Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Генеалогические предания о Тюлюен-ойууне бордонских якутов Нюрбинского улуса как историко-этнографический источник

Винокуров Александр Данилович

ORCID: 0000-0001-8925-8750

Младший научный сотрудник, ИГИиПМНС СО РАН

677000, Россия, республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петровского, 1, оф. 410

Vinokurov Aleksandr Danilovich

Junior research fellow at IHRISN SB RAS

677000, Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Petrovsky str., 1, office 410

ad.vinokurov@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0609.2025.1.72818

EDN:

ZTXFHH

Дата направления статьи в редакцию:

19-12-2024


Дата публикации:

26-12-2024


Аннотация: Предметом исследования является изучение генеалогических преданий о Тюлюен-ойууне как историко-этнографического источника о бордонских якутах. Цель исследования – комплексное изучение генеалогических преданий как историко-этнографического источника путем анализа и сверки историко-этнографической информации с архивными документами. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1) проследить историографический опыт накопления и изучения якутских исторических преданий; 2) выявить достоверность историко-этнографических сведений преданий путем сверки с архивными документами; 3) рассмотреть особенности составления, хранения и передачи письменных вариантов родословных. Центральное место в исследовании занимает фольклорный материал собранный Н.Т. Степановым. Источниковая база исследования представлена опубликованными (сборники архивных документов по ранней истории Якутии) и неопубликованными документами (ревизские сказки, материалы переписи 1917 г., раздельные ведомости и т.д.). Хронологические рамки исследования ограничены периодом с 1632 по 1768 гг.  Методы исследования базируются на общенаучных (диалектика, сравнение, системно-структурный) и исторических методах (историзма, историко-генетический, источниковедческого анализа). Новизна исследования заключается в том, что на основе привлечения обширного круга источников и фольклорных материалов предпринята попытка историко-этнографического изучения якутских родословных на примере бордонцев. Результаты исследования помогут упорядочить информацию о процессе деления и обособления от коренных наслегов и родов и образования новых административно-территориальных единиц у бордонских якутов. В то же время восстановлена преемственность поколений в Жаринском роду 1-го Бордонского наслега Мархинского улуса. По итогам работы сделан вывод о необходимости дальнейших исследований в связи с наличием большого количества неопубликованных документов. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания исторических дисциплин, разработке учебных пособий, проведении отдельных и обобщающих исследований по истории Якутии.


Ключевые слова:

Якутия, Нюрбинский улус, мальжегарцы, бордонцы, якуты, наслег, административно-территориальное устройство, обзор документов, родовой состав, генеалогия

Abstract: The subject of the research is the study of genealogical legends about Tyuluyen-oyuun as a historical and ethnographic source about the Bordons Yakuts. The purpose of the research is a comprehensive study of genealogical traditions as a historical and ethnographic source by analyzing and verifying historical and ethnographic information with archival documents. To achieve the goal, the following tasks are set: 1) to trace the historiographical experience of accumulation and study of Yakut historical traditions; 2) to reveal the reliability of historical and ethnographic information of traditions by checking with archival documents; 3) consider the specifics of compiling, storing, and transmitting written versions of pedigrees. The folklore material collected by N.T. Stepanov occupies a central place in the research. The source base of the study is represented by published (collections of archival documents on the early history of Yakutia) and unpublished documents (revision tales, 1917 census materials, separate statements, etc.). The chronological scope of the study is limited to the period from 1632 to 1768. The research methods are based on general scientific (dialectics, comparison, system-structural) and historical methods (historicism, historical-genetic, source analysis). The novelty of the research lies in the fact that, based on the involvement of a wide range of sources and folklore materials, an attempt has been made to historically and ethnographically study Yakut genealogies using the example of the Bordons. Based on the results of the work, it was concluded that further research is necessary due to the presence of a large number of unpublished documents. The research materials can be used in the process of teaching historical subjects, developing textbooks, conducting individual and generalizing research on the history of Yakutia.


Keywords:

Yakutia, Nyurbinsky ulus, malzhegars, bordons, yakuts, nasleg, administrative and territorial structure, review of documents, ancestral composition, genealogy

В дореволюционной Якутии знание родословной носило практический характер и было связано не только с исторической памятью, но и с классовой системой землепользования. Скотоводческая культура предков якутов подверглась существенным изменениям под влиянием экстремальных природно-климатических условий и приобрела полуоседлый характер с межсезонными перекочевками между зимниками (алаасы с покосами) и летниками (алаасы с пастбищами). Как показывают архивные дела, связанные с периодическим распределением земельных угодий, в наслегах регулярно возникали споры, разрешавшиеся юридическим путем с привлечением генеалогических сведений, ревизских, земельных и купчих документов заявителя. Фактически традиционная система землепользования просуществовала до начала коллективизации в вплоть до 1930 г.

Исторические предания о жизни якутов до вхождения в состав Российского государства носят устный характер, что является причиной слабой изученности ранних периодов истории якутского народа в связи с отсутствием собственной письменности. Фиксация устных сведений началась в дореволюционный период и нашла свое отражение в трудах Э.И. Идеса, Ф.И. Страленберга, Я.И. Линденау, Г.Ф. Миллера, И.А. Худякова, В.Л. Серошевского и др. В советское время работа по сбору якутского фольклора приобрела системный характер и связана с именами Г.В. Ксенофонтова, С.И. Боло, А.А. Саввина, И.В. Попова, Г.У. Эргиса, М.С. Иванов-Багдарыын Сюлбя и др.

В рамках настоящего исследования проведена работа с фольклорными материалами о предках бордонцев из сборника «Ньырбакаан удьуордара» собранными Н.Т. Степановым, уроженцем Сунтарского района Якутской АССР, фольклористом-энтузиастом [8]. Информаторами о предках бордонцев стали И.А. Алексеев (Сюльский наслег), И.С. Попов (Нюрбачанский наслег), Е.С. Малыров (Мегежекский наслег) и Д.С. Сергеев (Мегежекский наслег). Ценность собранных и включенных в сборник материалов прежде всего обусловлена глубоким знанием Н.Т. Степановым родоплеменной структуры, персоналий и мест расселения вилюйских якутов. Всего из вышеназванного сборника подробно изучено и интерпретировано 27 исторических преданий о бордонцах содержащих генеалогические сюжеты.

Достоверность генеалогических сведений, последовательность поколений, мест проживания и родовой состав были сверены с опубликованными сборниками документов, так и с неопубликованными документами такими как ревизские сказки и раздельные ведомости. Заслуживает отдельного внимания сборник документов «История вилюйских якутов (XVII-XVIII вв.): Выпуск 1. Бордонские якуты» составленный Н.С. Степановой, заместителем директора Национального архива РС(Я) [9].

Территориальные рамки данного исследования ограничены территорией Нюрбинского (Мархинского) улуса. В таблице (см.табл.1) представлена административно-территориальная структура, преемственность и родовой состав бордонских наслегов [6].

Таблица 1.

Наименование в 19-20 в.

Наименование в 17-18 в.

Фольклорное наименование

Родовой состав по состоянию на 1917 г.

Нюрбинский (Мархинский улус)

1-й Бордонский наслег

1.

1-й Бордонский наслег Мархинского улуса

Бордонская (1-ая) волость Верховилюйского улуса

Бордоҥ

Асхар

Дьаарын

Кукча

Мэҥэ

Наслеги, отделившиеся в самостоятельные территориальные единицы:

1.1.

Мальжегарский (позже, 1-й и 2-й Мальжегарские) наслег

.

Малдьаҕар

Дьук

Дьэгин

Тоhуукай

Чочороон

1.2.

Нюрбинский

Ньурба

Дьаарын

Накаас

Суор

1.3.

Сюльский

Сүүлэ

Дьэгин

Дьэргэбил

Наахара

Одьулуун

Сантанаа

Сулбуктуур

Хамыйах

Хонторуун

2-й Бордонский наслег

2.

2-й Бордонский наслег Мархинского улуса

Бордонская (2-ая) волость Верховилюйского улуса

Бордоҥ

Мээрикээн

Оҕус

Охоноос

Суор

Тигиилээх

Хатырык

Наслеги, отделившиеся в самостоятельные территориальные единицы:

1.2.

Мегежекский

Мэҥэдьэк

Алексеевский

Быстах-хатынский

Мээрикээн

Осиповский

Прокопьевский

1.3.

3-й Бордонский наслег Мархинского улуса

Бордоҥ

Мээрикээн

Оҕус

Суор

Изучив родовой состав наслегов нюрбинских бордонцев из приведенной выше таблице видно, что названия родов к моменту Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г. образованы из эпонимов (именами основателей рода). Данный факт указывает на факт дробления больших родов на малые в течении XVIII-XIX-го вв. В качестве яркого примера можно привести распад Мегежекского рода Мегежекского наслега на пять родов, названных именами предков, в том числе христианскими.

Согласно историческим легендам [1] и архивным документам, бордонцы ранее проживали на территории центральной Якутии по р. Синяя (см.рис.1) и были родственным для кангалассцев племенем.

Рисунок 1. Карта расселения якутских племен и родов в 17 веке

Сведения о жизни Тюлюен-шамана до переселения на территорию Нюрбинского улуса исторические предания трактуют по-разному. По одной из версий, он являлся зятем кангаласского тойона Тыгын Дархана: «…Дыгын хас даҕаны күтүөттээх эбит. Олортон Бургумар Боотур уонна Түлүөн ойуун диэн күтүөттэрэ эрэ биллэллэр.» (пер.с.як.яз.: У Тыгына было несколько зятьев. Из их числа известны имена только Бургумара Боотура и шамана Тюлюена) [8, C.144]. К сожалению, среди ранних архивных источников на данный момент пока не найдено архивного источника чтобы подтвердить данную версию, в связи с этим не представляется возможным подтвердить или опровергнуть данный факт.

Вторая версия гласит о том, что Тюлюен-шаман из Центральной Якутии удалился на территорию р. Вилюй еще до прихода русских: «Ол саҕана, баҕара, атын да аҕа уустарын баһылыктарын кытары батыспакка, бэйэтин аймахтарыттан, бордоҥнортон, быстан, Түүлээх түҥүрдээх Түлүөн ойуун Кыйаарга (оччоҕо Бүлүүну ити курдук ааттыыллар эбит) күрээбитэ үhү. Кини, ол кэлэн, Ньурба кытыытыгар, билиҥни Сүлэ сиригэр, олохсуйбут. Киниттэн Суор Бас Боллой уонна Хантаҕар Быгый диэн икки уол төрөөбүтэ биллэр.» (пер.с.як.яз.: В те стародавние времена, шаман Тюлюен отделившись от своих родовичей бордонцев направился в сторону Кыйаара, в старину так называли вилюйские земли. Обосновавшись у озера Нюрба на территории современного Сюльского наслега. Известно, что от него родились Суор Бас Боллой и Хантагар Быгый.) [8, C.105].

Далее в легендах сюжетная линия исторических преданий повествует о дальнейшем освоении, расселении на территории Нюрбинского улуса сыновей и внуков Тюлюена и происхождении бордонских родов. Имеются сведения о родах, произошедших от сыновей шамана Тюлюена: «Суор Бас Боллойтон - Оҕустар, Накаастар, Мээрикээннэр төрөөбүттэр. Хантаҕар Быгыйтан - Кэтит Ойоҕос Кэтирэй уонна Сиэллээх Өhүлгү төрөөбүттэр» (пер.с.як.яз.: От Суор Бас Боллоя произошли роды Огус, Накас и Мярикян. От Хантагар Быгыя родились Кэтис Ойогос Кэтирэй и Селлях Есюлгу» [8, C.144].

В предании о предке Сюльского наслега Сюля Багдарыыне переплетены сюжеты о наличии тесных связей с кангаласскими качикатцами, сакральном обряде прошения детских душ: «Сиэллээх Өhүлгүлээх кырдьа барыахтарыгар дылы оҕоломмокко олорбуттар. Арай биирдэ кинилэргэ Дьокуускайтан Хачыкаат ойуун кэлэн хоммут… Ити курдук Хачыкаат ойуун Сиэллээх Өhүлгүлээххэ айыыһыт тардан биэрбитэ дииллэр… Кырдьык, Хачыкаат ойуун эппитин курдук, икки уол оҕо төрөөбүт ону Чокуук уонна Сүлэ Багдарыын диэн ааттаабыттар.» (пер.с.як.яз.: Сиэллэх Осюлгу с женой долго не могли обзавестись детьми. Однажды из стороны Якутска к ним прибыл шаман Хачикат… Он провел обряд ниспрошения детских душ у богини Айысыт… Дейсвительно спустя время у них родились двое сыновей которых назвали Чокуук и Сюля Багдарын.) [8, 105].

Вышеприведенные фольклорные сведения находят свое подтверждения в документах ясачного сбора, сыска и челобитных. В книге ясачного и десятинного сбора за 1639-1640-ые гг. Ленского острожка составленная сыном боярским Парфеном Ходыревым упоминается об уплате ясака якутами Бордонской волости Быгеем, Осюргуем Тюленеевыми и Кетереем Быгеевым. На момент сбора ясака они проживали на территории Центральной Якутии, по р. Синяя [3, C.115].

В челобитной промышленного человека Трифонки Федорова, поданной в 1648 г. об убийстве промышленных людей и грабеже их бордонскими и малягарскими якутами в 1640 г. присутствуют сведения о месте расселения: «…Бордонской и Малягарской волостей на твоих государевых ясачных якутов, которые живут выше Сини реки…» [9, C.108]. Данный факт действительно подтверждается и рядом других документов того времени.

Безусловно, вызывает интерес отнесения в 1650 г. служилыми людьми персоны Кетырея Могеева (Быгеева) к ясачным Малягарской волости в Указе Сибирского приказа по делу о сопротивлении мальжегарских якутов служилым людям [9, C.117]. Возможно, к данному упоминанию Кетырея Быгеева как мальжегарцу стоит отнестись осторожно, но в то же время в 1-м Бордонском наслеге был Мальжегарский род (Тоhуукай), что свидетельствует о древности взаимоотношений бордонцев и мальжегарцев. Мальжегарский наслег Мархинского (Нюрбинского) улуса до 1894 г. входил в состав 1-го Бордонского наслега Мархинского (Нюрбинского) улуса [4, Л.1-4]. В силу этого становление точной родоплеменной принадлежности Тюлюен-шамана требует отдельного исследования.

В ясачной окладной книге за 1648-1649-ые гг. упоминаются Быгий Тюленев, его сыновья Кетырей, Девуко, Ондек. Наряду с ними имеются сведения об Осюргу Тюленеве, и его сыновьях Чакуре, Сюле. В конце документа приводиться список «сыскных» бордонцев, в том числе имена Тюсюк Тюленев, Омурта Тюленев, но по уточнению Н.С. Степановой Тюсюк и Омурта Тюленевы могут быть сыновьями Тюляха Тюсюргина [9, C.6].

В 1704 г. были составлены именные списки якутов и тунгусов Верхневилюйского зимовья в книге сбора ясака сына боярского Сарзина Крупецкого. В данном списке значатся ясачные Бордонской волости Кетырей, Очей, Дейвук и Тегокта Быгеевы. Дополнительно приводятся имена их сыновей и племянников. Более подробнее остановимся на предках Жаринского рода: «Кетырей Мыгиев, да сын ево Кулут, да внук его Капчига, да Кусегей шаман, да Хачюгыр Ясанча, да Тебирей…» [9, C.240]. На основании других архивных источников и фольклорных материалов под именем Кулут упоминается шаман Жаринь (Дьаарын).

Якутские исторические предания содержат немало сведений о наличии традиции обмена невестами и семейно-родственных отношениях с тунгусами (предками эвенков). В бордонском цикле сохранился следующий сюжет о предках рода Хатырык 2-го Бордонского наслега: «Өhөх Батый уола Өргөдьөй. Бэрт былыр, сахалар бу Бүлүүгэ кэлиэхтэрин иннинэ, Ньурба тула Ньырбачаан уонна Солоҕоон тоҥустара кэлэ-бара олохсуйа сылдьыбыттара үhү... Оттон биһиги төрүттэрбит былыр урукку Арҕаа-Хаҥалас улууһун сиригэр, Тиит Арыы диэн Өлүөнэ өрүс улахан арыытыгар олохсуйан олорбуттар… Өргөдьөй, манна кэлэн, арҕаа Солоҕоон тоҥустарын кыыһын ойох ылбыт.» (пер.с.як.яз.: Ергеджей сын Есех Батыя. В старину до прихода якутов на Вилюй, у озера Нюрба проживали тунгусы Нюрбачанского и Шологонского родов… Наши предки до переселения проживали на острове Тиит-Арыы. К сожалению, нам не известны их имена. Ергеджей явившись сюда женился на тунгусске из западного Шологонского рода) [8, C.132]. Данная легенда косвенно подтверждается материалами ревизских сказок 1782 и 1795 гг., где имеются сведения о наличии межнациональных браков и обмена невестами якутов Бордонских наслегов с вилюйскими тунгусами.

Следующий сюжет посвящен установлению государственно-правовых отношений. В преданиях содержаться имена князцов и их потомков, в качестве примера приведем один рассказов: «Хатыылаах манна тахсыыларыгар Дьаарын кинээс улахан уола Бытыктаах Лаачымаан диэн киһи баар эбит. Оттон Дьаарын уола Дьалаҕай Киилээн билинни Маалыкай сиригэр» (пер.с.як.яз.: Когда Хатыылаах явился сюда, тут был Лачиман старший сын князца Жарина. А Жалагай Килян, другой сын Жарина жил в местности Малыкай) [8, C.134].

В бордонских преданиях находит отражение практика «вождь-шаман»: «Дьаарын уола Дьалаҕай Киилээн аҕата ойууннуурун итэҕэйбэтэ үhү» (пер.с.як.яз.: сын Жарина Жалагай Килян не верил, что его отец был шаманом) [8, C.114]. Известным этнографом Г.В. Ксенофонтовым на основе собранного материала сделан вывод: «Таким образом, шаманы древности были не только пророками, которые утверждали избрание военных вождей, но и сами, по-видимому, были царями, «помазанниками божиими» [2, C.124]. Исходя из вышеизложенного и анализа архивных и фольклорных материалов у бордонских якутов традиция «вождь-шаман» сохранялась вплоть до второй половины XVIII в.

В результате проведенного исследования на основании опубликованных и неопубликованных архивных источников, а также фольклорных материалов составлено родословное древо (см.рис.2) рода «Дьаарын» (Жаринский род). В связи с наличием большого количества материалов, в рамках данной статьи было принято решение ограничиться только одним родом. Имена персон в древе приведены как в оригинальном тексте.

Рисунок 2.

Таким образом, якутские исторические предания практически в полной мере сохранили генеалогические сведения, которые имеют подтверждение в делопроизводственных документах XVII-XVIII вв. В дальнейшем генеалогические сведения приобрели практический характер в вопросах распределения и закрепления границ земельных участков в XVIII-нач. ХХ вв., тем самым положив начало превращению устных родословных в письменные документы. Помимо сверки фольклорных материалов и архивных документов, у бордонских якутов установлена интересная практика (обычай) избрания вождями (позже, князцами) шаманов, согласно родословной Жаринского рода, такая преемственность сохранялась: Тюлен шаман – Быгей (данные о шаманстве отсутствуют) - Кетырей (данные о шаманстве отсутствуют) - Жаринъ шаман – Кусегей шаман. Изучение сведений из исторических преданий путем сверки с архивными документами позволяет исследователю составить родословную, проследить историю развития номенклатуры родового состава и мест расселения, тем самым восполнив «белые пятна» в области ранней истории Якутии.

Библиография
1. Дмитриев А.А. Күөх Ньурба төрүттэрэ: (Түлүөн yyha-бордоҥнор).-Якутск: Компания «Дани Алмас», 2013 с. – 428 с.
2. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм: избранные труды (публикации 1928-1929 гг.) / Г.В. Ксенофонтов; [сост. и авт. предисл. А. Н. Дьячковский]. – Москва: Издательство Север-Юг, 1992. – 318 с.
3. Материалы по истории Якутии XVII века: (документы ясачного сбора) Ч.1.: [в 3 частях] / Акад. наук СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории,филологии и философии.-Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1970. – 158 с.
4. Национальный архив РС(Я). Ф.И12 Оп.1, т.1 Д.1856
5. Национальный архив РС(Я). Ф.И22 Оп.1 Д.2154
6. Национальный архив РС(Я). Ф.И343
7. Национальный архив РС(Я). Ф.И349 Оп.1 Д.6040
8. Ньырбакаан удьуордара: (былыргы сэһэннэр уонна кэпсээннэр) / ССРС наукаларын академията, Сиб. отд-ниетын, Саха тылын, лит., историятын ин-та ; [матырыйааллары хомуйда Н. Т. Степанов ; хомуйан оҥордулар: филол. н. к. В. В. Илларионов, Л. Ф. Рожина ; отв. ред. филол. н. д. В. Т. Петров]. – Якутскай : ССРС НА СО ССНК, 1991. – 181 с.
9. Степанова Н.С. История Вилюйских якутов (XVII-начало XVIII вв.): сборник документов / составитель Н.С. Степанова; рецензент Р.И. Бравина. – Якутск: Издатель Н.Э. Игнатьева, 2023. – Выпуск 1: Бордонские якуты. – 2023. – 312 с.
10. Якутский архив : (сборник статей и документов) / Архив. отд. МВД Якут. АССР.-Якутск: Якутское книжное издательство-Вып. 1.-1960. – 174 с
References
1. Dmitriev A.A. (2013). The ancestors Of the Green Nyurba: (The Genus of Tuluens is the Bordonians). Yakutsk, Russia: Dani Almas Company.
2. Ksenofontov G.V. (1992). Shamanism: selected works (publications 1928-1929). Moscow, Russia: North-South Publishing House.
3. Materials on the history of Yakutia of the XVII century: (documents of the yasak collection). (1970). Moscow, USSR: Nauka, Main Editorial Office of Oriental Literature.
4. National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia). F.I12 Op.1, vol.1, D.1856
5. National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia). F.I22 Op.1 D.2154
6. National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia). F.I343
7. National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia). F.I349 Op.1, 6040
8. Stepanov N.T. (1991). (Ed.). Nuyrbakaan and her descendants: (legends and legends). Yakutsk, USSR: SSRS NA SO SSNK.
9. Stepanova N.S. (2023). (Ed.). The history of the Vilyui Yakuts (XVII-early XVIII centuries): a collection of documents. Yakutsk, Russia: Publisher N.E. Ignatieva.
10. Yakut Archive: (collection of articles and documents). (1960). Yakutsk, USSR: Yakut Book Publishing House

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования являются генеалогические предания о Тюлюен-ойууне бордонских якутов Нюрбинского улуса, рассматриваемые как историко-этнографический источник. В статье анализируется значение этих преданий в контексте истории и культуры якутов, а также их роль в формировании родовых структур и социальной организации общества. Автор исследует, каким образом эти предания отражают реальные исторические события и процессы, такие как миграции, взаимодействие с другими этническими группами и эволюцию социальных институтов. Методология исследования включает анализ фольклорных материалов, архивных данных и сравнительный анализ с уже существующими научными работами. Автор проводит критический обзор литературы, систематизирует данные и интерпретирует их в свете современного видения генеалогических преданий. Также проводится сопоставление устных преданий с документальными источниками, что позволяет верифицировать историческую достоверность передаваемых сведений.
Актуальность работы заключается в необходимости изучения и сохранения культурного наследия коренных народов России. Генеалогические предания представляют собой важный элемент духовной культуры якутов, отражающий их мировоззрение, традиции и обычаи. Исследование таких источников способствует лучшему пониманию процессов этногенеза и культурной динамики народов Сибири.
Научная новизна исследования состоит в комплексном подходе к анализу генеалогических преданий. Особенно следует отметить подробную карту расселения якутских племен и родов в XVII веке (рисунок 1), а также созданное автором на основании опубликованных и архивных источников и фольклорных материалов родословное древо (рисунок 2) рода «Дьаарын» (Жаринский род). Автор впервые собирает и анализирует материалы о Тюлюен-ойууне, связывая их с конкретными историческими процессами и явлениями. Работа также уникальна своим акцентом на взаимосвязь устной традиции и письменной документации, что позволяет глубже понять механизмы передачи исторической памяти в традиционных обществах.
Статья написана научным языком, структурирована логично и последовательно. Библиография включает достаточное число источников и литературы, включая архивные документы, научные публикации и фольклорные материалы. Жаль, что не уделенот достаточного внимания описанию архивных документов, выявленных автором и использованных в статье.
Автор не всегда явно полемизирует с оппонентами, однако в некоторых местах текста присутствует критика недостатков предыдущих исследований и указания на необходимость дальнейшей работы в этой области. Например, отмечается отсутствие четкой родоплеменной принадлежности Тюлюен-ойууна и необходимость дополнительных исследований для ее уточнения.
Выводы работы подтверждают важность генеалогических преданий как историко-этнографического источника. Они позволяют реконструировать многие аспекты жизни и культуры якутов, включая их миграционные маршруты, социальные структуры и взаимодействия с соседними народами. Результаты исследования открывают новые горизонты для дальнейших исследований в области этнографии и истории Сибири.
Работа будет интересна широкому кругу читателей, включая специалистов в области этнографии, истории, культурологии и антропологии. Также она может привлечь внимание студентов и преподавателей соответствующих дисциплин, а также всех, кто интересуется историей и культурой коренных народов России.
Рекомендую статью к публикации в журнале «Исторический журнал: научные исследования».