Библиотека
|
ваш профиль |
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Малинина К.О.
Методолого-методические особенности изучения сферы культурного потребления
// Социодинамика.
2024. № 11.
С. 44-57.
DOI: 10.25136/2409-7144.2024.11.72240 EDN: SQKXOP URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=72240
Методолого-методические особенности изучения сферы культурного потребления
DOI: 10.25136/2409-7144.2024.11.72240EDN: SQKXOPДата направления статьи в редакцию: 06-11-2024Дата публикации: 05-12-2024Аннотация: В данной статье раскрываются теоретико-методологические основы изучения сферы культурного потребления региона и предлагается разработанная автором методика социологического исследования по представленной теме. Анализируя научные исследования, посвященные изучению сферы культурного потребления, автор проводит теоретическую интерпретацию термина, рассматривает основные подходы к изучению данной сферы, обращается к истории ее исследования и вопросам операционализации. Приходя к выводу о том, что концепт "культурное потребление" до сих пор не обрел однозначного определения, исследователь предлагает рассматривать в качестве основного условия культурного потребления – услуги культуры (культурные услуги), и, соответственно, понимать культурное потребление как использование достижений общества в области культуры, представленных в форме культурных услуг, для удовлетворения культурных потребностей социума. Автором была разработана методика социологического исследования сферы культурного потребления региона, в основу которой легла качественная исследовательская парадигма и метод экспертного интервью. Особым вкладом автора в исследование темы является разработанная им методика. Новизна исследования заключается в авторской комбинированной поэтапной методике социологического исследования сферы культурного потребления региона, в основу которой легла качественная исследовательская парадигма и метод экспертного интервью. Эксперты в данной методике структурированы по четырехступенчатой системе, что позволяет оценить всю имеющуюся структуру и взглянуть на нее как глазами собственно потребителей, так и тех, кто непосредственно участвует в создании культурных благ. Кроме того, данные, получаемые на каждом этапе исследования, дают материал для дальнейшего изучения сферы, прогнозные сведения, а также позволяют выявить наиболее эффективные способы решения возникающих проблем. Таким образом, представленная методика интересна не только с научной, но и с прикладной точки зрения. Ключевые слова: культурное потребление, культурные потребности, социокультурное развитие, культурная сфера, культура, культурная индустрия, культурный продукт, социология культуры, социокультурные услуги, культурные практикиAbstract: This article reveals the theoretical and methodological foundations of studying the sphere of cultural consumption in the region and suggests the methodology of sociological research developed by the author on the presented topic. Analyzing scientific research devoted to the study of the sphere of cultural consumption, the author conducts a theoretical interpretation of the term, considers the main approaches to the study of this sphere, addresses the history of its research and issues of operationalization. Coming to the conclusion that the concept of "cultural consumption" has not yet been unambiguously defined, the researcher proposes to consider cultural services (cultural services) as the main condition for cultural consumption, and, accordingly, to understand cultural consumption as the use of society's achievements in the field of culture, presented in the form of cultural services, to satisfy the cultural needs of society. The author has developed a methodology for sociological research of the sphere of cultural consumption in the region, which is based on a qualitative research paradigm and the method of expert interviews. The author's special contribution to the research of the topic is the methodology he developed. The novelty of the research lies in the author's combined step-by-step methodology of sociological research of the sphere of cultural consumption of the region, which is based on a qualitative research paradigm and the method of expert interviews. The experts in this methodology are structured according to a four-stage system, which allows to evaluate the entire existing structure and look at it both through the eyes of consumers themselves and those who are directly involved in the creation of cultural goods. In addition, the data obtained at each stage of the study provides material for further study of the field, predictive information, and also allows to identify the most effective ways to solve emerging problems. Thus, the presented technique is interesting not only from a scientific, but also from an applied point of view. Keywords: cultural consumption, cultural needs, sociocultural development, cultural sphere, culture, cultural industry, cultural product, sociology of culture, sociocultural services, cultural practicesВведение Цель Российского государства, согласно Основам государственной культурной политики – «сильная, единая, независимая во всех отношениях Россия, приверженная собственной модели общественного развития и при этом открытая для сотрудничества и взаимодействия со всеми народами, государствами, культурами». Основой для реализации данной цели является консолидация общества, одним из важнейших факторов которой выступает культура. Столь необходимое на современном историческом этапе объединение российского общества может осуществляться на основе использования потенциала отечественной культуры. Культура является основным инструментом передачи и воспроизводства нравственных ценностей, источником становления гражданской идентичности. Культурная политика России несет в себе воспитательные и просветительские функции. Через механизмы инкультурации осуществляется воспитание личности. Вне культуры невозможно обеспечить повышение качества общества, достижение гражданского единства и общих целей развития. Соответственно, очевидна необходимость максимального использования потенциала культуры в процессе формирования личности и развития общества. Один из важнейших аспектов потенциала культуры, на наш взгляд, составляет сфера культурного потребления. Ее изучение и развитие становится особенно актуальным в нынешнее время в связи с происходящими в глобальном общественном пространстве переменами. В связи с чем и назрела необходимость исследовать сферу культурного потребления, обозначить необходимые векторы ее развития. Теоретико-методологические основания исследования Определимся с теоретическим базисом исследования. Рассмотрим позиции исследователей вопросов культурного потребления и произведем теоретическую интерпретацию. Обращаясь к терминологическим словарям [1],[2],[3], мы видим, что категория потребление всегда связывается с категорией потребности. Под потреблением понимается процесс использования продуктов труда и услуг для удовлетворения потребностей населения. У В. Корсуновой [4] находим данные, позволяющие выделить несколько основных подходов к определению культурного потребления: 1. Культурное потребление как составляющая стиля жизни, который, в свою очередь, зависит от классовой структуры. В данном подходе культурные практики и вкусы разделяются на «высокие» и «массовые», где каждый элемент соответствует определённому классу (М. Вебер [5], Д. Чейни [6] , Э. Гидденс [7], П. Бурдьё [8]). 2. Классификация приверженцев высокой и потребителей массовой культуры, дополненная ещё одной группой - «всеядных», которые демонстрируют смешанные предпочтения (Р. Петерсон и Р. Керн [9]). 3. Концепция «прожорливости» (О. Салливан и Т. Катц-Герро [10]) выходит за рамки оппозиции «высокая — массовая» культура, выделяются новые критерии для дифференциации, такие как этнический аспект (С. Тренекенс [11]), космополитические ориентации (З. Скрбис и И. Вудворд [12]), противопоставление публичной и приватной культуры (Х. Ганс [13]), разнообразные формы всеядности (К. ван Эйк и Д. Ливенс [14]). 4. Концепция индивидуализации культурного потребления ориентируется на изучении отдельных элементов культурного потребления и их связи с выражением собственной идентичности. Согласно данной концепции, культурное потребление не имеет какой-либо структуры и не привязано к социальной группе. Культурные продукты и активности выбираются любым индивидом в зависимости от желания или необходимости (З. Бауман [15]). Подобный выбор может связываться не только с классом и статусом, но также и с любыми другими формами социальных различий, например — с гендером, этничностью, возрастом (Ю. Бек [16]). Таким образом, в научных исследованиях, посвященных теме культурного потребления, данный концепт до сих пор не обрел чёткого определения и однозначной операционализации. Интерпретируя понятие «культурное потребление» в целом мы разделяем следующую точку зрения В. Г. Велединского [17], понимающего под культурным потреблением использование достижений общества в области культуры, представленных в форме социально-культурных (социокультурных) услуг, для удовлетворения социокультурных потребностей человека, социальных групп и общества в целом. В качестве необходимого условия культурного потребления выделяется, предшествующее потреблению, производство социокультурных услуг, которое создает собственно предмет для культурного потребления. Однако, здесь стоит сделать уточнение касательно понимания категории «социокультурная услуга». Обращаясь к классификациям услуг, оказываемых населению, мы видим, что под социокультурными или нематериальными услугами (в отличие от материальных), понимаются услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социокультурным услугам наряду с услугами культуры относятся медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д. [18]. Соответственно, в отношении сферы культурного потребления считаем целесообразным сузить предмет и рассматривать в качестве основного условия культурного потребления именно культурные услуги или услуги культуры. Обратимся к истории исследования культурного потребления. М. Соколов делит ее на два периода – «до и после Пьера Бурдьё» (по материалам публичной лекции профессора на тему «Культурный капитал и социальная революция. Участие в культурной жизни Петербурга»). К первому периоду он относит труды классиков социологической мысли Т. Веблена и Н. Элиаса, теории массовой культуры, культурных индустрий. В качестве основополагающего подхода данного периода он выделяет попытку выявить отражение мировоззрения во вкусах разных групп или разных эпох, указывая на то, что культура индустрии проецирует общие вкусы и зашифрованное в них мировоззрение на общество в целом. П. Бурдьё, по мнению ученого, переопределил то, что социолог ранее делал с искусством. В период «после Бурдьё» наука стала интересоваться тем, как искусство работает в качестве инструмента классового исключения. И сегодня, по мнению автора, это доминирующий подход, который можно назвать «инструментальным пониманием искусства». Здесь стоит разделить так называемую «высокую культуру» и «низкую культуру». Так, Т. Элиот выделяет в европейской культуре середины XX века черты современной массовой культуры, констатируя общий ее упадок, утрату былых нравственных и интеллектуальных богатств, в результате всеобщей стандартизации и узкоутилитарного подхода к жизни, что, по его мнению, ведет к подавлению в человеке творческого начала. Т. Элиот [19] делил общество на духовную элиту, способную на культурное созидание и непросвещенную массу и считал, что сохранить созидательную энергию человечество может, лишь преодолев «массификацию» и поддержав культурную элиту [20]. Высокая культура охватывает культурные объекты, несущие эстетическую ценность, и интеллектуальные произведения литературы и музыки, истории и философии, которые общество коллективно считает образцовыми [21]. Также, высокую культуру называют элитарной, соотнося ее с привилегированными группами общества, и наделяя такими чертами, как: закрытость, аристократизм и ценностно-смысловая самодостаточность [22]. «Низкая культура» противопоставляется «высокой культуре» и обозначает формы популярной культуры, имеющие массовую привлекательность, в отличие от форм высокой культуры, которые нравятся меньшей части населения [23]. Однако, в современном обществе границы между элитарным и массовым размыты, культурный продукт чрезвычайно разнообразен, соответственно, данное разделение типов культуры несколько утрачивает свою актуальность. Обратимся к вопросу операционализации категории культурное потребление. В. Корсунова [4] предлагает систематизировать исследования, посвященные измерению культурного потребления, по следующим основаниям: 1. Культурные практики. Культурное потребление операционализируется через следующие виды практик: осмотр исторических достопримечательностей, посещение музеев и выставок, ярмарок, публичных лекций, а также театральных и музыкальных фестивалей (Х. Лопес-Синтас и Э. Алварез [24]), посещение различных мероприятий, связанных с изобразительным искусством - фестивалей искусства, ярмарок, выставок, галерей и музеев, мероприятий, включающих видео- или электронное искусство (Т. Чен и Дж. Годторп [25]), посещение оперы, балета, музыкальных представлений, концертов классической музыки и джаза, театров, танцевальных представлений, музеев, ярмарок, осмотр исторических достопримечательностей (П. Димаджио и Т. Мухтар [26]) и др. 2. Вкус и предпочтение. Рядом исследователей изучается структура культурных предпочтений через отношение к различным видам культурных продуктов. Установление связи между культурным потреблением и культурным капиталом, позволяет понять общий уровень культурной компетенции. Культурное потребление операционализируется через: · музыкальные предпочтения и знание музыкальных произведений (М. Эммисон [27], Дж. Шепард [28], М. Саваж и М. Гайо [29]), · предпочтения в изобразительном искусстве и суждение о культуре в целом (С. Данекиндт и Х. Росе [30], М. Бергман и К. Эйк [31]), · предпочтения в сфере литературы (М. Соколов, Н. Соколова, М. Сафонова [32], Т. Чен и Дж. Голдторп [25]), · предпочтения внутри нескольких практик (в музыке и телевизионных программах - О. Лизардо и С. Скайлс [33], в литературных и музыкальных жанрах – С. Пурхонен, Дж. Гронов, К. Раконен [34]). Дополним данную классификацию исследованиями современных российских авторов, затрагивающими сферу культурного потребления. Среди них А. Бокова [35], рассматривающая культурный контент как инструмент формирования идентичности сообществ; А. Ушкарев [36], исследующий статусную мотивацию потребления искусства; Р. Абрамов и А. Зудина [37], выделяющие такую группу российского населения как «социальные инноваторы» и анализирующие их культурные и досуговые практики; Н. Большаков, А. Максимова [38], представляющие результаты всероссийского исследования театральной аудитории; К. Великая и Е. Круглова [39], изучающие роль культурного потребления в формировании социального статуса современного студента; А. Я. Рубинштейн [40], представляющий результаты первого всероссийского социологического опроса театральных зрителей. Итак, мы видим, что однозначность и единая позиция в определении и операционализации концепта культурное потребление отсутствует. Впрочем, определенная мультипарадигмальность вполне объяснима объемностью и наполнением самого понятия культуры, что накладывает отпечаток и на все его составляющие. Под культурным потреблением мы предлагаем понимать использование достижений общества в области культуры, представленных в форме культурных услуг (услуг культуры), для удовлетворения культурных потребностей социума. Стоит обратить внимание на дефиницию «достижения общества в области культуры», которая (как и собственно «культура»), носит неоднозначный характер и глубокое, разветвленное наполнение, а, соответственно, может включать в свой состав не только выдающиеся и общепризнанные произведения художников, писателей, режиссеров, композиторов, но также и такие культурные продукты, которые относятся частью общества к негативным. В то же время, культурные потребности, для удовлетворения которых используются достижения общества в области культуры, направлены на развитие личности, самореализацию, которая, как известно, также может развертываться в деструктивном русле. Данные вопросы, несомненно, требуют прояснения и более подробного раскрытия в последующих исследованиях сферы культурного потребления. Услуги культуры, в свою очередь, подразделяются на два вида: услуги непосредственных исполнителей (актеров, певцов и т.д.), оказываемые конкретно потребителю (зрителю, слушателю); услуги, связанные с освоением культурных благ, находящихся в предметной форме, услуги библиотек, кинотеатров музеев, картинных галерей и т.д. Каждый объект культуры уникален. Значительная часть культурных благ обладает свойством неисчерпаемости, следовательно, их можно отнести к общественным благам. Наряду с ценностями непосредственного использования (эстетическое наслаждение, получение знаний, развлечение, самовыражение) культурные блага обладают ценностями, не связанными с текущим потреблением. Это правило действует и в отношении культурных благ, которые обладают ценностью существования, ценностью отложенной выгоды и ценностью наследования. Люди, которые в настоящий момент не потребляют культурные блага, ценят возможность их потребления в будущем (ценность отложенной выгоды), ценят доступность и многообразие культурных благ для своих детей и будущих поколений (ценность наследования). Культурная ценность благ отражает не только их эстетическое значение (например, художественную форму объекта, красоту, гармонию), но и ряд символических и социальных аспектов, следовательно, при оценке культурных благ должны учитываться символическая (идеи, смыслы, впечатления) и социальная ценности культурных благ [18]. Методика исследования Мы предлагаем анализировать структуру культурного потребления, исходя из культурных потребностей населения, а также значимых культурных событий, мероприятий и учреждений. Нами была разработана комбинированная поэтапная методика социологического исследования сферы культурного потребления региона, в основу которой легла качественная исследовательская парадигма и метод экспертного интервью. Эксперты в данной методике структурированы по четырехуровневой системе. Этап первый: проведение разведывательного исследования, для уточнения методических особенностей и апробации инструментария. В качестве исследовательских методов данного этапа были выбраны интервьюирование и метод Дельфи. Второй метод применялся нами на данном этапе исследования, не как прогнозный, а как позволяющий уточнять формулировки вопросов и углублять, получаемые от экспертов четвертого уровня, данные. Экспертами данного уровня могут выступать социально активные граждане, интересующиеся культурной жизнью. Этап второй: опрос экспертов третьего уровня – представителей разных направлений культурной индустрии, что позволит усовершенствовать опросный лист и, при необходимости, дополнить методику другими методами исследования. Этап третий: опрос экспертов второго уровня – руководителей учреждений культуры региона. Этап четвертый: опрос экспертов первого уровня – представителей министерства культуры региона. Этап пятый: на основе полученных данных от групп экспертов всех представленных уровней, среди представителей министерства культуры региона предполагается организация мероприятия, направленного на анализ ситуации, складывающейся в сфере культурного потребления региона. Данное мероприятие осуществляется на основе метода групповых экспертных оценок - «мозговой штурм». Таким образом, участники заседания генерируют идеи и определяют круг возможных и наиболее эффективных мероприятий, направленных на преодоление выявленных в ходе проведения исследования «барьеров» в сфере социокультурного развития региона. Опрос по методу Дельфи проводится в два тура с предварительным этапом отбора экспертов и определения понятий. Для первого тура опроса разрабатывается опросник, позволяющий выявить основные составляющие сферы культурного потребления города по мнению экспертов, и оценить их. Во втором туре участникам опроса предлагаются объединенные данные, полученные от всех экспертов, с предложением дополнить, либо подкорректировать их. Оцениванию подлежат следующие составляющие сферы культурного потребления города: театральная, музыкальная, музейно-выставочная, кино, библиотечная, выявленные нами в ходе проведения разведывательного опроса экспертов. Кроме того, дополнительно оцениваются культурные события и достопримечательности. Интерпретируемые категории отражены на рисунке 1. Рисунок 1 - Схема социологического профиля структуры культурного потребления Для интервьюирования используются два опросника, с той целью, чтобы по итогам разведывательных интервью произвести отбор наиболее оптимального варианта инструментария. Первый опросник разрабатывается с учетом высказанных экспертами мнений по каждой из рассматриваемых сфер культурного потребления. Информантам предлагается оценить каждый из выделенных параметров, дополнить, при необходимости, или опровергнуть оценки экспертов и пояснить свой выбор. Второй опросник не включает в себя данные, полученные от экспертов. Опросные листы для экспертов первых трех уровней дополняются вопросами управленческого характера, позволяющими выявить как недочеты в сфере управления культурными учреждениями, так и выявить основные «болевые точки» во всей структуре культурного потребления. Заключение Итак, в ходе анализа научных трудов, посвященных исследованию сферы культурного потребления, мы столкнулись с разнообразными точками зрения исследователей, характеризующих подходы к пониманию данной категории. Нами был сделан вывод об отсутствии однозначности и единой позиции в определении и операционализации исследуемого концепта, что объясняется многомерностью самого понятия культура. Мы предложили уточненное определение дефиниции "культурное потребление", понимая его как использование достижений общества в области культуры, представленных в форме культурных потребностей социума. Разработанная нами методика изучения сферы культурного потребления позволяет оценить имеющуюся структуру в полном объеме и взглянуть на нее как глазами собственно потребителей, так и тех, кто непосредственно участвует в создании культурных благ. Кроме того, данные, получаемые на каждом этапе исследования, дают материал для дальнейшего изучения сферы, прогнозные сведения, а также позволяют выявить наиболее эффективные способы решения возникающих проблем. Таким образом, данная методика интересна не только с точки зрения развития научных теорий в сфере социологии культуры и смежных отраслей, но и практически применима как для социокультурного, так и для социально-экономического развития региона.
Библиография
1. Кравченко С. А. Словарь новейшей социологической лексики: теории, понятия, персоналии (с английскими эквивалентами). М.: Издательство МГИМО, 2011.
2. Экономика и право: словарь-справочник / Сост. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2004. 3. Демографический энциклопедический словарь / Гл. ред. Д. И. Валентей. М.: Советская энциклопедия, 1985. 4. Корсунова В. И. Культурное потребление в социологических исследованиях: обзор подходов к измерению понятия // Экономическая социология. 2019. № 1. С. 148-167. 5. Вебер М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии / пер. с нем. А. Н. Беляев, А. Ю. Антоновский. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2019. 6. Chaney D. C. From Ways of Life to Lifestyle: Rethinking Culture as Ideology and Sensibility // Culture in the Communication Age / Ed. by Lull J. London: Routledge, 2012. 7. Giddens. A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Redwood City, CA: Stanford University Press, 1991. 8. Бурдьё П. Различение: социальная критика суждения / Пер. с фр. О.И. Кирчик // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М. С. Добряковой и др. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 9. Peterson R. A., Kern R. M. Changing Highbrow Taste: From Snob to Omnivore // American Sociological Review. 1996. No. 61 (5). Pp. 900-907. 10. Sullivan O., Katz-Gerro T. The Omnivore Thesis Revisited: Voracious Cultural Consumers // European Sociological Review. 2006. No 23 (2), 123-137. 11. Trienekens S. 'Colourful' Distinction: The Role of Ethnicity and Ethnic Orientation in Cultural Consumption // Poetics. 2002. No 30 (4). Pp. 281-298. 12. Skrbis Z., Woodward I. The Ambivalence of Ordinary Cosmopolitanism: Investigating the Limits of Cosmopolitan Openness // The Sociological Review. 2007. No 55 (4). Pp. 730-747. 13. Gans H. Popular Culture and High Culture: An Analysis and Evaluation of Taste. New York: Basic Books, 2008. 14. Eijck K. van., Lievens J. Cultural Omnivorousness as a Combination of Highbrow, Pop, and Folk Elements: The Relation between Taste Patterns and Attitudes Concerning Social Integration // Poetics. 2008. No 36 (2-3). Pp. 217-242. 15. Бауман З. Индивидуализированное общество/Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. 16. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 17. Велединский В. Г. Социально-культурный сервис: эволюция понятия в контексте сервисологии // Мир человека. 2008. Т. 8. № 4. С. 89-103. 18. Мальшина Н. А. Услуги культуры – основные классификации // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 3. С. 42-55. 19. Eliot T. S. Notes towards the definition of culture. London: Faber a. Faber, 1965. 20. Солонин Ю. Н. Культурология. М.: Издательство Юрайт, 2012. 21. Williams R. Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. New York: Oxford University Press, 1985. 22. Костина А. В. Культурология. М.: КноРус, 2010. 23. Crothers L. Globalization and American Popular Culture. New York: Rowman & Littlefield Publishing Group, 2012. 24. Lopez S. J., Alvarez E. G. Omnivores Show up Again: The Segmentation of Cultural Consumers in Spanish Social Space // European Sociological Review. 2002. No 18 (3). Pp. 353-368. 25. Chan T. W., Goldthorpe J. H. Social Stratification and Cultural Consumption: The Visual Arts in England // Poetics. 2007. No. 35 (2-3). Pp. 168-190. 26. DiMaggio P., Mukhtar T. Arts Participation as Cultural Capital in the United States, 1982-2002: Signs of Decline? // Poetics. 2004. No 32 (2). Pp. 169-194. 27. Emmison M. Social Class and Cultural Mobility: Reconfiguring the Cultural Omnivore Thesis // Journal of Sociology. 2003. No 39 (3). Pp. 211-230. 28. Shepherd J. Music Consumption and Cultural Self-Identities: Some Theoretical and Methodological Reflections // Media, Culture & Society. 1986. No 8 (3). Pp. 305-330. 29. Savage M., Gayo M. Unravelling the Omnivore: A Field Analysis of Contemporary Musical Taste in the United Kingdom // Poetics. 2011. No 39 (5). Pp. 337-357. 30. Daenekindt S., Roose H. Ways of Preferring: Distinction through the 'What'and the 'How'of Cultural Consumption // Journal of Consumer Culture. 2017. No 17 (1). Pp. 25-45. 31. Berghman M., Eijck K. van. Visual Arts Appreciation Patterns: Crossing Horizontal and Vertical Boundaries within the Cultural Hierarchy // Poetics. 2009. No 37 (4). Pp. 348-365. 32. Соколов М. М., Соколова Н. А., Сафонова М. А. Статусные культуры, биографические циклы и поколенческие изменения в литературных вкусах читателей петербургских библиотек // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. № 19 (3). С. 116-135. 33. Lizardo O., Skiles S. Cultural Consumption in the Fine and Popular Arts Realms // Sociology Compass. 2008. No 2 (2). Pp. 485-502. 34. Purhonen, S., Gronow, J., Rahkonen, K. Nordic Democracy of Taste? Cultural Omnivorousness in Musical and Literary Taste Preferences in Finland // Poetics. 2010. No 38 (3). Pp. 266-298. 35. Бокова А. В. Культурный контент как инструмент формирования идентичности сообществ (к постановке проблемы) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 38. С. 5-11. 36. Ушкарев А. А. Статусная мотивация потребления искусства // Культура и искусство. 2018. № 6. С. 1-12. 37. Абрамов Р. Н., Зудина А. А. Культурное потребление и досуговые практики «Социальных инноваторов»: социологический анализ // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2012. № 1. С. 64-76. 38. Большаков Н. В., Максимова А. С. Театральная социология: зритель настоящего и его ожидания от будущего // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2019. № 4. С. 105-121. 39. Великая К. В., Круглова Е. Л. Культурное потребление как фактор формирования социального статуса студента // Вестник финансового университета. Гуманитарные науки. 2020. № 10(3). С. 92-96. 40. Рубинштейн А. Я. Театр, зритель и государство: 12 комментариев экономиста. Экономическая социология. 2019. № 20 (5). С. 98-149. References
1. Kravchenko, S. A. (2011). Dictionary of the latest sociological vocabulary: theories, concepts, personalities (with English equivalents). Moscow: MGIMO Publishing House.
2. Kurakov, L.P., Kurakov, V.L., & Kurakov A.L. (Ed.). (2004). Economics and Law: Dictionary and Reference. Moscow: University and School. 3. Valentey, D. I. (Ed.). (1985). Demographic Encyclopedic Dictionary. Moscow: Soviet Encyclopedia. 4. Korsunova, V. I. (2019). Cultural consumption in sociological research: a review of approaches to measuring the concept. Economic sociology, 1, 148-167. 5. Weber, M. (2019) Economy and society. Essays on understanding sociology. Moscow: HSE Publishing House. 6. Chaney, D. C. (Ed.). (2002). From Ways of Life to Lifestyle: Rethinking Culture as Ideology and Sensibility. Culture in the Communication Age. London: Routledge. 7. Giddens, A. (1991). Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Redwood City, CA: Stanford University Press. 8. Bourdieu, P. (2004). Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. Moscow: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN). 9. Peterson, R. A., & Kern, R. M. (1996). Changing Highbrow Taste: From Snob to Omnivore. American Sociological Review, 61(5), 900-907. 10. Sullivan, O., & Katz-Gerro, T. (2006). The Omnivore Thesis Revisited: Voracious Cultural Consumers. European Sociological Review, 23(2), 123-137. 11. Trienekens, S. (2002). 'Colourful' Distinction: The Role of Ethnicity and Ethnic Orientation in Cultural Consumption. Poetics, 30(4), 281-298. 12. Skrbis, Z., & Woodward, I. (2007). The Ambivalence of Ordinary Cosmopolitanism: Investigating the Limits of Cosmopolitan Openness. The Sociological Review, 55(4), 730-747. 13. Gans, H. (2008). Popular Culture and High Culture: An Analysis and Evaluation of Taste. New York: Basic Books. 14. Eijck, K. van., & Lievens, J. (2008). Cultural Omnivorousness as a Combination of Highbrow, Pop, and Folk Elements: The Relation between Taste Patterns and Attitudes Concerning Social Integration. Poetics, 36(2-3), 217-242. 15. Bauman, Z. (2005). Society Under Siege. Moscow: Logos. 16. Beck, W. (2000). Risk Society. Towards A New Modernity. Moscow: Progress-Tradition. 17. Veledinsky, V. G. (2008). Social and cultural service: evolution of the concept in the context of serviceology. World of Man, 4, 89-103. 18. Malshina, N. A. (2016). Cultural services – main classifications. Scientific review.Economic sciences, 3, 42-55. 19. Eliot, T. S. (1965). Notes towards the definition of culture. London: Faber a. Faber. 20. Solonin, Yu. N. (2012). Culturology. Moscow: Yurayt Publishing House. 21. Williams, R. (1985). Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. New York: Oxford University Press. 22. Kostina, A.V. (2010). Culturology. Moscow: KnoRus. 23. Crothers, L. (2012). Globalization and American Popular Culture. New York: Rowman & Littlefield Publishing Group. 24. Lopez, S. J., & Alvarez, E. G. (2002). Omnivores Show up Again: The Segmentation of Cultural Consumers in Spanish Social Space. European Sociological Review, 18(3), 353-368. 25. Chan, T. W., & Goldthorpe, J. H. (2007). Social Stratification and Cultural Consumption: The Visual Arts in England. Poetics, 35(2-3), 168-190. 26. DiMaggio, P., & Mukhtar, T. (2004). Arts Participation as Cultural Capital in the United States, 1982–2002: Signs of Decline? Poetics, 32(2), 169-194. 27. Emmison, M. (2003). Social Class and Cultural Mobility: Reconfiguring the Cultural Omnivore Thesis. Journal of Sociology, 39(3), 211-230. 28. Shepherd, J. (1986). Music Consumption and Cultural Self-Identities: Some Theoretical and Methodological Reflections. Media, Culture & Society, 8(3), 305-330. 29. Savage, M., & Gayo, M. (2011). Unravelling the Omnivore: A Field Analysis of Contemporary Musical Taste in the United Kingdom. Poetics, 39(5), 337-357. 30. Daenekindt, S., & Roose, H. (2017). Ways of Preferring: Distinction through the 'What'and the 'How'of Cultural Consumption. Journal of Consumer Culture, 17(1), 25-45. 31. Berghman, M., & Eijck, K. van. (2009). Visual Arts Appreciation Patterns: Crossing Horizontal and Vertical Boundaries within the Cultural Hierarchy. Poetics, 37(4), 348-365. 32. Sokolov, M. M., Sokolova, N. A., & Safonova, M. A. (2016). Status cultures, biographical cycles and generational changes in the literary tastes of readers of St. Petersburg libraries. Journal of Sociology and Social Anthropology, 19(3), 116-135. 33. Lizardo, O., & Skiles, S. (2008). Cultural Consumption in the Fine and Popular Arts Realms. Sociology Compass, 2(2), 485-502. 34. Purhonen, S., Gronow, J., & Rahkonen, K. (2010). Nordic Democracy of Taste? Cultural Omnivorousness in Musical and Literary Taste Preferences in Finland. Poetics, 38(3), 266-298. 35. Bokova, A. V. (2020). Cultural content as a tool for forming community identity (towards the problem statement). Bulletin of Tomsk State University. Cultural Studies and Art Criticism, 38, 5-11. 36. Ushkarev, A. A. (2018). Status motivation for art consumption. Culture and Art, 6, 1-12. 37. Abramov, R. N., & Zudina, A. A. (2012). Cultural consumption and leisure practices of “Social innovators”: sociological analysis. Bulletin of Udmurt University. Series “Philosophy. Psychology. Pedagogy”, 1, 64-76. 38. Bolshakov, N. V., & Maksimova, A. S. (2019). Theatrical sociology: the viewer of the present and his expectations from the future. Theater. Painting. Cinema. Music, 4, 105-121. 39. Velikaya, K. V., & Kruglova, E. L. (2020). Cultural consumption as a factor in the formation of a student's social status. Bulletin of the Financial University. Humanities, 10(3), 92-96. 40. Rubinstein, A. Ya. (2019). Theater, Spectator, and State: 12 Comments by an Economist. Economic Sociology, 20(5), 98-149.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использованы дескриптивный метод, метод категоризации, метод анализа, исторический метод, а также авторская «комбинированная поэтапная методика социологического исследования сферы культурного потребления региона, в основу которой легла качественная исследовательская парадигма и метод экспертного интервью. Эксперты в данной методике структурированы по четырехуровневой системе». Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку культура представляет собой одну из важнейших сфер функционирования общества, обеспечивающей многие основополагающие процессы, целостность самой социальной системы и качество жизни отдельных социальных групп и их представителей. Культурное потребление, как и любая форма потребления, связана с удовлетворением потребностей личности. Процессы потребления и удовлетворение потребностей в культурной сфере определяются региональной спецификой. В этом контексте методолого-методические особенности изучения сферы культурного потребления в регионе представляют научный интерес в сообществе ученых. Научная новизна исследования заключается в разработке авторской методики «социологического исследования сферы культурного потребления региона», предполагающей пять этапов: «этап первый: проведение разведывательного исследования», «этап второй: опрос экспертов третьего уровня – представителей разных направлений культурной индустрии», «этап третий: опрос экспертов второго уровня – руководителей учреждений культуры региона», «этап четвертый: опрос экспертов первого уровня – представителей министерства культуры региона», «этап пятый: на основе метода групповых экспертных оценок - «мозговой штурм»». Статья написана языком научного стиля с использованием в тексте исследования изложения различных позиций ученых к изучаемой проблеме и применением научной терминологии и дефиниций, характеризующих предмет исследования, а также подробным описанием предлагаемой авторской методики. Структура статьи, к сожалению, не выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей. В структуре представленной научно-исследовательской работы можно условно выделить вводную часть, основную часть, заключительную часть и библиографию. Содержание статьи отражает ее структуру. В частности, особую ценность представляет предложенный в рамках авторской методики опрос по методу Дельфи, который «проводится в два тура с предварительным этапом отбора экспертов и определения понятий. Для первого тура опроса разрабатывается опросник, позволяющий выявить основные составляющие сферы культурного потребления города по мнению экспертов, и оценить их. Во втором туре участникам опроса предлагаются объединенные данные, полученные от всех экспертов, с предложением дополнить, либо подкорректировать их. Оцениванию подлежат следующие составляющие сферы культурного потребления города: театральная, музыкальная, музейно-выставочная, кино, библиотечная, выявленные нами в ходе проведения разведывательного опроса экспертов. Кроме того, дополнительно оцениваются культурные события и достопримечательности». Интерпретируемые категории, предложенные в исследовании, очень наглядно представлены в схеме социологического профиля структуры культурного потребления, которая отражена на рисунке 1 представленной рукописи. Библиография содержит 34 источника, включающих в себя отечественные и зарубежные периодические и непериодические издания. В статье приводится описание различных позиций и точек зрения ученых, характеризующих подходы к пониманию потребления, потребности, культуры, особенностей культурного потребления. В статье содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике, которая входит в круг научных интересов исследователей, занимающихся указанной проблематикой. В представленном исследовании содержатся выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, отмечается, что предложенная авторская «методика изучения сферы культурного потребления позволяет оценить имеющуюся структуру в полном объеме и взглянуть на нее как глазами собственно потребителей, так и тех, кто непосредственно участвует в создании культурных благ. Кроме того, данные, получаемые на каждом этапе исследования, дают материал для дальнейшего изучения сферы, прогнозные сведения, а также позволяют выявить наиболее эффективные способы решения возникающих проблем. Таким образом, данная методика интересна не только с точки зрения развития научных теорий в сфере социологии культуры и смежных отраслей, но и практически применима как для социокультурного, так и для социально-экономического развития региона». Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, руководством и работниками органов исполнительной власти регионов, к ведению которых относятся вопросы культуры и искусства, социологами, культурологами, консультантами, аналитиками и экспертами. В качестве недостатков данного исследования следует отметить, что, несмотря на актуальность и несомненную научную, методологическую и методическую ценность представленной рукописи, к сожалению, структура статьи не выдержана с учетом требований, предъявляемых к этому виду научно-исследовательских работ. Необходимо уделить внимание структурным элементам исследования, которые либо полностью отсутствуют в тексте статьи, либо частично представлены, но не выделены и не обозначены отдельными заголовками. В частности, необходимо выделить введение и обзор литературы, выделить результаты исследование и обсуждение результатов, сформулировать выводы (по возможности, дать рекомендации) и сделать и выделить обобщающее заключение. При оформлении рисунка и библиографии следует обратить внимание на требования действующих ГОСТов, оформить их в соответствии с этими требованиями, особенно, пристальное внимание необходимо уделить оформлению источников, которые указаны в тексте в круглых скобках, без использования соответствующих сносок и включения их в библиографию. В качестве примеров, можно привести такие, как «(см. Словарь новейшей социологической лексики. Теории, понятия, персоналии. 2011. С.А.Кравченко; Экономика и право: словарь-справочник. 2004. Л. П. Кураков и соавт.; Демографический энциклопедический словарь. 1985. Гл. ред. Д.И. Валентей)», «(см. лекцию «Культурный капитал и социальная революция. Участие в культурной жизни Петербурга»)», «(см. Культурология / Под. ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Юрайт, 2012)», «(см. Raymond Williams Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. Croom Helm. 1976.)», «(см. Костина А. В. Культурология. М.: КноРус, 2010)» и т.п. Также встречается уточнения источника в круглых скобках в тексте, несмотря на использование сноски и включение этого источника в библиографию, в частности, «…точку зрения Велединского В.Г. (Социокультурный сервис. Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики, 2003) [14], понимающего под культурным потреблением…». Кроме того, в тексте исследования встречаются незначительные технические ошибки и опечатки, в частности, например, «…мы видим, что категория потребление всегда связывается с категорией потребности: потребление – это…», «Опрос по методу Делфи проводится…». Указанные недостатки не снижают высокую научную, методологическую и методическую значимость самого исследования, однако их необходимо оперативно устранить и доработать текст статьи в плане его структуры. Рукопись рекомендуется отправить на доработку.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
В первой части статьи соискатель объясняет важность культуры для развития и укрепления государства, высказывает мысль о том, что в России «все более активно начинает внедряться… ориентация на отечественный культурный продукт как нечто самобытное, исконное». При этом в теории вопроса автор использует именно западные суждения о культурных потребностях, их свойствах и содержании. В обзоре определения понятия «культурное потребление» автор опирается на работу В.Корсуновой, которая выделяет 4 наиболее значимых западных подходов искомого концепта. При этом соискатель не предлагает новую трактовку понятия, а солидаризируется с кандидатом педагогических наук В. Г. Велединским, понимающим под культурным потреблением «использование достижений общества в области культуры, представленных в форме социально-культурных (социокультурных) услуг, для удовлетворения социокультурных потребностей человека, социальных групп и общества в целом». В этой связи возникает два вопроса. Первый – что понимается под «достижениями общества в области культуры»? Войдут ли в это понятие негативные культурные активности или «достижения» (в музыкальной, театральной и любой другой сферах), отвергаемые частью общества? Второй вопрос касается представленного заголовка статьи, в котором локализуется обсуждаемая проблема рамками региона. Между тем, в материале статьи региональный аспект никак не выделен, что позволяет рекомендовать автору убрать это ограничение из заголовка. Определяя методолого-методические особенности изучения сферы культурного потребления, автор предлагает использовать качественную исследовательскую парадигму и экспертное интервью, распределенное на 5 этапов по методу Дельфи. При этом эксперты разделены на 4 группы. Предложенные методы получили бы более наглядное обоснование через конкретные примеры, которые, вероятно, есть в арсенале соискателя. В целом статья соответствует требованиям журнала, вызывает дискуссионный отклик и будет интересна читателю. В случае доработки материала читательский интерес может возрасти. При этом следует внимательно отнестись к тексту и исправить несколько синтаксических огрехов в предложениях, начинающихся словами «Фундаментом для реализации….» и «Для опроса методом интервьюирования…»
Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
и подходы к его определению, авторы достаточно четко определяют предмет своего исследования через к услуги, которые предоставляет сфера культуры, удовлетворяя потребности общества через проведение мероприятий. Данный методологический подход представляется оправданным, поскольку позволяет разработать методику эмпирического изучения данной сферы. Что касается актуальности, представленного в статье исследования, то она несомненна, поскольку в современном обществе проблема удовлетворения нематериальных потребностей выходит на первый план. Кроме того самим субъектам, продуцирующим так называемые культурные продукты, важно знать и понимать новые методики и подходы к изучению собственной индустрии. Также актуальность данной работы объясняется и тем влиянием, которое оказывают культурные продукты на мировоззрение, мотивацию и поведение людей, что делает ее весьма своевременной в условиях масштабных политических и социальных трансформаций, которые имеют место в настоящий период времени. Авторы статьи представили, самостоятельно разработанную методику социологического исследования сферы культурного потребления региона, в основу которой легла качественная исследовательская парадигма и метод экспертного интервью. Эксперты в данной методике структурированы по четырехуровневой системе. Собственно в данной разработке и состоит новизна исследования, что выгодно его отличает от исследований, в которых на новизну моет претендовать исключительно сам объект исследования. Кроме всего прочего, статью отличают, простой, лаконичный, грамотный, доступный, но вместе с тем выдержанный в канонах научности стиль изложения. Структура и содержание данной научной работы также не вызывает нареканий. Что касается библиографического списка, то он соответствует содержащимся в статье цитатам и ссылкам, и в целом, выглядит достойным для жанра научной статьи. Кроме этого следует отметить, что автор хорошо проработал существующие по данной тематике исследования и подходы, предприняв удачную попытку их гармонизации и интеграции в той степени, в какой это было возможно. Как уже было отмечено, данная статья может вызвать интерес, прежде всего, у руководителей учреждений культуры и искусства любой формы собственности, а также органов государственной и муниципальной власти, занимающихся разработкой и реализацией государственной культурной политики. Таким образом, представленный на рецензирование научный труд вполне можно считать состоявшимся, его выводы обоснованными, и достойным публикации. Хотелось бы пожелать автору не останавливаться на достигнутом и в ближайшем будущем поделиться с читательской аудиторией результатами непосредственного исследования в соответствии с изложенной методикой. |