Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Психология сновидений: обоснование и развитие синтетического подхода

Богачев Алексей Михайлович

ORCID: 0000-0002-9430-2274

научный сотрудник Центра профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Старший преподаватель кафедры практической психологии, Мариупольский государственный гуманитарный университет им А.И. Куинджи

197198, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, 6, кв. 20

Bogachev Aleksei Mikhailovich

Researcher at the Center for the Prevention of Extremism in Education and Youth Environment, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University; Senior Lecturer of the Department of Practical Psychology, Mariupol State Humanitarian University named after A.I. Kuindzhi

197198, Russia, Saint Petersburg, Bolshaya Pushkarskaya str., 6, sq. 20

amb1976@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2024.3.71244

EDN:

FOSVFE

Дата направления статьи в редакцию:

12-07-2024


Дата публикации:

28-09-2024


Аннотация: Объектом исследования является психическая реальность личности, а предметом – ее сновидческая активность, которая рассматривается в контексте многоуровневого и многомерного строения личности как системы. Таким образом, функционал сновиденческой активности рассматривается через призму диалогической (транцендентной) функции, позволяющей сознанию воспринимать находящиеся за его границами психические факты, то есть обретать способность к метарефлексии, соединяющей в себе онтологическую и гносеологическую парадигмы. Отсюда следует, что исследование затрагивает "много-многомерность" личностной структуры, как в поверхностном, так и в глубинном планах, объединяемой в пространстве сновидения посредством осознанного восприятия символов. Предложено сопряжение представления о структуре психики по С.Гроффу и понимания специфики материала, проявляющегося в конкретных сновидениях конкретной личности. Методология исследования основана на представлении о психической реальности как о саморегулирующейся системе, в рамках которой сновидения служат внутренне присущему личности стремлению к целостности. Автором использованы методы: исследования отдельных случаев, интерпретации, анализа и синтеза, интроспекции и самоотчета. В статье осуществлена попытка развития интегративно-синтетической теории сновидений на основе трудов В.В. Козлова, С.А. Парфентьева, В.В. Майкова и других современных авторов, работающих в сфере практической глубинной психологии. На основе авторского видения и обобщения многолетнего опыта работы предложена концепция семи «измерений» (уровней) сновидения и алгоритм работы с материалом сновидения в целях развития личности и психологической психотерапии. Представлены результаты эксперимента, доказывающего как эффективность данного алгоритма, так и научную обоснованность понимания сновидения в качестве многомерного естественного психотерапевтического пространства, процесса и механизма одновременно. В целом, работа весьма актуальна с точки зрения как теории, так и практики, характеризуясь при этом определенной научной новизной.


Ключевые слова:

Сновидение, Личность, Другой, Субъект, Сознание, Бессознательное, Интеграция, Диалог, Траснформация, Метарефлексия

Abstract: The object of the study is the mental reality of a personality, and the subject is its dream activity, which is considered in the context of a multilevel and multidimensional structure of personality as a system. Thus, the function of dream activity is considered through the prism of a dialogic (transcendental) function that allows consciousness to perceive mental facts beyond its boundaries, that is, to acquire the ability to metareflexion, combining the ontological and epistemological paradigms. It follows from this that the study touches on the "multi-dimensionality" of the personal structure, both on the surface and in the deep planes, combined in the space of a dream through conscious perception of symbols. It is proposed to combine the idea of the structure of the psyche according to S. Groff and an understanding of the specifics of the material manifested in specific dreams of a particular person. The research methodology is based on the idea of mental reality as a self-regulating system, within which dreams serve the inherent desire for integrity of the personality. The author uses the following methods: case studies, interpretation, analysis and synthesis, introspection and self-report. The article attempts to develop an integrative-synthetic theory of dreams based on the works of V.V. Kozlov, S.A. Parfentiev, V.V. Maikov and other modern authors working in the field of practical depth psychology. Based on the author's vision and generalization of many years of experience, the concept of seven "dimensions" (levels) is proposed for working with dream material for the purposes of psychological psychotherapy and personal development. The results of an experiment are presented, proving both the effectiveness of this algorithm and the scientific validity of understanding dreams as a multidimensional natural psychotherapeutic space, process and mechanism at the same time. In general, the work is very relevant from the point of view of both theory and practice, while being characterized by a certain scientific novelty.


Keywords:

The dream, Personality, Another, The subject, Conscience, The unconscious, Integration, Dialogue, Trasnformation, Metareflexion

Введение

Проблема понимания природы сновидений, их места в психической реальности и, прежде всего, в психической реальности человека в контексте развития личности и задач психотерапии становится все более актуальной с точки зрения новой «волны» ее изучения в профессиональном сообществе. Причем, если в среде практиков работа со сновидениями оказывается «по факту» востребованной (пусть в той или иной степени), то в академической психологии (даже в медицинской ее части) к феномену сновидений продолжают относиться с опаской, которая зачастую приводит к определенной подмене глубинно-психологического исследования (важного с точки зрения, как теории, так и практики) теми или иными статистическими манипуляциями, претендующими на «научную монополию».

Скорее всего, это обусловлено слишком сильным аффективным зарядом, который несут в себе сновидения, о чем в свое время говорил К.Г. Юнг: «можно заниматься с помощью одного лишь интеллекта любой наукой, кроме психологии… именно благодаря «аффекту» субъект становится сопричастным реальности <...> бессознательного боится гораздо большее количество людей, чем это можно было бы ожидать…» [45, стр. 17].

Вместе с тем, психологи-практики продолжают серьезную и сопряженную с непростыми процессами внутреннего развития работу в этом направлении. В настоящей статье мы предприняли попытку обобщить некоторые результаты данной работы и предложить определенные шаги в ее развитии.

Некоторые аспекты современной теории сновидений

В области научного концептуального подхода к пониманию сущности сновидений и практической работы с ними имеет смысл выделить психоанализ [42] и его различные «дериваты» [1,2,3,5,35,42], в рамках которых акцент делается на толковании сновидений в контексте «исполнения желаний «эго» и (или) конфликтного взаимопереплетения разнообразных влечений, проекций и интроекций, объектных отношений [1,2, 3,5], «контейнирования переживаний» [1, 2] и определенных конструкций «внутреннего театра «эго» и «суперэго» в режиме отношений переноса» [43]. За пределы психоаналитических концепций выходит рассмотрение сновидений в качестве особого рода реальности, которую необходимо не только толковать, но переживать напрямую, зачастую инсталлируя ее содержание и внутри (в сфере психической реальности) и в социальном пространстве. При таком подходе происходит взаимное наложение многих направлений, в том числе аналитической (юнгианской) психологии [41, 43-47], психосинтеза [6, 7], гештальт-психологии [32], гипноанализа [4] и т. д. Отдельно следует выделить когнитивно-поведенческие [22], психофизиологические [33] и т. д., концепции сновидений, которые обладают своей логикой и массивом эмпирических данных.

Возвращаясь к глубинной психологии, отметим, что если в юнгианской традиции упор во многом делается на архетипические образы и трансперсональные феномены, то, скажем, в рамках гештальт-подхода (а также гипноанализа) – на диалогическом взаимодействии между «эго-сознанием» и «публичностями». Безусловно, эти и иные концепции в значительной степени «дублируют» друг друга («предмет исследования» у них общий), однако специфика такого дублирования в каждом случае своеобразна. Например, «диалог субличностей», проявившихся в пространстве сновидения, в гештальт-подходе или гипноанализе включается, прежде всего, в биографический контекст, а в психосинтезе и в юнгианстве подобного рода диалог вполне может перейти в трансперсональную «мерность». Или, скажем, концепт психоаналитической интерпретации качественно отличается от толкования в русле архетипической психологии, а базовый гештальт-подход вообще игнорирует данную часть реальности. Стало быть, одно и то же сновидение конкретного индивидуума зачастую интерпретируется, по сути дела, в очень далеких друг от друга системах координат, выбор которых зависит от личности толкователя, включая его мировоззрение.

Приведем пример. Различные авторы, такие, например, как В.Н. Шлыков [42], пытались выйти на инновации в области работы со сновидениями, действуя при этом в достаточно узких парадигмах с точки зрения теории. Работая (концептуально) в психонаналитической парадигме, В.Н. Шлыков фактически вышел на работу в пространстве сновидения и с его материалом «в режиме переноса и контрпереноса, а также диалога «эго» и «суперэго» с делением сновидения «на две части, ту, где проявляется инфантильное желание, и ту, где разворачивается борьба с этим желанием» [42, cтр. 9]. Добившись определенных успехов, он, в то же время, объективно зафиксировал ограничение своей методики в соответствии с определенной структурой восприятия мира.

Такого плана ограничения неизбежно приводят к серьезным проблемам и при построении непротиворечивой концепции сновидений, и при практической психотерапевтической работе, а также является поводом для критики. Очевидно, что субъективные и «методологически-пристрастные» аспекты развития личности и психотерапии — важная и неустранимая константа, и, вместе с тем, потребность в выстраивании синтетической, целостной концепции сновидений и структуры работы с ними представляется весьма актуальной. В очень существенной степени вышеописанные ограничения снимает А. Минделл [19-21] своим процессуальным подходом, в русле которого сновидение рассматривается в качестве особого канала восприятия и даже особого «измерения» психической реальности (да и реальности, в целом), где как сновидец, так его партнер по диалогу (например, психолог), могут находиться в едином пространстве (упомянутый нами выше психоаналитик В.Н. Шлыков, который, на наш взгляд, сумел соединить теорию и практику психоанализа, психосинтеза, аналитической психологии и процессуального подхода, во многом не осознавая этого, назвал бы такое пространство пространством «согласующегося переноса и контрпереноса»). Вместе с тем, в данной концепции, на наш взгляд, отсутствует сложная картография психики (что является ее достоинством и недостатком одновременно).

В настоящее время среди собственно академических трудов в плане исследования сновидений в русле научного синтетического подхода выделяются трансперсональная интегративная научная школа В.В. Козлова и В.В. Майкова [14-16,18], в целом, и основанная на достижениях этой школы диссертационная работа С. А. Парфентьева «Анализ сновидений как метод психодиагностики и психокоррекции личности в социальной психологии” [31], в частности. Отметим, что данному труду предшествовала целая серия других его работ [23-30]. С.А. Парфентьев предлагает «функционально-диагностическую» классификацию сновидений, в рамках которой то или иное сновидение можно рассмотреть как «1. проявление внутриличностного конфликта; 2. сигнал о надвигающемся кризисе, диссоциации, дезинтеграции; 3. отражение соматической проблематики; 4. психоэмоциональная напряженность, стресс; 5. манифестация «образа себя»; 6. сновидение перенос, сопротивление-защита 7. выработка программы, достижение цели, разрешение проблемы» [31, стр. 8].

При этом он отмечает, что в данной классификации отсутствуют сновидения духовного и трансцендентно-трансформирующего плана, хотя они и обладают важным значением с точки зрения практической психологии. Также при работе с символами сновидения он предлагает определять направленность соответствующих акцентов, отвечая на вопросы о том, на что именно указывает символ (к этому, отметим мы, следует добавить его универсальное смысловое значение), каким именно образом происходит «указание», какое это имеет значение для сновидца в различных перспективах его жизни (в том числе в эмоциональном и когнитивном контекстах).

На наш взгляд, большая часть приведенных С.А. Парфентьевым характеристик сновидения, так или иначе, связана с психодинамикой внутриличностного конфликта и, соответственно, с попыткой посредством работы сновидения разрешить этой конфликт и достичь состояния целостности как на довербальном, образном, так и на вербальном уровне.

На наш взгляд, очевидно, что прийти к этому пациент, как правило, может, только идентифицируясь с терапевтом и интериоризируя терапевтическую функцию. (Отметим, что в рамках современного психоанализа общим местом стало «переадресация» клиенту возможности и права самому интерпретировать свои сновидения [35].)

Наша собственная работа с материалом сновидений привела нас к осмыслению данного феномена в ключе трансперсонального подхода, - синтетического, а не эклектического. На основе этого понимания в нескольких работах мы сформулировали основы синтетической концепции сновидений, следующей в русле концепции В.В. Козлова, В.В. Майкова, С.А. Парфентьева и др. Заметим, что именно к такому пониманию постепенно приходят и многие коллеги, о чем говорят, в частности, тезисы XI Международного интердисциплинарного научно-практический симпозиума «Человек и общество: здоровьесбережение и здравоохранение в фокусе медицинской антропологии»1.

Как мы отмечаем в работе «Синтетическая концепция работы со сновидениями: апробация в области психологической психотерапии и развития личности», «такой подход к сновидениям позволяет рассматривать каждую из концепций сновидений, будь это традиционно психоаналитический подход, юнгианский анализ, психосинтез и трансперсональная психология, гештальтпсихология и т.д. как один из вариантов описания и объяснения универсальных закономерностей, которые характеризуют сновидение и которые, так или иначе, являются проявлением диалога между сознанием и бессознательного сновидца, его самопроявлением и самовыражением и, в конечном счете, движением его личности к целостности (зачастую через проработку травмирующего опыта и разрушительных процессов)» [9, стр.1].

И здесь мы снова обращаемся к В.В Козлову и В.В. Майкову: «Если вы будете говорить классически обученному психоаналитику о шаманском посвящении, он будет думать: «Да! Тяжелая форма психоза!» Если это будет юнгианец, он будет рассматривать все это как процесс индивидуации, обретение своей сущности, построение целостной мандалы, и, конечно, здесь у клиента гораздо больше пространства, но, тем не менее, юнгианский аналитик будет смотреть на вас сквозь призму юнговских теорий, через юнговские типологии, через архитектонику процесса индивидуации, через архетипы, через свою концептуальную оболочку. Он будет следовать этому, работать с активным воображением, будет предлагать вам общаться с разными архетипами. Гештальт-терапевт может предлагать вам общаться с персонажами сна. («Кто из присутствующих здесь людей больше всего похож на знахаря из вашего сна?») Но, тем не менее, каждый психотерапевт понимает все, исходя из своего видения, своей теоретической загруженности.» [18, стр. 37]. Соответственно, для повышения уровня осознания сущности сновидений и эффективности психотерапии необходима интегративная (синтетическая) и практико-ориентированная концепция сновидений.

Очевидно, что современная теория и практика работы со сновидениями означают акцент на действии, трансформирующей психоэмоциональную реальность и позволяющей достигать серьезных внутренних изменений в самой личности. Как пишет Е.Ю. Шипицын, "Изменение, процесс, становление – это опыт реального для человека. Все появляющиеся во сне символы или индивидуации – указатели реального и всех его изменений" [43]. Вместе с тем, исследование как отечественных, так и зарубежных источников в области исследования сновидений показывает, что научная мысль в данном направлении проходит некий «латентный период», характеризующейся скудостью материалов и, скорее, «вынашиванием» новых открытий, что, на наш взгляд, увеличивает актуальность настоящей статьи.

Вкратце изложим синтетическую концепцию сновидений и работы с ними как продолжение концепции В.В. Козлова, В.В. Майкова и С.А. Парфентьева.

Синтетическая концепция сновидений

Прежде всего, определим понятие «сновидение» с точки зрения психологии. Сновидения – это непосредственное обращение к тем образам, символам и метафорам [37], а также состояниям, которые являются наиболее актуальными для выражения того, кем на данный момент является сновидец [12, стр.59]. Другими словами, это - выражение того, кем на данный момент является сновидец, и очень часто – дополнение к его сознательной установке сновидца, указание на то, с чем следует работать (хотя случается, что сновидение есть «просто» переживание, спонтанное исцеление, духовный опыт). К.Г. Юнг писал: «Я постепенно отказался от ассоциативного метода, слишком далеко уводящего от содержания сна, и предпочел сосредоточиться на самих сновидениях, считая, что они выражают некое сообщение, которое пытается передать подсознание» [44, стр. 47]. Как отмечают А. Минделл и Э. Минделл, «Сны - отражения состояний, которые пытаются прорваться в реальность» [21, стр. 43].

Согласно С.А. Парфентьеву, «сновидение представляет собой естественный, заложенный в личность механизм внутренней психотерапии, в ходе которой происходит проработка стрессовых ситуаций и травматических событий, а целью является сохранение психоэмоционального баланса личности и уровня ее адаптированности» [31, стр. 81].

В своем роде каждое сновидение (и, тем более, сновидческая реальность, как таковая) представляет собой путешествие вглубь духовно-психологической реальности с постоянным и все более глубоким (и одновременно высоким) проявлением логики бытия. В.В. Козлов и В.В. Майков отмечают: «Кэмпбелл считает, что каждый, кто ищет истинный смысл в жизни, должен проделать подобное путешествие как на психологическом, так и на духовном уровне и что структура этого путешествия зачастую спонтанно проявляется в сновидениях (Лаберж, 1996) [18, стр. 139].

В соответствии с синтетическим подходом, психолог, действуя в сновидческом поле, выступает в качестве «медиатора» (посредника), способствующего запуску естественного процесса диалога между сознанием и бессознательным (сверхсознательным) сновидца и пробуждения его трансцедентной функции, становлении его субъектом в собственной психической реальности. Данная работа помогает: а) активизировать и сделать насыщенным взаимодействие различных частей личности, преодолеть различные аспекты сопротивления процессу интеграции, достичь качественно нового состояния целостности; б) получить доступ к ранее неосознанными и (или) блокированным ресурсам; в) развить способность самостоятельно использовать диагностический, терапевтический и развивающий потенциал сновидений, в том числе, применять соответствующие навыки в целях социальной адаптации [9-12]. В этом случае раскрываются закономерности, в соответствии с которыми, как отмечает В.В. Майков, «абсолютно каждый человек может иметь намного больший спектр переживаний, нежели он считает связанным с его жизнью» [39, с. 9].

На базе приведенных выше концептуальных основ, и, в значительной степени, опираясь на картографию психической реальности по С. Гроффу [13], мы выделяем следующие «измерения» (уровни) сновидений [9-12]: ·

· Психофизиологический – прямое (хотя и в области воображения) исполнение физиологических и иных желаний, а также переживание событий предыдущего дня или очень сильных впечатлений, их информационная обработка (сюда же мы относим и описываемое И.Н. Пигаревым «считывание» информации о состоянии внутренних органов [33]). К этой же сфере относится и решение на бессознательном (подсознательном, сверхсознательном) уровнях тех или иных сложных задач, проявляющееся в виде конкретного результата в просоночном состоянии;

· Влечений бессознательного и искаженного («символического») исполнения желаний в пространстве «эго» – «теневая» работа описанных З). Фрейдом и его последователями механизмов символического исполнения желаний, сгущения или конденсации (соединения различных образов в один), смещения (замены одних образов другими под влиянием «цензуры»), вторичной обработки (придание сновидению связности за счет некого «рационального» сюжета) и превращения мыслей в зрительные образы; ·

· Глубинных межличностных («объектных») отношений, - выражение на символическом уровне отношений, связанных с первичными привязанностями, сформированными во внутриутробном периоде, младенческом возрасте и раннем детстве, и конституирующими «я» сновидца; ·

· Субличностно-символический – прямое взаимодействие (диалог) между теми или иными частями личности (в некоторых случаях, находящихся в состоянии конфликта. В это «измерение» сновидец переходит, если обладает уже обладает внутренней способностью (хотя в зоне ближайшего развития) воспринимать свою психическую (психофизиологическую) реальность в качестве «целостности», соединяющей в себе разнообразные «комплексы» (как осознаваемые, так и неосознаваемые); ·

· Символический – восприятие те или иные дополняющих осознанную реальность сновидца универсальных символов (скажем, «дома», «цветка», «птицы») в том или ином контексте; ·

· Символико-архетипический – восприятие заряженных архетипической энергией образов, способных задать вектор развития личности и трансформировать ее (сюда же входят и так называемые «исцеляющие сновидения»); ·

· Трансперсональный (духовный) – непосредственное переживание духовного опыта высшего порядка, включая опыт трансценденции.

Еще раз отметим, что данные уровни, по сути дела, соответствуют картографии внутреннего пространства (уровням сознания) по С. Гроффу, а также в некоторых случаях могут «перемешиваться», сочетаться друг с другом, что соответствует предложенной нами совместно с А.А. Ломоносом и Н.В. Бобровой синтетической концепции личности [17].

Исходя вышеприведенных теоретических оснований, мы предлагаем базовый практический алгоритм работы со сновидением. Так как любое сновидение – это различного рода взаимодействие между субъектом и Другим, сознанием и запредельным (бессознательным), следует: а) определить ведущее измерение (ведущий уровень) конкретного сновидения («измерения» могут «взаимонакладываться») в системе координат личности сновидца и социальной ситуации его жизни; б) осмыслить значение появившихся в сновидении символов как с точки зрения универсально-архетипического подхода, так и в конкретном контексте; в) зафиксировать специфику диалога между сознанием и неосознанным или же блокировки такого диалога, возможную «односторонность» сновидения, те или иные попытки самообмана и т.д; г) предложить интерпретацию, снимающую барьеры самопознания, расширяющую пространство внутреннего диалога и духовного выбора, устранить «слепые пятна», проработать защитные механизмы; д) при необходимости предложить сновидцу вернуться в сновидение в самый напряженный его момент (например, в момент выхода из кошмара) и начать диалог, сохраняя, при этом, нравственные установки; е) встретиться с блокированным ранее, «противоположным» установке сознания содержанием психики и интегрировать его в целостность личности ё) зафиксировать, закрепить эту интеграцию после выхода из сновидения.

Очевидно, что следующим шагом является введение критериев адекватности интерпретации содержания сновидения, а также эффективности работы с его материалом. Наш опыт говорит о том, что толкование сновидения адекватно, а работа с ним – эффективна, при фиксации бóльшей части из нижеследующих явлений:

• «инсайт» (озарение);

• появление нового, ранее не осознаваемого психоэмоциального комплекса;

• появление сопротивления, вслед за которым проявляется психический материал, свидетельствующий в пользу толкования;

• переживание внутренней целостности, чувство интегрированности;

• субъективное переживание нового уровня благополучия;

• образы (персонажи) сновидения ведут себя автономно в момент толкования и (или) при работе с материалом сновидения,

кроме того:

• сновидец приобретает новые поведенческие возможности и (или) возможности в области психоэмоциональной саморегуляции (данный критерий является одним из основных (или даже основным) результатом процессы глубинной работы со сновидениями, как таковой;

• возникает новая, лично значимая серия сновидений2.

Таким образом, следуя предложенной нами концепции, психолог, работая в пространстве сновидений, действует как посредник в запуске природного (естественного) процесса, каковым является сновидение, и помогает своему подопечному: а) наладить или обогатить диалог между различными частями собственной личности, зачастую преодолевая те или иные барьеры, для достижения нового уровня целостности; б) получить осознанный доступ к неосознаваемым ресурсам собственной личности; в) научиться лучше понимать себя и, что еще более важно, самостоятельно использовать диагностический, терапевтический и развивающий потенциал сновидений.

В целях подтверждения существования вышеизложенных закономерностей и эффективности соответствующего им алгоритма работы нами был проведен эксперимент, состоящий из двух этапов (хотя апробация и детализация данной концепции шла на протяжении многих лет).

Эксперимент-2023

В данном эксперименте, который прошел в 2023 году [9], приняло участие 29 человек (все женщины от 18 до 50 лет). Полностью эксперимент прошли 26 испытуемых (3 из них вышли из эксперимента на второй-третий день). Эксперимент продолжался 14 дней (с опцией дальнейшего сопровождения при желании участника). Соответствующий срок был определен на основе «базовой» продолжительности психотерапевтических «марафонов» в сфере трансперсонального подхода (несколько дней были добавлены из соображений психологической экологии и в качестве своеобразной «подушки безопасности»).

Цель эксперимента состояла в определении и фиксации эффекта синтетической концепции сновидений в развития личности и психологической психотерапии. Мы предположили, что данный потенциал является высоким, а сама концепция может быть рекомендована психотерапевтам и практическим психологам для применения в их профессиональной деятельности. Кроме того, на наш взгляд, синтетическая концепция сновидений может стать фактором развития общенаучной теории сновидений.

Участники эксперимента (пройдя предварительно процедуру добровольного информированного согласия) ежедневно высылали нам в электронной форме подробное описание своих сновидений (своего состояния) после пробуждения. В свою очередь мы предлагали им соответствующую интерпретацию, а также, при необходимости, рекомендацию по работе с материалом сновидений (согласно приведенному выше алгоритму). После завершения эксперимента его участники вновь прошли процедуру тестирования и представили итоговые самоотчеты.

Результативность работы оценивалась нами как с помощью качественного метода (самоотчета), так и посредством количественной методики («тест Спилбергера»). В количественном плане 13 из 24 участников эксперимента (54,1%) показали понижение как ситуативной, так и личностной тревожности (в 8 случаях (33.3%) мы зафиксировали резкое снижение уровня тревожности). Ситуативная тревожность снизилась у 20 испытуемых (83.3%), личностная - у 16 испытуемых (67.7%). Обратная ситуация возникала редко: ситуативная и личностная тревожность одновременно повысилась у 2 испытуемых (8.3%). В 3 случаях произошло снижение уровня ситуативной тревожности, тогда как личностная тревожность осталась на прежнем уровне; в одном случае возникла обратная ситуация.

Таким образом, мы можем констатировать, что с количественной точки зрения у 17 испытуемых (70.8%) в рамках эксперимента зафиксирована определенно позитивная психодинамика. В трети же случаев произошло резкое улучшение состояния испытуемого, оцениваемое по параметру тревожности. Отсюда следует, что применение «синтетического» алгоритма при работе с материалом сновидений явно сопрягается со снижением тревожности.

С нашей точки зрения такие серьезные изменения, связываемые испытуемыми в их самоотчетах именно с работой в ходе эксперимента, представляют собой серьезный результат.

При этом анализ стенограмм диалога с испытуемыми и их самоотчетов позволил нам сделать вывод о том, что в большинстве случаев содержательная психодинамика в ходе нашей работы состояла из следующих этапов: а) адаптационный этап, б) этап проявления и осознания материала сновидений (многие испытуемые до начала эксперимента считали, что сновидения им не снятся); в) «теневой» этап «разморозки» хаотических эмоций, связанных травматическим опытом и (или) внутренними конфликтам, отметим, что на данном этапе испытуемые, как правило, получили и ранее блокированный доступ к своим внутренним ресурсам; г) этап «кульминации», то есть повышения степени интенсивности негативных переживаний, а также приобретения способности выносить их за счет опоры на внутренние ресурсы, одновременно превращая хаотическую энергию в энергию созидания; в) интеграционный этап.

У некоторых испытуемых данные стадии циклически повторялись (по мере того, как происходило постепенное закрепление нового, созидательного опыта). И практически в каждом из рассматриваемых нами случаях осуществлялось естественное обучение диалогу с неосознанными частями собственной психики, сопряженное с восприятием насыщенных энергией образов (зачастую архетипических). В подавляющем большинстве (78%) случаев этот процесс сопровождался явными и фиксируемыми как с помощью теста Спилбергера, так и посредством самоотчетов, позитивными изменениями в самоощущении и поведении участников эксперимента.

Безусловно позитивную оценку экспериментальной работы в контексте своего состояния и (или) развития своей личности в рамках обратной связи дали 20 из 26 испытуемых (76,9%), нейтральную – 2 испытуемых (7,6%,) 2 испытуемых не прислали самоотчет. Противоречивый оценка опыта работы была дана 2 испытуемыми.

Итак, «эксперимент-23» (подробно описанный в нашей статье «Синтетическая концепция работы со сновидениями: апробация в области психологической психотерапии и развития личности» [9]), показал, что системная работа с материалом собственных сновидений согласно «синтетическому» алгоритму действительно способна активизировать и большинстве случаев активизирует «внутренние задатки взаимодействия с неосознаваемой частью себя (с «Другим-в-себе»), внутреннего диалога, осознания себя, интеграции (исцеления как достижения целостности), развития и саморазвития» [9, стр.13], то есть способствует становлению личности субъектом бытия. .

Эксперимент-2024

Во время данного этапа исследования, проводимого на этот раз со студентами Института психологии РГПУ им А.И. Герцена, мы повторили предыдущий эксперимент, но на этот раз для оценки его результатов использовали авторскую анкету. Теперь в эксперименте принимали участие студенты (2 и 3 курсов), обучающиеся по различным программам бакалавриата в Институте психологии РГПУ им А.И. Герцена. В исследовании приняло участие 12 человек.

Мы вновь предложили испытуемым обратить внимание на свои сновидения, завести дневник сновидений и записывать туда свои впечатления после сна (даже если сновидения и не запомнились), а затем предполагали им вариант интерпретации сновидения согласно нашему алгоритму (определение «измерения» сновидения, обозначение его универсальной символики; предположение о возможном значения этой символики в контексте жизни сновидца, в ряде случае — нахождение «узловой точки» (основного места напряжения/сопротивления) в сновидении; также в ряде случаев — предложение вернуться в сновидение в его «узловом» моменте; и затем обратная связь и интеграция пережитого /осознанного/трансформирующего опыта).

Опишем закономерности, вновь проявляющиеся во время нашего повторного эксперимента по двум «осям»: «оси психодинамики» и «оси рефлексии».

В ходе «эксперимента 2024» нами была зафиксирована та же содержательная психодинамика, что и при «эксперименте-2024». Кроме того, мы проследили трансформацию психических процессов испытуемых отдельно по «оси психодинамики» и по «оси рефлексии»:

1) по «оси психодинамики»: этап регрессии в прошлое (подростковый возраст, ранее и детство), этап столкновения с неприемлемыми «теневыми» частями самого себя (нередко это — актуализация реального травматического опыта), этап принятия части (частей) себя, ранее контаминированных «тенью», этап интеграции. Данные этапы сменяют друг друга по «спирали», - при том, что интегративные процессы становятся все более выраженными, а хаотические переживания — все более выносимыми [34]. По большому счету, здесь проявляются закономерности, описанные в различных концепциях личности и психотерапии: от классического психоанализа до теории объектных отношений, от аналитической психологии Юнга до трансперсональной психотерапии Гроффа и т. д.

2) что касается «оси рефлексии», то тут индивидуум совершает переход от состояния «объекта», на которого воздействуют те или иные процессы и фигуры сновидения, до осознанного восприятия сновидения как диалога с самим собой, а затем, во многих случаях, выходит в измерение субъектной «метарефлексии», то есть способности находиться в состоянии бодрствования и сновидения, на обоих полюсах внутреннего диалога и между ними одновременно [38].

В ряде случаев испытуемый активно погружался в работу со сновидениями, имеющую характер «инсайтов» и трансформирующих переживаний, но затем «насыщался» такой работой, достигнув определенного (то есть определяемого саморегулирующей функцией психики) уровня интеграции.

Отметим, что, безусловно, в контексте этой работы возникали явления переноса и контрпереноса (хотя бы уже в связи с тем, что интерпретации психолога первоначально воспринимались испытуемыми в качестве сообщений от «мана-личности», которая постепенно трансформировалась во внутреннюю фигуру Наблюдателя (субъекта)), и время от времени получали соответствующее толкование (хотя в данной статье мы не делаем акцент на этом, конечно же, очень важном факторе).

По завершению работы испытуемые ответили на вопросы разработанной нами анкеты. С количественной же точки зрения на этапе "эксперимента-2024" мы получили следующие результаты: 1) как «очень полезный» опыт оценили 6 (50%) испытуемых, как «полезный» - 5 (41%) испытуемых, как «до сих пор не понятно» - 1 (8%) испытуемый; 2) на вопрос «Помог ли этот опыт лучше понять сущность человеческой психики и сновидений, в частности?» ответ «Точно да» дали 7 (58%) испытуемых, «Скорее да» - 2 (12.6%) испытуемых, «Может быть» (12.6%) - 2 испытуемых, «Скорее нет» - 1 (8%) испытуемых; 3) На вопрос «Помог ли этот опыт Вашему профессиональному становлению?» «Точно да» дали ответ 2 (12.6%) испытуемых, «Скорее да», - 4 (33.3%) испытуемых, «Может быть», - 4 (33%) испытуемых, «Скорее нет», - 2 (12.56%) испытуемых.

Также следует отметить явно проявляющуюся у многих участников эксперимента качественную способность к преодолению внутреннего расщепления, что выражалось постепенном развитии способности выдерживать сосуществование созидательных и деструктивных процессов [1-3,5,8] при утверждении созидания (некоторые западные коллеги попытались бы описать это в русле теории объектных отношений в плане соотношения «хорошего» и «плохого» объектов).

Скажем, одна из участниц эксперимента (назовем ее Анной (имя изменено)) до этого страдавшая от выраженных депрессивных состояний в ходе работы увидела следующий сон: «Мне приснилось что есть два мира которые отделены забором. В одним живут люди со сверхспособностями, а в другом обычные люди. У меня была способность проваливаться в астрал и видеть будущее, видеть правду и все такое. Мне как-то удалось провалиться в астрал и попасть в свою голову. Мои мысли выглядели как город, переполненный одноэтажными зданиями. Иногда город был зеленый, цветущий. А иногда начинал гореть, и половина превращалась в пепел. И я помню, что нашла способ понимать, из-за чего город горит, и останавливать это». Толкование, согласно которому сновидица в качестве субъекта выстраивает внутри себя диалог между сознанием и бессознательным, а также учится принимать себя в жизнеутверждающем, жизнестойком состоянии и удерживать это состояние, несмотря на разрушительные влечения, вызвало у нее отклик, соответствующий критериям эффективности интерпретации. Важно подчеркнуть, что с самого начала работы Анна видела и запоминала кошмарные сновидения, сопряженные с теми или иными деструктивными образами, и постепенно эти сновидения становились все менее хаотическими и пугающими.

Другая испытуемая, первоначально находящая в достаточно сильно угнетенном состоянии, до и после эксперимента прошла опросник «Госпитальная шкала тревоги и депрессии» (по своему желанию). Приведем соответствующие результаты:

До эксперимента:

После эксперимента:

Как можно увидеть, показатели и по шкале тревоги, и по шкале депрессии уменьшились от клинических до нормальных. Этот случай, будучи отдельным, тем не менее, подтверждает результаты «эксперимента 2023», где у трети испытуемых резко уменьшилась и личностная, и ситуативная тревожность по школе Спилбергера-Ханина.

Отметим также, что в рамках работы со сновидениями мы активно использовали ценностный подход, позволяющий субъекту найти внутреннюю содержательную опору в условиях разотождествления со своим «эго».

Важно подчеркнуть, что в одном из случаев нашей работы испытуемый, имевший в свое время опыт употребления больших доз психоактивных веществ (мухоморов), заявил, что, погружаясь в свои сновидения на осознанном уровне, он получает интенсивный и качественно новый опыт внутреннего диалога, что позволяет ему достигать состояния интегрированности, невозможный в случае приема психостимуляторов. Здесь мы видим определенный потенциал для профилактики и (или) преодоления наркотической зависимости.

Рассматривая данные результаты именно в контексте метода исследования отдельных случаев, мы можем увидеть здесь явное доказательство существования закономерностей, описывающих естественную саморегуляционную и психотерапевтическую одновременно функцию сновидений, активирующуюся в том случае, если индивидуум как личность через посредничество психолога-психотерапевта (Другого) обучается внутреннему диалогу и интеграции различных частей своей психической реальности, то есть, по сути дела, становится субъектом и обретает способность к метарефлексии, в которой соединяются онтологические и гносеологические аспекты жизни.

Именно об этом, на наш взгляд, говорят, В.В. Козлов и В.В. Майков: «Не мы развиваем и изменяем личность, не мир решает проблемы, а все самоорганизуется в пространстве всесвязности. Это основной принцип реально действующей психотерапии: в свете всесвязности все озаряется, только в этом свете и возможна интеграция. Суть психотерапии — в восстановлении коммуникативной ткани сознания в пространстве всесвязности» [18, стр. 38].

Приведем также ответы испытуемых на вопрос о сущности сновидений: а) «Сущность сновидения – это разговор со своим подсознанием. Очень полезная функция нашего организма, которая позволяет более подробно понять мотивы своих переживаний или даже недугов»; б) «Сновидение это какой-то не до конца изученный подсознательный процесс, в котором могут быть фрагменты того, что мы уже видели, или того, о чем мы мечтаем, или чего боимся. Все, что вытесняется, может приходить в сновидениях, через них можно работать с психологическим состоянием клиента»; г) «Это переработанные проблемы, задачи, которые есть в нашей жизни, они появляются во снах, чтобы попробовать найти новое решение для них, или избавиться от того, что гложет человека, чтобы он смог это отпустить»; д) «Сновидения - это уникальное восприятие опыта, который перерабатывает наша психика и выдает в довольно интересном виде. Иногда сновидения указывают на наши травмы и беспокойства, а иногда дают понять, что жизнь - это прекрасно, и в ней есть что ценить. Хочется ответить, что иногда, когда кажется, что сон абсолютно неинформативный, это может быть полной противоположность»; е) «Сны это то, через что можно познакомиться с истинным я, то, через что можно описать более детальнее сегодняшнее состояние. это мост бессознательного и сознательного»; ё) «Сновидение - это особое состояние разума, которое происходит во сне и характеризуется восприятием различных образов, звуков, эмоций и ситуаций»; ж) «Сновидение - это особое состояние разума, которое происходит во сне и характеризуется восприятием различных образов, звуков, эмоций и ситуаций»; з) «Сны это нечто пограничное между реальностью и запредельем. Между сознанием и бессознательным. Осознавая и принимая сны, мы можем с ними взаимодействовать и работать в реальном времени»; и) «Сновидение – это отражение событий и переживаний, происходящих на данный момент в жизни человека. Человек может их осознавать и нет. Сновидение может дать человеку обратную связь на то, что сейчас происходит с человеком, на что обратить внимание. Может даже помочь принять какие-либо решения»; й) «Сновидение — это коридор в бессознательное, отражение внутренних процессов во “внешнем” проявлении, в виде образов во время изменённого сознания на основе травмирующих/значимых недавних (реже давнишних) событий. Это переходный канал, мост, между непознаваемыми бессознательными психическим процессами, подсознанием и сознанием, находясь в котором мы может встретиться с проявлением внутреннего себя и своего мира»; к) «Сновидения отражают и проявляют в себе процессы, происходящие на всех планах психики, гармонизируя связь между ними».

Наконец, представим краткие самоотчеты испытуемых о содержании своей работы (орфорграфия и пунтуация авторов сохранены): а) «Это было необычно и интересно. Если я не могла понять, что со мной происходит, почему нет сил, настроения и мотивации что-либо делать без особой причины-то по снам, оказалось, это можно отследить, и достаточно верно. С помощью интерпретации я как бы сверху смотрела на происходящее, анализировала и сопоставляла с действительностью. Со мной произошла невероятная работа, намного быстрее, чем если бы я сама искала ответы на происходящее. Спасибо!» б) «Было немного сложно. Работа со сновидениями требовала контроля над собой. Я тяжело просыпаюсь по утрам, мне требуется по 5-10 будильников. Когда с утра так встаёшь по немного, быстро забываются сны. Поэтому приходилось просыпаться с первых будильников, чтобы записать сны. Сначала не совсем понимала, как работает интерпретация снов, представляла себе это немного иначе. Потом стала вникать и сейчас вполне могу что-то проинтерпретировать сама. Алексею огромные спасибо! Давал сильно развёрнутую обратную связь, каждый день. Стал прям проводником в мир сновидений. Но теперь я стала слишком много спать»; в) «Эксперимент отлично влияет на множество сфер жизни: учеба, работа, отношения, дружба, духовное и творческое развитие. С течением эксперимента я начал замечать, что улучшилось творческое мышление, критическое мышление. Иногда приходится проходить через неприятные моменты, открывающиеся во мне, но это стоит эффекта (в том числе, терапевтического эффекта), полученного уже на данный момент (2,5 месяца). Также важно отметить, что просто любопытно разбирать и анализировать сны и наблюдать динамику своих изменений. Также узнал множество различных практик, которые действительно являются полезными. Некоторые я использовал, не зная их названий и “точного” протокола проведения, что уменьшало их эффект. Важным моментом является так же то, что погружение в медитации, в себя стало гораздо проще проходить и есть понимание процессов, которые происходят в это время со мной, что улучшает качество медитаций»; г) «Наряду с некоторыми ограничениями в обыденной жизни, я писала дневник сновидений и анализировала его вместе с психологом. Пыталась вызвать осознанные сновидения, пыталась разобраться с причинами моей тревожности. Мне было интересно анализировать, наблюдать за своими снами, но я не всегда понимала, что мне делать с интерпретированной информацией и как помочь себе в решении своих задачках. И также заметила, что с течением участия, после половины где-то процесса я уже с трудом и не таким желанием записывала свои сновидения и иногда их было трудно вспомнить. А когда я их перестала отправлять первые недели полторы, я вообще не могла вспомнить, что мне снилось. До начала эксперимента, всю свою жизнь мне самой было интересно вспоминать, как-то самостоятельно анализировать сны, во время эксперимента это превратилось в какую-то рутину и стало для меня тяжким процессом. Сейчас чувствую мое сознание восстанавливается, и я снова вижу и вспоминаю свои сны. Не так сильно в них капаюсь, и мне этого достаточно»; д) «Опыт определенно полезный, я бы строго рекомендовала его заполучить людям, понимающим психоанализ, в противном случае человек пойдет в отказ и скажет, что это бред. Не могу сказать, что этот опыт явно повлиял на меня, в смысле существенных изменений, но знания и возможные интерпретации приносят рациональное спокойствие. Понимание сюжетов с точки зрения развития и раскрытия своего бессознательного, лично мне, помогает гармонизировать состояние и настроение после сна»; е) «Опыт работы удивительный, удивительно то, насколько универсалии рабочие, насколько трактовки совпадают с чувствами. Характер сновидений изменился, как мне кажется они стали более глубинные, с них сошел налет «бытовухи». Количество сновидений менялось на протяжении эксперимента, одно время они пропадали, в другое их было столько, что было невозможно запомнить и 10% от них. Эмоциональный фон так же менялся на протяжении эксперимента, были периоды спокойствия и «дзена», которые чередовались с фоновой тревожностью. Точно можно сказать, что работа со снами помогла мне лучше себя понять»; ё) «В результате эксперимента у меня резко снизилась тревожность, я стала гораздо лучше понимать себя и своего мужчину».

Как мы видим, большинства участников эксперимента (как и у участников «эксперимента-2023») усилилась способность к внутреннему диалогу и осознанию своих «слепых пятен», а также в саморегуляции и выстраиванию внутреннего баланса (то есть достижению субъективно переживаемого состояния целостности и внутреннего благополучия).

Другими словами, произошла «интериоризация психотерапевтической функции», сопряженная с развитием способности самостоятельно работать своими сновидениями, достигая задачи как самоанализа, так и развития личности. Для многих работа привела к «ага-эффекту», осмысливаемому как осознание присутствующей в сновидениях внутренней логики, то есть к пониманию сущности сновидений. Можно утверждать, что именно здесь произошло движение индивидуума к тому самому становлению субъектом бытия, о котором так много говорят различные авторы.

Другими словами, обращение к сновидениям как в пространству и процессу внутренней жизни позволяет осознать и ощутить центр активности своего «я» (опять-таки, войти в состояние субъекта), а чем С.А. Парфентьев пишет так: «Ядром сновидения, как и центром психической активности человека, является «внутреннее Я» («наблюдатель», «узел сознания», «Я-сознание» и т.д. ). Поэтому центром нашей системы координат в сновидении является образ «Я», включающий в себя наличествующие в личности эгоидентификации («Я-материальное», «Я-духовное» и «Я-социальное»), а также совокупности представлений и характеристик себя («Я-реальное», «Яидеальное», «Я-потенциальное», «Не-Я»)» [31, стр. 103]

Еще раз отметим, что данные исследования, проведенного в 2024 году ("эксперимента-2024"), сопрягаются с данными исследования, проведенного в 2023 году в плане самоотчетов (обратной связи) испытуемых, что является «взаимным доказательством» их достоверности (полные расшифровки трех примеров диалога испытуемого и экспериментатора размещены на странице сообщества "АНО "Центр психологии стресса" в Vk.com3).

Выводы

На наш взгляд, результаты проведенного нами исследования полностью подтверждают обобщения, сделанные в рамках научной школы В.В. Козлова, В.В. Майкова, С.А. Парфентьева и придают определенный импульс развитию соответствующих исследований. Сновидение действительно представляет собой естественный, заложенный в личность механизм внутренней психотерапии, в ходе которой происходит проработка стрессовых ситуаций и травматических событий, а целью является сохранение психоэмоционального баланса личности и уровня ее адаптированности.

Предложенный нами алгоритм практической работы со сновидениями, основанный на синтетической теории сновидений, и предполагающий роль психолога как посредника в процессе развития способности субъекта к внутриличностному диалогу и метарефлексии, является достаточно эффективным, в том числе, в контексте снижения уровня тревожности/купирования депрессивных состояний, и в качестве такого служит доказательством научности данной теории.

Конечно, эффективность данного алгоритма в существенной степени зависят от психологического типа личности, ее способностей и мотивации. Кроме того, он требует обращения к ценностному подходу. И все же, повторимся, полученные нами с опорой на метод исследования отдельных случаев результаты в совокупности к данными, представленными С.А. Парфентьевым, являются убедительными и воспроизводимыми на практике.

Более того, они позволяют объяснить (и, опять же, воспроизводить на практике) концептуальный опыт работы со сновидениями в режиме «согласующегося переноса и контрпереноса», в свое время ретранслированный В.Н. Шлыковым.

Заключение

На наш взгляд, достигнутые нами результаты могут позволить в определенной степени оптимизировать как процесс психологической психотерапии, так и работу по личностному развитию лиц, интересующихся психологией, в том числе в рамках обучения специалистов-психологов.

Сам факт внимания к своим сновидениям и запуска в этом контексте процесса внутреннего диалога способен во ряде случае фацилитировать процесс формирования зрелой профессиональной и личностной идентичности специалиста-психолога, хотя мы видим здесь по крайней мере, на уровне сознания, существенную разноголосицу в ответах испытуемых (что может быть частично объяснено их неуверенностью в себе и значительным дефицитом практики при их обучении).

Таким образом, из достаточно смутной и якобы с трудом постигаемой учебными области психологическое понимание сновидений становится вполне ясным, научно обоснованным и воспроизводимым на практике без жесткой увязки к той или иной парадигме4.

И, что не важно, перед нами на прочной основе открывается дальнейшая перспектива как практической работы, так и научных исследований в области психологии сновидений.

[1] XI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СИМПОЗИУМ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ФОКУСЕ МЕДИЦИНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ» 30 октября – 2 ноября 2023 г. ТЕЗИСЫ (в авторской редакции) URL: https://medanthro.ru/wp-content/uploads/2023/10/Тезисы.pdf

[2] Заметим, что вышесказанное относится и к проблеме различения болезненных фантазий и реальной работы с образами.

[3] Страница сообщества "АНО "Центр психологии стресса" в Vk.com. URL: https://vk.com/club17861784?w=wall-17861784_919%2Fall

[4] Что не отменяет «блокировки» понимания соответствующих феноменов на психоэмоциональном уровне, в том числе, у представителей академической науки.

Библиография
1. Вion, W.R. (1957). Differentiation of the psychotic from the non-psychotic personalities. International Jounal of Psycho-Analysis 38, 266-275.
2. Bion, W.R. (1958). „On Hallucination“. International Journal of Psycho-Analysis, 39, 341-349.
3. Klein, M., Heimann, P., Money-Kyrle, R. (eds.). (1955). New Directions in Psycho-Analysis. The Significance of Infant Conflict in the Pattern of Adult Behaviour., London: Tavistock Publications, 573 pp.
4. Wolberg Lewis R. (1945) Hypnoanalysis: New York: Grune & Strattan, 342 pp.
5. Winnicott, D. W. (1953). Transitional objects and transitional phenomena. In Playing and reality. New York: Basic Books, 1971, pp. 1-25.
6. Ассаджиоли Р «Психосинтез. Принципы и техники» /-Издательство Persona, Москва : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 413 c.
7. Бараш М. «Исцеляющие сновидения». М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 350 c.
8. Богачев А.М. Фильмы ужасов и ночные кошмары: некоторые аспекты психологического анализа явлений // Психология и Психотехника. 2019. № 4. С. 39-49. DOI: 10.7256/2454-0722.2019.4.31301 URL: https://e-notabene.ru/ptmag/article_31301.html
9. Богачев А.М. Синтетическая концепция работы со сновидениями: апробация в области психологической психотерапии и развития личности // Психология и Психотехника. 2024. № 1. С. 1-23. DOI: 10.7256/2454-0722.2024.1.43920 EDN: WMFRTA URL: https://e-notabene.ru/ptmag/article_43920.html
10. Богачев, А. М. Мир сновидений и символы / А. М. Богачев, А. М. Межерицкая // Научное мнение. – 2019. – № 1-2. – С. 29-34. – DOI: 10.25807/PBH.22224378.2019.1-2.29.34. – EDN RCGCNS.
11. Богачев А.М. О некоторых аспектах практической работы со сновидениями // Психология и Психотехника. 2020. № 1. С. 54-67. DOI: 10.7256/2454-0722.2020.1.32332 URL: https://e-notabene.ru/ptmag/article_32332.html
12. Богачев, А. М. Путь к Другому. О некоторых закономерностях практической психологии: монография. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Санкт-Петербург: Астерион, 2019. – 221 с. – ISBN 978-5-00045-655-2. – EDN YSEHCP.
13. Гроф Станислав. Путешествие в поисках себя. Измерения сознания. – М., АСТ, Издательство Института трансперсональной психологии, Издательство К. Кравчука, 2004. – 346 c.
14. Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 544 с.
15. Козлов В.В. Истоки осознания. – М., 1997. – 363 с. C. 58.
16. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. – М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. – 442 с.
17. Ломонос, А. А. Жизненные «якоря» личности как фактор нравственного развития / А. А. Ломонос, Н. В. Боброва, А. М. Богачев // Общество. Среда. Развитие. – 2023. – № 2(67). – С. 137-145. – DOI: 10.53115/19975996_2023_02_137-145. – EDN ZMDXIO.
18. Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007 – 350 с.
19. Минделл А. «Ученик создателя сновидений (использование более высоких состояний сознания для интерпретации сновидений)». М.: издательство АСТ, 2003. – 208 с.
20. Минделл А. Самостоятельная работа над собой: внутренняя работа со сновидящим телом: Пер. с англ. В.В. Самойлова / Под ред. В.В. Майкова. – М.: Изд-во Трансперсонального института, 2003. – 220 с.
21. Минделл А., Минделл Э. Вскачь, задом наперед: Процессуальная работа в теории и практике, М.: Независимая фирма “Класс”, Издательство Трансперсонального института, 1999. – 224 с.
22. Орлова, Е. Е. Связи между обучением и когнитивными способностями как новый подход к анализу содержания сновидений / Е. Е. Орлова // E-Scio. – 2020. – № 1(40). – С. 477-483. – EDN HMIUXL.
23. Парфентьев C.A. Инициация – сновидение – психотерапия: взаимосвязь понятий и процессов // Тендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке: Материалы междунар. симп. Кострома, 28-29 октября 2004 г. В 2 т. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин. – М. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – Т. 1. – С. 186-189.
24. Парфентьев С.А. Анализ сновидений как метод психодиагностики и психокоррекции личности в социальной психологии // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. – М., 2006. – С. 93-97; 107.
25. Парфентьев С.А. Анализ сновидений как метод психодиагностики личности // Социальная психология XXI столетия. В 3-х т.: Сб.статей / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2002. – Т. 2. – С. 25-31.
26. Парфентьев С.А. Анализ сновидения в современной психотерапии: подходы, распространенность использования // Вестник Интегративпой Психологии. Вып. 1. – М. – Ярославль, 2003. – С. 38-41.
27. Парфентьев С.А. Динамика поисковой активности и личной силы как социально-психологических характеристик личности в сновидениях // Вестник Интегративной Психологии. – М. – Ярославль, 2006. – Вып. 4. – С. 136-138.
28. Парфентьев С.А. Инициация-сновидение-психотерапия // Социальная психология XXI столетия. В 2 т. / Под ред. В.В. Козлова. – Ярославль: МАПН, 2004. – Т. 2. – С. 126-129.
29. Парфентьев С.А. Сновидение: теоретико-практические аспекты работы с экзистенциалами // Социальная психология XXI столетия. В 2 т. / Под ред. Козлова В.В. – Ярославль, 2005. – Т. 2. – С. 112-116.
30. Парфентьев С.А. Социально-психологическая характеристика механизма сновидений // Психология XXI столетия. В 3 т. / Под ред. Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, 2006. – Т. 3. – С. 67-72.
31. Парфентьев, С. А. Анализ сновидений как метод психодиагностики и психокоррекции личности в социальной психологии : специальность 19.00.05 "Социальная психология" : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Парфентьев Сергей Александрович. – Ярославль, 2006. – 243 с. – EDN NOCOBP.
32. Перлз, Фредерик Соломон. Гештальт-подход и Свидетель терапии : [Пер. с англ.] / Фриц Перлз. М.: Либрис, 1996. – 240 с.
33. Пигарев, И. Н. Висцеральная теория сна / И. Н. Пигарев // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2013. – Т. 63, № 1. – С. 86. – DOI: 10.7868/S0044467713010115. – EDN PRFIHR.
34. Прилуцкий, А. М. Психолого-теологические аспекты подготовки к таинствам покаяния и причащения в православии / А. М. Прилуцкий, А. М. Богачев // Вопросы теологии. – 2020. – Т. 2, № 2. – С. 297-314. – DOI: 10.21638/spbu28.2020.208. – EDN HQKDOF.
35. Психоанализ : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.] ; под науч. ред. М. М. Решетникова. – М.: Изда­. тельство Юрайт, 2015. – 315 с.
36. Богачев А.М., Блинкова А.О., Прилуцкий А.М., Шурухт С.М., Гайдуков А.В. Религиозные, этические и бытовые категории в бессознательной области психической реальности современной российской молодежи: попытка сравнительного анализа // Философия и культура. 2020. № 8. С. 53-67. DOI: 10.7256/2454-0757.2020.8.33359 URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_33359.html
37. Свирепо О. А., Туманова О. С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 268 с.
38. Слезин В.Б., Музалевская Н.И., Урицкий В.М., Рыбина И.Я. Изменения функционального состояния головного мозга при христианской молитве // Независимый психиатрический журнал. 1999. Т. 4. С. 30.
39. Трансперсональный подход в практической психологии : коллективная монография / Под науч.ред. к.пс.наук И.С. Василинюк. – СПб.: Астерион, 2024. – 160 с.
40. Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. М. К. – М.: Современные проблемы, 1913. – 448. С. 12.
41. Холл Джеймс А. Юнгианское толкование сновидений : Практ. рук.; Пер. на рус. яз. под общ. ред. В. Зеленского. СПб.: ТОО "Б.с.к.", 1996. – 168 с.
42. Шлыков В.Н. Анализ сновидений и его использование для психотерапевтиченской работы. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004. 40 с.
43. Шипицын, Е. Ю. Сновидение – это мир нашей внутренней бессознательной реальности / Е. Ю. Шипицын // Методология современной психологии. – 2023. – № 19. – С. 248-259. – EDN OKNALT.
44. Юнг К.Г. «Воспоминания, сновидения, размышления». Издательство «Харвест», 2003.
45. Юнг К.Г. Исследование феноменологии Самости. "AION", "Рефл-бук", "Ваклер", 1997, 330 с.
46. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: Канон, 1994. – 320 с.
47. Юнг К.Г. Человек и его символы : Пер. с англ. / Карл Густав Юнг, Мария-Луиза фон Франц, Джозеф Хендерсен и др.; [Введ. Д. Фримана]. – Москва: Серебряные нити; СПб.: АСТ, 1997. – 367 с.
References
1. Bion, W.R. (1957). Differentiation of the psychotic from the non-psychotic personalities. International Journal of Psycho-Analysis, 38, 266.
2. Bion, W.R. (1958). "On Hallucination" International Journal of Psycho-Analysis, 39, 341.
3. Klein, M., Heimann, P., & Money-Kyrle, R. (Eds.). (1955). New Directions in Psycho-Analysis. The Significance of Infant Conflict in the Pattern of Adult Behavior. London: Tavistock Publications.
4. Wolberg, Lewis R. (1945). Hypnoanalysis: New York: Grune & Strattan.
5. Winnicott, D. W. (1953). Transitional objects and transitional phenomena. In Playing and reality, pp. 1-25. New York: Basic Books, 1971.
6. Assagioli, R. (2002). Psychosynthesis. Principles and techniques. Persona Publishing House. Moscow: EKSMO-Press.
7. Barash, M. (2033). Healing dreams. Moscow: Publishing House of the Institute of Psychotherapy.
8. Bogachev, A.M. (2019). Horror movies and nightmares: some aspects of psychological analysis of the phenomena. Psychology and Psychotechnics, 4, 39-49. doi:10.7256/2454-0722.2019.4.31301 Retrieved from http://en.e-notabene.ru/ptmag/article_31301.html
9. Bogachev, A.M. (2024). Synthetic concept of working with dreams: approbation in the field of psychological psychotherapy and personality development. Psychology and Psychotechnics, 1, 1-23. doi:10.7256/2454-0722.2024.1.43920 Retrieved from http://en.e-notabene.ru/ptmag/article_43920.html
10. Bogachev, A. M. (2019). The world of dreams and symbols. A. M. Bogachev, A. M. Mezheritskaya. Scientific opinion, 1-2, 29-34. doi:10.25807/PBH.22224378.2019.1-2.29.34
11. Bogachev, A.M. (2020). On some aspects of practical work with night dreaming. Psychology and Psychotechnics, 1, 54-67. doi:10.7256/2454-0722.2020.1.32332 Retrieved from http://en.e-notabene.ru/ptmag/article_32332.html
12. Bogachev, A. M. (2019). The Path to Another. On some patterns of practical psychology: monograph. – 2nd edition, corrected and expanded. St. Petersburg: Asterion.
13. Grof Stanislav. (2004). A journey of self-discovery. Dimensions of consciousness. Moscow: AST, Publishing House of the Institute of Transpersonal Psychology, K. Kravchuk Publishing House.
14. Kozlov, V. V. (2005). Psychotechnologies of altered states of consciousness. – 2nd ed., rev. and additional. Moscow: Publishing House of the Institute of Psychotherapy.
15. Kozlov, V.V. (1997). Origins of awareness. Moscow.
16. Kozlov, V.V. ( 2001). Psychotechnologies of altered states of consciousness. Personal growth. Methods and techniques.-Moscow: Publishing House of the Institute of Psychotherapy.
17. Lomonos, A. A. (2023). Life “anchors” of the individual as a factor of moral development. A. A. Lomonos, N. V. Bobrova, A. M. Bogachev. Society. Environment. Development, 2(67), 137-145. doi:10.53115/19975996_2023_02_137-145
18. Maikov, V.V., & Kozlov, V.V. (2007). Transpersonal project: psychology, anthropology, spiritual traditions. Volume I. World transpersonal project. Moscow.
19. Mindell, A. (2003). “The Dream Maker's Apprentice (Using Higher States of Consciousness to Interpret Dreams).” Moscow: AST publishing house.
20. Mindell, A. (2003). Independent work on oneself: internal work with the dreaming body: Trans. from English V.V. Samoilova. Ed. V.V. Maykova. Moscow: Publishing house of the Transpersonal Institute.
21. Mindell A., & Mindell E. (1999). Jumping, backwards: Process work in theory and practice. Moscow: Independent Firm “Class”, Publishing House of the Transpersonal Institute.
22. Orlova, E. E. (2020). Connections between learning and cognitive abilities as a new approach to the analysis of dream content. E-Scio, 1(40), 477-483.
23. Parfentiev, S.A. (2004). Initiation-dreaming-psychotherapy": the relationship of concepts and processes. Gender values and self-actualization of the individual and small groups in the 21st century: Materials of the international. symp. Kostroma, October 28-29, 2004. In 2 volumes. Rep. ed. A.L. Zhuravlev, N.P. Fetiskin, 186-189. Moscow: Kostroma: KSU named after. ON THE. Nekrasova.
24. Parfentyev, S.A. (2006). Dream analysis as a method of psychodiagnostics and psychocorrection of personality in social psychology. Bulletin of the University (State University of Management). Series: Sociology and personnel management (pp. 93-97). Moscow.
25. Parfentyev, S.A. (2002). Dream analysis as a method of personality psychodiagnostics. Social psychology of the XXI century. In 3 volumes: Collection of articles. Ed. V.V. Kozlova, 25-31. Yaroslavl: MAPN.
26. Parfentyev, S.A. (2003). Dream analysis in modern psychotherapy: approaches, prevalence of use. Bulletin of Integrative Psychology, 1, 38-41.
27. Parfentyev, S.A. (2006). Dynamics of search activity and personal strength as socio-psychological characteristics of a person in dreams. Bulletin of Integrative Psychology, 4, 136-138.
28. Parfentyev, S.A. (2004). Initiation-dream-psychotherapy. Social psychology of the XXI century. In 2 volumes. Ed. V.V. Kozlova, 126-129. Yaroslavl: MAPN.
29. Parfentyev, S.A. (2005). Dreaming: theoretical and practical aspects of working with existentials. Social psychology of the XXI century. In 2 volumes. Ed. Kozlova V.V, 112-116. Yaroslavl.
30. Parfentyev, S.A. (2006). Socio-psychological characteristics of the dream mechanism. Psychology of the XXI century. In 3 volumes. Ed. Kozlova V.V., 67-72. Yaroslavl: MAPN.
31. Parfentyev, S. A. (2006). Dream analysis as a method of psychodiagnostics and psychocorrection of personality in social psychology: specialty 19.00.05 "Social psychology": dissertation for the degree of candidate of psychological sciences. Parfentyev Sergey Aleksandrovich. Yaroslavl.
32. Perls, Frederick Solomon. (1996). Gestalt approach and Witness therapy: [Trans. from English]. Fritz Perls. Moscow: Libris.
33. Pigarev, I. N. (2013). Visceral theory of sleep. I. N. Pigarev. Journal of Higher Nervous Activity named after. I.P. Pavlova, 1, 86. doi:10.7868/S0044467713010115
34. Prilutsky, A. M. (2020). Psychological and theological aspects of preparation for the sacraments of repentance and communion in Orthodoxy. A. M. Prilutsky, A. M. Bogachev. Questions of Theology, 2, 297-314. doi:10.21638/spbu28.2020.208
35. Reshetnikov M.M. (et). (2015). Psychoanalysis: textbook for bachelor’s and master’s degrees. M. M. Reshetnikov, S. V. Avakumov, Yu. A. Baranov [etc.]; under scientific ed.M. M. Reshetnikova. Moscow: Publishing house. Yurait Agency.
36. Bogachev, A.M., Blinkova, A.O., Prilutskii, A.M., Shurukht, S.M., & Gaidukov, A.V. (2020). Religious, ethical and existential categories in the unconscious area of psychic reality of modern Russian youth: an attempt of comparative analysis. Philosophy and Culture, 8, 53-67. doi:10.7256/2454-0757.2020.8.33359 Retrieved from http://en.e-notabene.ru/fkmag/article_33359.html
37. Svirepo, O. A., & Tumanova, O. S. (2004). Image, symbol, metaphor in modern psychotherapy. Moscow: Publishing House of the Institute of Psychotherapy.
38. Slezin, V.B., Muzalevskaya, N.I., Uritsky, V.M., & Rybina, I.Ya. (1999). Changes in the functional state of the brain during Christian prayer. Independent Psychiatric Journal, 4, 30.
39Transpersonal approach in practical psychology: collective monograph. (2024). Under the scientific editorship. Candidate of Ps. Sc. I.S. Vasilynyuk. St. Petersburg: Asterion.
40. Freud, Z. (1913). Interpretation of dreams. Transl. with him. M.K. Moscow: Modern problems.
41. Hall, James A. (1996). Jungian interpretation of dreams: Pract. hand; Per. in Russian language under general ed. V. Zelensky. St. Petersburg: TOO "B.S.K.".
42. Shlykov, V.N. (2004). Dream analysis and its use for psychotherapeutic work. Ekaterinburg: AMB Publishing House.
43. Shipitsyn, E.Y. (2023). A dream is the world of our inner unconscious reality. Methodology of modern psychology, 19, 248-259.
44. Jung, K.G. (2003). Memories, dreams, reflections Harvest Publishing House.
45. Jung, K.G. (1997). A study of the phenomenology of the Self. "AION", "Refl-book", "Wakler".
46. Jung, K.G. (1994). Psychology of the unconscious. Moscow: Kanon.
47. Jung, K.G. (1997). Man and his symbols: Trans. from English. Carl Gustav Jung, Marie-Louise von Franz, Joseph Hendersen and others; [Input. D. Freeman]. Moscow: Silver threads; St. Petersburg: AST.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В данной работе автор пытается дополнить и обосновать концепцию синтетического подхода по анализу сновидений в целях ее возможного применения в практической деятельности психолога. Работа основывается на психоаналитических теориях, что вполне понятно. Актуальность этого исследования никаких сомнений не вызывает, поскольку анализ сновидений необходим для оказания полноценной психологической помощи клиентам и пациентам с самыми различными проблемами. По этому поводу можно сказать, что имеется определенное количество лиц, которые испытывают определенную зависимость от структуры сновидений и даже руководствуются ими в своей жизни. По существу, на этом основан психоаналитический подход в психотерапевтической практике.
Автор верно пишет во введении, что проблема понимания природы сновидений, их места в психической реальности и, прежде всего, в психической реальности человека в контексте развития личности и задач психотерапии становится все более актуальной с точки зрения новой «волны» ее изучения в профессиональном сообществе. Верно также утверждение автора о том, что, например, «если в среде практиков работа со сновидениями оказывается «по факту» востребованной, то в академической психологии (даже в медицинской ее части) к феномену сновидений продолжают относиться с опаской, которая зачастую приводит к определенной подмене глубинно-психологического исследования теми или иными статистическими манипуляциями, претендующими на «научную монополию». В этом, действительно, имеется некоторое недопонимание между практиками и теоретиками психоанализа сновидений.
То есть, очевидно, что изначальный замысел автора правильный. Но после обоснования актуальности текст излагается так, как он обычно и чаще всего излагается в работах подобного рода и это делает его не совсем понятным. Речь о структурировании работы. Необходимо четко сформулировать цель именного исследования. Пока конкретной формулировки цели нет.
По поводу методологии исследования особых претензий нет, поскольку автор указывает, что основывается на уже имеющихся концепциях синтетического подхода. В частности, отмечено, что «Наша собственная работа с материалом сновидений привела нас к осмыслению данного феномена в ключе трансперсонального подхода, - синтетического, а не эклектического. На основе этого понимания в нескольких работах мы сформулировали основы синтетической концепции сновидений, следующей в русле концепции В.В. Козлова, В.В. Майкова, С.А. Парфентьева и др.». В принципе, если несколько расширить описание этой концепции, кратко показав ее суть, то можно исключить из текста все ссылки на другие сведения о психоаналитических подходах, поскольку они и так хорошо известны. Это позволит и текст сократить, так как он чрезмерно велик для такой статьи.
Кроме того, необходимо сформулировать и кратко обосновать научную новизну и предмет исследования. Это важно для понимания смысла всего текста в дальнейшем. Пока этого нет. Надо доработать.
Важно изложить методику исследования. Дело в том, что автор пишет об эксперименте, но не поясняет, что это за эксперимент, как он проводился, какие методы кроме интервью (опроса) применялись. Указано, что цель эксперимента состояла в определении и фиксации эффекта синтетической концепции сновидений в развития личности и психологической психотерапии. Необходимо пояснить, что имеется в виду под «развитием личности».
Стиль изложения текста научно-аналитический. Видно, что автор умеет использовать и анализировать литературу по теме исследования. Но обращает внимание некоторая избыточная фиксация на несущественных деталях и это как-то усложняет восприятие текста. Рецензент считает, что текст надо «облегчить» любыми способами.
В тексте имеются различные ошибки и опечатки, затрудняющие его понимание. Необходима доработка.
Структура работы пока не соответствует тем логическим требованиям, которым должна соответствовать статья в научном журнале. О некоторых недостатках сказано выше, но еще необходимо существенно сократить текст, убрав из него все, без чего можно обойтись. Прежде всего, необходимо переработать таблицы, которые пока больше похожи на протокол. Простое перечисление по каждому случаю не принято. Необходимо обобщить и систематизировать. Для этого и необходим анализ сновидений, чтобы выявить, п возможности, хоть что-то общее. Хотя это непросто, но надо постараться сделать именно так, что позволит вывести результаты исследования на более высокий научный уровень.
Содержание статьи свидетельствует о достаточно большом объем исследования. Однако контент самих бесед явно избыточен по объему. Необходимо обобщать и систематизировать полученные данные. Лишь некоторые диалоги можно оставить в качестве примеров. По обобщенным и систематизированным данным целесообразно сформулировать умозаключения, которые в конце позволят сделать соответствующие выводы.
Пока конкретных выводов по всему тексту нет. Выводы следует написать конкретно и в утвердительной форме, избегая в них каких-либо рассуждений.
В самом конце текста приводится абзац о международном симпозиуме, но непонятно зачем. Надо исключить.
Библиографический список состоит из литературных источников по теме исследования. Но он явно избыточен. Необходимо оставить только те из них, которые имеют непосредственное отношение к данному исследованию.
Общее впечатление такое, что если текст будет значительно сокращен и доработан, то у практикующих психологов концепция синтетического подхода к анализу сновидений вызовет интерес. Именно поэтому статью после доработки текста с учетом замечаний можно будет рекомендовать к опубликованию в научном журнале.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной статье является психология сновидений через обоснование и развитие синтетического подхода.
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использованы дескриптивный метод, метод категоризации, метод анализа, метод сравнения, метод обобщения, а также методы эксперимента и анкетирования.
Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку в условиях интенсивного ритма жизни со значительными нагрузками и активным, зачастую даже агрессивным информационным потоком, нестабильной политической и социально-экономической ситуацией, а также под воздействием других факторов, оказывающих негативное влияние на психическое здоровье и состояние людей, сновидения занимают особое место в изучении этого феномена профессиональным сообществом, в частности, большое внимание в настоящее время начинает уделяться синтетическому подходу в исследовании психологии сновидений.
Научная новизна исследования заключается в обосновании и развитии синтетического подхода в психологии сновидений, а также проведении по авторской методике экспериментов в 2023 и 2024 годах с использованием авторской анкеты.
Статья написана языком научного стиля с использованием в тексте исследования изложения теоретических подходов и различных позиций ученых к изучаемой проблеме и применением научной терминологии и дефиниций, а также подробным описанием результатов проведенных экспериментов.
Структура выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей, структура данного исследования включает в себя введение, основную часть с теоретическим обоснованием синтетического подхода и описанием результатов экспериментов, выводы, приложения и библиографию.
Содержание статьи отражает ее структуру. Особенно ценным и интересным в содержании статьи следует отметить авторский акцент на то, что в рамках синтетического подхода «психолог, действуя в сновидческом поле, выступает в качестве «медиатора» (посредника), способствующего запуску естественного процесса диалога между сознанием и бессознательным (сверхсознательным) сновидца и пробуждения его трансцедентной функции, становлении его субъектом в собственной психической реальности».
Библиография содержит 47 источников, включающих в себя отечественные и зарубежные периодические и непериодические издания.
В статье приводится описание различных позиций и точек зрения известных ученых, характеризующих теоретические подходы и различные аспекты к пониманию синтетического подхода в психологии сновидений, а также содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике, которая входит в круг научных интересов исследователей, занимающихся указанной проблематикой.
В представленном исследовании содержатся выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, отмечается, что «сам факт внимания к своим сновидениям и запуска в этом контексте процесса внутреннего диалога способен во ряде случае фацилитировать процесс формирования зрелой профессиональной и личностной идентичности специалиста-психолога, хотя мы видим здесь по крайней мере, на уровне сознания, существенную разноголосицу в ответах испытуемых (что может быть частично объяснено их неуверенностью в себе и значительным дефицитом практики при их обучении)».
Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, психотерапевтами, психоаналитиками, психологами, консультантами и экспертами.
В качестве недостатков данного исследования следует отметить, что в тексте статьи встречаются незначительные опечатки и технические ошибки. Особое авторское внимание необходимо обратить на объем статьи, который следует значительно сократить, в частности, может быть, целесообразно было бы отказаться от включения в текст статьи всех трех приложений, достаточно было бы рисунки из приложения, демонстрирующие результаты проведенного эксперимента включить в основной текст статьи, где идет описание экспериментов. Приводить полностью авторскую анкету (приложение 1), представленные в таблице 1 (приложение 2) и подробное описание случаев (приложение 3) в рамках статьи для опубликования в периодическом издании в данном случае нецелесообразно, поскольку сами приложения значительно превышают объем основного текста статьи и являются рабочими материалами проведенного авторского исследования. При оформлении сносок необходимо обратить внимание на требование действующего ГОСТа, а все сноски оформить единообразно (встречаются сноски, оформленные, например, в виде «[45. стр. 17]». Было бы уместно написать обобщающее заключение, а не ограничиваться только выводами. Библиографический список, по возможности, целесообразно было бы пересмотреть в сторону сокращения. Указанные недостатки не снижают научную и практическую значимость самого исследования, однако, их необходимо оперативно устранить, а статью вернуть на доработку.

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия
на статью «Психология сновидений: обоснование и развитие синтетического подхода»
Актуальность темы исследования и ее соответствие специализации журнала «Психология и Психотехника» не вызывает сомнение в связи с изучением психической реальности человека в контексте развития личности.
Предметом исследования является понимание сущности сновидений.

В качестве проблемного поля исследования представлен анализ таких категорий как «сновидение», «концепции сновидений», «классификация сновидений», «психоэмоциональная реальность», «психотерапия», «субъектность», «уровни сновидений» и пр.
Выявлена и подробно проанализирована синтетическая концепция сновидений
Результаты проведенного анализа показали, что сновидение представляет собой естественный, заложенный в личность механизм внутренней психотерапии, в ходе которой происходит проработка стрессовых ситуаций и травматических событий.
Предположено, что целью психотерапии является сохранение психоэмоционального баланса личности и уровня ее адаптированности.
Достоинством работы являются ключевые, сквозные ведущие идеи о реализации практического алгоритма работы со сновидением.
Исследование направлено на обоснование и реализацию синтетической концепции сновидений.
Интерес представляют результаты исследования измерений (уровней сновидений.)
Методология рецензируемой работы построена на основе теоретических методов: анализ и обобщение теоретических источников по проблеме исследования; эмпирических, методов математической обработки данных.
В статье достаточно детально реализованы систематизация и обобщение данных, связанных с использованием синтетического подхода.
Статья обладает научной новизной, связанной с изучением алгоритма практической работы со сновидениями, основанного на синтетической теории сновидений, и предполагающий роль психолога как посредника в процессе развития способности субъекта к внутриличностному диалогу и метарефлексии, является достаточно эффективным, в том числе, в контексте снижения уровня тревожности/купирования депрессивных состояний, и в качестве такого служит доказательством научности данной теории.
Структура статьи соответствует требованиям к научным публикациям. Представлен подробный качественный анализ полученных результатов практической работы со сновидениями, основанный на синтетической теории сновидений, и предполагающий роль психолога как посредника в процессе развития способности субъекта к внутриличностному диалогу.
Содержание статьи, в котором рассматривается сновидение как естественный, заложенный в личность механизм внутренней психотерапии, целью которой является сохранение психоэмоционального баланса личности и уровня ее адаптированности, в целом соответствует ее названию.
Стиль изложения материала соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям.
Библиография соответствует содержанию статьи и представлена 47 литературным источником.
Результаты обосновывают значимость теоретического и практического исследования психологического понимания сновидений.
Статья вызывает читательский интерес и может быть рекомендована к публикации в связи с оптимизацией как процесса психологической психотерапии, так и работы по личностному развитию лиц, интересующихся психологией, в том числе в рамках обучения специалистов-психологов.