Библиотека
|
ваш профиль |
Психолог
Правильная ссылка на статью:
Каширский Д.В., Молотова В.В.
Правосознание личности: взгляд с позиций культурно-исторической и деятельностной методологии
// Психолог.
2024. № 5.
С. 1-15.
DOI: 10.25136/2409-8701.2024.5.71967 EDN: XIPBKL URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=71967
Правосознание личности: взгляд с позиций культурно-исторической и деятельностной методологии
DOI: 10.25136/2409-8701.2024.5.71967EDN: XIPBKLДата направления статьи в редакцию: 14-10-2024Дата публикации: 30-10-2024Аннотация: Статья посвящена теоретическому осмыслению феномена правосознания личности с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского и общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Представлены закономерности становления правосознания личности, описаны психологические свойства и функции правосознания личности, теоретически обоснована гипотеза о системном и смысловом строении рассматриваемого феномена. Описано содержание правосознания личности на уровне "значений", "личностного смысла" и "чувственной ткани" сознания. Рассмотрен процесс становления системы правосознания личности через приложение принципа единства аффекта и интеллекта, сформулированного Л.С. Выготским, согласно которому, воля субъекта является единым основанием и опосредующим звеном в формировании сознательно управляемых процессов (формировании произвольности), где в процессе развития происходит изменение отношений между аффектом и интеллектом. Представлены закономерности становления правосознания личности, описаны психологические свойства и функции правосознания личности, теоретически обоснована гипотеза о системном и смысловом строении рассматриваемого феномена. Сформулированные авторами теоретические положения могут лечь в основу развернутых эмпирических исследований правосознания личности в русле отечественной психологической традиции, заложенной в культурно-историческом подходе и общепсихологической теории деятельности. Теоретический анализ феномена правосознания с позиций отечественной культурно-исторической и деятельностной методологии позволяет сделать следующие выводы и обобщения. Процесс становления и развития правосознания представляет собой переход от более простых смысловых обобщений относительно права к более сложным, в ходе общего развития личности. Таким образом, система значений «языка права» (с различным уровнем обобщений) определяет содержание компонентов структуры правосознания, «развитость» этих обобщений может свидетельствовать об уровне развития правосознания. Глубокое изучение правосознания невозможно в отрыве от категорий «личностный смысл», «чувственная ткань сознания», а также тех «значений», в которых право находит свое объективное выражение в культуре и в конкретной личности, субъекте права. Ключевые слова: сознание, сознание и деятельности, аффект и интеллект, культурно-историческая психология, правосознание, значение, личностный смысл, чувственная ткань сознания, когнитивный компонент правосознания, эмоциональный компонент правосознанияAbstract: The article is devoted to the theoretical understanding of the phenomenon of legal consciousness of personality from the standpoint of L.S. Vygotsky's cultural and historical theory and A.N. Leontiev's general psychological theory of activity. The regularities of the formation of the legal consciousness of the individual are presented, the psychological properties and functions of the legal consciousness of the individual are described, the hypothesis of the systemic and semantic structure of the phenomenon under consideration is theoretically substantiated. The content of the legal consciousness of the individual is described at the level of "meanings", "personal meaning" and "sensory tissue" of consciousness. The process of formation of the system of legal consciousness of personality is considered through the application of the principle of unity of affect and intelligence, formulated by L.S. Vygotsky, according to which the will of the subject is a single basis and an intermediary link in the formation of consciously controlled processes (the formation of arbitrariness), where in the process of development there is a change in the relationship between affect and intelligence. The theoretical propositions formulated by the authors can form the basis for extensive empirical studies of the legal consciousness of the individual in line with the national psychological tradition, laid down in the cultural-historical approach and the general psychological theory of activity. The regularities of the formation of the legal consciousness of the individual are presented, the psychological properties and functions of the legal consciousness of the individual are described, the hypothesis of the systemic and semantic structure of the phenomenon under consideration is theoretically substantiated. The theoretical propositions formulated by the authors can form the basis for extensive empirical studies of the legal consciousness of the individual in line with the national psychological tradition, laid down in the cultural-historical approach and the general psychological theory of activity. The theoretical analysis of the phenomenon of legal awareness from the standpoint of the national cultural, historical and activity methodology allows us to draw the following conclusions and generalizations. The process of formation and development of legal awareness is a transition from simpler semantic generalizations about law to more complex ones, in the course of general personality development. Thus, the system of meanings of the "language of law" (with different levels of generalizations) determines the content of the components of the structure of legal consciousness, the "development" of these generalizations may indicate the level of development of legal consciousness. A deep study of legal consciousness is impossible in isolation from the categories of "personal meaning", "sensual fabric", as well as those "meanings" in which law finds its objective expression in culture and in a specific person, a subject of law. Keywords: conscience, consciousness and activities, affect and intelligence, cultural and historical psychology, legal awareness, meaning, personal meaning, the sensory fabric of consciousness, the cognitive component of legal awareness, the emotional component of legal awarenessВведение Интерес к теме правосознания возник еще во времена античных философов. Современные идеи и концепций в этой области знания берут свое начало в трудах Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля и Цицерона. В период Средневековья существенное влияние на формирование представлений о правосознании оказали труды А. Августина, Ф. Аквинского, П. Абеляра, Н. Макиавелли. В философии нового времени проблема правосознания стала предметом исследования многих выдающихся мыслителей – Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы, И.Г. Фихте, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля. Современные труды философов и теоретиков права существенно расширили границы в понимании правосознания, что позволяет рассматривать его как междисциплинарное явление. Например, С.С. Алексеев рассматривает право как явление цивилизации, которое призвано быть носителем высших начал, основополагающих ценностей цивилизации, реализовать историческое предназначение общества, связанное с утверждением в нем силы и потенциала разума, высоких гуманитарных начал [3]. Право, по мнению Алексеева, есть также явление культуры как индивидуального самовыражения личности, творчества, их аккумуляции, самовозрастания [3]. Это выражается в том, что право отражает жизнь во всех ее сложных проявлениях от глубинных пластов (экономическое устройство, политический строй, система власти), до самых житейских, бытовых (семейные отношения, наследование, трудовые отношения и др.) [1]. В.С. Нерсесянц также понимает право многомерно, называя этот инструмент общественного регулирования «математикой свободы». Нерсесянц отмечает, что за внешними категориями и абстракциями права на самом деле стоит то, что является главным и существенным в жизни каждого человека и всего общества – ценности свободы, справедливости, равенства, а правовые условности — это абсолютная необходимость достойной жизни человека [20]. Из приведенных выше философских рассуждений становится очевидной аксиологическая основа права, которая является определяющей для его понимания. Будучи присвоенной субъектом, данная аксиологическая система становится элементом его самосознания, что позволяет ввести в область психологического анализа категорию правосознания личности и провести его структурно-функциональный анализ в русле различных психологических теорий и концепций. Анализ современного состояния исследований психологических аспектов правосознания позволяет выявить несколько направлений. В социальной психологии в качестве теоретического основания изучения правосознания используется концепция социальных представлений С. Московичи (К.А. Абульханова – Славская, 1997; О.А. Гулевич 1999; М.И. Воловикова, 2002; Е.О. Голынчик, 2004; М.В. Верстова, 2007) [6]. В юридической психологии в качестве частно – научной теории в основу исследования правосознания положена функционально – структурная модель А.Р. Ратинова (Д.М. Безносов, 2004; А.М. Иванова, 2006; О.В. Сергачева, М.И. Марьин, 2010; Н.А. Ведешкин, 2012; Т.А. Симакова, 2016, А.А. Волков, О.В. Чурсина, 2020) [7]. Наблюдается интерес к изучения правосознания с позиции психологии сознания (Г.В. Акопов, 2016; Г.В. Акопов, Н.Н. Ярушкин, А.В. Белоус, 2019) [2]. Между тем, отсутствует единая общепсихологическая концепция правосознания личности, которая могла бы сложиться на основании культурно – исторического и деятельностного подходов в психологии и существенно расширить научные представления о содержании компонентов психологической структуры правосознания. Целью данной статьи является теоретическое осмысление феномена правосознания личности с позиций отечественной культурно-деятельностной методологии. Объект исследования – правосознание личности как психологический феномен. Предмет исследования – культурно-историческая и деятельностная трактовка феномена правосознания личности. Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурно-историческая теория Л.С. Выготский и общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, раскрывающие сущность и компонентный состав сознания и самосознания личности в их многообразных связях и проявлениях; философско-правовая концепция либертарно-юридической теории права и государства В.С. Нерсесянца, психологическая теория права Л.И. Петражицкого. При проведении теоретического анализа литературы по проблеме исследования использованы дескриптивный метод, метод категоризации, исторический метод, метод анализа и синтеза философской, психологической, юридической, педагогической литературы, а также теоретическое моделирование. Научная новизна исследования заключается в расширении научно-теоретических представлений о феномене правосознания в психологии. Сформулированные в статье новые методологические положения, раскрывающие сущность правосознания личности, могут лечь в основу эмпирических исследований данного феномена в русле отечественной психологической традиции, заложенной в культурно-исторической теории Л.С. Выготского и общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Теоретический обзор литературы В русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского и общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева сознание как родовая характеристика человека является высшей формой психического отражения мира, результатом общественно-исторического развития индивида, имеющая социальную обусловленность и связь с деятельностью и поведением человека. Самосознание личности представляет собой относительно поздний продукт онтогенеза, оно связано с осознанием субъектом себя, своего места в мире и отношений с окружающими. Правосознание является компонентом самосознания личности, оно формируется в ходе взаимодействия субъекта со своим окружением – в семье и различных социальных группах. На становление правосознания личности оказывает влияние культурная жизнь общества, средства массовой информации и коммуникации, господствующая идеология и система воспитания и др. По мнению А.Н. Леонтьева сознание не может развиваться вне системы общественных отношений, в свою очередь, практически все общественные отношения урегулированы нормами права. Следуя логике А.Н. Леонтьева, сознание развивается в рамках системы общественных отношений, урегулированных правовыми нормами, следовательно, право как социальный регулятор «пронизывает» сознание. Таким образом правосознание складывается как результат отношений. Если сознательное отражение – это «отражение предметной деятельности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства [17], то правосознание - это отражение объективных устойчивых свойств правовой действительности (системы права, юридических институтов и норм, отношений в рамках правового поля). Преобразующая природу предметная деятельность, субъектом которой выступает разумный индивид, передается посредством произвольного и целесообразного волевого акта, способствующая процессу творческого обучения и развития [16]. Процесс правотворчества и законотворчества, по сути, можно считать предметной деятельностью, преобразующей общественные отношения. Источником и основой правосознания являются общественные отношения, урегулированные нормами права, и только потом сами нормы права и законы. Правосознание формируется общественными субъектами в сфере правовых отношений (правоотношений) и в процессе правовой деятельности [19]. А.Н. Леонтьев раскрывает категорию сознания через процесс порождения сознательного отражения, которые как бы «вычерпывается» из внешней объективной реальности. В структуре сознания ученый выделяет три компонента: чувственную ткань, значение и смысл. Значения составляют важнейшую образующую человеческого сознания и рассматриваются А.Н. Леонтьевым как нечто, представляющее в индивидуальном сознании общественно-исторический опыт, закреплённый в слове. Если чувственная ткань является продуктом индивидуального опыта человека, то значения присваиваются [17]. Так, проводя аналогию с правосознанием, можно сделать вывод о том, что «правовой опыт» является частью общественно-исторического опыта и присваивается субъектом через объективно существующие значения – юридические понятия, принципы, нормы, правовые институты. Как отмечает А.Н. Леонтьев, в сознании личности, значения начинают жить как бы двойной жизнью, посредством включения в жизнь субъекта, они «субъективизируются», а затем приобретают личностный смысл, который порождается конкретными обстоятельствами жизни и особенностями субъекта. Личностный смысл придает сознанию пристрастность. Он связан с мотивами и переживаниями человека. Как и чувственная ткань, личностный смысл не имеет «надындивидуального», «не психологического» существования. Жизнь индивида в обществе, деятельность человека и составляет субстанцию его сознания» [16]. Таким образом, право, имеющее свое объективно выраженное в значениях содержание, субъективируется в правосознании личности. Правовые нормы могут толковаться и восприниматься пристрастно, субъективно оцениваться как справедливые или несправедливые, иметь определенную степень значимости для субъекта правоотношений. Если рассматривать правосознание с точки зрения теории А.Н. Леонтьева, то оно может быть представлено на всех уровнях следующим образом. На уровне значений правосознание личности включает правовую грамотность, набор объективных знаний субъекта о праве, его системе, понимание необходимости соблюдения правовых норм. На этом уровне правосознание личности может быть представлено в виде образа правопослушного гражданина, или напротив – правонарушителя и преступника и др. На уровне личностного смысла правосознание проявляется в том случае, когда субъект выражает свое отношение к системе права на вербальном уровне или непосредственно в юридически значимых ситуациях, отстаивая или защищая свои права, становясь участником сделок и юридических актов, активным участником правоотношений (например, выступая в суде, подписывая договор на покупку недвижимости, регистрируя брак или оформляя развод, усыновляя ребенка или получая свидетельство о его рождении, подписывая завещание или документ о наследовании имущества, отказываясь от дачи показаний и др.) На уровне чувственной ткани правосознание личности выражается в форме конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. По своему содержательному наполнению эти образы относятся к области права, юридически значимым ситуациям, правопослушному и противоправному поведению и др. Чувственные образы различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов правосознания личности состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию правосознания личности мир права выступает для субъекта как существующий не в сознании, а во внешнем поле как объект его деятельности. Проблема сознания является центральной в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. По мнению ученого, «сознание есть проблема структуры поведения» [12]. Л.С. Выготский указывал на принципиальное отличие поведения животных от человеческого, подчеркивал роль культуры в развитии высших психических функций, становлении сознания и самосознания личности. Л.С. Выготским были введены представления о системном и смысловом строении сознания, разработана методология и методы психологического исследования сознания, изучены линии развития сознания и поведения – эволюционная, историческая и онтогенетическая [13]. Системное строение сознания Л.С. Выготский называл его внешним строением, в то время как смысловое строение сознания образует его внутреннюю структуру. Именно в смысле, согласно Л.С. Выготскому, выражается отношение сознания к внешнему миру. Смысл входит в значение. Значение есть всюду, где есть знак. Значение слова представляет собой обобщение. Оно не константно, но изменяется в ходе развития личности. За значением скрывается процесс обобщения. Изменение уровня развития обобщений, развитие значения как обобщения приводит к изменению смысловой структуры сознания, переводит его на все более высокий уровень. Таким образом, система значений определяет смысловую структуру сознания [13]. Значение — это, своего рода, теоретически обобщенная и устоявшаяся зона смысла. В связи с этим, можно предположить, что нормативные правовые акты (например, законы) есть «зона смысла» общественно закрепленных ценностей и охраняемых правом благ (личных, социальных, культурных, политических, экономических). За присвоением в процессе интериоризации «правовых значений» - конкретных норм и принципов права стоят личностные смыслы и ценности, которые составляют качественное содержание правосознания личности. Правовые нормы, которые не затрагивают область личностного смысла и ценностей, остаются на уровне «значений» и не проникают «в глубину» правосознания. Рассуждая в русле идей Л.С. Выготского, можно высказать предположение о том, что процесс формирования и развития правосознания личности происходит по тем же законам, по которым идет развитие высших психических функций, личности и сознания в целом. В первую очередь, следует указать на то, что развитие правосознания личности, по-видимому, представляет собой переход от непосредственных форм поведения к опосредствованным, от природных форм к социальным, от естественных форм к искусственным (культурным). Далее, механизмом освоения внешних форм правосознания является интериоризация, в результате которой социальные формы правопослушного или противоправного поведения становятся внутренними формами сознания личности, т.е. входят в правосознание личности в виде его содержательных и структурных единиц. Наконец, о развитии правосознания личности можно говорить лишь тогда, когда данное структурное образование характеризуется свойством управляемости (регулируемости), т.е. овладением личностью собственным поведением в юридически значимых ситуациях [12]. Согласно Л.С. Выготскому, личность в своем развитии стремится к свободе, овладевая совершенными формами поведения и мышления («культурное» равно «свободное» - то, чем можно распоряжаться), при этом правосознание трансформируется и развивается вместе с личностью [13]. Можно сказать, что право есть мера свободы, определенная обществом и культурой, как некий общественный идеал. На наш взгляд, к процессу становления системы правосознания личности может быть приложен принцип единства аффекта и интеллекта, сформулированный Л.С. Выготским, согласно которому, воля субъекта является единым основанием и опосредующим звеном в формировании сознательно управляемых процессов (формировании произвольности), где в процессе развития происходит изменение отношений между аффектом и интеллектом. Так, в правосознании личности постепенно складывает и изменяется отношение между знаниями о праве и правовых нормах («интеллектом» или когнитивным компонентом правосознания личности) и эмоциональной оценкой этих знаний («аффектом» или эмоциональным компонентом правосознания личности). В процессе появления зрелых форм правосознания личности, при осуществлении субъектом выбора способа действия в юридически значимых ситуациях, все в большей мере проявляется волевой компонент, выражающийся в осознанности принятого решения (реализовать норму права, внутренне согласиться с ней, либо нарушить закон). В последнем случае следует говорить о правосознании личности правонарушителя или преступника. Результаты Теоретическое осмысление феномена правосознания личности с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского и общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева согласуется с «психологической теорией права» Л.И. Петражицкого, в которой автор приходит к выводу о том, что психология, ее теория сознания, эмоций и мотивации способны дать научно обоснованное решение вопросов правового регулирования [21, 22]. Полученные нами результаты согласуются также с концепциями, принятыми в социальной философии и либертарно-юридической теории права и государства, согласно которым право рассматривается как общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально определенных и общеобязательных правил поведения (норм), охраняемых и гарантируемых публичной (государственной) властью [20]. Правосознание, подчиняясь в своем развитии закону перехода к опосредованным, социальным и культурным формам поведения, в конечном итоге, будет представлено у развитой личности системой сформированных взглядов (понятийного мышления, мировоззрения) относительно справедливости, равенства и возможных проявлений свободы в процессе социального взаимодействия и юридически – значимых действий в рамках правового поля. Проведенный теоретический анализ позволяет сформулировать следующие обобщающие выводы: 1. Правосознание личности: а) представляет собой - интегральное, динамическое личностное образование, - развивается под влиянием внешних и внутренних условий, б) отражает общественные отношения, урегулированные правовыми нормами и складывающиеся в правовую действительность посредством правовых знаний, эмоций, чувств, ценностного отношения, в) проявляется в поведении, деятельности и отношениях с окружающим миром, г) регулирует поведение личности в юридически значимых ситуациях. 2. Процесс становления и развития правосознания личности представляет собой переход от более простых смысловых обобщений относительно права к более сложным психологическим (понятийным) системам, в ходе общего развития личности. Таким образом, система значений «языка права» (с различным уровнем обобщений) определяет содержание компонентов структуры правосознания личности, «развитость» этих обобщений может свидетельствовать об уровне развития правосознания личности. 3. Глубокое изучение правосознания личности невозможно в отрыве от категорий «личностный смысл», «чувственная ткань», а также тех «значений», в которых право находит свое объективное выражение в культуре и в конкретной личности, субъекте права. Рекомендации Прежде чем изучать отдельные проявления и свойства правосознания личности, необходимо проанализировать, как объективно существующее право в своем культурном внешнем воплощении отражено в сознании конкретной личности и соотносится с «личным» образом права. Теоретическое моделирование диагностических методик, позволяющих исследовать правосознания личности [10], должно строиться с учетом правовой аксиоматики и существующей на современном этапе культурно – исторического развития системы права. Для комплексной диагностики правосознания личности целесообразно использовать методологию качественного и количественного подходов к психологической диагностике. Для изучения ценностно - смыслового содержания компонентов правосознания личности, отражающего его «внутреннее» строение, может быть разработана процедура полустрктурированного интервью в русле качественной методологии. В свою очередь, стандартизированные опросные методики могут быть направлены на диагностику «внешнего» системного строения правосознания личности с учетом предложенных нами теоретических положений. Заключение Проведенное теоретико-методологическое исследование позволяет, на наш взгляд, существенно расширить и углубить научные теоретические представления о системном и смысловом строении правосознания личности. Сформулированные в статье положения и рекомендации могут рассматриваться как основания для проведения развернутых эмпирических исследований правосознания личности в русле отечественной психологической традиции, заложенной в культурно-исторической теории Л.С. Выготского и общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Анализ теоретических положений об онтологических и аксиологических основаниях права, соотнесение положений о праве с культурно-деятельностной методологией, позволяет подойти к теоретическому моделированию общепсихологической концепции правосознания личности, разработать и теоретически обосновать общепсихологическую модель структуры правосознания личности, которая может быть использована для проведения прикладных междисциплинарных исследований в социальной и юридической психологии, социологии, педагогике, теории права, культурологии и других гуманитарных областях знаний. В частности, на основании разработанных теоретических положений был создан стандартизированный опросник значимости прав и свобод, который прошел предварительную процедуру эмпирической валидизации, оценку психометрических свойств [29] и используется для проведения эмпирических исследований когнитивного и ценностного компонентов правосознания личности. В качестве дальнейших перспектив исследования выделяется создание теоретической модели психологической структуры правосознании, разработка психологического инструментария для его комплексной диагностики, проведение эмпирических исследований на различных выборках.
Библиография
1. Айменов А. Ж., Шахматова Н.В. Правосознание как социологическая конструкция // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. Т. 19. № 4. С. 385-388.
2. Акопов Г.В., Белкин А.И., Ярушкин Н.Н. Категория правосознания в системе категориальных пространств сознания // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник материалов Второй Международной научно-практической конференции, 8–10 октября 2020 года / под научной ред. В.В. Коврова. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. С. 4–9. 3. Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. Т. II. Москва, 1982. 359 с. 4. Аналитическая философия: Учебное пособие / Под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. Москва: РУДН. 2006. 740 с. 5. Асадуллина Г. Р. Влияние духовно-нравственных процессов на правосознание, правотворчество и правоприменение / Г. Р. Асадуллина, С. И. Ивентьев, О. В. Шкуран // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Иркутск, 15 марта 2021 года / Под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. С. 9-16. EDN LLPEZT. 6. Базулина А. А. Комплексная проблема формирования правосознания личности // Эпомен. 2020. № 40. С. 180-188. EDN IUOIQE. 7. Баранова Н. С. Правовой риск и правосознание / Н. С. Баранова, А. П. Воронкин, Р. Н. Шматков // Инженерные и информационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности : Сборник научных статей по итогам международной научной конференции, Волгоград, 20–21 ноября 2020 года. Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ", 2020. С. 173-174. EDN GMCESF. 8. Бацунов А. Н. Феномен правосознания в социально-философской перспективе // Вестник ТГУ. 2010. № 7. С. 161-167. 9. Бессонова Т. С. Теоретические проблемы одностороннего использования материализма в формировании правосознания // Актуальные проблемы образования и науки в эпоху цифровизации экономики и пути ее решения : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 14 ноября 2019 года. Москва: ЧУ ВО «Институт государственного администрирования», 2020. С. 101-114. EDN XHSOOZ. 10. Бикчинтаева Л. Г. Применение психодиагностического метода в исследовании правосознания. // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2016. № 8.4. С. 251-257. 11. Блудов П. А. Влияние правового просвещения на формирование общества с высоким правосознанием // Юридические клиники и со НКО в системе оказания бесплатной Юридической помощи Российской Федерации: история, реальность, стратегия развития : материалы всероссийской конференции с международным участием, Шадринск, 07 декабря 2018 года. Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2020. С. 168-172. EDN GQEDTK. 12. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Москва: Издательство АПН РСФСР, 1960. 500 с. 13. Выготский Л. С. О психологических системах. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. Москва: Педагогика. 1982. 488 с. 14. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1 Москва, 1982–1984. 487 с. 15. Коптелов А.О. Предметная деятельность как парадигма в современных исследованиях психики человека // Вестник ВятГУ. 2009. № 1. C. 41-46. 16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 1975. 304 с. 17. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. Москва: Издательство АПН РСФСР, 1981. 584 с. 18. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности. URL: http://www.institut.smysl.ru/article/spirit.php. (Дата обращения: 01.10.2024) 19. Муслумов Р. Р. Правовое сознание личности. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. 80 с. 20. Нерсесянц В. С. Право: многообразие определений и единство понятий // Советское государство и право. 1983. № 10. С. 26-35. 21. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. Санкт-Петербург, 1908. 421 с. 22. Петражицкий Л. И. О мотивах человеческих поступков. Санкт-Петербург, 1904. 294 с. 23. Степанова М. А. С. Л. Рубинштейн и П. Я. Гальперин: сопоставление позиций по проблеме интериоризаций // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 94-104. DOI: 10.31857/S020595920004059-0. EDN ZADYMH. 24. Субботский Е. В. Индивидуальное сознание как система реальностей // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. Москва, 1999. С. 125-160. 25. Arstein-Kerslake, A., & Black, J. (2020). Right to legal capacity in therapeutic jurisprudence: Insights from critical disability theory and the convention on the rights of persons with disabilities. International Journal of Law and Psychiatry, 68, 101535. URL: https://doi.org/10.1016/J.IJLP.2019.101535 (Дата обращения: 02.10.2024) 26. Emerton, R. (2023). “We’re not there yet” but it’s not “pie-in-the-sky”: Legal Consciousness, Decertification and the Equality Sector in England and Wales. Fem Leg Stud 31, 95-120. URL: https://doi.org/10.1007/s10691-022-09509-2 (Дата обращения: 01.10.2024) 27. Gweon, H. (2021). Inferential social learning: cognitive foundations of human social learning and teaching. Trends Cognitive Science, 25(10), 896-910. doi: 10.1016/j.tics.2021.07.008. Epub 2021 Aug 18. PMID: 34417094. (Дата обращения: 01.10.2024) 28. Khudoiberdiev, A. Q., Radjabov, B. B. (2022). Some aspects of increasing legal consciousness and legal culture in society, World Bulletin of Management and Law, 11, 35-37. (Дата обращения: 01.10.2024) 29. Molotova V., Molotov A., Kashirsky D., Sabelnikova N. Survey of assessment of a person's legal consciousness: Development and Preliminary Validation. Behavioral Sciences. URL: https://www.mdpi.com/2076-328X/10/5/89/xml (Дата обращения 01.10.2024). References
1. Aimenov, A. Zh., & Shakhmatova, N.V. (2019). Legal Consciousness as a Sociological Construction, Izvestia of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Political Science, 19(4), 385-388.
2. Akopov, G.V., Belkin, A.I., & Yarushkin, N.N. (2020). The Category of Legal Consciousness in the System of Categorical Spaces of Consciousness. In V.V. Kovrov (Ed.), Prevention of Deviant Behavior in Children and Youth: Regional Models and Technologies: Proceedings of the Second International Scientific and Practical Conference, October 8-10, 2020 (pp. 4-9). Simferopol: IT "ARIAL". 3. Alekseev, S. S. (1982). General Theory of Law: In 2 Vols. 2. Moscow. 4. Lebedev, M.V., Chernyak, A.Z. (Ed.). (2006). Analytical Philosophy: Textbook. Moscow: RUDN. 5. Asadullina, G. R. (2021). The Influence of Spiritual and Moral Processes on Legal Consciousness, Lawmaking, and Law Enforcement. In O.A. Polyushkevich, G.V. Druzhinin (Ed.), Social Institutions in the Legal Dimension: Theory and Practice: Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Irkutsk, March 15, 2021 (pp. 9-16). Irkutsk: Irkutsk State University. EDN LLPEZT. 6. Bazulina, A. A. (2020). The Complex Problem of Forming Individual Legal Consciousness, Epomen, 40, 180-188. 7. Baranova, N. S. (2020). Legal Risk and Legal Consciousness, Engineering and Information Technologies, Economics, and Management in Industry: Proceedings of the International Scientific Conference, Volgograd, November 20-21, 2020 (pp. 173-174). Volgograd: LLC "KONVERT". EDN GMCESF. 8. Batsunov, A. N. (2010). The Phenomenon of Legal Consciousness in the Socio-Philosophical Perspective, Vestnik TSU, 7, 161-167. 9. Bessonova, T. S. (2020). Theoretical Problems of the One-Sided Use of Materialism in the Formation of Legal Consciousness, Current Problems of Education and Science in the Era of Digitalization of the Economy and Ways to Solve Them: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, November 14, 2019 (pp. 101-114). Moscow: Private Institution of Higher Education "Institute of State Administration". 10. Bikchintaeva, L. G. (2016). The Application of Psychodiagnostic Methods in the Study of Legal Consciousness, Current Problems of Law and State in the 21st Century, 8.4, 251-257. 11. Bludov, P. A. (2020). The Influence of Legal Education on the Formation of a Society with High Legal Consciousness, Legal Clinics and NGOs in the System of Free Legal Aid in the Russian Federation: History, Reality, Development Strategy: Proceedings of the All-Russian Conference with International Participation, Shadrinsk, December 7, 2018 (pp. 168-172). Shadrinsk: Shadrinsk State Pedagogical University. 12. Vygotsky, L. S. (1960). Development of Higher Mental Functions. Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. 13. Vygotsky, L. S. (1982). On Psychological Systems. Collected Works: In 6 Vols. Vol. 1. Questions of Theory and History of Psychology. Moscow: Pedagogy. 14. Vygotsky, L. S. (1982–1984). Collected Works: In 6 Vols. Vol. 1. Moscow. 15. Koptelov, A.O. (2009). Object Activity as a Paradigm in Contemporary Research of Human Psyche, Vestnik VyatGU, 1, 41-46. 16. Leontiev, A. N. (1975). Activity. Consciousness. Personality. Moscow. 17. Leontiev, A.N. (1981). The Problem of the Development of the Psyche. Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. 18. Leontiev, D. A. Spirituality, Self-Regulation, and Values. Retrieved from http://www.institut.smysl.ru/article/spirit.php 19. Muslumov, R. R. (2013). Legal Consciousness of the Individual. Yekaterinburg: Ural University Publishing House. 20. Nersesyants, V. S. (1983). Law: Diversity of Definitions and Unity of Concepts, Soviet State and Law, 10, 26-35. 21. Petrazhitsky, L. I. (1908). Introduction to the Study of Law and Morality. Emotional Psychology. Saint Petersburg. 22. Petrazhitsky, L. I. (1904). On the Motives of Human Actions. Saint Petersburg. 23. Stepanova, M. A. (2019). S. L. Rubinstein and P. Ya. Galperin: Comparison of Positions on the Problem of Interiorizations, Psychological Journal, 40(2), 94-104. doi:10.31857/S020595920004059-0 24. Subbotsky, E. V. (1999). Individual Consciousness as a System of Realities, Traditions and Prospects of the Activity Approach in Psychology: The School of A.N. Leontiev (pp. 125-160). Moscow. 25. Arstein-Kerslake, A., & Black, J. (2020). Right to legal capacity in therapeutic jurisprudence: Insights from critical disability theory and the convention on the rights of persons with disabilities. International Journal of Law and Psychiatry, 68, 101535. Retrieved from https://doi.org/10.1016/J.IJLP.2019.101535 26. Emerton, R. (2023). “We’re not there yet” but it’s not “pie-in-the-sky”: Legal Consciousness, Decertification and the Equality Sector in England and Wales. Fem Leg Stud 31, 95–120. Retrieved from https://doi.org/10.1007/s10691-022-09509-2 27. Gweon, H. (2021). Inferential social learning: cognitive foundations of human social learning and teaching. Trends Cognitive Science, 25(10), 896-910. doi:10.1016/j.tics.2021.07.008. Epub 2021 Aug 18. PMID: 34417094. 28. Khudoiberdiev, A. Q., Radjabov, B. B. (2022). Some aspects of increasing legal consciousness and legal culture in society, World Bulletin of Management and Law, 11, 35-37. 29. Molotova, V., Molotov, A., Kashirsky, D., Sabelnikova, N. Survey of assessment of a person's legal consciousness: Development and Preliminary Validation. Behavioral Sciences. Retrieved from https://www.mdpi.com/2076-328X/10/5/89/xml
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использованы дескриптивный метод, метод категоризации, исторический метод, метод анализа научной литературы. Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку изучение феномена правосознания личности имеет свои истоки еще в работах античных философов. На протяжении всей истории науки стали появляться различные методологические подходы к исследованию правосознания. В условиях мультипарадигмальности исследовательского процесса применительно к правосознанию личности изучение этого феномена с позиций культурно-исторической и деятельностной методологии представляет научный интерес среди различных ученых. Научная новизна исследования заключается в изучении по авторской методике и «теоретическом осмыслении феномена правосознания личности с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского и общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева». Статья написана языком научного стиля с использованием в тексте исследования изложения различных позиций ученых к изучаемой проблеме, а также применением терминологии, характеризующей предмет исследования. Структура рукописи, к сожалению, не выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей. В структуре данного исследования можно условно выделить краткую вводную часть, основную часть, выводы и обобщения, библиографию. Содержание статьи отражает ее структуру. В частности, особую ценность представляет авторское суждение о том, что «самосознание личности представляет собой относительно поздний продукт онтогенеза, оно связано с осознанием субъектом себя, своего места в мире и отношений с окружающими. Правосознание является компонентом самосознания личности, оно формируется в ходе взаимодействия субъекта со своим окружением – в семье и различных социальных группах. На становление правосознания личности оказывает влияние культурная жизнь общества, средства массовой информации и коммуникации, господствующая идеология и система воспитания и др.». Библиография содержит 10 источников, включающих в себя отечественные периодически и непериодические издания, а также электронный ресурс. В статье приводится описание различных позиций и точек зрения ученых, характеризующих методологические подходы к пониманию правосознания личности. В статье содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике, которая входит в круг научных интересов исследователей, занимающихся указанной проблематикой. В представленном исследовании содержатся выводы и обобщения, касающиеся предметной области исследования. В частности, отмечается, что «процесс становления и развития правосознания представляет собой переход от более простых смысловых обобщений относительно права к более сложным, в ходе общего развития личности. Таким образом, система значений «языка права» (с различным уровнем обобщений) определяет содержание компонентов структуры правосознания, «развитость» этих обобщений может свидетельствовать об уровне развития правосознания. Глубокое изучение правосознания невозможно в отрыве от категорий «личностный смысл», «чувственная ткань», а также тех «значений», в которых право находит свое объективное выражение в культуре и в конкретной личности, субъекте права. Прежде чем изучать отдельные проявления и свойства правосознания личности, необходимо проанализировать, как объективно существующее право в своем культурном внешнем воплощении отражено в сознании конкретной личности и соотносится с «личным» образом права». Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, психологами, правоведами и юристами, социологами, философами, культурологами, аналитиками и экспертами. В качестве недостатков данного исследования следует отметить, то, что в структуре статьи некоторые важные элементы либо раскрыты не полностью, либо совсем отсутствуют. В частности, внимание целесообразно было бы уделить описанию методологии исследования и обозначить этот структурный элемент отдельным заголовкам. Результаты проведенного исследования не описаны и не выделены отдельным заголовком. По результатам исследования целесообразно было бы сформулировать также заключение, а не ограничиваться только выводами и обобщениями. При подготовке исследования можно было обратиться и к более современным источникам, большее внимание уделить периодическим научным изданиям, а также зарубежной научной литературе по теме исследования. При оформлении сносок и библиографии необходимо обратить внимания на требования действующих ГОСТов, а электронный ресурс, указанный в библиографии, оформить как электронный ресурс, обязательно указать дату обращения к источнику. Кроме того, объем представленной рукописи не позволяет максимально полно раскрыть заявленную тему научного исследования. Указанные недостатки не снижают научную значимость самого исследования, однако их необходимо оперативно устранить и существенно доработать текст статьи в части ее объема, содержания и структуры. Рукопись рекомендуется вернуть на доработку.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Предмет исследования в работе не сформулирован. В то же время работа нацелена на проведение теоретического осмысления феномена правосознания личности с позиций отечественной культурно-деятельностной методологии. Методология исследования. В работе проведен обобщающий обзор и анализ опубликованных в российских и зарубежных изданиях исследований. Теоретико-методологическую основу исследования составили: - культурно-историческая теория Л.С. Выготский и общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, раскрывающие сущность и компонентный состав сознания и самосознания личности в их многообразных связях и проявлениях; - философско-правовая концепция либертарно-юридической теории права и государства В.С. Нерсесянца, - психологическая теория права Л.И. Петражицкого. При проведении теоретического анализа литературы по проблеме исследования автором использован: дескриптивный метод, метод категоризации, исторический метод, метод анализа и синтеза философской, психологической, юридической, педагогической литературы, а также теоретическое моделирование. Актуальность исследования обусловлена тем, что аксиологическая основа права является определяющей для его понимания. Будучи присвоенной субъектом, данная аксиологическая система становится элементом его самосознания, что позволяет ввести в область психологического анализа категорию правосознания личности. Автором отмечается, что важно проведение структурно-функционального анализа категории правосознания личности с позиций отечественной культурно-деятельностной методологии. Научная новизна исследования. Автором было отмечено, что проведенное теоретико-методологическое исследование позволило расширить и углубить научные теоретические представления о системном и смысловом строении индивидуального правосознания личности. Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный. Структура работы четко прослеживается, автором выделены основные смысловые части. Логика в работе представлена. Содержание статьи отвечает требованиям, предъявляемым к работам такого уровня. Объем работы достаточный для того, чтобы раскрыть предмет исследования. Во вводной части кратко определена тема исследования и обозначены ее «проблемные» зоны. В основной части автором представлены подходы психологов к рассмотрению основных понятий (А.Н. Леонтьев, Л.С.Выготский). Автором отмечается, что в русле данных подходов сознание как родовая характеристика человека является высшей формой психического отражения мира, результатом общественно-исторического развития индивида, имеющая социальную обусловленность и связь с деятельностью и поведением человека. Самосознание личности представляет собой относительно поздний продукт онтогенеза, оно связано с осознанием субъектом себя, своего места в мире и отношений с окружающими. Правосознание является компонентом самосознания личности, оно формируется в ходе взаимодействия субъекта со своим окружением – в семье и различных социальных группах. На становление правосознания личности оказывает влияние культурная жизнь общества, средства массовой информации и коммуникации, господствующая идеология и система воспитания и др. Следующий раздел посвящен описанию и анализу полученных результатов теоретического исследования. Автором представлено содержание понятия «правосознание личности» и его структуры, описан процесс становления и развития правосознания личности. Отмечается, что глубокое изучение правосознания личности невозможно в отрыве от категорий «личностный смысл», «чувственная ткань», а также тех «значений», в которых право находит свое объективное выражение в культуре и в конкретной личности, субъекте права. В завершающем разделе автором сформулированы общие выводы. Библиография. Библиография статьи включает в себя 28 отечественных и зарубежных источников, издания за последние три года практически отсутствуют. В список включены, в основном, статьи, тезисы и интернет-издания. Помимо этого, имеются также учебные материалы, информационные издания, монографии. Источники оформлены в основном корректно и однородно. Апелляция к оппонентам. Рекомендации: 1) провести анализ большего числа научных источников, в том числе современных, поскольку затронутая проблема активно рассматривается отечественными и зарубежными исследователями; теоретический анализ именно современных источников является недостаточным; 2) во вводном разделе сформулировать объект, предмет, научную новизну проведенного исследования; 3) сформулировать рекомендации по результатам проведенного исследования; 4) представить перспективы дальнейшего исследования, в том числе, эмпирического; 5) просмотреть работу на предмет оформления (например, есть склеенный текст («Теоретическое осмыслениефеномена»); на значительную часть источников нет ссылок в тексте статьи; ). Выводы. Проблематика затронутой темы отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью. Статья будет интересна специалистам, которые занимаются проблемами правосознания личности. В том числе, важным является вопрос о теоретическом осмыслении данного феномена в психологических исследованиях. Статья может быть рекомендована к опубликованию. Однако важно учесть выделенные рекомендации и внести соответствующие изменения. Это позволит представить в редакцию научно-методическую и научно-исследовательскую работу, отличающуюся научной новизной и практической значимостью.
Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
В связи с этим, обращает внимание формулировка научной новизны. По этому поводу автор пишет, что она (научная новизна) заключается в расширении научно-теоретических представлений о феномене правосознания в психологии. А также в том, что «сформулированные в статье новые методологические положения, раскрывающие сущность правосознания личности, могут лечь в основу эмпирических исследований данного феномена в русле отечественной психологической традиции, заложенной в культурно-исторической теории Л.С. Выготского и общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева». Сама формулировка возражений не вызывает. Но по тексту нет каких-либо методологических положений, раскрывающих сущность правосознания личности, и которые могут лечь в основу эмпирических исследований данного феномена в русле отечественной психологической традиции, заложенной в культурно-исторической теории Л.С. Выготского и общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Такие положения должны быть результатом исследования, как понимает рецензент. Тем более, с учетом цели исследования - теоретического осмысления феномена правосознания личности с позиций отечественной культурно-деятельностной методологии. Формулировка цели правильная и тоже никаких возражений не вызывает. То есть, по форме все написано правильно: и цель, и предмет, и научная новизна, и, конечно, методология исследования. В целом правильно сделан и анализ литературных данных. Но в нем нет критического анализа, который позволил бы расширить представления о правосознание личности в качестве феномена с учетом культурно-исторической и деятельностной методологии. Но автор пытается это сделать, отмечая по тексту, что «…отсутствует единая общепсихологическая концепция правосознания личности, которая могла бы сложиться на основании культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и существенно расширить научные представления о содержании компонентов психологической структуры правосознания». Сложность написания статей такого рода заключается в действительно фундаментальной методологии (Леонтьев А.Н., Выготский Л.С.), расширить и развить которую очень непросто. Поэтому автору можно отдать должное уважение за попытку развивать дальше проблему правосознания личности в контексте культурно-исторической и деятельностной методологии. Тем более, что проблема эта становится все более актуальной. Поэтому попытка нарастить потенциал возможностей заявленной методологии путем анализа работ исследователей из смежных областей вполне уместны. Речь идет о психологической теория права Л.И. Петражицкого. Для этого автором использовано много методов. Указаны такие методы, как дескриптивный метод, метод категоризации, исторический метод, метод анализа и синтеза философской, психологической, юридической, педагогической литературы, а также теоретическое моделирование. Возникает вопрос по поводу метода теоретического моделирования. Что автор имеет в виду и какие результаты получены с его помощью? По тексту отмечается, что «Полученные нами результаты согласуются также с концепциями…». Что автор имеет в виду? Какие результаты им были получены? Отмечено только, что «Теоретическое осмысление феномена правосознания личности с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского и общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева согласуется с «психологической теорией права» Л.И. Петражицкого, в которой автор приходит к выводу о том, что психология, ее теория сознания, эмоций и мотивации способны дать научно обоснованное решение вопросов правового регулирования». Однако в чем смысл «психологической теорией права» Л.И. Петражицкого по тексту не понятно. Дело в том, что культурно-историческая теория Л.С. Выготского и общепсихологическая теории деятельности А.Н. Леонтьева согласуются почти со всеми психологическими теориями. Поэтому в данном случае сложно соглашаться с автором о достижении какой-либо новизны. В выводах тоже уже утверждается, что «1. Правосознание личности: а) представляет собой - интегральное, динамическое личностное образование, - развивается под влиянием внешних и внутренних условий и т.д.» Это известные вещи. Выводы должны отражать конкретные результаты исследования. Библиографический список содержит источники по теме исследования, за исключением № 4. Учебное пособие не является научным источником. В целом же, данная статья интересна. Она имеет потенциал для доработки текста и перспективу опубликования, поскольку правосознание личности представляет собой проблему не только в научном, но и в житейском, то есть обыденном отношении. После доработки текста, данную статью можно будет рекомендовать к опубликованию. |