Библиотека
|
ваш профиль |
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Костицын С.С.
Опыт развития частных музеев в России в условиях государственно-частного партнерства в 1990-2020-е гг.
// Genesis: исторические исследования.
2024. № 9.
С. 32-39.
DOI: 10.25136/2409-868X.2024.9.71611 EDN: WKPZPW URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=71611
Опыт развития частных музеев в России в условиях государственно-частного партнерства в 1990-2020-е гг.
DOI: 10.25136/2409-868X.2024.9.71611EDN: WKPZPWДата направления статьи в редакцию: 31-08-2024Дата публикации: 09-09-2024Аннотация: Предметом исследования являются состояние и перспективы развития частных музеев России в 1990–2020-е годы. Объектом исследования является государственно-частное партнерство (ГЧП) как инструмент взаимодействия органов государственной власти и бизнеса по реализации музейных проектов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как основные направления взаимодействия органов государственной власти и бизнеса по вопросу инвестирования в музейные объекты, тенденции развития государственно-частного партнерства. Особое внимание уделяется перспективам его развития в музейной сфере в части совместной реализации музейных проектов, их оценки и отбора по принципу эффективности для субъектов Российской Федерации. Подчёркивается, что модель, где государство и бизнес взаимодействуют на равных, занимает важное место в осмыслении современных социальных отношений. Методологическую базу исследования составляют принципы историзма, научной объективности, системности и комплексности, которые позволяют исследовать опыт и современные проблемы развития частных музеев в России в условиях государственно-частного партнерства как комплексную проблему, анализируя фактический материал во всей его совокупности и взаимосвязи. Особым вкладом авторов в исследование темы является комплексный анализ перспектив развития государственно-частного партнерства в музейной сфере России, их обобщение и систематизация по принципу необходимости учета в среднесрочном планировании разработку централизованной системы сбора и информирования о музейных проектах федерального и регионального уровня; развитие нормативно-правовых основ, влияющих не только на выработку управленческих решений по обеспечению проектов, но и подбор сотрудников при сопровождении музейных проектов. Новизна исследования заключается в переосмыслении концептуальных основ, тенденций и ключевых направлений развития частных музеев в России в условиях государственно-частного партнерства. Ключевые слова: музей, частный музей, государственно-частное партнерство, объект культурного наследия, культура, музейный проект, частная инициатива, культурно-просветительская деятельность, социальный запрос, государственная политикаAbstract: The subject of this research is the state and prospects of development of private museums in Russia in the 1990s–2020s. The object of the study is a public-private partnership (PPP) as a tool for interaction between public authorities and business in the implementation of museum projects. The author examines in detail such aspects of the topic as the main directions of interaction between public authorities and business on the issue of investing in museum facilities, trends in the development of public-private partnership. Special attention is paid to the prospects of its development in the museum sector in terms of the joint implementation of museum projects, their evaluation and selection based on the principle of effectiveness for the subjects of the Russian Federation. It is emphasized that the model where the state and business interact on equal terms occupies an important place in the understanding of modern social relations. The methodological basis of the research consists of the principles of historicism, scientific objectivity, consistency and complexity, which allow us to explore the experience and current problems of the development of private museums in Russia in the context of public-private partnership as a complex problem, analyzing the factual material in its entirety and interrelationship. The main conclusions of the study are the peculiarities of the development of private museums in Russia in the context of the development of public-private partnership over the past three decades. A special contribution of the authors to the research of the topic is a comprehensive analysis of the prospects for the development of public-private partnership in the Russian museum sector, their generalization and systematization on the principle of the need to take into account in medium-term planning the development of a centralized system for collecting and informing about museum projects at the federal and regional levels; the development of regulatory frameworks that affect not only the development of management decisions to ensure projects, but also the selection of staff to accompany museum projects. The novelty of the research lies in rethinking the conceptual foundations, trends and key areas of development of private museums in Russia in the context of public-private partnership. Keywords: museum, private museum, public-private partnership, cultural heritage site, culture, museum project, private initiative, cultural and educational activities, social inquiry, public policyСоздание и развитие частного музея в большинстве случаев представляет собой плоды энтузиазма частных лиц, которые реализуют возможность выставлять собственные частные коллекции на обозрение посетителям. Являясь весьма востребованными в части предложения интересного эстетического опыта, они нуждаются в небольших преференциях, спектр которых планомерно расширялся в 1990-2000-х гг., и государство стало предоставлять их безвозмездно или с отсрочкой обязательств. К таким преференциям можно отнести: - возможность эффективно закупить товары и услуги высокого качества по более низкой цене; - помощь в реализации проектов культурной значимости и доведении идеи до окончательного состояния, при котором музей имеет все необходимое для ведения экспозиционно-выставочной деятельности; - администрирование музеем управляющими институтами и оказание консультационных услуг в рамках программы поддержки ГЧП и др. По данным ресурса «Global Infra Hub», отрасль культуры в России только на 2 % состоит из частных капиталовложений [1]. Если рассматривать частный музей как инвестиционный проект, то инвестор, преследующий цель создания работающего бизнеса, зачастую обращается к помощи органов государственной власти. В связи с этим, можно отметить создание и развитие нормативно- правовой базы по развитию государственно- частного партнерства в 1990-2000-х гг. Так, например, одним из серьезных шагов государства в части долгосрочного развития государственно- частного партнерства послужил соответствующий федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый в 2015 году, в рамках которого приобретение активов предполагает и равное разделение рисков между частным лицом и государством. Инвестор, который рассматривает создание частного музея как инвестиционный проект в силу положений закона сможет купить или взять в аренду культурный объект и использовать его в качестве залога. При изменении законодательства или макроэкономических условий в государстве инвестор будет иметь гарантию возврата вложенных средств. В данных условиях инвестор может подать заявку на строительство или реставрацию культурного объекта без необходимости искать предложение от государства. Это право инвестора объясняется «правом частной инициативы». В Российской Федерации механизм государственно-частного партнерства реализуется в деятельности частных музеев наряду с театрами, библиотеками и иными объектами культурного наследия [2]. Особенно это важно для развития малых музеев, таких как «Мир камня» (г.Барнаул) [3], «Музей парфюмерии» (г.Санкт-Петербург) [4] и других. Увеличивая диапазон возможностей для бизнеса, государством предлагается использование следующих преференций на основе государственно-частного сотрудничества: - получение в собственность недвижимости, являющейся объектом культурного наследия; - пользование помещением или строением на основе договора аренды или на безвозмездной основе; - сдача в управление объекта недвижимости, зарегистрированного как государственная собственность; - сдача на аутсорсинг работ и услуг государственного предприятия и др. [5]. В рамках имеющейся модели государственно- частного партнерства бизнес для ведения музейной деятельности на основе договора аренды может получить объект недвижимости и обязан выполнять оговоренные требования в соответствии с целями сохранить объект в первоначальном его виде. Кроме этого, в условиях обязательных к выполнению может присутствовать пункт об использовании объекта по его прямому назначению. При этом модель, где государство и бизнес взаимодействуют на равных, не только популяризируется, но и представляет для бизнес-энтузиастов новые возможности гарантий возврата вложенных инвестиций. В числе наиболее успешных можно рассмотреть несколько реализованных проектов в субъектах Российской Федерации. Так, например, музей-усадьба «Полотняный завод Гончаровых», расположенный в Калужской области, является важным культурным объектом региона. Целью его реставрации послужило сохранение первоначального облика здания и увеличение туристического потока в области. Данный объект входит в 30% усадеб федерального и регионального значения, которые удалось сохранить благодаря частной или государственной финансовой поддержке. В данном случае частный инвестор самостоятельно восстановил здание и взялся осуществлять управленческую деятельность [6]. Сторонами-участниками реализации замысла стали Министерство экономического развития Калужской области, а также частная компания «Альпинекс-Австрия». Инвестиции в проект составили 90 млн. рублей от частной компании, в то время как государственная сторона оказывала управленческо-бытовые услуги. Результатом такого решения стало увеличение социокультурного дискурса среди молодого и старшего поколения; активизация культурно-просветительской деятельности в стенах музея-усадьбы: проведения экскурсий, лекций, мероприятий; привлечение туристов из других регионов и, соответственно, пополнение бюджета. Постановление Правительства Московской области «Об утверждении порядка установления льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области» позволило на законодательном уровне создать благоприятные условия, в которых частным инвесторам будет выгодно и безопасно заниматься восстановлением и эксплуатацией усадеб. Ключевым фактором послужило равное распределение финансовой нагрузки между государственной и частной сторонами. В результате с 2013 года были сданы в льготную аренду 11 частным инвесторам более 30 объектов культурного наследия Московской области [7]. В Воронежской области были реализованы несколько успешных проектов на основе разных форм сотрудничества между несколькими заинтересованными сторонами. Так, например, с привлечением общественного Фонда был отреставрирован Дом офицеров как частный музей. Был заключен договор между муниципальным органом и Фондом, в котором утверждалось совместное использование объекта [8]. Реализация проекта частного музейного комплекса «Коломенская пастила. История со вкусом»» потребовала сил нескольких компаний, таких как ООО Инновационное предприятие «Внедрение технологий современности» при партнерстве Центра культурных инициатив, а также Социального Фонда [9]. Большое значение для развития всей сферы имеет Союз музеев России, который оказывает влияние на заключение соответствующих соглашений о развитии, создании или восстановлении институтов культуры [10]. Среди перспектив развития государственно- частного партнерства в музейной сфере является разработка централизованной системы сбора и опубликования информации по реализации данных проектов, включая проекты федерального и регионального уровня. В стремлении реализовать свои замыслы по реализации музейных проектов крупные игроки рынка собирают и обрабатывают информацию из официальных источников для того, чтобы восполнить недостаток сведений и сформировать перечень наиболее актуальных для ведения культурной деятельности объектов. Так, например, компания InfraOne Research на ежегодной основе формировала перечень перспективных музейных проектов, содержащий основные сведения по проектам крупного масштаба (более 1 млрд руб.). Данные проекты, планируемые для реализации, требовали привлечения частной стороны, в основном для покрытия капитальных затрат. В них указывались формы реализации проекта, уровень готовности запуска проекта, сроки договоренностей и т.п. Отчеты компании InfraOne Research за период до 2021 гг. позволяли установить основные тенденции по реализации музейных проектов: - рост общего числа проектов при спаде капитальных затрат; - уменьшение в 2021 году средней суммы реализуемых проектов практически в 4 раза; - увеличение использования концессионных соглашений при реализации музейных проектов; - рост доли инвестиций в деятельность музеев среди иных проектов по развитию культурных объектов (17% всех затрат) [11]. Другими перспективами развития государственно- частного партнерства в музейной сфере связаны с развитием нормативно- правовых основ, влияющих в том числе не только на выработку управленческих решений по обеспечению проектов, но и подбор сотрудников и повышение их квалификации при сопровождении проектов в рамках государственно-частного партнерства [12]. Таким образом, государственно-частное партнерство представляет собой эффективную модель реализации проекта в музейной сфере, участники которой заинтересованы в равной степени и разделяют между собой ответственность. Условия сотрудничества утверждаются концессионным соглашением или соглашением о государственно-частном партнерстве, Развитие государственно-частного партнерства является важным не только в экономическом, но и социально-культурном аспектах деятельности государства и бизнеса. Перспективы развития государственно- частного партнерства в сфере музейной деятельности находятся в плоскости реализации соответствующего социального запроса.
Библиография
1. Факторы смешанного финансирования и ESG в инфраструктуре/ https://www.gihub.org/.
2. Бедняков А. Государственно-частное партнерство как модель развития публичной инфраструктуры // Вестник МГИМО-Университета. – 2021. – № 15 (1). – С. 143–173. 3. Музей «Мир камня» / https://stonemir.ru/contact-us/ 4. Музей парфюмерии / http://parf-muzey.ru/ 5. Барбашина Е.А. Роль государственно-частного партнерства в управлении процессами инновационного развития экономики России // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1 (11). – C. 119–130. 6. Музей-усадьба «Полотняный завод Гончаровых»/ https://zabir.ru/polotnyaniyy/zavod/ 7. Более 30 усадеб передано частным инвесторам в Подмосковье по программе льготной аренды/ https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/bolee-30-usadeb-peredano-chastnym-investoram-v-podmoskove-po-programme-lgotnoy-arendy. 8. Определен проектировщик реконструкции воронежского Дома офицеров/ https://news.myseldon.com/ru/news/index/210585413. 9. Государственно-частное партнерство в сфере культуры. Лучшие практики проектов субъектов России. Минкульт России. – 2016. – 104 с. 10. Союз музеев России/ https://www.souzmuseum.ru/. 11. Мелешко Е. Бизнес готов инвестировать в социальную инфраструктуру [Электронный̆ ресурс] // "Российская Бизнес-газета" – Государственно-частное партнерство. – 2021. – № 965 (36). Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/16/ivesticii.html. 12. Матвиенко В. Культура – матрица нации [Электронный ресурс] // "Российская газета". Федеральный выпуск No 74 (175). ‒ 2019. Режим доступа: http://www.rg.ru/2019/12/ 29/kultura.html References
1. Factors of mixed financing and ESG in infrastructure. Retrieved from https://www.gihub.org
2. Bednyakov, A. (2021). Public-private partnership as a model for the development of public infrastructure. Bulletin of MGIMO University, 15(1), 143-173. 3. The World of Stone Museum. Retrieved from https://stonemir.ru/contact-us 4. Perfume Museum. Retrieved from http://parf-muzey.ru 5. Barbashina, E.A. (2021). The role of public-private partnership in managing the processes of innovative development of the Russian economy. Issues of innovative economics, 1(11), 119-130. 6. The museum-estate "The linen factory of the Goncharovs". Retrieved from https://zabir.ru/polotnyaniyy/zavod 7. More than 30 estates have been transferred to private investors in the Moscow region under the preferential lease program. Retrieved from https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/bolee-30-usadeb-peredano-chastnym-investoram-v-podmoskove-po-programme-lgotnoy-arendy 8. The designer of the reconstruction of the Voronezh House of Officers has been identified. Retrieved from https://news.myseldon.com/ru/news/index/210585413 9. Public-private partnership in the field of culture. (2016). The best practices of projects in Russian regions. The Ministry of Culture of Russia. 10. Union of Museums of Russia. Retrieved from https://www.souzmuseum.ru 11. Meleshko, E. (2021). Business is ready to invest in social infrastructure [Electronic resource]. Rossiyskaya Biznes-gazeta-Public-Private Partnership, 965(36). Retrieved from http://www.rg.ru/2014/09/16/ivesticii.html 12. Matvienko, V. (2019). Culture – the matrix of the nation [Electronic resource]. Rossiyskaya Gazeta. Federal Issue, 74(175). Retrieved from http://www.rg.ru/2019/12/29/kultura.html
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Учитывая, что музей как объект инфраструктуры заинтересован в инвестициях, но при этом не может изменить своей миссии (хранить прошлое, вдохновлять настоящее и помогать находить будущее), возникают сложности при определении целевых задач инвестирования: во что инвестировать в инфраструктуру, в коллекцию, в человеческий капитал сотрудников и посетителей? В статье справедливо утверждается, что частные инвестиции в культуру составляют очень низкий показатель близкий к статистической погрешности. Автор верно апеллирует к нормам закона (N 224-ФЗ от 13.07.2015), однако предоставление возможности инвестирования автоматически не запускает механизм реализации партнёрства. Более того, важно подчеркнуть, что законодательное регулирование вопроса возникло фактически ближе к концу изучаемого периода. Вероятно, имеет смысл хотя бы кратко рассмотреть такую форму организации как ЧУК (частное учреждение культуру) и оценить способствует такая форма государственно-частному партнёрству или препятствует. Ключевой вопрос, который обходится в статье стороной, а не может ли механизм государственно-частного партнёрства стать основанием для захвата интересных и доходных объектов под видом их, например, частичной музеефикации. В работе освещены интересные и полезные для понимания проблемы примеры «Мир камня» (Барнаул), «Музей парфюмерии» (Санкт-Петербург), «Коломенская пастила. История со вкусом» (Коломна). Однако не хватает разбора таких значимых по уровню инвестиций проектов, как ГЭС-2. В 2014 году глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков предложил выкупить здание ГЭС-2 со статусом объекта культурного наследия регионального значения предпринимателю и меценату Леониду Михельсону. В итоге в здании бывшей электростанции был организован один из крупнейших музейных центров Москвы. Весьма полезным для оценки реальных возможностей государственно-частного партнёрства имело бы смысл рассмотреть опыт Президентского фонда культурных инициатив, созданный в 2021 году и предоставляющий подробную информацию о своих конкурсах, участниках и победителях, в том числе реализующих гранты на основе принципа софинансирования. Вывод «Перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере музейной деятельности находятся в плоскости реализации соответствующего социального запроса» остался непонятен: от кого должен поступить такой социальный запрос – от любителей музеев, от музейного сообщества, от государственных органов?
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой являются частные музеи России в 1990-2020-е гг. Автор ставит своими задачами рассмотреть механизм государственно-частного партнерства в деятельность частных музеев, а также определить перспективы его развития. Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать опыт развития частных музеев в России в условиях государственно- частного партнерства в 1990-2020-е гг. Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент отметим его разносторонность: всего список литературы включает в себя 12 различных источников и исследований. Из привлекаемых автором источников укажем на интернет-порталы частных музеев, а также материалы периодической печати. Из используемых исследований укажем на работу Е.А. Барбашиной, в центре внимания которой находится роль государственно-частного партнерства в управлении процессами инновационного развития экономики России. Заметим, что библиография статьи обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач. Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется, как государственно-частным партнерством, в целом, так и его роль в частных музеях, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи. Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, хотя в статье и отсутствует полноценное заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «если рассматривать частный музей как инвестиционный проект, то инвестор, преследующий цель создания работающего бизнеса, зачастую обращается к помощи органов государственной власти». В работе отмечается, что «модель, где государство и бизнес взаимодействуют на равных, не только популяризируется, но и представляет для бизнес-энтузиастов новые возможности гарантий возврата вложенных инвестиций». Автор приводит здесь такие примеры, как музей-усадьба «Полотняный завод Гончаровых», расположенный в Калужской области, а также частного музейного комплекса «Коломенская пастила. История со вкусом»». Примечательно, что как отмечает автор рецензируемой статьи, «развитие государственно-частного партнерства является важным не только в экономическом, но и социально-культурном аспектах деятельности государства и бизнеса». Главным выводом статьи является то, что «государственно-частное партнерство представляет собой эффективную модель реализации проекта в музейной сфере, участники которой заинтересованы в равной степени и разделяют между собой ответственность». Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и в рамках стратегий развития частных музеев. В целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования». |