientists. 2023, December 14. URL: https://irp.fas.org/world/para/hamas.htm), отвергает переговоры с ним об уступках любой Земли. Эта позиция ХАМАС и привела его к конфликту с ООП, которая в том же 1988 г. признала право Израиля на существование (Hamas: Definition, History, Ideology. Encyclopaedia Britannica. 2024, November 20. URL: https://www.britannica.com/topic/Hamas). Что в свою очередь, позволило Ирану (ИРИ), который ориентировался на «экспорт» «исламской революции» трактовать суннитские террористические организации - ХАМАС и генетически родственный с ним «Исламский джихад»*, как «национально-освободительные» структуры Исламского направления, с которыми ему можно сотрудничать в рамках популяризации ИРИ своей собственной версии антиизраильского и антизападного сопротивления среди населения арабских и – шире - мусульманских стран [1, с. 179-202]. С прагматической точки зрения лидеры ХАМАС понимают, что за более чем 50 лет арабо-израильского конфликта, тема Палестины приобрела огромное религиозное и политическое значение и вес в исламистском, фундаменталистском дискурсе и поэтому любые уступки или даже переговоры с Израилем со стороны лиц и (или) организаций, претендующих на статус исламских затруднены, если не невозможны [10, с. 79-92]. Разве что при условии, что они происходят при поддержке исламских теологов и юристов высочайшего авторитета и квалификации в исламском мире («дар аль-Ислам»), причем факт их проведения будет иметь неоднозначные последствия для последнего. Поэтому ХАМАС, как исламистское, суннитское движение, не может идти на реальные переговоры с Израилем, и тем более, на признание его существования [9, р. 20-21] без одобрения и поддержки религиозных лидеров ислама, которые находятся за пределами Палестины (в первую в Мекке и Медине), и которые, в то же время, не оказывают такой поддержки лидерам ХАМАС. Благодаря указанному выше появление ХАМАС позволило палестинскому ответвлению «братьев»* уже к середине 1980-х гг. монополизировать массовое сознание исламистов-суннитов Палестины и начать конкуренцию палестинских политических движений (ООП и ХАМАС). Более того, ХАМАС не просто действовал независимо от других палестинских организаций, особенно светских и националистических, а враждовал с ними, как склонными к компромиссу с Израилем. В противоположность им боевики ХАМАС совершали нападения на гражданские и военные объекты Израиля при любых условиях. Этим они побудили последнего арестовать ряд лидеров организации в 1989 году, в том числе основателя движения - шейха Ахмеда Ясина. После этого события, лидер организации в 1991-1995 гг. - Абу Марзук, сформулировал ее «стратегию выживания», необходимую на случай, если ХАМАС снова столкнется с вызовом своему существованию от ее противников извне. Воплощением этой стратегии была реорганизация ее командной структуры. Это, в частности, разделение лидеров организации на «ключевых» и других. Первые (члены Политбюро) были размещены за пределами Палестины (сначала - в Аммане до 1993 г., затем - в Дамаске и с 2012 г. – в Катаре) - вне физической досягаемости Израиля (Hamas: Definition, History, Ideology. Encyclopaedia Britannica. 2024, November 20. URL: https://www.britannica.com/topic/Hamas). Оставшаяся в Палестине часть руководства в Газе была разделена на политическое и военное, которое контролирует одноименные подразделения («крылья») организации. Первое - осуществляет административные и общественные функции ХАМАС и до 7 октября 2023 г. контролировало весь Сектор Газа, оказывая социальные услуги его населению. Последними его лидерами в Секторе Газа до «шторма Аль-Аксы» были Махмуд аз-Захар и Исмаил Хания. Второе - руководит бригадами «Изз-ад-Дин аль-Кассама» (Бригады аль-Касама, «бригады», Изз-ад-Дина аль-Касам Бригадес, с 1992 г. [6, р. 28]). На фоне окончания 1-й интифады и создания 1994 г. Палестинской национальной администрация (ПНА) в рамках примирительной в отношении Израиля политики ООП в 1990-е гг., популярность ХАМАС в палестинских массах росла. ХАМАС осудила мирное соглашение в Осло 1993 г. между Израилем и ООП, вместе с генетически родственной группировкой «Исламский джихад»*. После этого годами ХАМАС бросал вызов ООП и Палестинской автономии (Hamas. The Meir Amit Intelligence and Terrorism Information Center. URL: https://www.terrorism-info.org. il/en/c/hamas/) в целом, пытаясь помешать их умиротворению с Израилем. В ответ власти и Палестины, и Израиля ответили жесткими карательными мерами против лидеров ХАМАС. Эти репрессии только укрепили статус организации в палестинских массах, обеспечивая ее «Бригадам» постоянный поток добровольцев, и наоборот, ее решимость возглавить их сопротивление [7, p. 4] израильтянам. В этих условиях 1996 г. организация избрала Халеда Мешала председателем, в Аммане был сформирован очередной состав ее политбюро, ответственный за международные отношения организации и сбор средств на ее деятельность за рубежом, восстановлено вооруженное крыло группы-бригады аль-Касама [11]. Роль ХАМАС как лидера массового нонконформистского сопротивления Израиля в 1990-х годах иллюстрировала его приверженность мести за действия израильтян в отношении палестинцев [7, p. 5], которая лишь раскручивала спираль насилия. Из-за этого США, члены ЕС, Япония, Австралия, ориентированные на поддержку мирного процесса между Палестиной и Израилем, признали ХАМАС террористической организацией [12, с. 159] и – за оказание ей внешней военной и финансовой поддержки – осудили Иран. В конце концов, учитывая рост роли и влияния ХАМАС в Палестине глава ООП и Палестинской администрации одновременно - Ясир Арафат - попытался включить эту организацию в легальный палестинский политический процесс, назначив ее членов на руководящие должности в Палестинской национальной администрации в начале 2000-х гг. Однако, срыв очередных мирных переговоров Израиля и Палестины в сентябре 2000 г. повысил уровень насилия между сторонами, вызвав 2-ю интифаду («Аль-Аксы»). Масштабы насилия во время этого конфликта превысили его показатели во время 1-й интифады. В частности потому, что активисты ХАМАС совершили ряд терактов в самом Израиле [11], а не на оккупированных им территориях, включая убийство 21 израильтянина на дискотеке в Тель-Авиве в июне 2001 года и 30 евреев во время пасхального седера в Нетании в марте 2002 г. В ответ четыре месяца спустя израильским авиаударом убит военный командир ХАМАС Салаха Шехаде. Более того, после этого случая, Израиль предпринял осаду палестинского лидера Ясира Арафата, и ПНА в общем, в их резиденции в городе Рамалла на Западном берегу, за их неспособность справиться с террором ХАМАС. В 2004 г. израильская авиация в секторе Газа уничтожила соучредителей движения - духовного лидера шейха Ахмеда Ясина и политического - Абдель Азиза аль-Рантиси. В августе 2005 г. Израиль, несмотря на нерешенность проблемы ХАМАС, вывел войска из зоны влияния этой организации - Сектора Газа, оставив поселение в этом арабском эксклаве под формальным контролем Палестинской автономии [11]. Впрочем, после 2-й интифады и более чем десятилетия непризнания основополагающих принципов существования Палестинской автономии, лидеры ХАМАС, на словах, смягчили свои взгляды на мирный процесс, оппортунистически указывая на то, что они примут соглашения Израиля и Палестинской автономии. Такие заявления были сделаны для того, чтобы принять участие в выборах в парламент Палестины в 2006 г. С тех пор высокопоставленные лидеры ХАМАС неоднократно на словах заявляли о своей готовности поддержать решение о создании двух государств на основе границ Израиля, существовавших до 1967 г [2, с. 95-101]. В 2006 г. на выборах в парламент Палестины ХАМАС получил большинство голосов избирателей и возглавил администрацию Палестины в обоих регионах - на Западном берегу и в Газе. Однако через год после выборов напряженные взаимоотношения ХАМАС и ФАТХ, двух крупнейших партий страны, привели их к открытому конфликту. Так, в середине 2007 г. новый президент Палестинской автономии М. Аббас, представлявший ФАТХ, уволил премьер-министра И. Ханию, представлявшего ХАМАС, за то, что последний принуждением взял на себя полный контроль над Сектором Газа в июне 2007 г., захватив объекты ФАТХ и Палестинской автономии в нем и подавляя их светские кадры [13, с. 33-46]. Эта реакция президента Палестины на действия ХАМАС зафиксировала разрыв между двумя крупнейшими партиями страны, повлекшую роспуск правительства единства Палестинской автономии и ее разделение через двоевластие на правительство сектора Газа, которым в 2007-2024 гг. руководил ХАМАС, и Западного берега, которым с 2007 г. снова руководят представители ФАТХ. Именно в этот период отношения Ирана с ХАМАС углубились [6]. ХАМАС вернулся к позиции непризнания Израиля и в начале 2008 г. совершил теракт, убив мирного жителя Израиля, массово обстреливая его территорию из ракет и минометов. Только в июне 2008 г. ХАМАС заключил соглашение о перемирии с Израилем, которое значительно уменьшило количество ракетных обстрелов последнего из Газы. Через 6 месяцев ХАМАС разорвал эту сделку, возобновив ракетные обстрелы Израиля, что обусловило масштабную военную операцию последнего в конце декабря 2008 г. – «литой свинец». Заявив об уничтожении «значительной части» инфраструктуры ХАМАС в регионе после 15 дней операции, Израиль 18 января 2009 г. объявил «одностороннее» «прекращение огня» в секторе Газа [11, с. 152-153]. Подобная операция – «защитный рубеж» проводилась Армией обороны Израиля и в 2014 г. во время каждой из которых ХАМАС пользовался поддержкой Ирана в противостоянии с Израилем. Впрочем, во время и после событий «арабской весны» отношения ХАМАС и ИРИ временно ухудшились из-за Гражданской войны в Сирии, в которой ХАМАС, как суннитская партия, поддерживал единоверцев-суннитов, которые восстали против правительства Б. Асада, в то время как последнего внутри страны поддерживали шииты, исмаилиты и христиане, а снаружи – Иран [14, с. 175-182]. Арабский мир демонстрирует неоднозначное отношение к методам ХАМАС, несмотря на общую поддержку палестинского сопротивления. Значительное число арабских граждан, особенно в социальных сетях и публичных обсуждениях, открыто выражают солидарность с действиями ХАМАС и разделяют их позицию. Существует широкий консенсус относительно легитимности борьбы палестинского народа против оккупации, включая жителей сектора Газа, однако взгляды на идеологическую платформу и тактические решения ХАМАС вызывают различные реакции в арабских государствах. Несмотря на многочисленные военные кампании Израиля против ХАМАС, включая операции 2008-2009, 2012, 2014 и 2021 годов, движение продемонстрировало удивительную устойчивость. Применяя тактику асимметричного противостояния, палестинские силы сопротивления сумели сохранить свое присутствие и влияние, даже перед лицом масштабных израильских ударов по их инфраструктуре. Попытки Израиля ликвидировать ключевые фигуры ХАМАС и подорвать его военный потенциал не привели к желаемому результату [15, с. 76-84]. Хотя сектор Газа понес серьезный урон, а человеческие жертвы были значительными, организация продолжает оставаться важным политическим игроком в регионе, успешно противостоя превосходящей военной мощи противника. Неожиданная атака 7 октября 2023 года продемонстрировала серьезные уязвимости в оборонительной системе Израиля. Многие арабские СМИ и комментаторы с воодушевлением отмечают рост военного потенциала палестинской стороны. По их мнению, эта операция нанесла существенный удар по репутации израильских вооруженных сил, поставив под сомнение эффективность их разведки и технологического оснащения, которыми страна так гордилась [3, с. 55]. После событий «арабской весны» и ухода исламистских сил с политической арены, проблема Палестины утратила свою былую значимость в арабском мире. Однако недавняя эскалация в секторе Газа вновь вывела палестинский конфликт в центр международного внимания, как внутри региона, так и за его границами. Стоит напомнить, что с середины прошлого столетия палестинский вопрос являлся краеугольным камнем идеи панарабизма и существенно влиял на внешнюю политику ближневосточных государств [16, с. 30-35]. В атмосфере, накаленной сообщениями о побоище в Газе, идет полемика о формах сопротивления, взаимодействия между разными частями палестинского движения, его связей со странами региона, подоплеке и роли общеарабских действий и т.д [17, с. 19]. Реагируя на выступление руководства ХАМАС о том, что операция «Потоп Аль-Акса» вызвана реакцией на осквернение мечети, терроризм поселенцев и направлена на освобождение мечети и прекращение израильской оккупации, обозреватели назвали их теоретически законной целью, но вряд ли осуществимой [18, с. 11]. Радикальные позиции обеих сторон - правительства Нетаньяху и движения ХАМАС - привели к небывалой эскалации насилия, что существенно искажает восприятие конфликта [19, с. 1514]. ХАМАС, противореча фундаментальным принципам палестинского национального движения и позиции ООП, особенно в вопросах взаимодействия с Израилем, противостоит самому правому правительству в израильской истории. Обе стороны - и израильтяне, и палестинцы - обречены на поиск компромисса и взаимное признание, поскольку ни одна из них не сможет полностью уничтожить другую. Палестинские боевые организации, включая ХАМАС, продолжат существовать, как и само государство Израиль будет оставаться на политической карте региона [4, с. 254]. Осознание невозможности абсолютного триумфа одной из сторон становится критически важным, поскольку каждый участник конфликта сейчас нацелен на тотальное превосходство и разгром противника [20, с. 18-20]. Выводы. Итак, ХАМАС, как палестинское ответвление исламистского, суннитского движения «Братья-мусульмане»*, под влиянием ее окружения эволюционировало из аполитичной социально-ориентированной клерикальной структуры в самую радикальную палестинскую организацию, которая торпедировала любые попытки палестино-израильского взаимопонимания и в этих своих усилиях преобразилась в квазигосударственную милитаризованную структуру, которая опирается на финансовую поддержку врага суннитов – Ирана. Однако, доминантные для этой организации процессы в арабском суннитском окружении (перспективы арабо-израильского и суннитско-израильского взаимопонимания в современном историческом окне возможностей) подтолкнули ее к открытой полномасштабной, тотальной войне с Израилем за освобождение Палестины.
*организация признана террористической и запрещена на территории Российской Федерации Библиография
1. Мартынкин А. В. «Ассоциация братьев-мусульман»: долгая дорога к власти на Ближнем Востоке // Причерноморье. История, политика, культура. 2013. № 13. С. 64-73.
2. Maggs D. The History, Politics and Ideology of Hamas. E-International Relations. Jun 17. 2011. 3. Scham P., Abu-Irshaid O. Hamas. Ideological rigidity and political flexibility. United States Institute of Peace, 2009. № 224. 24 p. 4. Косач Г. Г. Национальное измерение исламского проекта: Движение ХАМАС //Политическая наука. 2018. № 4. С. 179-202. 5. Косач Г. Г. ХАМАС. Национальное движение в религиозном обрамлении // Свободная мысль. 2020. № 1 (1679). С. 79-92. 6. Levin D. History of Iran, Hamas & Islamic Jihad Ties. United States Institute of Peace. 2023, October 11. Р. 20-34. 7. Macaron J. Hamas and Its Regional Role Post Gaza War. Arab Center Washington, DC., Jul 21. 2021. 8. Heritage T., Heinrich M. Hamas and Israel: a history of confrontation. Reuters. 2021. 9. Сурикова Э. А. Вывод израильских сил из сектора Газа и его последствия: пять лет после «размежевания» // Израиль, Россия и русскоязычное еврейство в контексте международной политики. 2011. С. 150-170. 10. Керимов А. А., Ахмад Р. Ф. М. Роль движения ХАМАС в создании палестинского государства: идеология и практика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2021. Т. 21. № 1. С. 95-101. 11. Махмутова М. И. Межпалестинский конфликт ФАТХ и ХАМАС (2006-2019 гг.) // Конфликтология/nota bene. 2019. № 2. С. 33-46. 12. Евстратов А. Роль Ирана в палестинском сопротивлении: идеологические, политические и экономические аспекты // Caucaso-Caspica: Труды Института Востоковедения РАУ. 2024. Т. 8. С. 175-182. 13. Родачин В. М. Международный терроризм: проблемы определения, актуализации правовых основ противодействия //Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024. Т. 14. № 3. С. 76-84. 14. Зинин Ю. Н. Конфликт в Газе в контексте идейных установок ХАМАС //Россия и мусульманский мир. 2024. № 3 (333). С. 43-61. 15. Батиевская В. Б., Соколовский М. В. Арабо-израильский конфликт: причины, динамика и способы разрешения //Вестник общественных и гуманитарных наук. 2024. Т. 5. № 3. С. 30-35. 16. Бородина М. Ю., Ермаков А. А., Рыжов И. В. Летняя воина 2014 года в газе новая страница палестино-израильского конфликта // Азия и Африка сегодня. 2014. № 12. С. 16-20. 17. Бородина М. Ю., Ермаков А. А., Рыжов И. В. Сектор Газа и угрозы безопасности Государства Израиль // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2021. № 1. С. 5-13. 18. Ермаков А. А., Рыжов И. В. Эскалация палестино-израильского конфликта: операция «Дом и сад» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1509-1520. 19. Шлыков Н. И. Оценки движения ХАМАС в современной отечественной историографии // Clio moderna-3: исторический опыт развития стран Запада и Востока в новое и новейшее время. Екатеринбург, 2024. С. 252-257. 20. Алфедейлат Ф. К вопросу участия различных субъектов в урегулировании палестино-израильского конфликта // Культура и природа политической власти: теория и практика. Екатеринбург, 2022. 2022. С. 16-20. References
1. Martynkin, A. V. (2013). The Muslim Brotherhood Association: a long road to power in the Middle East. The Black Sea region. History, Politics, Culture, 13, 64-73.
2. Maggs, D. (2011). The History, Politics and Ideology of Hamas. E-International Relations. https://www.e-ir.info/2011/06/17/the-history-politics-andideology-of-hamas/ 3. Scham, P. (2009). Hamas: Ideological rigidity and political flexibility (Vol. 31). United States Institute of Peace. 4. Kosach, G. G. (2018). The national dimension of the Islamic project: The Hamas Movement, Political Science, 4, 179-202. 5. Kosach, G. G. (2020). HAMAS. A national movement framed by religion. Free thought, 1(1679), 79-92. 6. Levin, D. (2023). History of Iran, Hamas, and Islamic Jihad Ties, pp. 20-34. United States Institute for Peace. 7. Macaron, J. (2021). Hamas and Its Regional Role Post-Gaza War. Arab Center Washington DC. https://arabcenterdc. org/resource/hamas-and-itsregional-role-post-gaza-war 8. Heritage, T., & Heinrich, M. (2021). Hamas and Israel: a history of confrontation. 9. Surikova, E. A. (2011). The withdrawal of Israeli forces from the Gaza Strip and its consequences: five years after the "disengagement". Israel, Russia and Russian-speaking Jewry in the context of international politics, 150-170. 10. Kerimov, A. A., & Ahmad, R. F. M. (2021). The role of the Hamas movement in the creation of a Palestinian State: ideology and practice. Proceedings of the Saratov University. A new series. The Sociology series. Political Science, 21(1), 95-101. 11. Makhmutova, M. I. (2019). The inter-Palestinian conflict between Fatah and Hamas (2006–2019). Conflictology/nota bene, 2, 33-46. 12. Evstratov, A. (2024). Iran's role in the Palestinian resistance: ideological, political and economic aspects. Caucaso-Classica: Proceedings of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 8, 175-182. 13. Rodachin, V. M. (2024). International terrorism: problems of defining and updating the legal foundations of counteraction. Humanities. Bulletin of the Financial University, 14(3), 76-84. 14. Zinin, Yu. N. (2024). The conflict in Gaza in the context of the ideological attitudes of Hamas, Russia and the Muslim world, 3(333), 43-61. 15. Batievskaya, V. B., & Sokolovsky, M. V. (2024). The Arab-Israeli conflict: causes, dynamics and ways of resolution. Bulletin of Social Sciences and Humanities, 5(3), 30-35. 16. Borodina, M. Yu., Ermakov, A. A., & Ryzhov, I. V. (2014). The 2014 summer war in Gaza is a new page in the Palestinian-Israeli conflict. Asia and Africa Today, 12, 16-20. 17. Borodina, M. Y., Ermakov, A. A., & Ryzhov, I. V. (2021). The Gaza Strip and threats to the security of the State of Israel. Bulletin of Voronezh State University. Series: History. Political science. Sociology, 1, 5-13. 18. Ermakov, A. A., & Ryzhov, I. V. (2024). Escalation of the Palestinian-Israeli conflict: Operation House and Garden. Bulletin of Tambov University. Series: Humanities, 29(5), 1509-1520. 19. Shlykov, N. I. (2024). Assessments of the Hamas movement in modern Russian historiography. Clio Moderna-3: the historical experience of the development of the countries of the West and the East in modern and modern times, pp. 252-257. 20. Alfedeylat, F. (2022). On the issue of the participation of various actors in the settlement of the Palestinian-Israeli conflict. Culture and the nature of political power: theory and practice, pp. 16-20.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является палестинское движение ХАМАС. Автор ставит своими задачами рассмотреть историографию темы, проанализировать возникновение и эволюцию Исламского движения сопротивления (ХАМАС). Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, обьективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать развитие и деятельность движения ХАМАС от истоков до наших дней. Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 20 различных источников и исследований. Несомненным достоинством рецензируемой статьи является привлечение зарубежной англоязычной литературы, что определяется самой постановкой темы. Из используемых исследований укажем на труды А.В. Мартынкина, Г.Г. Косача, Ю.Н. Зинина, в центре внимания которых находятся различные аспекты изучения деятельности палестинских организаций. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по её теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач. Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как палестинскими освободительными движениями, в целом, так и движением ХАМАС, в частности. Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи. Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что "в теории и истории международных отношений основное внимание традиционно уделяется государственным акторам, в то время как различные негосударственные акторы находятся на периферии этих наук". В работе показано, что "с прагматической точки зрения лидеры ХАМАС понимают, что за более чем 50 лет арабо-израильского конфликта, тема Палестины приобрела огромное религиозное и политическое значение и вес в исламистском, фундаменталистском дискурсе и поэтому любые уступки или, даже переговоры с Израилем со стороны лиц и (или) организаций, претендующих на статус исламских затруднены, если не невозможны". Примечательно, что как отмечает автор рецензируемой статьи,"арабский мир демонстрирует неоднозначное отношение к методам ХАМАС, несмотря на общую поддержку палестинского сопротивления". Автор отмечает, что "применяя тактику асимметричного противостояния, палестинские силы сопротивления сумели сохранить свое присутствие и влияние, даже перед лицом масштабных израильских ударов по их инфраструктуре". Главным выводом статьи является то, что "ХАМАС, как палестинское ответвление исламистского, суннитского движения «Братья-мусульмане», под влиянием ее окружения эволюционировало из аполитичной социально-ориентированной клерикальной структуры в самую радикальную палестинскую организацию, которая торпедировала любые попытки палестино-израильского взаимопонимания и в этих своих усилиях преобразилась в квазигосударственную милитаризованную структуру, которая опирается на финансовую поддержку врага суннитов – Ирана". Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и в рамках стратегий международных отношений. В то же время к статье есть замечания: 1) При упоминании запрещенных в России организаций следует упоминать этот факт. 2) В библиографии следует скорректировать отображение 13 и 14 сносок. После исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации в журнале "Международные отношения".
Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Предмет исследования является движение Хамас, анализ его деятельности и идеологии с момента возникновения и до настоящего времени. Методология исследования. В статье автор не пишет о методологических аспектах исследования, однако из текста можно понять, что работа базируется на принципах научности, объективности, системности, историзма. В работе использованы общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение и др. В работе также использован проблемно-хронологический метод, историко-генетический и историко-сравнительный и др. Актуальность. Автор статьи отмечает, что при изучении международных отношений основное внимание уделяется «государственным акторам», а «негосударственным акторам» исследователи уделяют внимание только тогда, когда они бросают вызов государственным и такой интерес обычно временный. Одним из таких акторов является движение Хамас, которое вместе с другими негосударственными акторами, отмечается в статье, усложнил ситуацию на Ближнем Востоке в целом. Движение Хамас играет большую роль в арабо-израильском конфликте с конца 1980-х годов. И в этом контексте изучение его деятельности, эволюции его идеологии, методов борьбы с момента возникновения и до наших дней без сомнения актуально и значимо с научной и точки зрения. Научная новизна статьи определяется постановкой проблемы и задач исследования. Новизна обусловлена также тем, что в российской историографии фактически эта первая работа, в которой дан анализ идеологии и деятельность движения Хамас с момента его возникновения. Стиль, структура, содержание. Стиль статьи в целом научный, но при этом понятный не только для специалистов, но и широкого круга читателей. Структура работы направлена на достижение цели работы дать «анализ возникновения и эволюции Исламского движения сопротивления (ХАМАС)». Структура работы хорошо продумана и содержит подзаголовки, которые помогают читателю лучше воспринимать научный материал и более глубоко изучать рассматриваемую тему. Во введении статьи автор раскрывает актуальность темы исследования и ее цель. Специальный раздел статьи посвящен историографии проблемы. Следует отметить, что этот раздел работы качественный и в нем показаны основные работы по тем российских и зарубежных авторов, отмечено как рассматривают идеологию и деятельность Хамас зарубежные и отечественные авторы. Выделены работы Г. Г. Косач, Керимова А. А., Ахмад Р. Ф. М. (их совместная статья), историографическая работа Шлыкова Н. И., Ю. Н. Зинина, в которой дан анализ отношение арабского мира к деятельности Хамас. Среди зарубежных исследователей автор отмечает Мэггс Д. (Maggs D), Левина Д. (Levin D.), Макарон Дж. (Macaron J.). В следующем разделе дан анализ деятельность Хамас в разные годы, эволюции его идеологии с момента возникновения и до настоящего времени, отличий Хамас от организации освобождения палестины ООП/ ФАДН. Текст статьи логически выстроен и последовательно изложен, в нем много интересной информации и данных о деятельности Хамас, его структуре и методах работы. В заключении приведены выводы по теме исследования. Библиография работы состоит из 20 работ на русском и английском языке. Цитируемая в статье литература актуальна и в достаточной мере отражает современное состояние рассматриваемой в работе проблемы. Апелляция к оппонентам. Апелляция к оппонентам проведена на уровне проделанной работы и библиографии работы, которая может дать ответы на вопросы оппонентов. Выводы, интерес читательской аудитории. Статья написана на актуальную тему и будет интересна читателям журнала «Международные отношения». |