Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Тотемические представления в генеалогических преданиях якутов: образы и сюжеты локальных сообществ (на материалах документально подтвержденных родословных)

Винокуров Александр Данилович

ORCID: 0000-0001-8925-8750

Младший научный сотрудник, ИГИиПМНС СО РАН

677000, Россия, республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петровского, 1, оф. 410

Vinokurov Aleksandr Danilovich

Junior research fellow at IHRISN SB RAS

677000, Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Petrovsky str., 1, office 410

ad.vinokurov@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2024.6.72834

EDN:

YQOMKP

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-2024


Дата публикации:

25-12-2024


Аннотация: Предметом исследования является изучение тотемических представлений в генеалогических преданиях якутов. Цель: представить комплексное описание тотемических представлений в историко-генеалогическом аспекте, включающем изучение особенностей тотемических воззрений, определение взаимосвязи родоплеменной структуры и тотемизма у якутов. Задачи: 1) изучение происхождения и развития тотемических культов животных у родоплеменных групп якутов; 2) определение совокупности образов и классификация тотемических родоплеменных названий; 3) выявить и систематизировать источники по генеалогии якутов и проанализировать влияние степени сохранности источников на генеалогические исследования. Источниковая база исследования представлена широким кругом опубликованных и неопубликованных документов. Среди опубликованных источников представляют интерес выпуски журнала «Якутский архив» (1960-по н.в.), например Г.П. Башариным была опубликована статья по истории Западной Якутии на материалах ясачной комиссии 1768 г. с указанием родоплеменного состава и списком дохристианских имен. Неопубликованные материалы выявлены в Национальном архиве Республики Саха (Якутия).  Методологическую основу исследования составили исходные принципы исторической науки – принцип историзма и принцип объективности. В качестве основных методов исследования были использованы как исторические (историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, источниковедческий анализ, антропонимический анализ), так и общенаучные (анализ, синтез, абстрагирование, аналогии, дедукция). Новизна исследования заключается в том, что на основе привлечения обширного круга источников и фольклорных материалов предпринята попытка изучения тотемических представлений в генеалогических преданиях якутов. Главным результатом исследования является список якутских родов по модели «племя-отцовский род-малый род». Систематизированы и классифицированы тотемы в рамках вышеуказанной модели. По итогам работы созданы и зарегистрирована в ФИПС базы данных по родам Якутского, Вилюйского и Олекминского округов. По итогам работы сделан вывод о необходимости дальнейших исследований в связи с наличием большого количества неопубликованных документов. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания исторических дисциплин, разработке учебных пособий, проведении отдельных и обобщающих исследований по истории Якутии.


Ключевые слова:

архивные документы, база данных, генеалогия, зооморфы, культ, предки, роды, тотемы, фольклор, якуты

Abstract: The subject of the research is the study of totemic representations in the Yakut genealogical traditions. Purpose: to present a comprehensive description of totemic representations in the historical and genealogical aspect, including the study of the features of totemic beliefs, the definition of the relationship of tribal structure and totemism among the Yakuts. The research's source base is represented by a wide range of published and unpublished documents. Unpublished materials have been identified in the National Archives of the Republic of Sakha (Yakutia). The methodological basis of the research was formed by the basic principles of historical science - the principle of historicism and the principle of objectivity. The main research methods used were both historical (historical-comparative, historical-typological, historical-systemic, source analysis, anthroponymic analysis) and general scientific (analysis, synthesis, abstraction, analogies, deduction). The novelty of the research lies in the fact that, based on the involvement of a wide range of sources and folklore materials, an attempt has been made to study totemic representations in the Yakut genealogical traditions. The main result of the study is a list of Yakut clans based on the "tribe-paternal clan-minor clan" model. Totems are systematized and classified within the framework of the above model. As a result of the work, databases on the genera of the Yakut, Vilyuysky and Olekminsky districts were created and registered in the FIPS. Based on the results of the work, it was concluded that further research is necessary due to the presence of a large number of unpublished documents. The research materials can be used in the process of teaching historical subjects, developing textbooks, conducting individual and generalizing research on the history of Yakutia.


Keywords:

archival documents, database, genealogy, zoomorphs, cult, ancestors, clans, totems, folklore, yakuts

Бескрайние просторы Якутии несмотря на суровые природно-климатические условия осваивались людьми разных культур с незапамятных времен. Борьба с холодом и обмен удачными практиками выживания в экстремальных условиях Севера стали основой преемственности культурных традиций и духовных представлений.

Якуты, привнеся скотоводство и коневодство в суровые условия Севера, через взаимодействие с местными северными народами обогатили свою культуру космологическими представлениями, бытовыми практиками, а также навыками охоты и рыболовства, тем самым полностью адаптировавшись и интегрировавшись в окружающую среду. Наибольшие изменения в духовной культуре вчерашних кочевников претерпели аспекты взаимодействия человека и животных. Освоение новой среды обитания отразилось в проявлениях тотемизма и исторической антропонимики, что свидетельствует о глубоком влиянии изменившихся условий жизни на культурное развитие якутского народа.

При рассмотрении тотемистических воззрений якутов необходимо учитывать сложный этногенез, происходивший на стыке степной скотоводческой, таежно-тундровой оленеводческой и промыслово-охотничьей культур. В то же время необходимо критически отнестись к сведениям о тотемизме среди якутов, записанных исследователями в XVIII-XIX-ые вв. Например, при проверке сведений о роде «Тииҥ» (Беличий род) из легенды «Ала ууhа Атамай» [3, с.12-13], оказалось, что такого рода среди наслегов Атамайского происхождения (в том числе – Оюн-усовском) в Намском улусе не существует [9].

В рамках работы над темой исследования был сделан основной акцент на изучении обширного комплекса опубликованных [13] и неопубликованных архивных документов из фондов Национального архива РС(Я) [10, 11, 12] и рукописного отдела ИГИиПМНС СО РАН [14] по родовому и племенному составу. Большое значение для изучения тотемизма и родового состава имели труды Б.О. Долгих [7], Н.А. Алексеева [1], Ф.Г. Сафронова [15, 16], Г.П. Башарина [4], М.С. Иванова-Багдарыын Сюлбя [8], В.В. Ушницкого [17] и др.

Якутские генеалогические предания содержащие тотемические представления можно разделить на следующие сюжетные группы: 1) зооморф – спаситель (сюжеты разовой помощи); 2) зооморф – физический облик того или иного бога/божества; 3) зооморф – покровитель и защитник 4) зооморф – мифический предок. К сожалению, материалы о тотемах весьма отрывочны, и трудно определить, к какому якутскому племени или роду эти тотемы относились. В то же время один и тот же рассказ о предках того или иного улуса/рода, в соседнем улусе может быть рассказан по-иному [2, c.34].

В результате исследования установлено, что у якутов были общие, групповые и индивидуальные тотемы (см.табл.1):

Таблица 1.

Наименование тотема

Племя

Род

Примечание

Птицы

1.

Орел

Хангаласцы (Западно- и Восточно-Кангаласские, Сунтарский, Нюрбинский улусы, оймяконские, янские и колымские хангаласцы),

Все роды

Кроме 2-го Мальжегарского, Орсютского наслегов Западно-Кангаласского улуса и Нахарцев Восточно-Кангаласского улуса.

Батулинцы (Батулинцы, Сыланцы, Жехсогонцы, Хоптогинцы, Игидэйцы, Баягантайцы, Бахсынцы),

Все роды

-

Батурусцы

Все роды

-

Борогонцы и Дюпсинцы

Все роды

-

Юсальцы и Байдунцы.

Все роды

-

2.

Лебедь

Намцы

Все роды

-

Нахарцы

Не все

Кроме сунтарских и ленских нахарцев

Болугурцы

Все роды

-

Оймяконо-Борогонцы

Все роды

-

3.

Ястреб

Мэйикцы,

Все роды

-

Эгинцы

Все роды

-

4.

Ворон

Хоринские роды

Все роды

-

5.

Стерх

Орсютцы (в том числе, Чемаикинский наслег)

Все роды

-

6.

Чайка

Туматы

Все роды

-

Животные

7.

Жеребец

Мегинцы

Все роды

-

Байдынцы

Все роды

-

Юсальцы

Все роды

-

8.

Медведь

Урюнгейцы

Все роды

-

9.

Волк

Бетюнцы

Все роды

-

2-й Мальжегарский наслег Западно-Кангаласского улуса

Все роды

-

10.

Собака

Ыиласцы Верхневилюйского улуса

Все роды

-

Ноготцы Усть-Янского улуса

Все роды

-

Перечисленные выше зоонимы не просто являлись повседневными реалиями жизни якутов в суровых условиях Севера. Неудивительно, что наиболее распространенными и почитаемыми тотемными животными были птицы, считавшиеся физическим воплощением и проводниками небесных богов. Среди животных представлены как дикие, так и домашние.

В тотемических и зоолатрических представлениях большинства якутских родов центральное место занимает орел. Вторым по значимости тотемом является лебедь, считавшийся сверхъестественной птицей, прародительницей и заступницей людей. Среди намских родов, а также болугурцев и нахарцев сохраняются рудименты табуирования охоты на лебедя. C культом предка ворона связывают хоринские роды у якутов. Часть исследователей предполагает, что хоринцы монгольского происхождения, как и хори-буряты, в то же время можно предположить возможную связь между «Хоро» и курак (на чуваш.яз. – ворон).

Жизнь древнего якута невозможно представить без диких и домашних животных, игравших исключительно важную роль в повседневной жизни. Сосуществование в аласной экосистеме человека и животного является основополагающей формой бытия. Лошадь в качестве тотема была распространена среди мегинцев, юсальцев и байдунцев [1, c.36]. Она олицетворяла собой дитя бога коневодства Джесегей-айыы и была посредником между человеком и природой. Фигура волка как покровителя нашла отражение в тотемических представлениях воинственных бетюнских родов Якутии.

В то же время стоит отметить, что тотемические представления из вышеприведенной таблицы идут в разрез с легендарной родословной из цикла преданий об Элляе и Омогое. Хангаласцы и мегинцы будучи потомками Эллэй-Боотура поклонялись разным тотемам. Возможно, данный факт указывает на отсутствие строгой регламентации поклонения к определенному тотему. Например, для хангаласцев общим тотемом является орел, а для уроженцев 2-го Мальжегарского наслега групповым тотемом является волк, в то же время у жителя этого улуса мог быть личный тотем «таҥара». Стоит отметить, что появление группового или личного тотема у лиц, проживавших на одной территории, возможно отражал регламентирующее поведение у жителей в отношении промысловой охоты и употребления в пищу тотемного животного. Одно и то же животное не могло быть групповым тотемом у близкородственных племен. Например, представители соседнего 3-го Мальжегарского наслега не признавали в качестве тотема волка, и старались при любом удобном случае истреблять их как опасное для хозяйства животное.

Наряду с этим выявлена практика смены исторического тотема на новый, связанный с новой средой обитания. В качестве примера можно привести бетюнцев Якутии. Бетюнцы Центральной Якутии и Вилюйского улуса продолжают считать своим тотемом волка, однако оленеводы-бетюнцы (чордунцы) Жиганского и Оленекского улусов, оз. Ессей стали почитать орла [6, c.198]. Возможно, данный факт объясняется тем, что чордунцы вступали в брачные союзы с представителями батулинских родов.

У якутов в широком обиходе практически не употреблялись унифицированные тамговые знаки как у других тюрко-монгольских народов. На сегодняшний день сохранилась единственная иллюстрация возможного тамгового знака – символ орла из пальмы-батыя, найденной на территории Хангаласского улуса. Данный руноподный знак орла встречается у родов Каҥлы (Канглы) среди башкир и крымских татар (см.табл.2).

Таблица 2.

Хангаласский знак орла

Тамга башкирского рода «Канглы»

Тамга крымско-татарского рода «Канлы»

(Знак с батыя Мазары Бозекова)

В рамках исследования выявлено 46 зооморфных наименований родов и наслегов (см.табл.3) у якутов всех пяти округов (Верхоянский, Вилюйский, Колымский, Олекминский, Якутский): 17 родов и наслегов были названы по названию птиц, в большей части промысловых, 11 относятся к диким животным, 9 к домашним, 5 к насекомым, 3 к земноводным и пресмыкающимся и 1 к грызунам.

Таблица 3.

Название рода/наслега

Наслег

Улус

Примечание

Дикие животные

1.

Арбагастахский

Оргетский

Верхневилюйский

Медведь

2.

Бертинский

1-й Кангаласский

Мархинский

Волк

3.

Бэдэр

3-й Байдунский

Верхоянский

Рысь

4.

Кобахъ-батыр

1-й Юсальский

Верхоянский

Заяц

5.

Кырынас

2-й Меитский

Олекминский

Горностай

6.

Сасыл

1-й Мельжахсинский

Мегинский

Лиса

7.

Сасыл

Сасыльский

Баягантайский

Лиса

8.

Сасылыканский

Сасылыканский

Борогонский

Лиса

9.

Сасыльский

2-й Бордонский

Хочинский

Лиса

10.

Туртаский

Нахарский

Хочинский

Косуля

11.

Эсятский

Эсятский

Баягантайский

Медведь

Домашние животные

12.

Аттахский

Теинский

Средневилюйский

Лошадь

13.

Келентей

1-й Быжигажинский

Намский

Слабый рабочий скот

14.

Торбос

Хоринский

Борогонский

Теленок

15.

Торбохский

Одейский

Мархинский

Теленок

16.

Торбохский

Хорулинский

Мархинский

Теленок

17.

Торбохский наслег

Хочинский

Теленок

18.

Чакыр

1 и 2 Чакырские

Амгинский и Батурусский

Белая лошадь

19.

Чакыр

1-й Модутский

Намский

Белая лошадь

20.

Ыттахский

1-й Удюгейский

Верхневилюйский

Собака

Птицы

21.

Кукакинский

Нюрбинский

Кукушка

22.

Кукча

1-й Бордонский

Нюрбинский

Кукушка

23.

Кыталыктаах

2-й Хатылинский

Батурусский

Стерх

24.

Кютян

Одунинский

Западно-Кангаласский

Цапля

25.

Кютян

Бетюнский

Амгинский (Батурусский)

Цапля

26.

Мохсогол

Аканинский

Мархинский

Сокол

27.

Мэкчиргя

Кильдямский

Западно-Кангаласский

Сова

28.

Суорский

Сыгатский

Борогонский

Ворон

29.

Суорский

Нюрбинский

Нюрбинский

Ворон

30.

Суорский

2-й Бордонский

Нюрбинский

Ворон

31.

Улар

1-й Тыллыминский

Восточно-Кангаласский

Глухарь

32.

Умсан

Тулагинский

Мегинский

Утка

33.

Ха-уса

2-й Меитский

Олекминский

Гусь

34.

Халбакинский наслег

Верхневилюйский

Утка-широноска

35.

Халбакы

Онерский

Дюпсинский

Утка-широноска

36.

Халбакы

2-й Удюгейский

Верхневилюйский

Утка-широноска

37.

Чичаховский

Одейский

Мархинский

Пуночка

Грызуны

38.

Ураанай

Бетюнский

Амгинский (Батурусский)

Лысуха

Насекомые

39.

Бюгюйях

3-й Нахарский

Восточно-Кангаласский

Овод

40.

Бюгюйях

1-й Оспекский

Дюпсинский

Овод

41.

Бюгюйях

Тебикский

Дюпсинский

Овод

42.

Бырдах

2-й Чакырский

Амгинский (Батурусский)

Комар

43.

Чоху

1-й Байдунский

Верхоянский улус

Жук

Земноводные и пресмыкающиеся

44.

Бага

1-й Модутский

Намский

Лягушка

45.

Бага

Нахарский

Хочинский

Лягушка

46.

Эриэн

Хахсытский

Западно-Кангаласский

Змея

Стоит констатировать, что наличие зооморфных названий якутских родов, таких как Бага (лягушка), Туртас (Косуля) и др. не является тотемным, а имеет прямое отношение к личному имени первопредка жившего в 1630-1800 гг. Например, предок рода «Бага» Нахарского наслега Сунтарского улуса человек по имени Бага Кюреяков отмечен в земельной ведомости за 1768 гг. При последующем изучении списка домохозяев рода «Бага» установлено, что они все являются потомками Бага Кюреякова.

Освоение новой среды обитания нашло свое отражение в исторической антропонимике. В исследовании сделан акцент на историко-этнографическую сторону антропонимики, без изучения лингвистических особенностей и структурно-грамматического анализа антропонимов. В качестве архивного источника для анализа нами выбраны «Ведомости о распределении земли в Вилюйских волостях по соболиным и лисьим окладам ясака» (1776 г.) [5, c.68-171] содержащие имена 2691 ясакоплательщиков проживавших в 24 вилюйских волостях. В результате исследования (см.табл.4) мы установили, что на момент 1776 г. в 24 якутских вилюйских волостях около 10% ясачного мужского населения имели зооморфные имена, восходящие к личным хранителям и родовым тотемам. С последующей христианизацией населения Якутии в 18-19 вв., практика наречения зооморфными именами сошла на нет.

Таблица 4.

Наименование

Имя в док-те

На як.языке

Перевод

Комментарий

1. Имена, относящиеся к домашнему скоту и животным

1.1.

Коневодство

Сылгы

Сылгы

Лошадь

Убаса

Убаhа

Жеребенок

1.2.

Скотоводство

Огус

Оҕус

Бык

Ынак

Ынах

Корова

1.3.

Домашние животные

Ит

Иткыса

Ытыкан

Ыт

Ыт кыыhа

Ытыкаан

Собака

Ит-огото

Ыт-оҕото

Щенок

Унюгес

Үнүгэс

Щенок

2. Имена, относящиеся к диким животным

2.1.

Крупная дичь

Таяк

Тайах

Лось

Туртас

Туртас

Косуля

2.2.

Хищники

Какай

Хахай

Лев

Не водиться на территории Якутии. Слово есть в якутском фольклоре

Мишка

Эhэ

Медведь

В документе имя записано в русском переводе

Сасыл

Саhыл

Лиса

Берте

Бөртө

Волк

Употребляется для обозначения «вольчих» родов, например Бөрө Бөртө (волки Бертинцы)

2.3.

Пушные промысловые звери

Кырнас

Кырынас

Горностай

Соболек

Киис

Соболь

В документе имя записано в русском переводе

Кютяр

Күтэр

Водяная крыса

Бобров

Буобура

Бобр

Истреблены в Якутии к концу 19 – нач.20 вв.

2.4.

Грызуны

Мохотой

Моҕотой

Бурундук

Муруку

Муруку

Кутуях

Кутуйах

Мышь

3. Имена, относящиеся к птицам

3.1.

Хищные птицы

Хотой

Хотой

Орел

Моксогол

Мохсоҕол

Сокол

Мякчиргя

Мэкчиргэ

Сова

3.2.

Лесные птицы

Турах

Тураах

Ворона

Ворона

В документе имя записано в русском переводе

Кюрюгей

Күөрэгэй

Жаворонок

Туллук

Туллук

Снегирь

Чачыгырас

Чачыгырас

Дрозд

Чичах

Чыычаах

Птичка

Харагатчы

Хараҥаччы

Ласточка

Чарос

Чооруос

Чечетка

Кукасы

Кукаакы

Кукша

3.3.

Водоплавающие

Кусчут

Кусчут

Охотник на уток

Кус харах

Кус харах

Утиный глаз

Чиркин

Чөркөөкү

Чирок

Барах

Бараах

Турухтан

4. Имена, связанные с пресмыкающимися

4.1.

Земноводные

Бага

Баҕа

Лягушка

Алчак

Алчах

5. Имена, связанные с рыбами

5.1.

Рыбы речные и озерные

Сордон

Сордоҥ

Щука

Налим

Сыалыhар

Налим

В документе имя записано в русском переводе

Мунду

Мунду

Гольян

6. Имена, связанные с насекомыми

6.1.

Насекомые

Чоху

Чоху

Жук

Бырдый

Бырдах

Комар

Большая часть зооморфных имен у ясачных якутов связана с именами животных и птиц, в то же время дети именами пресмыкающихся, рыб и насекомых нарекались мало. Наиболее часто употреблялись неприглядные имена, восходящие к домашнему скоту и животным, например, имена, связанные с собакой, несут защитную функцию защищающие носителя от злых духов. Использование зооморфных имен указывает на тесную связь с природой и окружающей средой. Наряду с этим нередко человек мог поменять свое имя. Стоит отметить, что часть имен в первоисточнике была записана в русском переводе. Наличие зооморфного имени Хахай (Лев) не проживающего на территории Якутии указывает на обращение родителей при имянаречении ребенка к якутскому фольклору, берущему свои корни к южной степной прародине якутов. В то же время следует отметить, что после христианизации сохранялась традиция наречения зооморфными прозвищами вплоть до наших дней.

В заключении необходимо отметить о том, что в генеалогических преданиях якутов содержатся пережитки тотемических представлений о родстве и сотрудничестве человека с птицами, животными, насекомыми и пресмыкающимися. Безусловно, данные воззрения транслировали и регламентировали сакральное, хозяйственное и промысловое отношение к экосистеме места проживания. В то же время нами выявлен факты смены тотемов родовыми группами в силу тех или иных обстоятельств. Групповые и личные тотемы имели значения только для локальных групп и личного для индивидуума. Наряду с этим выяснено, что зооморфные названия многих родов не имеют ничего общего с тотемным животным, а имеют связь с зооморфным личным именем предка, не связанным с тотемом его племени.

Благодаря родовым тотемам, мы можем отследить исторические пути переселения, смешения и появления новых родов. Например, документы об отделении инородцев двух Нижилинских родов в самостоятельный наслег и другие похожие документы позволяют проследить процессы образования новых родов на новом месте путем слияния или дробления старых родов. Необходимо отметить, что порой в данных документах встречаются копии документов 18 века, проливающие свет на историю административно-территориального разделения. К сожалению, материалы полевых социологических исследований указали на незнание и индифферентное отношение к родовым тотемам у большинства опрошенных лиц.

Библиография
1. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале ХХ в.: [монография] / Н. А. Алексеев; отв. ред. д.ист.н. И.С. Гурвич. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1975.
2. Алексеев Н.А. Якутские мифы: Саха өс-номохторо / Сост. Н.А. Алексеев. – Новосибирск: Наука, 2004.
3. Антонова В.Н. Ала ууhа – Атамай. Горный улус / Сост. В.Н. Антонова и др. – Якутск: Бичик, 2012.
4. Башарин Г.П. История аграрных отношений в Якутии [Т. 1: Аграрные отношения с древних времен до 1770-х годов.] / Г.П. Башарин; Ин-т гуманитар. исслед. Акад. наук Респ. Саха (Якутия). – М.: Арт-Флекс, 2003.
5. Башарин Г.П. К истории Западной Якутии (документы о распределении земли в вилюйских волостях 70-х годов XVIII в.) // Якутский архив: (сборник статей и документов). Якутск: Якутское книжное издательство. 1960. Вып. 1. – С. 69-171.
6. Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа / И.С. Гурвич; Акад. наук СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Москва: Наука, 1977.
7. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. / Б. О. Долгих. Москва: Издательство Академии наук СССР, 1960.
8. Иванов М.С. – Багдарыын Сюлбэ. Аатта тал: [Сахалыы ааттар]. – Якутск: Бичик, 1998.
9. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф.И44 Оп.2 Д. 594.
10. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф.И343.
11. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф.И349.
12. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф.И570.
13. Патканов С.К. Статистические данные показываюшие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев: (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.). Т. 3. / С. Патканов. Санкт-Петербург: Типография "Ш. Буссель", 1912.
14. Рукописный отдел ИГИиПМНС СО РАН. Ф.4. Оп.12. Д.69.
15. Сафронов Ф.Г. Дохристианские личные имена народов Северо-Востока Сибири (историко-этнографический обзор и именник). – Якутск: Кн. изд-во, 1985.
16. Сафронов Ф.Г. Якуты. Мирское управление в XVII-нач. XX века / Ф. Г. Сафронов ; [отв. ред. д. ист. н. В. Н. Иванов] ; Акад. наук СССР, Сиб. отд-ние, Якут. фил., Ин-т яз., лит. и истории. Якутск : Якутское книжное изд-во, 1987.
17. Ушницкий В.В. Вопросы изучения ранней этнической истории и родового состава народов Якутии: [монография] / Ушницкий В. В. – Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2014.
References
1. Alekseev, N.A. (1975). Traditional religious beliefs of the Yakuts in the XIX-early XX century. Novosibirsk, USSR:Nauka, Siberian Branch.
2. Alekseev, N.A. (2004). (Ed.). Yakut myths: Sakha os-nomokhtoro. Novosibirsk: Nauka.
3. Antonova, V.N. (2012). Ala uuha – Atamai. Gorny ulus. Yakutsk, Russia: Bichik.
4. Basharin, G.P. (2003). The history of agrarian relations in Yakutia [Vol. 1: Agrarian relations from ancient times to the 1770s.]. Moscow, Russia: Art-Flex.
5. Basharin, G.P. (1960). On the history of Western Yakutia (documents on the distribution of land in the Vilyui volosts of the 70s of the XVIII century). Yakut Archive, 1, 69-171.
6. Dolgikh, B.O. (1960). The tribal and tribal composition of the peoples of Siberia in the XVII century. Moscow, USSR: Publishing House of the USSR Academy of Sciences.
7. Gurvich, I.S. (1977). Culture of the northern Yakut reindeer herders. On the question of the late stages of the formation of the Yakut people. Moscow, USSR: Nauka.
8. Ivanov, M.S. (1998). Bagdaryn Sulbe. Aatta tal: [Sahalyy aattar]. Yakutsk, Russia: Bichik.
9National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia). F.I44 Op.2 D.594.
10National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia). F.I343.
11National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia). F.I349.
12National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia). F.I570.
13. Patkanov, S.K. (1912). Statistical data showing the tribal composition of the population of Siberia, the language and genera of foreigners: (based on data from a special development of the 1897 census material). Vol. 3. St. Petersburg, Russia: Printing house "Sh. Bussel".
14RAS SB IGIiPMNS Manuscript department. F.4. Op.12. D.69.
15. Safronov, F.G. (1985). Pre-Christian personal names of the peoples of Northeastern Siberia (historical and ethnographicreview and namebook). Yakutsk, USSR: Publishing House.
16. Safronov, F.G. (1987). Yakuts. Secular governance in the XVII – beginning. XX century. Yakutsk, USSR: Yakut Book Publishing House.
17. Ushnitsky, V.V. (2014). Issues of studying the early ethnic history and ancestral composition of the peoples of Yakutia. Yakutsk, Russia: IGIiPMNS SB RAS.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемая статья «Тотемические представления в генеалогических преданиях якутов: образы и сюжеты локальных сообществ (на материалах документально подтвержденных родословных)» представляет собой комплексное изучение тотемизма якутских родов; в основе исследования – работа автора с "обширным комплексом опубликованных и неопубликованных архивных документов из фондов Национального архива РС(Я) и рукописного отдела ИГИиПМНС СО РАН ". Изучение родовых и семейных тотемов позволяет проследить социальные, экономические и культурные процессы среди якутских родов.
«Освоение новой среды обитания отразилось в проявлениях тотемизма и исторической антропонимики, что свидетельствует о глубоком влиянии изменившихся условий жизни на культурное развитие якутского народа». Автор проводит классификацию тотемов по нескольким критериям, в т.ч. по сюжетному ("якутские генеалогические предания содержащие тотемические представления можно разделить на следующие сюжетные группы: 1) зооморф – спаситель (сюжеты разовой помощи); 2) зооморф – физический облик того или иного бога/божества; 3) зооморф – покровитель и защитник 4) зооморф – мифический предок"). Принципиальное деление тотемов якутских родов на общие, групповые и индивидуальные тотемы наглядно отражено в таблицах с указанием племени и рода, обладающего данным тотемом: "В рамках исследования выявлено 46 зооморфных наименований родов и наслегов ... у якутов всех пяти округов (Верхоянский, Вилюйский, Колымский, Олекминский, Якутский): 17 родов и наслегов были названы по названию птиц, в большей части промысловых, 11 относятся к диким животным, 9 к домашним, 5 к насекомым, 3 к земноводным и пресмыкающимся и 1 к грызунам". Автор проводит частичный анализ тотемов, высказывая версии относительно происхождения и смысла тотемов. Автор неоднократно подчеркивает, что освоение якутским родом новой среды обитания могло приводить к смен тотема. Автор указывает на практические значения исследования в контексте изучения более широкого круга вопросов по истории якутских родов т.к. "благодаря родовым тотемам, мы можем отследить исторические пути переселения, смешения и появления новых родов". В заключении автор приходит к выводу, что "...в генеалогических преданиях якутов содержатся пережитки тотемических представлений о родстве и сотрудничестве человека с птицами, животными, насекомыми и пресмыкающимися.... данные воззрения транслировали и регламентировали сакральное, хозяйственное и промысловое отношение к экосистеме места проживания" .И з текста следует, что проводились также некие социологические опросы на тему тотемной принадлежности, но о самих опросах и их результатах автор упоминает лишь вскользь. Вероятно включение результатов полевых социологических опросов придало бы работе более актуальный характер, но данное замечание не является принципиальным. В целом работа написана на должном научно-методическом уровне, обнаруженные и проанализированные данные представлены в понятной форме, выводы обоснованы, заявленные в начале работы цели достигнуты. Рецензируемая статья рекомендуется к публикации.