Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Litera
Правильная ссылка на статью:

Осмысление творческого наследия Ф. М. Достоевского в произведениях Л. Д. Зиновьевой-Аннибал

Ван Люян

аспирант; Кафедра истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса (Филологический факультет); МГУ

119234, Россия, г. Ленинские Горы, ул. Лебедева, 1

Wang Liuyang

Postgraduate student; Faculty of the Department of the History of Modern Russian Literature and the Modern Literary Process (Faculty of Philology); Moscow State University

Lebedeva str., 1, Leninskie Gory, 119234, Russia

w.liuyang@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2025.1.72608

EDN:

AAUSXM

Дата направления статьи в редакцию:

06-12-2024


Дата публикации:

19-01-2025


Аннотация: Статья посвящена осмыслению философских, эстетических и нравственных идей в последующей литературе на примере творчества Л.Д. Зиновьевой-Аннибал. Особое внимание уделяется теме детства и воспроизведению страданий детей с учетом уникального подхода писателя к изображению трагических конфликтов. В статье анализируются произведения Л. Д. Зиновьевой-Аннибал, у которой детство предстает в необычном, часто противоречивом свете. Отмечено сходство подходов Достоевского и Зиновьевой-Аннибал к изображению детского самосознания, детской жестокости и фантазий. Произведения Л. Д. Зиновьевой-Аннибал, написанные в годы революционных событий 1905–1907 годов, также отмечены влиянием Достоевского, его пониманием способов построения будущего справедливого общества. В связи с этим на первый план выдвинуты вопросы свободы, преодоления индивидуализма, трагические последствия революционного насилия.   В этой работе использованы биографический, интертекстуальный, сравнительный, исторический методы, герменевтический и еще имманентный анализ. В центре оказываются рассказы «Помогите вы!» и «За решётку», в которых обнажены внутренние противоречиями героев, показан раскол личности и утрата самоидентификации, что подтверждается установлением мотива внутреннего конфликта героя, схожего с Раскольниковым, для которого внешнее наказание является лишь отражением разрушения его внутреннего мира. Новизна статьи заключается в том, что воплощение идейного наследия Достоевского в творчестве Л. Д. Зиновьевой-Аннибала изучается комплексно с опорой на анализ образа ребенка и образа «подпольного человека». В результате исследования обнаружено, что принципы поэтики Достоевского лежат в основе интерпретации духовного мира героев произведений Зиновьевой-Аннибал, что, несомненно, возникло в ходе обсуждений с мужем, В.И. Ивановым, идейно-смыслового содержания произведений Достоевского, который для поэта-символиста был знаковой фигурой русской духовной жизни.


Ключевые слова:

Ф. М. Достоевский, образ детства, подпольный человек, Л. Д. Зиновьева-Аннибал, Вяч. Иванов, Русская писательница, Нет, преодоление индивидуализма, Трагический зверинец, Преступление и наказание

Abstract: The article is devoted to the comprehension of philosophical, aesthetic and moral ideas in the subsequent literature on the example of L.D. Zinovieva-Annibal's work. The article analyzes the works of L. D. Zinovieva-Annibal, whose childhood is presented in an unusual, often contradictory light. The similarity of approaches of Dostoevsky and Zinovieva-Annibal to the depiction of children's self-consciousness, children's cruelty and fantasies is noted. The works of Zinovieva-Annibal, written during the revolutionary events of 1905-1907, are also marked by the influence of Dostoevsky, his understanding of the ways of building a future just society. In this connection, the issues of freedom, overcoming individualism, and the tragic consequences of revolutionary violence are brought to the forefront. The stories “ You Help!” and “ Behind Prison bars” are in the center, in which the inner contradictions of the heroes are exposed, the split of personality and loss of self-identification are shown, which is confirmed by the establishment of the motive of the hero's inner conflict, similar to Raskolnikov, for whom the external punishment is only a reflection of the destruction of his inner world. The novelty of the article lies in the fact that the embodiment of Dostoevsky's ideological heritage in the work of Zinovieva-Annibal is studied comprehensively with reliance on the analysis of the image of the child and the image of the “underground man”. As a result of the study it was found that the principles of Dostoevsky's poetics underlie the interpretation of the spiritual world of the heroes of Zinovieva-Annibal's works, which undoubtedly arose in the course of discussions with her husband, V.I. Ivanov, about the ideological and semantic content of Dostoevsky's works, who for the Symbolist poet was an iconic figure of Russian spiritual life.


Keywords:

F. Dostoevsky, image of childhood, underground man, L. D. Zinovieva-Annibal, Vyach. Ivanov, Russian writer, No, overcoming individualism, The Tragic Menagerie, Crime and punishment

Творчество Ф. М. Достоевского питалось русской и зарубежной литературой его предшественников и современников. В то же время оно оказало и продолжает оказывать огромное влияние на всю последующую литературу. Содержание социальной критики Достоевского, его философские, эстетические и нравственные идеи занимают важное место в истории русской и мировой литературы, создавая поле особого эмоционального напряжения, того. что именуют «фантастическим реализмом». Достоевский всегда ставит своих героев в экстремальные ситуации. В таких ситуациях герой, наделенный беспокойным сознанием, вынужден принимать окончательные, роковые решения, которые будут иметь последствия для него самого и окружающих его людей. И последствия этих решений чаще всего разрушительны. Эта структура обнажает философскую и социально-психологическую проблемы буржуазного индивидуализма и нередко тщетность попыток его преодоления. Кроме того, катастрофизм бытия как формы существования ощущался писателем необычайно остро. Его чувствительность к трагическим сторонам жизни, сочувствие к «униженным и оскорбленным» помогли ему запечатлеть противоречивые черты своего времени, ранящие трепетные души, оставляющие тяжелую память о себе.

Конец XIX - начало XX века стали временем трагических испытаний для России. В это время творчество Достоевского приобретает особую актуальность в связи с появлением и пропагандой радикальных способов избавления от зла. Религиозные воззрения Достоевского приобретают особую остроту. Религиозными обновленцами его идеи трактуются различно. В дионисийском ключе рассматривал их Вяч. Иванов: «Достоевский … подобно древнейшим трагикам Греции, остался верен духу Диониса. Он не обольщался оптимистическою мыслию, что добру можно научить доказательствами и что правильное понимание вещей, само собою, делает человека добрым. Он повторял, как обаянный Дионисом: Ищите восторга и исступления, землю целуйте, прозрите и ощутите, что каждый за всех и за все виноват, и радостью такого восторга и постижения спасетесь; истинно, только так исцелитесь» [1. C. 503].

Не менее важны оказываются и открытия писателя в области поэтики текста. Так, Вяч. Иванов анализирует его прозу в плане проявления в ней трагического начала, предлагая использовать термин «роман-трагедия». Он замечает: «Всякая, в том числе античная, трагедия по своему смыслу сближалась с религиозной мистерией» [2. С. 6].

Будучи писательницей символистского литературного кружка, Зиновьева-Аннибал была также женой и музой поэта и теоретика символизма Вяч. Иванова. Вяч. Иванов в статье «Новые маски», явившейся комментарием и предисловием к пьесе «Кольца» Зиновьевой-Аннибал упомянул имя Достоевского: «Нам, воспитавшимся на идеях Достоевского о круговой поруке всего живущего как грешного единым грехом и страдающего единым страданием, на идеях Шопенгауэра о мировой солидарности, — на этих прозрениях в таинство всемирного распятия (по слову Гартмана) и в нравственный закон сострадания как сораспятия вселенского, — трагическая Муза говорит всегда о целом и всеобщем, являет своих героев в аспекте извечной жертвы и осиявает частный образ космического мученичества священным литургическим венцом» [3. C. 27]. С одной стороны, как и большинство авторов и читателей, она находилась под явным влиянием философских и нравственных идей Достоевского и его предшественников в период идейных и духовных потрясений в обществе, а с другой ̶ она и ее муж Иванов суммировали свои индивидуальные творческие и эстетические поиски в совместном жизненном порыве и творчестве. Тема преодоления индивидуализма и обретение смысла жизненной трагедии выражены в произведениях Зиновьевой-Аннибал в разных формах.

Среди персонажей, возникающих на страницах произведений Достоевского, от аристократов до бедняков, есть люди различных характеров. И везде автор стремился выразить «всю неупорядоченность, хаос <…> существования и сложность <…> духовных переживаний» [4, С. 9]. Но особую группу среди них представляют дети, беззащитные и невинные, испытывающие социальный гнет и страдающие от семейного насилия. Почти в каждом произведении писателя есть фигура ребенка. Обычно это ребенок на пороге взросления, уже способный осознать те бедствия, которые грядут…(Неточка в «Неточке Незвановой», 1849; Нелли в «Униженных и оскорблённых», 1861; Аркадий в «Подростке», 1874; Илюша в «Братьях Карамазовых», 1880). Образы детей у Достоевского сложны, многообразны и разноплановы. Но их страдание ̶ почти всегда в центре внимания писателя. И оно вызывает обостренность их восприятия, учит особому поведению. Это. Конечно, связано с выработанной им концепцией страдающего сознания, возникающего из-за ущемленности, приниженности, внутреннего рабства. В «Записках из подполья» прямо написано: «страдание – да ведь это единственная причина сознания» [5. C. 119]. Уже в дебютной повести «Бедные люди» появились слабые, больные и беспомощные дети. В комнате одного из второстепенных героев произведения, чиновника Горшкова всегда «тихо и смирно, словно и не живёт никто. Даже детей не слышно. И не бывает этого, чтобы когда-нибудь порезвились, поиграли дети» [6. C. 24]. Старший сын, девяти лет, умер, потому что не было денег на лечение (бесконечно тянется тяжба его отца в суде). И вот младшая шестилетняя девочка «стоит, прислонившись к гробу, да такая, бедняжка, скучная, задумчивая! ... Кукла какая-то из тряпок на полу возле нее лежит, — не играет; на губах пальчик держит; стоит себе — не пошевелится. Ей хозяйка конфетку дала; взяла, а не ела» [6. C. 50].

Конечно, образы несчастных детей многочисленны в литературе XIX века, но именно «комплекс» идей Достоевского был важен для Зиновьевой-Аннибал. Об этом пишет Е. В. Харитонова: «Существенное влияние на становление концепции детства Л. Д. Зиновьевой-Аннибал оказал опыт изображения ребенка в творчестве Ф.М. Достоевского, чей художественный мир был наиболее близок (в первую очередь, психологической манерой письма) писательнице» [7. C.12]. Возможно, здесь сыграли свою роль и биографические обстоятельства (Зиновьева-Аннибал потеряла первого ребенка в браке с Вяч. Ивановым – дочь Елену). В письме к отцу Зиновьева-Аннибал упоминает о безвременной кончине дочери: «Дорогой мой папочка, очень горько мне говорить тебе тяжелую мою потерю. Моя маленькая, ненаглядная Елена скончалась на 11-й неделе своей жизни от разрыва сердца. Она была здоровенькая и счастливая девочка, и теперь наша семья в глубокой тоске, я же не знаю, что сказать о себе. Я любила это маленькое существо дороже жизни. Надо покориться воле Вышней, и я покоряюсь. Не тоскуй и ты за меня, а помолись, мой дорогой отец» [8, C. 643]. И скорее всего в стихотворении в прозе «Тени сна» изобразила ее уход: «Ребенок на моих руках. Удушье ломит его грудь. Глаза его закруглились. Стеклянный взгляд изумился муке. Ребенок умирает и изумился непонятной муке...» [9. C. 400]. И сразу бросается в глаза разница между художественным воплощением ужаса угасания младенца и информативным «отчетом» в письме.

М. Эпштейн и Е. Юкина обратили внимание на противоречивость детских характеров в творчестве Достоевского: «У Достоевского же дети чисты какою-то особою, неповторимою чистотою, но и жестоки своею нерассуждающей жестокостью…. Ребенок у Достоевского ̶ и традиционный христианский символ святости, и существо демоническое, готовое попрать все христианские святыни. В нем абсолютнее, чем во взрослом, выражены полюса человеческой нравственности – божественное и сатанинское» [10. C. 247]. Это противоречие воспроизводит и Зиновьева-Аннибал. В цикле рассказов «Трагический зверинец» его главная героиня Вера обладает даже более негативными чертами, чем маленькие герои Достоевского. Она лжет, ворует, бунтует и предается эротическим играм. М. В. Михайлова заметила, что у Зиновьевой-Аннибал, ребенок «предстал не невинным Агнцем, не сосудом непорочности и невинности, а существом, буквально сотрясаемым в конвульсиях зла и греха. Но “буйность и бурность” детской души были даны Зиновьевой-Аннибал в сочетании с “глубокой способностью к умилению и чистой радости”» [11]. И по мнению процитированного литературоведа, в цикле «Трагический зверинец» за маской ребенка скрыт автор.

Действительно, в этом произведении писательницы граница между взрослым и детским «я» нечеткая. В репликах Веры мы слышим голос Зиновьевой-Аннибал. Писательница создавала эти рассказы, опираясь на собственную биографию, делая акцент на детской психологии, реакции ребенка на мир. Это ей тоже было подсказано Достоевским, который углубленно исследовал детскую психологию. Изображение детей у Зиновьевой-Аннибала имеет схожие черты.

Ключевые принципы поэтики Достоевского -- акцент на «внутреннем человеке» и использование психологических форм описания -- составляют важную основу для творчества Зиновьевой-Аннибал в изображении внутреннего мира ее героев.

Вера борется с выбором между добром и злом, между любовью и ненавистью, когда грань между ними меркнет и теряет свою меру. В рассказе «Волк» Вера видит, как на волка жестоко охотятся люди, и в муках трагедии пытается понять законы природы, которые ей объясняет Федор: «Все друг друга жрут, это уж так положено <…> И какая есть зверюшка неприметная и тихонькая видом, а кого-нибудь да жрет. Это оттого, что, если не жрать, так с голоду помрешь. Даже и травка и то другую травку душит. Так положено. То же и человек. Только зверь зря жрет, а человеку Богом открыто, какое чисто небо, а какое поганое...» [9, С.68]. В рассказе «Чудовище» Вера принесла из болота несколько лягушачьих яиц и положила их в банку. Но в банке тоже есть «Чудовище», и Вера с точки зрения зрителя становится свидетелем гибели головастиков в мире банки в результате ее потакания хищничеству чудовища. Когда она оказывается в ситуации естественного закона дарвиновского отбора, в её душе начинается борьба, и она погружается в хаос свободы выбора. Головастики день за днём исчезают: «толстели и вырастали мои головастики, но редело непонятно их стадо…И вот в третий раз я его увидела и сначала не поняла. Уже с треть моего мизинца, оно казалось огромным. Плоское, жесткое тело выгнуло звенчатую спину круто вверх, опустило книзу колом свой сильный хвост, и, полощась о тот жесткий хвост, обивался другой хвост, и нежная кисея его раздиралась лохмотьями. Тогда я увидела и голову, и клешни. Жирную, глупую, неуклюжую голову головастики в жестких, сильных, пронзительных клешнях чудовища. И поняла <…> Черное тельце-голова серело, становилось более и более цветом схожее с нежно-серым хвостом, в объеме утончалось, и ободранный хвостик дрожал слабее... перестал дрожать вовсе. Ко дну банки медленно опускалась серая пленка… Уже всего тринадцать оставалось головастиков, и ничего, кроме них и чудовища живого, не оставалось в болотной мути» [9, С.90, 94]. Вера испытывает противоречивые эмоции по отношению к головастикам и чудовищам. Она переживает внутреннюю борьбу: «Я полюбила чудовище. Оно казалось мне в панцирь одетым. И в беззвучной мути болотной воды, где толпились и толкались зря мягкотелые, бестолковые, совершенно беззащитные головастики, оно одно, четкое, сильное стремительное, – властвовало безусловно над жизнями. И питалось, властвуя. И я презирала головастиков. Бегала, впрочем, на реку и к пруду. Подолгу, присев на корточки, заглядывала в воду. Подумывала туда его выплеснуть. Это чтобы не видеть дальше и чтобы хоть тех тринадцать хвостатых лягушат помиловать» [9, C. 94]. Перед Верой встал сложный выбор: «Убить чудовище» или «спасти ручного мягкого лягушонка» [9, C. 96]? Борьба продолжается, Вера «ходила злая, нетерпеливая. Сердце замучилось. Любила и ненавидела чудовище. Нет, ненавидела чудовище. Так и спать пошла, не решившись» [9, C.96]. В конце концов, однажды утром исчезла и единственная оставшаяся лягушка. Чудовище в банке тоже убито Верой. Экология болота в банке у Веры заканчивается, а в природном болоте все продолжается. По мнению М. В. Михайловой, ближе всего к идеям Достоевского у Зиновьевой-Аннибал были мысли о «той последней, невообразимой свободе духа, к которой всегда будет устремлен человек, и о том «великом хаосе свободы», в который ввергается мир, лишенный божеских установлений, и человек, не совладавший с волей и не справившийся со свободой выбора» [12, C. 18].

Но не только исследование феномена детства сближает Зиновьеву-Аннибал с Достоевским. Пиком ее творческой деятельности стали годы Первой русской революции, когда Россия переживала драматические события, которым предшествовал проигрыш в русско-японской войне. Многие воспринимали происходящее как преддверие масштабной катастрофы, ждать которую уже недолго. Вопросы свободы и преодоления индивидуализма оказываются в центре духовных поисков интеллигенции. Интенсивно обсуждаются эти проблемы на «Башне» Вяч. Иванова. В 1906 году Зиновьева-Аннибал написала и опубликовала несколько рассказов на эти острые темы. Готовя ее посмертный сборник, Иванов объединил их под названием «Нет».

Героем рассказа «Помогите вы!» Зиновьева-Аннибал сделала психически больного революционера, который полностью погрузился в свои галлюцинации. Он считает свои фантазии единственной «реальностью». Сначала он воспринимает себя как террориста, совершающего акты возмездия. Вполне возможно, что перед внутренним взором писательницы возникал реальный человек – Иван Каляев, убивший Московского губернатора Сергея Александровича. При убийстве, как известно, никто не пострадал. Но ее герою кажется, что при осуществленном им взрыве погиб не только враг, но пострадали и невинные люди. Вот Его внутренний монолог: «Я был революционером. Бросал бомбы. Убивал виновных и невинных. Над первыми я был судьею. А вторые так себе попались... Это было весело и жутко... до того, что... до тошноты, до приторной тошноты! Как кровь. Как кровь...» [9, C.176]. Известно, что в литературе образы безумцев часто используются, чтобы показать их нормальность по сравнению с ненормальностью установленного общественного порядка. Но Зиновьева-Аннибал действует не так. Ее герой действительно безумен. Но его безумие – следствие перехода границ человечности. У Достоевского герои балансируют на грани. Его подпольный человек, муж Кроткой, Федор Кармазов наслаждаются, мучая других. Они садисты. В Голядкине же зафиксировано раздвоение личности. То же мы можем констатировать и в герое Зиновьевой-Аннибал. Содеяно заставляет его и радоваться, и ужасаться! Именно допустимость насилия приводит героя рассказа к безумию.

Герой рассказа «За решётку» «дублирует» Раскольникова. Перед нами опять террорист-революционер, но уже попавший в тюрьму за свое преступление и ожидающий казни. Однако реальным наказанием для него становится расщепление сознания, разрушение личности. «Я убил. Меня убьют. Да, конечно, конечно. Но это ничего. Совершенно ничего, потому что не в этом дело, а в свободе. <...> Это одно и то же для меня: убив, я умер и воскрес новым, и вот таким... свободным. Сейчас всё разъясню … Свободен я потому, что, во-первых, я ничего не чувствую, даже голода. И когда били – не чувствовал, и даже приятно было, что голову насквозь сверлом сверлило, и без мыслей... и смерти не боюсь, потому что я же сам другого убил. Этого никто не поймет, кроме меня, какое тут упоение – умереть убившему» [9, C.180]. Точно сформулировал это состояние Эткинд: «В центре внимания Достоевского – “внутренний человек”. Даже в “Преступлении и наказании”, где идет речь об убийстве и следствии, главное – не события, не поединок преступника со следователем, а борьба сил в душе героя» [13, C. 217]. И у заключенного в рассказе Зиновьевой-Аннибал происходит разрыв с миром людей: теперь он отделен от них и тюремной решеткой, и тем, что он «убивец». Как видим, писательница для рассказа выбрала название, имеющее символический и метафорический характер.

В маниакальном, сбивчивом монологе героя ощущается растерянность. Ему необходимо доказывать другим правильность своих идей потому, что он сам не уверен в их абсолютной правильности. Он как бы слышит внутренний голос, который обвиняет его, и хочет его опровергнуть. В его памяти всплывают носители других взглядов. И в первую очередь его подруга: «Ты говорила, Маша: “великая Божья любовь, как колокол на башне, зовет сердца. И просветятся все. Тогда и строить будет нечего (всякое же строительство на крови строительствует, это мы с тобой и там ещё, за решеткой, давно поняли и постановили), строить будет уже нечего: все уже на месте, и всё Божие. Однако волею колокола все Божие...” Ты тогда смеялась, ласкаясь ко мне. Но любовь бесплотна, не вмещается в костяную, грудную тюрьму человека. И во мне уже она зрела, моя ненависть. Местью зрела. И вот накалилась местью и стала жадная, ненасытная, огромная как гора, как гора огромная в маленькой человеческой груди, или как вулкан, или как рысь. Как рысь упала с ветки на жертву, намеченную...» [9, C. 181, 182]. Этот диалог между героем и Машей похож на диалог между Раскольниковым и Соней, потому что «в основе их один и тот же конфликт — между верой и неверием, между христианской любовью и призрачной “свободой” горделивого сверхчеловеческого отъединения от мира и его нравственных законов. Связывая идеал свободного человека не с любовью, не с внутренним духовным просветлением человека, не с развитием и преобразованием его доброй воли, но с ненавистью, с бунтом против Творца, с местью за то, что “мир не приятен сердцу человеческому”, герой Л. Д. Зиновьевой-Аннибал очевидно противополагает свою “идею” христианской вере» [14, C. 116]. Насколько мысль об объединении людей под властью Великого колокола христианской общности была важна для Зиновьевой-Аннибал, свидетельствует то, что в конце жизни она работала над драмой под этим названием[1].

Делая своего героя человеком, обеспокоенным мировым устройством, Зиновьева-Аннибал опиралась, конечно, на образ Раскольникова, чьей главной целью является не улучшение собственного положения или положения матери, сестры и других несчастных, а стремление изменить существующий общественный строй. Он мечтает создать новую форму человеческого общежития, но при этом мнит себя сверхчеловеком, устраивает себе проверку, может ли он сравняться с великими мира сего… И другие герои Достоевского размышляют «о необходимости коренного перелома в социальных и нравственных судьбах человечества, об исчерпанности его прежних исторических путей, о необходимости утверждения новых социальных и нравственных норм» [2, C.20]. Но нравственность как раз и страдает там, где возникает призыв к насилию. Вот и герои революций тоже хотят изменить мир, преступая через кровь, хотят быть «делателями» истории. Они идут при этом разными путями: Опалин в повести «Лондон» ищет вдохновения в восточной философии, героиня рассказа «Кошка», имеющего многозначительный подзаголовок «Письмо о неблагополучии мироздания», отказывается от революционных преобразований и жертвует свое имущество нуждающимся. Вера героини в построение нового человеческого общества не зажигает ее сердце революционным огнем. Она понимает ложность социалистических убеждений, грозящих утратой индивидуальности, и то, что невозможно никакими идеологическими подходами решить нравственные проблемы, спасти других от одиночества и страданий. «В лице страдающего сплином скульптора-англичанина» Зиновьева-Аннибал, по словам Вяч. Иванова, изобразила «болезненно-пессимистический уклон правого отрицания к мечте о всемирном расплаве и окаменении» [16, С. 6]. Рассказ «Электричество» рисует как бы молекулярную работу вселенского сочувствия в душе, не приемлющей самостной отчуждённости и непроницаемости душ и вещей. Напомним, что Иванов не принимал внерелигиозного характера революции, ибо для него коллективное сознание народа пронизано религиозностью. И это убеждение разделяла с ним его жена. А о восприятии ею идей Достоевского он высказался абсолютно категорично: «раскрывать идейное содержание» рассказов Л.Д.Зиновьевой-Аннибал «соотечественникам, воспитавшимся на Достоевском, — излишний труд и напрасный», потому что «свои мысли автор сам до конца договаривает с лирическою непосредственностью и являет наглядными в изображениях душевной жизни с пронзительною жизненною убедительностью» [16, С.7].

Библиография
1. Иванов Вяч. Достоевский: трагедия – миф – мистика. // Соб. соч.: в 4 т. Т. 4. Брюссель, 1987. С. 483–588.
2. Фридлендер Г. В борьбе идей. Достоевский и современном литетаруре // Достоевский и мировая литература. Л., 1985. С. 9–91.
3. Иванов Вяч. Новые маски // Соб. соч.: в 4 т. Т. 2. Брюссель, 1974. 852 c.
4. Фридлендер Г. Ф. М. Достоевский и его наследие // Достоевский Ф. М. Соб. соч.: в 15 т. Т. 1. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. С. 5–30.
5. Достоевский Ф. М. Записки из подполья // Соб. соч.: в 30 т. Т. 5. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1973. C. 99–179.
6. Достоевский Ф. М. Бедные люди // Соб. соч.: в 30 т. Т. 1. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1972. C. 13–108.
7. Харитонова Е. В. Феномен детства в прозе Л. Д. Зиновьевой-Аннибал. Диссертация … кандидата филологических наук. Волгоград, 2012. 201 с.
8. Иванов Вячеслав, Зиновьева-Аннибал Л. Д., переписка: 1894–1903. Т. 2. М., 2009. 568 с.
9. Зиновьева-Аннибал Л. Д. Тридцать три урода: роман, рассказы, эссе, пьесы. М., 1999. 495 с.
10. Эпштейн М. Юкина Е. Образы детства // Новый мир 1979. № 12. С. 242–257.
11. Михайлова М. В. Лица и маски русской женской культуры Серебряного века // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Харьков,1998. С.117-132. URL:http://az.lib.ru/p/petrowskaja_n_i/text_0030.shtml?ysclid=lcqs63kcyl470918874 (дата обращения: 10.11.2024).
12. Михайлова М. В. Страсти по Лидии // Зиновьева-Аннибал Л. Д. Тридцать три урода: роман, рассказы, эссе, пьесы. М., 1999. С. 5–24.
13. Эткинд Е. Г. Под микроскопом романа («Преступление и наказание) // «Внутренний человек» и внешняя речь. М., 1998. 448 с.
14. Баркер Е.Н. Дионисийский символ Серебряного века: творчество Л.Д. Зиновьевой-Аннибал: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2001. 238 с.
15. Зиновьева-Аннибал. Л.Д. Драма «Великий Колокол» / предисл. А. Б. Шишкина, подгот. текста Н. А. Яковлевой и А. Б. Шишкина // Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. Вып. 4 / ред.-сост. Е.А. Тахо Годи, А. Б. Шишкин. М., Водолей, 2024. С. 531–571.
16. Иванов Вяч. Предисловие к сборнику «Нет!» //Зиновьева-Аннибал Л. Д. Нет! СПб., 1918. 110 с.
References
1. Ivanov Vyach. (1987) Dostoevsky: tragedy - myth - mysticism. // Collected Works: in 4 vol. Brussels, 4, 483-588.
2. Friedländer G.(1985) In the Struggle of Ideas. Dostoevsky and Modern Literature // Dostoevsky and World Literature. Leningrad: Nauka, 9-91.
3. Ivanov Vyach. (1974) New Masks // Collected Works: in 4 vols. 2. Brussels.
4. Friedländer G. F. M. (1988) Dostoevsky and his legacy // Dostoevsky F. M. Collected Works: in 15 vol. Leningrad: Nauka, 1, 5-30.
5. Dostoevsky F. M. (1973) Notes from Underground // Collected Works: in 30 vol. Leningrad: Nauka, 5, 99-179.
6. Dostoevsky F. M. (1972) Poor Folk // Collected Works: in 30 vol. Т. 1. Leningrad: Nauka, 13-108.
7. Kharitonova E. V. (2012) The phenomenon of childhood in the prose of L. D. Zinovieva-Annibal. Dissertation ... candidate of philological sciences. Volgograd.
8. Ivanov Vyacheslav, Zinovieva-Annibal L. D., (2009) Correspondence: 1894-1903. (2) 2. Moscow: New Literary Review.
9. Zinovieva-Annibal L. D. (1999) Thirty-three Abominations: novel, stories, essays, plays. Moscow: Agraph.
10. Epstein M. Yukina E. (1979) Images of childhood // Novy Mir/ № 12, 242-257.
11. Mikhailova M. V. (1998) Faces and Masks of Russian Women's Culture of the Silver Age // Gender Studies: Feminist Methodology in Social Sciences. Kharkov,117-132. URL:http://az.lib.ru/p/petrowskaja_n_i/text_0030.shtml?ysclid=lcqs63kcyl470918874 (date of reference: 10.11.2024).
12. Mikhailova M. V. (1999) Passion for Lydia // Zinovieva-Annibal L. D. Thirty-three Freaks: novel, stories, essays, plays. Moscow, 5-24.
13. Etkind E. G. (1998) Under the microscope of the novel (“Crime and Punishment”) // “Inner Man” and External Speech, Moscow, 217-237.
14. Barker E.N. (2001) Dionysian symbol of the Silver Age: the work of L.D. Zinovieva-Annibal: Dissertation ... candidate of philological sciences. St. Petersburg.
15. Zinovieva-Annibal L.D. (2024) Drama “The Great Bell” / foreword by A. B. Shishkin, text preparation by N. A. Yakovleva and A. B. Shishkin // Vyacheslav Ivanov. Studies and materials. Vyacheslav Ivanov. 4 / ed.-comp. E.A. Taho Godi, A.B. Shishkin. Moscow: Aquarius, 531-571.
16. Ivanov Vyach. (1918) Preface to the collection “No!” // Zinovieva-Annibal L. D. No! St. Petersburg: Alkonost.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемая статья посвящена осмыслению творческого наследия Ф. М. Достоевского в произведениях Л. Д. Зиновьевой-Аннибал. Актуальность работы определяется интересом исследователей как к творчеству Ф. М. Достоевского, которое, с одной стороны, «питалось русской и зарубежной литературой его предшественников и современников», с другой стороны, «оказало и продолжает оказывать огромное влияние на всю последующую литературу», так и к творческому наследию Лидии Дмитриевны Зиновьевой-Аннибал, одной из наиболее ярких и самобытных фигур в русской литературе 19-20 вв.: «как и большинство авторов и читателей, она находилась под явным влиянием философских и нравственных идей Достоевского и его предшественников в период идейных и духовных потрясений в обществе», но в то же время «она и ее муж Вяч. Иванов суммировали свои индивидуальные творческие и эстетические поиски в совместном жизненном порыве и творчестве».
Теоретической основой научной работы послужили труды таких российских исследователей, как Г. Фридлендер, Е. В. Харитонова, М. Эпштейн, Е. Юкина, М. В. Михайлова, Е. Г. Эткинд, Е. Н Баркер. и др., охватывающие широкий круг вопросов по творчеству Ф. М. Достоевского и Л. Д. Зиновьевой-Аннибал. Библиография насчитывает 16 источников, в том числе 8 литературных, соответствует специфике рассматриваемого предмета, содержательным требованиям и находит отражение на страницах статьи. К сожалению, автор(ы) совершенно не апеллируют к актуальным научным работам, изданным в последние 3 года, что не позволяет судить о реальной степени изученности данной проблемы в современном научном сообществе. Методология исследования продиктована комплексным подходом к изучаемому материалу: применяются общенаучные методы анализа и синтеза, описательный и сравнительно-исторический методы, интерпретативный анализ материала, историко-функциональный и биографический методы, методы контент- и дискурс-анализа.
В ходе проведенного анализа теоретического материала и его практического обоснования автор(ы) раскрывают ключевые принципы поэтики Достоевского (акцент на «внутреннем человеке» и использование психологических форм описания), которые составляют важную основу для творчества Зиновьевой-Аннибал в изображении внутреннего мира ее героев: «Конечно, образы несчастных детей многочисленны в литературе XIX века, но именно «комплекс» идей Достоевского был важен для Зиновьевой-Аннибал», «Делая своего героя человеком, обеспокоенным мировым устройством, Зиновьева-Аннибал опиралась, конечно, на образ Раскольникова, чьей главной целью является не улучшение собственного положения или положения матери, сестры и других несчастных, а стремление изменить существующий общественный строй», «ближе всего к идеям Достоевского у Зиновьевой-Аннибал были мысли о «той последней, невообразимой свободе духа, к которой всегда будет устремлен человек, и о том «великом хаосе свободы», в который ввергается мир, лишенный божеских установлений, и человек, не совладавший с волей и не справившийся со свободой выбора».
Результаты, полученные в ходе работы, имеют теоретическую значимость и практическую ценность: они вносят вклад в изучение творчества Л. Д. Зиновьевой-Аннибал, а также могут применяться в последующих научных изысканиях по заявленной проблематике и в вузовских курсах по теории литературы, стилистике художественной речи, по проблемам русской прозы конца XIX - начала XX века и др.
Содержание работы соответствует названию. Стиль изложения материала отвечает требованиям научного описания и характеризуется оригинальностью, логичностью и доступностью. Статья имеет завершенный вид; она вполне самостоятельна, оригинальна, будет интересна и полезна широкому кругу лиц и может быть рекомендована к публикации в научном журнале «Litera».