Сафронова Е.М. —
Петербургский период творчества П.К. Ваулина (1906-1914)
// Человек и культура. – 2021. – № 2.
– С. 1 - 11.
DOI: 10.25136/2409-8744.2021.2.35221
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_35221.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются стилистические особенности и средства художественной выразительности архитектурной майолики Петра Кузьмича Ваулина. Объектом исследования является архитектурная керамика Ваулина в решении фасадов зданий Санкт-Петербурга начала XX века.
В работе был использован системный подход, позволяющий исследовать взаимосвязи исторических фактов с культурными особенностями изучаемого исторического периода. Метод композиционно-художественного анализа, сравнительно-описательный метод и метод образно-стилистического анализа были применены для рассмотрения средств художественной выразительности архитектурной керамики, композиционного взаимодействия материалов и пространства, изучения стилеобразующих и формообразующих особенностей керамики.
Автор подробно рассматривает петербургский период художника-керамиста, открытие собственной художественной мастерской и активное участие в формировании декоративного облика Петербурга в начале XX века. Особенное внимание уделяется рассмотрению наиболее значимых работ мастера для архитектурного убранства города. Акцентируется внимание на его работах для Дома страхового общества «Россия», который служит блестящим примером гармоничного соединения майолики и архитектуры.
В результате исследования автор заключает, что архитектурная керамика мастера во многом определила майоликовое убранство Петербурга – композиционные, фактурные, цветовые, образно-стилистические и пластические особенности керамических произведений позволили П.К. Ваулину влиять на эстетическое преобразование окружающей среды. Научная новизна исследования заключается в утверждении положения, что керамическая мастерская Ваулина являлась одним из ведущих производителей художественной майолики рассматриваемого периода времени. А также утверждается тезис, согласно которому мастерской «Гельдвейн – Ваулин», удалось гармонично соединить наследие лучших традиций прошлого со смелостью и неоднозначностью нового стиля модерн.
Abstract: The subject of this research is the stylistic peculiarities and means of artistic expression of the architectural majolica by Peter Kuzmich Vaulin. The object of this research is the architectural ceramics of Vaulin in facades of the buildings of St. Petersburg in the early XX century. The application of inclusive approach allows tracing correlations between the historical facts and the cultural characteristics of this period. The compositional-artistic analysis, comparative-descriptive method, and imagery-stylistic analysis were used for consideration of the means of artistic expression of architectural ceramics, compositional interaction of the materials and space, and examination of the style and formative peculiarities of ceramics. Detailed analysis is conducted on the Saint Petersburg period of the ceramist P. K. Vaulin, opening of his own ceramic workshop, and active participation in the development of decorative image of St. Petersburg in the early XX century. Special attention is given to the most remarkable works of the master for architectural decoration of the city. Emphasis is placed on his works for the Insurance Company Building “Russia”, which is brilliant example of the harmonious synthesis of majolica and architecture. The conclusion is made that the architectural ceramics of the master made in many ways determined the majolica decoration of St. Petersburg – compositional, textured, color, imagery-stylistic, and plastic peculiarities of the ceramic works of P. K. Vaulin contributed to aesthetic transformation of the environment. The scientific novelty of consists in the thesis that the ceramic workshop of P. K. Vaulin was one of the leading manufacturers of artistic majolica of the indicated period. It is also proven that the Heldwein-Vaulin workshop was able to organically synthesize the heritage of the best traditions of the past with the courage and ambiguity of the Art Nouveau.