Гаврилова Н.В. —
Тенденции в интерпретации пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» в современном театре
// Litera. – 2020. – № 10.
– С. 28 - 36.
DOI: 10.25136/2409-8698.2020.10.33890
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_33890.html
Читать статью
Аннотация: Cтатья посвящена анализу тенденций в интерпретации пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» в современном театре. Предметом исследования являются четыре театральных постановки пьесы на отечественной сцене: «Дядя Ваня» Римаса Туминаса в Театре им. Евгения Вахтангова (2009), «Дядя Ваня» Андрея Щербана в Александринском театре (2009), «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского в Театре им. Моссовета (2009) и «Дядя Ваня» Стефана Брауншвейга в Театре Наций (2019). Данные постановки отражают как извечные вопросы бытия, поднимаемые пьесой А. П. Чехова, так и актуальные изменения, происходящие с восприятием пьесы в современном мире. Исследование данных постановок и их анализ в контексте чеховской пьесы и современных реалий жизни по сравнению с XIX веком ранее никогда не становились самостоятельным объектом изучения, поэтому научная новизна данной работы заключается в осмыслении значения пьесы «Дядя Ваня», написанной в конце XIX века, для XXI века и определении актуальных для современного человека проблем и вопросов, поднимаемых в пьесе.
С помощью смыслообразующих тем пьесы режиссеры говорят о вымирании доброты, о природном и человеческом вырождении, о человеческой разобщенности и непонимании. Актуализация данных вопросов отражает их сегодняшнюю злободневность. Тем самым пьеса «Дядя Ваня» свидетельствует о своей своевременности и непреходящей жизненности для XXI века.
Abstract: This article is dedicated to the analysis of trends in interpretation of A. P. Chekhov's play “Uncle Vanya” in modern theater. The subject of this research is the four theatrical productions of the play on the national stage: by Rimas Tuminas in Vakhtangov Theatre (2009), by Andrei Serban in Alexandrinsky Theater (2009), by Andrei Konchalovsky in Mossovet State Academic Theatre (2009) by Stéphane Braunschweig in the State Theatre of Nations (2019). These productions reflect the eternal existential questions raised in A. P. Chekhov’s play, as well as the relevant transformations in modern perception of the play. Examination of the aforementioned productions, as well as their analysis in the context of Chekhov's play and modern life realities in comparison with such in the XIX century, has not previously become a separate object of research. The scientific novelty consists in comprehension of the message delivered by play written in the late XIX century for the XXI century, as well as in determination of problems relevant to a contemporary person that are raised in the play. Using the meaning-making topics of the play, stage directors imply death of kindness, deterioration of nature and human, human disunity and misunderstanding. Therefore, the play “Uncle Vanya” indicates its timeliness and everlasting lifelikeness for the XXI century.
Гаврилова Н.В. —
Эссе Д. Фридмана или о пьесах А. П. Чехова в современном театре
// Litera. – 2018. – № 3.
– С. 85 - 94.
DOI: 10.25136/2409-8698.2018.3.27047
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_27047.html
Читать статью
Аннотация: В предлагаемой статье рассматривает вопрос о современном состоянии чеховских пьес в театральных постановках в связи с провокационным эссе английского театрального критика Джона Фридмана.
Целью исследования является изучение проблемы современного состояния чеховских пьес в современном театре и опровержение суждений, предложенных Д. Фридманом, о необходимости прекращения чеховских постановок в связи с утратой оригинального смысла пьес.
В ходе работы рассмотрены основные положения английского критика, касающиеся драматургии А. П. Чехова и места русского драматурга в современном театре и мировой литературе, а также разобрана полемика, возникшая в «Чеховском вестнике» в ответ на эссе среди литературоведов, театральных критиков, режиссеров и студентов. В основу нашего исследования положены такие литературоведческие методы, как: сравнительный, аналитический, критический, типологический, историко-функциональный. Неоднозначность интерпретаций чеховских пьес давно волнует чеховедов, и новизна проведенного нами исследования заключается в том, что данная работа способствует расширению взглядов на эту проблему и вносит свой вклад в изучение сегодняшнего отношения к пьесам Чехова и смыслового наполнения его драматургии. К тому же, точка зрения английского критика и полемика специалистов по творчеству Чехова не становились ранее самостоятельными объектами изучения.
В результате работы предложен вывод о неугасающем интересе к чеховским пьесам, глубина которых подталкивает режиссеров постоянно переосмысливать их. Тем самым развитие современного театра невозможно представить без пьес Чехова.
Abstract: The proposed article examines the current state of Chekhov's plays in theatrical productions in connection with a provocative essay by the English theater critic John Friedman. The aim of the study is to study the problem of the current state of Chekhov's plays in the modern theater and to refute the judgments proposed by D. Friedman about the need to stop Chekhov's productions due to the loss of the original meaning of the plays. In the course of the work, the main provisions of the English critic concerning the playwriting of A.P. Chekhov and the place of the Russian playwright in the modern theater and world literature are examined, and the controversy that arose in Chekhovsky Vestnik in response to an essay among literary critics, theater critics, directors and students. The basis of our research is based on such literary methods as: comparative, analytical, critical, typological, historical and functional. The ambiguity of interpretations of Chekhov's plays has long been a concern for Chekhovs, and the novelty of our research is that this work contributes to the broadening of views on this problem and contributes to the study of today's attitude to Chekhov's plays and the semantic content of his drama. In addition, the point of view of the English critic and the controversy of Chekhov's experts on the work did not previously become independent objects of study. As a result of the work, a conclusion was proposed on the undying interest in Chekhov's plays, the depth of which pushes the directors to constantly rethink them. Thus, the development of modern theater can not be imagined without Chekhov's plays.