Нанкевич А.А., Сухова Е.Е., Грибер Ю.А. —
Влияние тревожности на структуру цветовых ассоциаций
// Litera. – 2024. – № 12.
– С. 180 - 191.
DOI: 10.25136/2409-8698.2024.12.72897
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_72897.html
Читать статью
Аннотация: Объектом настоящего исследования выступает цветовая когниция, под которой понимается система культурно-обусловленных познавательных процессов, объединяющих восприятие цвета, его категоризацию, аффективные маркеры, вербальную и невербальную коммуникацию. Предметом исследования выступает связь между уровнем тревожности и цветовыми ассоциациями с антропологически значимыми концептами. Цель – экспериментальная проверка гипотезы, согласно которой уровень тревожности влияет на стуктуру, плотность и элементы системы цветовых ассоциаций. В эксперименте приняли участие 100 человек (23 мужчины и 77 женщин) в возрасте от 17 до 24 лет (средний возраст 19,71, SD=1,72). Их уровень тревожности был установлен с помощью шкалы проявлений тревоги Тейлор TMAS в адаптации В. Г. Норакидзе. В зависимости от суммарной оценки по шкале проявлений тревоги Тейлор участники были разделены на 3 группы: с низким, средним и высоким уровнями тревожности. Палитра эксперимента включала 9 цветовых образцов системы естественных цветов NCS, которые были разделены на теплые и холодные. Участников просили сопоставить цветовые образцы палитры с 26 антропологически значимыми концептами. Эксперимент показал, что, во-первых, уровень тревожности соотносится с ассоциативной группой предпочтительных цветов: по мере увеличения степени тревожности количество теплых оттенков заметно снижается, а холодных – увеличивается. Во-вторых, во всех трех группах доминировали «красные» и «серые» ассоциации, а различия частотности других выбираемых тонов, за исключением красного, сине-зеленого и желто-зеленого, были достаточно слабыми. В-третьих, ключевым результатом исследования является установление корреляции между выделенностью отдельных хроматических значений в структуре цветовых ассоциаций и степенью тревожности: в группах с более высоким уровнем тревожности зафиксировано сокращение количества связей и рост доминирования отдельных ассоциаций. Полученные данные имеют важное значение для понимания связи между уровнем тревожности и цветовой когницией, прежде всего это касается цветовой репрезентации собственного состояния и настроения человека. Изучение связи между уровнем тревожности и цветовой когницией может быть продолжено в отношении других хроматических характеристик и исследования кросс-культурной и социокультурной специфики.
Abstract: The subject of the study is the relationship between the level of anxiety and color associations with anthropologically significant concepts. The goal is an experimental test of the hypothesis that anxiety affects the structure, density and components of the color association system. The experiment involved 100 people (23 men and 77 women) aged 17 to 24 years (mean age 19.71, SD = 1.72). Their anxiety level was established using the Taylor Manifest Anxiety Scale (TMAS) as adapted by V. G. Norakidze. Depending on the total score on the Taylor Manifest Anxiety Scale, we formed 3 groups for participants with low, medium and high anxiety levels. The palette of the experiment included 9 color samples of the NCS natural color system, which were divided into "warm" and "cold". The participants compared the color samples of the palette with 26 anthropologically significant concepts. First, the experiment showed that the anxiety level related to the associative group of preferred colors: as the anxiety level increased, the number of "warm" colors significantly decreased, and "cold" ones increased. Second, in all three groups, "red" and "gray" associations dominated, the differences in the frequency of other selected hues, with the exception of red, blue-green and yellow-green, were quite weak. Third, a correlation between salient individual chromatic characteristics in the color association structure and the anxiety level was revealed: in groups with a higher anxiety level, we found a reduction in the number of connections and an increase in the dominance of individual associations. This study clarifies the relationship between the anxiety level and color cognition, primarily it concerns the color representation of a person’s own state and mood. The research can be continued through the study of other chromatic characteristics, cross-cultural and sociocultural specifics.
Нанкевич А.А. —
Экологическая мотивация культурфилософского осмысления категоризации цвета
// Философия и культура. – 2024. – № 8.
– С. 182 - 190.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.8.71226
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_71226.html
Читать статью
Аннотация: В статье в качестве предмета исследования рассматриваются концептуальные представления о категоризации цвета как культурной практике. Категоризация цвета представляет собой процесс разграничения цветового континуума на дискретные группы оттенков (категории цвета) и их закрепления в сознании субъекта посредством знаковой системы культуры. В современных исследованиях цвета данный процесс переосмысливается с точки зрения экоцентризма – мировоззренческой позиции, которая определяет человека как часть природы и ставит его наряду с другими живыми организмами. В этой связи становится значимым поиск экологической мотивации не только в самом человеке, в устройстве его организма, но и в его деятельности, главным продуктом которой выступает культура. Следовательно, цель настоящего исследования состояла в анализе концептуальных представлений о категоризации цвета с позиции экоцентризма. Систематизация обозначенных концептуальных представлений позволила определить три ключевых направления, в которых просматривается влияние экологической мотивации: (1) натуроцентрическое, (2) телесно ориентированное и (3) социокультурное. Перечисленные направления базируются на таких понятиях, как «окружающая среда», «телесность» и «социальность» соответственно. Выступая основными факторами, которые предопределяют содержание и структуру категорий цвета, окружающая среда, тело человека и культура в различной степени формируют основной вектор категоризации цвета. Окружающая среда состоит из набора предметов, обладающих хроматическими характеристиками. Они представляют собой материал для категоризации цвета, а их конфигурация задает примеры цветовых сочетаний. Физиологические и биологические особенности тела человека детерминируют процесс восприятия цвета и его когнитивную обработку, в результате которой образуются категории цвета как классы оттенков. По мере включения категорий цвета в деятельность человека формируется их культурная семантика, реализуемая в виде культурных смыслов и коннотаций.
Abstract: The article considers conceptual ideas of color categorization as a cultural practice. Color categorization is the process of dividing the color continuum into discrete color groups (color categories) and fixing them in the human mind through the cutural sign system. In modern color studies, this process is viewed from the ecocentric perspective. According to ecocentrism, humans and other living being are equal parts of nature, and they should coexist in harmony and peace. In this regard, it becomes important to search for ecological motivation not only in the human body, but also in human activity, especially in cultural practices. Therefore, the purpose of this study was to analyze conceptual ideas of color categorization from the ecocentric perspective. The systematization of the indicated conceptual ideas allowed us to identify three key directions based on ecological motivation: (1) nature-centered, (2) body-oriented and (3) socio-cultural. The mentioned directions are formed on the basis of such concepts as "environment", "corporeality" and "sociality", respectively. Acting as the main factors that determine the content and structure of color categories, environment, human body and culture form the main vector of color categorization. The environment comprises a set of objects with chromatic characteristics. They are the material for color categorization, and their configuration sets examples of color combinations. The physiological and biological features of the human body determine the process of color perception and its cognitive processing resulting into color categories. As the color categories become a part of human activity, their cultural semantics is created in the form of cultural meanings and connotations.