Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Историко-правовая эволюция концепций о юридическом вреде

Королева Екатерина Сергеевна

преподаватель; кафедра теории государства и права; Саратовская государственная юридическая академия
аспирант; кафедра теории государства и права; Саратовская государственная юридическая академия

410056, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Чернышевского, 104, каб. 212

Koroleva Ekaterina Sergeevna

Lecturer; Department of Theory of State and Law; Saratov State Law Academy
Postgraduate Student; Department of Theory of State and Law; Saratov State Law Academy

410056, Russia, Saratov region, Saratov, Chernyshevsky str., 104, office 212

kor.e.s@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2024.12.72727

EDN:

TVCPMG

Дата направления статьи в редакцию:

16-12-2024


Дата публикации:

03-01-2025


Аннотация: Предметом данной статьи является рассмотрение изменений в понимании и определении юридического вреда от древности до современности, а также историко-правовая эволюция концепций юридического вреда и его последствий для субъекта права, анализ подходов в этой области. В статье были проанализированы исторические корни указанного термина, его развитие в различных правовых системах, влияние философских, социальных, политических и культурных аспектов, на формирование и развитие концепции. Кроме того, проведено сравнение правового регулирования юридического вреда в разных странах и подходов к этому понятию, отмечены критерии для определения юридического вреда в разные эпохи, что поможет оценить современные тенденции в данной области и их отражение на практике. Методологической основой исследования послужил сравнительно-исторический метод, что позволило систематизировать имеющиеся в литературе сведения о юридическом вреде на разных этапах – от древних цивилизаций до нашего времени. Анализ изменения представлений о негативных последствиях правонарушений позволяет лучше понять современные подходы к оценке и возмещению юридического вреда, а также просмотреть взаимосвязи с другими концепциями правовой ответственности. В древние времена концепция была основана на следующем: если один причинил ущерб другому, то он должен быть ответственен за это, тем самым основой являлись идеи справедливости и компенсации пострадавшему причиненного ущерба. Эпоха Средневековья характеризуется тесной связью концепции добра и зла с христианской этикой и моралью. Далее появляется необходимость утверждения ценности личности, признания достоинства человека. И впоследствии термин «вред» становится, в первую очередь, социальным понятием, а ответственность за его причинение предполагает действие закона и возмещение ущерба потерпевшему.


Ключевые слова:

добро, зло, концепция вреда, средневековое право, времена античности, Библейская концепция, компенсация, справедливость, эпоха Просвещения, эпоха Возрождения

Abstract: The subject of this article is the consideration of changes in the understanding and definition of legal harm from antiquity to the present, as well as the historical and legal evolution of the concepts of legal harm and its consequences for the subject of law, the analysis of approaches in this area. The article analyzes the historical roots of the term, its development in various legal systems, the influence of philosophical, social, political and cultural aspects on the formation and development of the concept. In addition, a comparison of the legal regulation of legal harm in different countries and approaches to this concept is carried out, criteria for determining legal harm in different eras are noted, which will help to assess current trends in this area and their reflection in practice. The methodological basis of the study was the comparative historical method, which made it possible to systematize the information available in the literature on legal harm at different stages – from ancient civilizations to our time. The analysis of changing perceptions of the negative consequences of offenses allows us to better understand modern approaches to assessing and compensating for legal harm, as well as to view the relationship with other concepts of legal liability. In ancient times, the concept was based on the following: if one caused damage to another, then he should be responsible for it, thus the ideas of justice and compensation for the damage caused to the victim were the basis. The Medieval era is characterized by the close connection of the concept of good and evil with Christian ethics and morality. Then there is the need to affirm the value of the individual, to recognize the dignity of a person. And subsequently, the term "harm" becomes, first of all, a social concept, and responsibility for its infliction presupposes the operation of the law and compensation for damage to the victim.


Keywords:

good, evil, concept of harm, medieval law, ancient times, biblical concept, compensation, justice, Enlightenment, Renaissance

Исторически эволюция концепции о вреде началась еще с основ мировоздания, описанных в Библии. Фундаментальными категориями, описывающими нравственное состояние человека и его отношение с окружающим миром, являются понятия «добро» и «зло». Проблема соотношения указанных терминов всегда была, есть и будет одной из самых злободневных в обществе в силу того, что она распространяется на все сферы человеческой жизни [2, с. 5].

Актуальность тематики обусловлена несколькими ключевыми факторами. Во-первых, современное общество сталкивается с множеством сложных моральных и правовых дилемм, и важно понять, как исторически сложившиеся представления о вреде влияют на современные нормы и практики. Эволюция концепций о вреде позволяет выявить устойчивые паттерны и механизмы, оказывающие влияние на правовую систему и общественные отношения. Во-вторых, многие современные правовые и этические вопросы, касающиеся защиты окружающей среды, права человека, кибербезопасность и корпоративная ответственность, возникают на фоне размытых границ между добром и злом, где понятие вреда становится центральным. Это создает необходимость адаптации традиционного юридического подхода к новым вызовам современности, что требует глубокого анализа исторического контекста. В-третьих, изучение историко-правовой эволюции концепций о вреде способствует формированию более осознанного и комплексного подхода к разработке правовых норм и механизмов контроля. Это может оказать положительное влияние на правоприменение и социальное благо, что делает исследование этой темы особенно важным.

В данном исследовании используется междисциплинарный подход, который сочетает элементы правового, исторического и философского анализа. Основное внимание уделяется изучению эволюции концепций о вреде в контексте изменений в общественном сознании и юридической практике на разных исторических этапах. Методология позволяет выявить взаимосвязь между нравственными устоями, культурными традициями и правовыми нормами, а также проследить, каким образом эти факторы влияли на формирование и развитие понятия вреда как в рамках конкретных правовых систем, так и в более широком социальном контексте.

Согласно Библии, добро ассоциируется с милосердием, любовью к ближнему, тогда как зло олицетворяет грех и отступление от заповедей, что тесно связано с понятием вреда, которое подразумевает нарушение воли Божьей и его негативные последствия. Вред может проявляться в физической, духовной и социальной сферах жизни человека. Он приводит к страданиям и отдалению от нравственных принципов.

В Ветхом Завете, например, термин "вред" подразумевает наказание за грехи и непослушание (вред, вызванный грехом, проявляется в виде болезней, смерти и иных последствий). История грехопадения Адама и Евы [Библия. Книга «Бытие». Глава 3.] иллюстрирует, как непослушание воле Бога привело к изгнанию из рая и последствиям для всего человечества.

Новый Завет, напротив, акцентирует внимание вреда на спасении и искуплении, а также на избавлении от грехов [Еф. 1:7, Кол. 1:14.]. Иисус Христос пожертвовал жизнью ради искупления всех людей на все времена, показав, как вред может быть побежден благодаря его жертве и учению о милосердии и как спасение можно обрести через веру и соблюдение заповедей.

Библейская концепция вреда служит основой для понимания и преодоления современных проблем, учит внимательному отношению к своим поступкам и стремлению к тому, чтобы они приносили пользу. В настоящее время это одно из фундаментальных понятий юридической науки, отражающее негативные последствия, возникающие в результате нарушения прав и законных интересов субъекта права.

С появлением государства категория вреда начала рассматриваться сквозь призму права и государственного управления, то есть с позиции установленных в обществе норм. Оно берет на себя ответственность за обеспечение безопасности и благополучия граждан, в частности, разрабатывает законы, механизмы контроля для предотвращения вреда (физического, экономического, политического, экологического и т.д.), что и является одним из главных критериев оценки государственной деятельности.

В различных обществах и культурах представление о вреде и его правовое регулирование развивались по-разному. Уже во времена античности отмечалась критическая важность разграничения таких категорий, как «добро» и «зло», и понимания их сущности для обеспечения морали и нравственности среди населения и развития государственности.

Отличительным признаком категории вреда в Древнем Риме является ее окончательное правовое закрепление. Если в Древней Греции вред трактуется в значительной степени как нарушение предписываемого добродетельного поведения и как поступок, порицаемый с позиции морали и нравственности, то в древнем Риме, вред – это посягательство на законом установленные ценности, за которое лицо будет привлечено к ответственности.

Как и в Древней Греции, в Древнем Риме принцип справедливости был отправной точкой для определения правовых и неправовых деяний. М.Т. Цицерон писал: «существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу» [13].

Древневосточная правовая традиция в целом отталкивается от религиозно-нравственного понимания вреда как непослушания, нарушения гармонии и своего долга перед обществом. На Востоке жизнь человека и смысл его существования сводятся к выполнению его социальной роли. Именно общество олицетворяет превосходящую ценность над человеком, поскольку «представляет собой отражение космического порядка, которому так или иначе обязан подчиняться каждый, если он хочет вообще кем-то быть» [9, с. 97]. Те, кто понимают всеобщую взаимосвязь, знают, что если человек что-то нарушит, то это отразится на нем самом, и поэтому стараются не причинять вред окружающим людям и даже предметам.

Для цивилизаций указанного периода центральным благом всегда выступала личность, поскольку именно свободный индивид способен создать соответствующее государственное устройство для достижения всеми общего блага. Однако, как отмечает И.И. Борзова , для Востока характерен примат общественной жизни, где космический закон определяет место каждого индивидуума, что приводит к ситуации, когда правопонимание вреда не было отделено от нравственного [4, с. 9].

В Древней Индии система соционормативной регуляции была основана на тесном переплетении правовых, религиозных и этических норм. Социальная гармония заключается в понятии «дхарма» – предустановленное поведение человека; долг перед семьей, обществом, Богом. Защитником и гарантом дхармы является царь-раджа. Вредом являются все нарушения порядка, установленного дхармой, за которые царь имел право применить санкции.

Различные взгляды мыслителей на источник зла также прокладывают путь к осмыслению проблемы вреда. Например, А.П. Щеглов, рассматривал зло как недостаток знания и видел в нем вторичное проявление в результате игнорирования идеалов [19, с. 80]. Так, концепция гедонизма, которой придерживается автор, подразумевает взаимосвязь между знанием и добродетелью: если человек понимает, что такое добро, он будет стремиться к нему, а злое поведение будет следствием незнания. Также стоит упомянуть Аристотеля, который в своем произведении "Никомаховая этика" считал, что зло возникает из избытка или недостатка добродетели [1, с. 163]. Он акцентировал внимание на важности общественных структур, которые служат основой для нравственного воспитания граждан, способного минимизировать вред в обществе. Эти философские размышления демонстрируют, что понимание источника зла и вреда может варьироваться в зависимости от исторического и культурного контекста, что подчеркивает необходимость рассмотрения индивидуальных и коллективных аспектов в правоприменительной практике.

Для права эпохи античности в целом характерно представление, что народовластие основывается на человеческой нравственности и соблюдении этических норм, включая честность, порядочность и ответственность. Так, только самодисциплина в отношении собственных пороков позволяла воздерживаться от вреда и достигать блага. В данный период концепция естественного права отражала значимость соблюдения порядка, основанного на разуме и справедливости, что подразумевало необходимость избегать причинения вреда ради благополучия всего общества [16]. Последнее также служило и основанием для защиты индивидуальных гражданских прав.

Тем не менее, такой подход имеет свою недостаточную гибкость, что приводит к потенциальным проблемам. Строгое следование моральным предписаниям и общепринятым этическим нормам может сделать менее отчетливыми индивидуальные обстоятельства, которые требуют более деликатного подхода. Например, необходимость соблюдения общественного блага иногда становится предлогом для ущемления прав отдельных граждан, что в итоге может противоречить идеям справедливости и уважения к личности. Таким образом, несмотря на важность концепции естественного права в истории правосознания, необходимо признавать, что универсальные нормы не всегда способны адекватно отражать сложности, с которыми сталкиваются индивиды в своей жизни. Это подчеркивает необходимость поиска более гибких и адресных решений в правоприменительной практике, которые бы гарантировали как защиту гражданских индивидуальных прав, так и общее благо общества.

В античные времена была заложена основа понимания вреда как негативных явлений, причиняющих ущерб как индивиду, так и обществу. В римском и древнегреческом праве сформировались понятия вины, ответственности и наказания, концепция вреда развивалась в рамках общего понимания справедливости.

Эпоха Средневековья характеризуется тесной связью концепции добра и зла с христианской этикой и моралью, которые расширили свои горизонты за рамки наложенных Ветхим Заветом ограничений. Христианство в данный период стремилось к объединению под «своим крылом» людей всех наций и обратилось ко всему человечеству. Это позволило со временем распространить влияние данной конфессии на множество последователей. Однако существуют различные мнения относительно этой трансформации: одни теологи (например, Фома Аквинский) подчеркивают положительный аспект более гуманного отношения к человеку. Это обусловливает важность обязательств личности перед обществом и Всевышним, что формировало картину правопорядка на тот момент.

Однако некоторые другие мыслители указывают на сложности и конфликты, возникающие из-за несовершенства человеческой природы. Примером тому может послужить убеждения Пьера Абеляра относительно того, что философия вправе относиться критически к теологии, сомневаться в ее истинности [11, 127 с.].

Поляризация мнений о добре и зле, а также о природе человека подчеркивает, как концепции о вреде изменялись и адаптировались в зависимости от социального контекста, что уже на этапе Средневековья сформировало разнообразие правовых систем и подходов к справедливости. Также стоит отметить, что стремление к универсализации христианской этики и объединению всех наций под ее знамением может привести к конфликтам во мнениях и культуре, что вызывает резкую критику в адрес такой односторонней трактовки нравственности.

Переходя от периода древности к средним векам, следует отметить, что в этот период происходило интенсивное развитие религиозно-мифологических учений, целью которых было поддержание монархического строя посредством «оправдания постулатов веры средствами человеческого разума» [10, c. 11]. Средневековое право основывалось на обычаях, поскольку к этому времени были утрачены многие элементы правовой культуры и письменности. Регулирование вопросов духовной и светской жизни осуществлялось посредством канонического права, которое обладает универсальностью и экстерриториальностью.

В теологических христианских концепциях Аврелия Августина, Пьера Абеляра, Фомы Аквинского и Марсилия Падуанского происходит разделение права и закона, и понятие вреда становится формально-определенным. Так, Аврелий Августин в своих работах придавал большое значение предоставленной человеку свободы выбора, в силу которой человек наделен возможностью творить как добрые, так и злые поступки, неся при этом ответственность за свой выбор. По его мнению, сущность личности состоит непосредственно в способности осознанно управлять своим телом и душой, предпочитая добродетель и отказываясь от зла [5].

Августин Блаженный придерживался идей о том, что человек несет ответственность перед Богом за свои действия и должен нести наказание за нарушение божественных законов и причинение вреда другим. Эта концепция ответственности тесно переплетена с учением о свободе воли, которая, по мнению Августина, подразумевает возможность выбора как благих, так и злых поступков [15, с. 109].

Согласиться с мыслью Августина можно, однако стоит уточнить, что он рассматривал наказание не как акт мести, а как средство корректировки и исправления. Он акцентировал внимание на том, что истинное понимание о вине должно подкрепляться милосердием и божественной благодатью, которая позволяет человеку измениться и вернуться к добродетельной жизни.

Фома Аквинский связывал вред со злом, возникающим в результате «лишенности блага, которое преимущественно и само по себе есть совершенство и актуальность» [17, с. 62]. Данная точка зрения находит отклик в эволюции правовых норм, поскольку она акцентирует внимание на необходимости защиты благополучия и добродетели как основы правопорядка. Если зло и вред понимаются как отсутствие совершенства или блага, это может привести к формированию правовых систем, сосредоточенных не только на наказании за нарушения, но и на восстановлении благосостояния общества и отдельной личности.

Для эпохи Возрождения характерны мысли о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья.

Известным философом указанного периода является Н. Макиавелли, идеи которого далеки от гуманистических тенденций этого времени. В его работах вместе с влиянием теологии уходит и этическое содержание понятий «добра» ­– «зла», «пользы» – «вреда». Бывшие некогда абсолютными, названные категории становятся относительными. Главной ценностью является власть, рассматриваемая как независимый политический институт. Поэтому вредом считают любые действия подданных, посягающих на незыблемые основы политической власти. В данном ключе Н. Макиавелли определяет право как средство государя для удержания подданных в повиновении под угрозой наказаний [18, с. 94]. Сохраняется большой предел для произвола властей, что, разумеется, не считается вредом, а оправдывается необходимостью (пользой) для сохранения власти в руках одного правителя.

Эпоха Просвещения ознаменовала переход к новым ценностям: свободе личности, свободе слова, свободе печати, и понятие вреда становится предметом пристального внимания юристов. В произведении «Метафизика нравов» Иммануил Кант отождествлял вред с нарушениями законов и считал, что любое действие, противоречащее долгу, является проступком, нарушающим индивидуальные права человека [8, с. 71].

Общей целью всех существующих законов является концепция «предотвращения вреда», разработанная И. Бентамом [3]. Он являлся утилитаристом, придерживаясь идеи максимального счастья и минимизации страданий, и, в свою очередь, определял вред как зло, снижающее общее благо. Иеремия Бентам высказывал мысли о том, что вред есть минимизация человеческих тягот и максимизация человеческой пользы. По его мнению, источником вреда со стороны государства к личности было вмешательство в частную жизнь граждан, поскольку законодательное искоренение таких пороков, как пьянство и разврат, вели к принижению моральных норм и правил благоразумия.

Британский философ Джон Стюарт Милль стал основоположником так называемого «принципа вреда» или «принципа Милля» [14], в силу которого только лишь нанесение вреда может являться легальным основанием для вмешательства государства в личные дела граждан. В противном случае правительственные ограничения не будут оправданы, т.к. человек обладает полным правом на собственный суверенитет. Данный принцип также подчеркивает, что потребность в безопасном и упорядоченном сосуществовании людей, которое защищает от причинения вреда и обеспечивает достижения блага, обуславливает существование любого государства и правовых структур, т.е. является причиной их существования.

Исследованию сущности вреда и связанного с ним блага посвящены не только работы зарубежных авторов. Данные вопросы интересовали и отечественных мыслителей, и правоведов, таких как Н.С. Малеин , Н.Н. Вопленко и др. Безусловно, фундаментом для их размышлений стали и труды исследователей прошлого. В процессе исследования развития права российского государства становится ясно, что, начиная с момента появления категории вреда и на протяжении всего периода развития, пристальное внимание уделялось защите материальных и духовных аспектов жизни человека.

Становление и развитие институтов гражданской ответственности в XIX-XX вв. способствовало формированию более комплексного понимания категории «вред».

Н.С. Малеин настаивает на том, что вред не следует рассматривать исключительно с позиции причинения материального или морального ущерба [12]. Вред, по мнению исследователя, состоит в более широком нарушении требований закона, что приводит к дисбалансу в жизни общества: в лишении прав и свобод, гарантированных государством, умалении благ и ценностей, ограничении действий индивидов. Другими словами, вред – это, в первую очередь, понятие социальное.

Подход Н.С. Малеина позволяет выдвинуть на первый план социально-правовой аспект, который учитывает не только индивидуальные потери, но и последствия для общества в целом. Это акцентирует внимание на том, как правоприменение и законодательство могут служить инструментами для восстановления справедливости и поддержания социального порядка.

Н.Н. Вопленко рассматривает вред исключительно с позиции повреждения, нарушения целостности и ликвидации объектов [7]. При этом отмечается, что только лишь вред и степень его серьезности проводят разграничение между злоупотреблением правом и действиями, имеющими моральную и этическую оценку. Однако такой узкий взгляд может ограничивать понимание концепции вреда, особенно в контексте историко-правовой эволюции.

Вред следует рассматривать не только как физическое или материальное повреждение, но и как явление, затрагивающее права, свободы и благосостояние индивидов и общества в целом. В частности, в современных подходах к праву растет внимание к моральному и социальному вреду, таким как ущерб, причиненный дискриминацией или нарушением прав человека. Кроме того, во многих случаях действия, которые могут показаться нейтральными с точки зрения права, оказывают социальные или эмоциональные последствия, затрагивающие целостность личности или сообщество. Это подчеркивает необходимость разработки правовых норм, учитывающих не только физический ущерб, но и контекст действий и их влияние на общественные отношения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что понятие вреда претерпело значительные изменения на протяжении веков, отражая множество культурных и философских традиций. От библейского представления о вреде как нарушении божественных заповедей до римского правового закрепления и философских размышлений средневековых мыслителей, таких как Августин и Аквинский, мы видим, как вред постепенно трансформируется из моральной категории в юридическую. Эта последовательная эволюция подчеркивает, что правовые нормы всегда находились в диалоге с моралью, и понимание вреда непременно включает в себя этические аспекты.

Стоит отметить, что изучение концепции вреда также акцентирует внимание на важности баланса между индивидом и обществом. Как показывает анализ, чрезмерная сосредоточенность на общественном благе может угрожать правам и свободам индивидов, а недостаток контроля за действиями власти чреват нарушениями. Это подчеркивает необходимость постоянного переосмысления концепций права и справедливости в условиях современного общества, где механизмы защиты индивидуальных и социальных прав должны адаптироваться к новым вызовам.

Библиография
1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М., 1983. Т. 4. 834 с.
2. Атмурзаева Ф.И. Проблема соотношения добра и зла в истории философии (античность) // Восточно-европейский научный журнал. 2015. Т. 4. № 2. С. 5-6.
3. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М. 1998.
4. Борзова Е.П., Бурдукова И. Культура и политические системы стран Востока: учебник для вузов / Е.П. Борзова, И.И. Бурдукова, А.А. Ковалев. М. 2025. 363 с.
5. Васильев В.А., Лобов Д.В. Августин о добре зле, добродетели // Социально-гуманитарные знания. № 5. 2008. С. 255-265.
6. Вильнова В.А. Познание вреда как явление государственно-правовой действительности: междисциплинарный подход // Вторые международные теоретико-правовые чтения имени профессора Н.А. Пьянова. Иркутск: Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная ассоциация теоретиков государства и права», 2021. С. 16-22.
7. Вопленко Н.Н. Понятие, основные признаки и виды правонарушений // Вестник Волгоградского государственного университета. 2005. Серия 5. С. 6-17.
8. Кант Иммануил. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 5. Метафизика нравов. Ч. 1. Метафизические первоначала учения о праве / пер. Н.В. Мотрошиловой. М., 2014. 1020 с.
9. Кэмпбелл Дж. Мифы для жизни. Спб., 2019. 384 с.
10. Левчук С.В. Современная интерпретация теологической теории образования государства и права с позиции философии современных христианско-демократических идей эволюции государства // История государства и права. № 20. 2013. С. 10-15.
11. Лукоянова Ю.А. Софизм как способ мнимого убеждения / Ю. А. Лукоянова // Студенческие научные исследования. Пенза. 2024. С. 126-132.
12. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственности. М., 1985. 193 с.
13. Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / перевод с латинского Н.А. Федорова. Комментарии Б.М. Никольского. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. 241 с.
14. Милль Д.С. О свободе / Д. Милль. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 128 с.
15. Пилецкий С.Г. Аврелий Августин о мести и возмездии / С. Г. Пилецкий // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 4. С. 109-118.
16. Працко Г.С., Зелинский В.Е. Естественное право и принцип справедливости: вопросы соотношения // Юристъ – правоведъ. 2014. № 5 (66). С. 42-44.
17. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 44-74 / перевод, общая редакция и примечания С.И. Еремеева. Киев, 2003. 337 с.
18. Шпалтаков В.П. Учение Макиавели об управлении государством // Инновационная экономика и общество. № 1 (19). 2018. С. 87-97.
19. Щеглов А.П. Природа зла и ложное знание в древнерусских представлениях // История философии. 2011. № 16. С. 79-90.
References
1. Aristotle. (1983). Nicomachean Ethics. Moscow.
2. Atmurzaeva, F.I. (2015). The Problem of the Relationship between Good and Evil in the History of Philosophy (Antiquity). East European Scientific Journal, 2, 5-6.
3. Bentham, I. (1998). Introduction to the foundation of morality and legislation. Moscow.
4. Borzova, E.P., & Burdukova, I. (2025). Culture and political systems of the countries of the East. Moscow.
5. Vasiliev, V.A., & Lobov, D.V. (2008). Augustine on Good, Evil, Virtue. Social and Humanitarian Knowledge, 5, 255-265.
6. Vilnova, V.A. (2021). Cognition of Harm as a Phenomenon of State and Legal Reality: An Interdisciplinary Approach. The Second International Theoretical and Legal Readings named after Professor N.A. Pyanov. Irkutsk: Interregional public organization «Interregional association of theorists of state and law», 16-22.
7. Voplenko, N.N. (2005). Concept, main features and types of offenses. Bulletin of Volgograd State University, Series 5, 6-17.
8. Kant, Immanuel. (2014). Works in German and Russian. Vol. 5. Metaphysics of morals. Part 1. Metaphysical principles of the doctrine of law. Moscow.
9. Campbell, J. (2019). Myths for life. St. Petersburg.
10. Levchuk, S.V. (2013). Modern interpretation of the theological theory of the formation of state and law from the standpoint of the philosophy of modern Christian democratic ideas of the evolution of the state. History of state and law, 20, 10-15.
11. Lukoyanova, Yu.A. (2024). Sophism as a way of imaginary persuasion. Student scientific research, 126-132. Penza.
12. Malein, N.S. (1985). Offense: concept, causes, responsibility. Moscow.
13. Marcus Tullius Cicero. (2000). On the Limits of Good and Evil. Paradoxes of the Stoics. Moscow.
14. Mill, D.S. (2024). On Freedom. Moscow.
15. Piletsky, S.G. (2013). Aurelius Augustine on revenge and retribution. Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy, 14(4), 109-118.
16. Pratsko, G.S., & Zelinsky, V.E. (2014). Natural Law and the Principle of Justice: Questions of Correlation. Jurist – Pravoved, 5(66), 42-44.
17. Thomas Aquinas. (2003). Summa Theologica. Part I. Questions 44-74. Kyiv.
18. Shpaltakov, V.P. (2018). Machiavelli's Teachings on Government. Innovative Economy and Society, 1(19), 87-97.
19. Shcheglov, A.P. (2011). The nature of evil and false knowledge in ancient Russian representations. History of philosophy, 16, 79-90.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной на рецензирование статье является, как это следует из ее наименования, историко-правовая эволюция концепций о юридическом вреде. Заявленные границы исследования соблюдены ученым.
Методология исследования раскрыта: "В данном исследовании используется междисциплинарный подход, который сочетает элементы правового, исторического и философского анализа. Основное внимание уделяется изучению эволюции концепций о вреде в контексте изменений в общественном сознании и юридической практике на разных исторических этапах. Методология позволяет выявить взаимосвязь между нравственными устоями, культурными традициями и правовыми нормами, а также проследить, каким образом эти факторы влияли на формирование и развитие понятия вреда как в рамках конкретных правовых систем, так и в более широком социальном контексте".
Актуальность избранной автором темы исследования несомненна и обосновывается им достаточно подробно: "Исторически эволюция концепции о вреде началась еще с основ мировоздания, описанных в Библии. Фундаментальными категориями, описывающими нравственное состояние человека и его отношение с окружающим миром, являются понятия «добро» и «зло». Проблема соотношения указанных терминов всегда была, есть и будет одной из самых злободневных в обществе в силу того, что она распространяется на все сферы человеческой жизни [2, с. 5]. Актуальность тематики обусловлена несколькими ключевыми факторами. Во-первых, современное общество сталкивается с множеством сложных моральных и правовых дилемм, и важно понять, как исторически сложившиеся представления о вреде влияют на современные нормы и практики. Эволюция концепций о вреде позволяет выявить устойчивые паттерны и механизмы, оказывающие влияние на правовую систему и общественные отношения. Во-вторых, актуальность темы проявляется в том, что многие современные правовые и этические вопросы, такие как защита окружающей среды, права человека, кибербезопасность и корпоративная ответственность, возникают на фоне размытых границ между добром и злом, где понятие вреда становится центральным. Это создает необходимость адаптации традиционного юридического подхода к новым вызовам современности, что требует глубокого анализа исторического контекста. В-третьих, изучение историко-правовой эволюции концепций о вреде способствует формированию более осознанного и комплексного подхода к разработке правовых норм и механизмов контроля. Это может оказать положительное влияние на правоприменение и социальное благо, что делает исследование этой темы особенно актуальным".
Научная новизна работы проявляется в ряде заключений автора: "Библейская концепция вреда служит основой для понимания и преодоления современных проблем, учит внимательнее относиться к своим поступкам и стремиться к тому, чтобы их совершение приносило пользу. В настоящее время это одно из фундаментальных понятий юридической науки, отражающее негативные последствия, возникающие в результате нарушения прав и законных интересов субъекта права"; "Эти философские размышления демонстрируют, что понимание источника зла и вреда может варьироваться в зависимости от исторического и культурного контекста, что подчеркивает необходимость рассмотрения индивидуальных и коллективных аспектов в правоприменительной практике. Для права эпохи античности в целом характерно представление, что народовластие основывается на человеческой нравственности и соблюдении этических норм, включая честность, порядочность и ответственность. Так, только самодисциплина в отношении собственных пороков позволяла воздерживаться от вреда и достигать блага"; "Эпоха Средневековья характеризуется тесной связью концепции добра и зла с христианской этикой и моралью, которые расширили свои горизонты за рамки наложенных Ветхим Заветом ограничений. Христианство в данный период стремилось к объединению под «своим крылом» людей всех наций и обратилось ко всему человечеству. Это позволило со временем распространить влияние данной конфессии на множество последователей"; "Поляризация мнений о добре и зле, а также о природе человека подчеркивает, как концепции о вреде изменялись и адаптировались в зависимости от социального контекста, что уже на этапе Средневековья сформировало разнообразие правовых систем и подходов к справедливости. Также стоит отметить, что стремление к универсализации христианской этики и объединению всех наций под ее знамением может привести к конфликтам во мнениях и культуре, что вызывает резкую критику в адрес такой односторонней трактовки нравственности" и др. Таким образом, статья вносит определенный вклад в развитие отечественной правовой науки и, безусловно, заслуживает внимания потенциальных читателей.
Научный стиль исследования выдержан автором в полной мере.
Структура работы логична. Во вводной части статьи ученый обосновывает актуальность избранной им темы исследования. В основной части работы автор обзорно рассматривает историко-правовую эволюцию концепций о юридическом вреде. В заключительной части работы содержатся выводы по результатам проведенного исследования.
Содержание статьи соответствует ее наименованию, но не лишено недостатков формального характера.
Так, автор пишет: "С появлением государства, категория вреда начала рассматриваться сквозь призму права и государственного управления, то есть с точки зрения установленных в обществе норм" - первая запятая является лишней.
Ученый отмечает: "Например, А.П. Щеглов, рассматривали зло как недостаток знания и видели в нем вторичное проявление в результате игнорирования идеалов [19, с. 80]" - "Например, А.П. Щеглов рассматривал зло как недостаток знаний и считал его вторичным проявлением, возникающим из-за игнорирования идеалов [19, с. 80]" (стилистические и пунктуационные погрешности).
Таким образом, статья нуждается в дополнительном вычитывании - в ней встречаются пунктуационные и стилистические ошибки.
Нарушена системность изложения материалов работы. Так, следующие положения ("Отличительным признаком категории вреда в древнем Риме является ее окончательное правовое закрепление. Если в древней Греции вред трактуется в значительной степени как нарушение предписываемого добродетельного поведения и как поступок, порицаемый с позиции морали и нравственности, то в древнем Риме, вред – это посягательство на законом установленные ценности, за которое лицо будет привлечено к ответственности.
Как и в древней Греции, в древнем Риме принцип справедливости был отправной точкой для определения правовых и неправовых деяний. М.Т. Цицерон писал: «существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу» [13]") необходимо переместить в первую часть статьи, где говорится об античном праве (т. е. о праве, которое существовало условно до 476 г.). Итоговые выводы о праве античного времени не должны предшествовать частным примерам. То же касается описания древневосточной традиции.
Библиография исследования представлена 19 источниками (монографиями, научными статьями, учебником, комментарием, публицистическими материалами). С формальной и фактической точек зрения этого достаточно. Автору удалось раскрыть тему исследования с необходимой полнотой и глубиной.
Апелляция к оппонентам имеется, как общая, так и частная (Аристотель, А. П. Щеглов, Аврелий Августин, Н.Н. Вопленко и др.). Научная дискуссия ведется автором корректно, положения работы обоснованы в должной степени и проиллюстрированы примерами.
Выводы по результатам проведенного исследования имеются ("Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что понятие вреда претерпело значительные изменения на протяжении веков, отражая множество культурных и философских традиций. От библейского представления о вреде как нарушении божественных заповедей до римского правового закрепления и философских размышлений средневековых мыслителей, таких как Августин и Аквинский, мы видим, как вред постепенно трансформируется из моральной категории в юридическую. Эта последовательная эволюция подчеркивает, что правовые нормы всегда находились в диалоге с моралью, и понимание вреда непременно включает в себя этические аспекты. Стоит отметить, что изучение концепции вреда также акцентирует внимание на важности баланса между индивидом и обществом. Как показывает анализ, чрезмерная сосредоточенность на общественном благе может угрожать правам и свободам индивидов, а недостаток контроля за действиями власти чреват нарушениями. Это подчеркивает необходимость постоянного переосмысления концепций права и справедливости в условиях современного общества, где механизмы защиты индивидуальных и социальных прав должны адаптироваться к новым вызовам"), обладают свойствами достоверности, обоснованности и, несомненно, заслуживают внимания научного сообщества.
Интерес читательской аудитории к представленной на рецензирование статье может быть проявлен прежде всего со стороны специалистов в сфере истории государства и права, теории государства и права, гражданского права при условии ее доработки: устранении ошибок в логике изложения материалов и в оформлении работы.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования. В рецензируемой статье «Историко-правовая эволюция концепций о юридическом вреде» предметом исследования является правовой институт возмещения (компенсации) вреда в его ретроспективе.
Методология исследования. Методологический аппарат составили следующие диалектические приемы и способы научного познания: анализ, абстрагирование, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, синтез, типология, классификация, систематизация и обобщение. Применение современных методов (таких как, теоретико-правовой, историко-правовой, сравнительного правоведения и др.) позволило автору сформировать собственную аргументированную позицию по заявленной проблематике.
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования не вызывает сомнения. История правового регулирования любого вида общественных отношений имеет важное значение в целях не повторять ошибок прошлого. Автор правильно отмечает, что «актуальность тематики обусловлена несколькими ключевыми факторами. Во-первых, современное общество сталкивается с множеством сложных моральных и правовых дилемм, и важно понять, как исторически сложившиеся представления о вреде влияют на современные нормы и практики. Эволюция концепций о вреде позволяет выявить устойчивые паттерны и механизмы, оказывающие влияние на правовую систему и общественные отношения. Во-вторых, многие современные правовые и этические вопросы, касающиеся защиты окружающей среды, права человека, кибербезопасность и корпоративная ответственность, возникают на фоне размытых границ между добром и злом, где понятие вреда становится центральным. Это создает необходимость адаптации традиционного юридического подхода к новым вызовам современности, что требует глубокого анализа исторического контекста. В-третьих, изучение историко-правовой эволюции концепций о вреде способствует формированию более осознанного и комплексного подхода к разработке правовых норм и механизмов контроля. Это может оказать положительное влияние на правоприменение и социальное благо, что делает исследование этой темы особенно важным». Данные обстоятельства обуславливают необходимость доктринальных разработок по данной проблематике в целях совершенствования правового института возмещения (компенсации) вреда.
Научная новизна. Не подвергая сомнению важность проведенных ранее научных исследований, послуживших теоретической базой для данной работы, тем не менее, можно отметить, что в этой статье впервые сформулированы положения, отличающиеся научной новизной: например, «...понятие вреда претерпело значительные изменения на протяжении веков, отражая множество культурных и философских традиций. От библейского представления о вреде как нарушении божественных заповедей до римского правового закрепления и философских размышлений средневековых мыслителей, таких как Августин и Аквинский, мы видим, как вред постепенно трансформируется из моральной категории в юридическую. Эта последовательная эволюция подчеркивает, что правовые нормы всегда находились в диалоге с моралью, и понимание вреда непременно включает в себя этические аспекты.Стоит отметить, что изучение концепции вреда также акцентирует внимание на важности баланса между индивидом и обществом. Как показывает анализ, чрезмерная сосредоточенность на общественном благе может угрожать правам и свободам индивидов, а недостаток контроля за действиями власти чреват нарушениями. Это подчеркивает необходимость постоянного переосмысления концепций права и справедливости в условиях современного общества, где механизмы защиты индивидуальных и социальных прав должны адаптироваться к новым вызовам». В статье содержатся и другие положения, не только отличающиеся научной новизной, но и имеющие практическую значимость, которые можно расценить как вклад в отечественную доктрину.
Стиль, структура, содержание. Тема раскрыта, содержание статьи соответствует ее названию. Однако, на взгляд рецензента, использование словосочетания «юридический вред» некорректно. Соблюдены автором требования по объему материала. Статья написана научным стилем, использована специальная юридическая терминология. Автору следует избегать повторов слов в предложениях, соседних предложениях (замечание незначительное, не умаляет проделанной автором работы). Статья структурирована. Материал изложен последовательно и ясно. Автор не только обозначает существующие проблемы, но и предлагает свои решения, которые заслуживают внимания.
Библиография. Автором использовано достаточное количество доктринальных источников. Ссылки на источники оформлены с соблюдением требований библиографического ГОСТа.
Апелляция к оппонентам. По спорным вопросам заявленной тематики представлена научная дискуссия, обращения к оппонентам корректные. Все заимствования оформлены ссылками на автора и источник опубликования.
Выводы, интерес читательской аудитории. Статья «Историко-правовая эволюция концепций о юридическом вреде» рекомендуется к опубликованию. Статья соответствует тематике журнала «Genesis: исторические исследования». Статья написана на актуальную тему, отличается научной новизной и имеет практическую значимость. Данная статья могла бы представлять интерес для широкой читательской аудитории, прежде всего, специалистов в области философии права, истории права и общей теории права, гражданского права, уголовного права, а также, была бы полезна для преподавателей и обучающихся юридических вузов и факультетов.