Новикова В.Г. —
Жанр «биографии сквозь призму быта» в современной английской литературе (на материале произведений Люси Уорсли)
// Litera. – 2024. – № 12.
– С. 124 - 134.
DOI: 10.25136/2409-8698.2024.12.72823
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_72823.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является жанровая специфика документально-художественных биографий, включающих в себя материалы исследований повседневности изображенной эпохи. Материалом исследования стали книги английского автора Люси Уорсли «Английский дом. Интимная история», «Чисто британское убийство. Удивительная история национальной одержимости», «В гостях у Джейн Остин», изданные в 2010-х годах. Эти произведения исследуются с точки зрения воплощения в них традиционных доминант жанра литературных биографий и особенностей формирующегося варианта, который получил здесь название "биография сквозь призму быта". Исследование актуально в силу отнесенности к одному из важнейших направлений в современном междисциплинарном знании – исследованию категории «повседневность». Кроме того, здесь рассматривается отражение в анализируемых произведениях постмодернистского сознания. Используются биографический, сравнительно-исторический, а также когнитивный методы анализа для уяснения специфики данной жанровой трансформации. Новизна заключается в том, что впервые исследуются произведения английской писательницы Люси Уорсли, вводится предположительное название новой жанровой формы. Основные выводы исследования заключаются в положении о том, что в творчестве Люси Уорсли, профессионального историка, автора публицистики, документально-художественной прозы, создателя циклов телевизионных передач о быте, нравах, обычаях англичан, живших в различные исторические периоды, формируется особая жанровая модель биографии. Ее название подсказано удачным подзаголовком издателя: «биография сквозь призму быта». Традиционная биография основана на документах, строится как жизнеописание, бытовые детали включаются в нее с целью создания «эффекта реальности». Новая форма насыщена детализацией, нанизанными в смысловые ряды подробностями, которые в совокупности призваны показать историческую реальность и доказать читателю ее подлинность.
Abstract: The subject of the research is the genre specifics of documentary and artistic biographies, which include materials from everyday life studies of the depicted era. The research material was books by an L. Worsley “Jane Austen at home”, “If walls could talk”, “A Very British Murder” published in the 2010s. These works are examined from the point of view of the embodiment in them of the traditional dominant genre of literary biographies and the features of the emerging variant. Biographical, comparative historical, and cognitive analysis methods are used to clarify the specifics of this genre transformation. The research is relevant because it belongs to one of the most important areas in modern interdisciplinary knowledge – the study of the category "everyday life". The novelty lies in the fact that for the first time the works of the English writer Lucy Worsley are being studied, and the proposed name of a new genre form is introduced. The main conclusion of the study is the detection of a special genre form of biography in the work of Lucy Worsley, a professional historian, author of journalism, nonfiction, creator of television series about the everyday life, and customs of the British who lived in various historical periods. Its name is suggested by the publisher's successful subtitle: "biography through the prism of everyday life." The traditional biography is based on documents, it is built as a biography, it includes everyday details in order to create a "reality effect". The new form is full of detail, strung together in semantic series of details, which together are designed to show historical reality and prove its authenticity to the reader.