Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Теоретические основы разработки критериев оценки зрительских предпочтений в современном кинематографе

Шишканов Андрей Иванович

Генеральный директор; ООО "Вселенная кино"

123001, Россия, г. Москва, ул. Малая Бронная, 31/13

Shishkanov Andrey Ivanovich

General Director, "Movie Universe"

123001, Russia, Moscow, Moscow region, Malaya Bronnaya str., 31/13

andrey.i.shishkanov@gmail.com

DOI:

10.25136/2409-8744.2024.4.71062

EDN:

UCPANR

Дата направления статьи в редакцию:

18-06-2024


Дата публикации:

11-07-2024


Аннотация: В кинематографическом поле мы имеем возможность наблюдать множество кинофильмов различных видов, жанров, которые могут удовлетворить предпочтения любого, даже самого искушенного зрителя; множество киностудий, занимающихся производством кино; массу кинофестивалей различных направлений, продвигающих те или иные фильмы. Все это свидетельствует о том, что, кинематограф в современном мире обладает особой значимостью для потребителей, и рождает, как «спрос», так и «предложение», что обуславливает предмет исследования – совокупность теоретических оснований (основ) разработки критериев оценки зрительских предпочтений в современном кинематографе. Цель статьи – провести обзор научной литературы и оценить степень изученности разработки критериев оценки зрительских предпочтений в современном кинематографе. Основу методологии исследования составил теоретический анализ, синтез и обобщение научных источников по теме исследования, сравнительный метод. Новизна исследования состоит в том, что автором выделены теоретические положения изученности методологии критериев и переменных оценки успешности и спроса современных фильмов как фундамент для апробации и разработки опросника выявления зрительских предпочтений. В качестве вывода можно сделать заключение о том, что при исследовании изученности проблемы оценки зрительских предпочтений как инструмента формирования и управления кассовым успехом массовой кинопродукции есть необходимость обращения внимания на феномены выбора аудитории (например, «эффекте определенности» и пр.); «опыт потока» в рамках стадии просмотра кинокартины для ее эмоционального восприятия зрителями. В качестве основных эмоциональных условий успеха картины, на которых возможно выстроить критериальную основу оценки зрительских предпочтений выделены: реализация стратегии вовлечения, обеспечивающей «полное погружение» зрителей в действие на экране; достижение сопереживания со стороны зрителей фильма; обеспечение феномена «саспенса». В ракурс настоящего исследования не входила методологическая разработка критериев оценки зрительских предпочтений в современном кинематографе, однако, данная работа указала на актуальность и значимость такого подхода в перспективе с целью отбора теоретических основ для разработки оценки зрительских предпочтений в массовом сегменте отечественного кинорынка.


Ключевые слова:

кинематограф, фильм, зрительская аудитория, зрительские предпочтения, оценка предпочтений зрителей, опыт потока, маркетинг в кинематографе, прогнозирование, эмоциональная оценка аудитории, коллаборативная фильтрация

Abstract: The purpose of the article is to highlight the theoretical foundations for the development of criteria for evaluating audience preferences in modern cinema. The research methodology is based on theoretical analysis, synthesis and generalization of scientific sources on the research topic, and the comparative method. The novelty of the research lies in the fact that the author highlights the theoretical foundations of the methodology of criteria and variables for assessing the success and demand of modern films as a foundation for testing and developing a questionnaire to identify audience preferences. As a conclusion, the authors states that there is a need to pay attention to the phenomena of audience choice (for example, the "certainty effect", etc.); "flow experience" within the stage of watching a movie for its emotional perception by the audience. Considering the issues of statistics, assessment of the potential commercial success of a film production and the complex of factors affecting it, it is advisable to cite D. Kahneman's position. This researcher provides an argument for the value of simple formulas for forecasting, operating with a low number of basic criteria. Thus, this author emphasizes the importance of formulas that provide equal weight for each predictive factor, which is due to their indifference to the randomness associated with the organization of the sample. In the context of the statistics of the film business sector, the corresponding hypothesis will look like this: a model for evaluating the future success of projects in certain genres is able to provide a higher level of reliability compared to models that ignore genre originality. Thus, in the study of methods for predicting the commercial success of films, carried out by A.S. Tatarnikov, the great reliability of the predictive model using information on paintings of certain genres of entertainment (in particular, adventure films, comedies, etc.) was confirmed.


Keywords:

cinema, film, audience, viewer preferences, assessing viewers' preferences, flow experience, cinema marketing, forecasting, emotional assessment of the audience, collaborative filtering

Современный кинематограф сегодня как никогда отражает актуальные трансформации и тенденции социально-экономического развития, продвигая в разнообразные площадки социокультурной реальности феномен развлечения, возникший еще в XIX веке. Кино в своей эволюции все более приобретает характер экономической категории, где действуют законы конкуренции, и заметную роль в данном процессе играет маркетинг, где фильмы (за исключением авторского кино) все чаще рассматриваются как инвестиционные проекты. В настоящем исследовании современный кинематограф рассматривается в совокупности понимания индустрии производства и распространения кинофильмов. В качестве объекта исследования автором рассматривается ограниченный массовым сегментом кинорынка маркетинговый теоретический дискурс, представляющий собой достаточно широкую междисциплинарную область (психология, культурология, социология, экономическая теория и др. дисциплины), которые составляют часть теоретических основ разработки критериев оценки «зрительских» / потребительских предпочтений. Вместе с тем, маркетинг в данной отрасли имеет свою специфику, определяемую соединением в кинематографе искусства и бизнеса. Отделить одно от другого бывает достаточно сложно, а выживаемость кино как искусства во многом зависит от его успешности как бизнеса. Процесс изучения зрительской аудитории и ее предпочтений как сложного социально-экономического явления находится в постоянном развитии и изменении, становясь предметом исследований искусствоведов, изучающих привлекательность кинопродукции с точки зрения художественной ценности; социологов, составляющих портреты наиболее активных групп зрителей; экономистов, оценивающих коммерческие результаты киноиндустрии, окупаемость производственных затрат; предпринимателей и инвесторов, определяющих эффективность вложения средств в эту сферу.

Для того, чтобы продвигать тот или иной фильм, необходимо обоснование его экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления инвестиций, а также оценка рисков. Каждый проект имеет свой коммерческий потенциал, для кинопроекта это способность привлечения целевой аудитории на различные платформы, осуществляющие показ фильмов. Прогнозирование зрительских предпочтений становится еще более актуальным в современную эпоху стремительного развития информационных и компьютерных технологий, электронных каналов кинопоказа, что вносит существенные коррективы в модели потребления, значительно расширяет спектр потребительского выбора, усиливает конкуренцию в культурно-досуговой сфере. Благодаря персонификации, осуществляемой современными платформами кинопоказа, кинопроизводители и дистрибьюторы составляют собственные представления о потребностях и интересах зрительской аудитории. Однако критерии оценки зрительских предпочтений в современном кинематографе становятся все более многослойными и разнообразными, требующими более формализованной методики их измерения.

Современный маркетинг выработал эффективный набор инструментов воздействия на потребительский выбор и стимулирование роста зрительской аудитории, что обусловило возникновение такого феномена как глобальная персонификация контента [1]. Вместе с тем, создание высокохудожественной отечественной кинопродукции должно стать главным фактором привлечения зрительского внимания и увеличения объема зрительской аудитории, что определяет необходимость разработки новых методов прогнозирования зрительских предпочтений и снижения фактора неопределенности для киноиндустрии.

Современные аналитики кинематографической сферы [2-5] используют известные экономические методы прогнозирования, пытаясь предугадать «провал» кинематографических фильмов, оценив в перспективном плане кассовые сборы, определяя те параметры, которые не только объяснят тот или иной фон зрительского предпочтения, но и смогут объяснить по какому основанию возник предиктор спроса данного фильма.

Теоретический обзор научной литературы проблематики получения статистических данных и прогнозирования в сфере производства фильмов указывает на фактическую невозможность составления четких прогнозов из-за индивидуальных психологических особенностей зрителя и его предпочтений. Данное положение предполагает разработку критериев зрительского предпочтения уже с учетом выделенных теоретиками отдельных факторов, влияющих на формирование зрительского предпочтения. А.Б. Долгин в книге «Экономика символического обмена» в качестве исследовательской базы представляет связь информационно-экономической логики в попытке научной систематизации результата коллаборативной фильтрации в кинематографе. Анализируя размышления автора, можно выделить несколько когнитивно-эмоциональных фундаментальных основ зрительского предпочтения, представляющих некоторую взаимосвязанную систему критериев оценки таких предпочтений, подвергающихся измерению, изучению, учету в разработке инвестиционных кинематографических направлений.

Прагматика культурного развития, которую А.Б. Долгин связывает с возможностью интеграции экономических категорий в культуру, на наш взгляд, в рамках изучения возможности прогнозировать и оптимизировать сферу отечественного рыночного кинематографа, делает его успешным, привлекательным для инвестиций. Исследователь акцентирует внимание на том, что, «в обыденных, утилитарных вопросах потребитель четко знает свой интерес и за объективно лучшее мотивирован платить больше. Соответственно, производитель заинтересован это лучшее предоставлять» [6, с.14]. Подтверждением проблемности составления прогнозов последующего финансового успеха кинопроектов и получения статистической информации, является научная работа Д. Канемана (D. Kahneman) и А. Тверски (A. Tversky). Согласно результатам эмпирического изучения моделей поведения человека в ситуациях, сопровождающихся риском и отсутствием четкой определенности, ключевой мотивацией действий в этом случае выступает стремление к недопущению потерь [7].

Однако, в кинематографе как отрасли экономического характера — это проявляется не совсем так, ведь критерии качества (привлекательности и спроса) фильма – не такая объективная категория, как и стоимостный эквивалент такого качества. Вот в этом аспекте, на наш взгляд, и начинается методологическая основа разработки критериев оценки зрительского предпочтения в кинематографе как одного из факторов общей системы оценки качества продукции рынка культуры как потенциального источника дохода.

Большинство потенциальных зрителей не знакомы с инструментами оценки вероятностей, однако такой фактор осознанно ими понимается. В целом такое осознание является общеизвестным фактом. Так, в соответствии с «парадоксом Алле», при наличии двух альтернативных вариантов: незначительный, но стопроцентный выигрыш, с одной стороны, и, внушительный, но возможный лишь на 90%, с другой, человек предпочтет именно первый вариант. Изучение этого вопроса в исследовании А. Тверски (A. Tversky), и К. Р. Фокс (C. R. Fox) способствовало выработке понимания такого предпочтения в качестве «эффекта определенности» [8]. М. Алле, изучая поведение рационального человека в условиях риска, акцентирует внимание на том, что, ведущей причиной контрпродуктивности прогнозирования успеха выступает нередкое безосновательное замещение понимания вероятности, подходящее для отдельного самостоятельного случая, на другое понимание. Экстраполяция указанных тенденций повседневной жизни в область кинопроизводства способствует формулированию гипотезы о том, что, при альтернативности доступных к просмотру кинокартин конкретный выбор аудитории будет обуславливаться вариантом с более высоким уровнем «гарантированности выигрыша» [9]. Таким образом, потребитель будет исходить из отзывов своего социального окружения, рекомендаций порталов Глобальной сети и прочих факторов.

Описанный выше «эффект определенности» не единственный, сила которого распространяется на рассматриваемые случаи формирования системы зрительских предпочтений. Так, вышеуказанными исследователями дополнительно выделяется «эффект формулировки», суть которого выражается в принципиальном воздействии формулировки результатов выбора конкретного варианта из нескольких возможных на реализуемое в итоге предпочтение. Для раскрытия специфики данного эффекта, авторы использовали материал медицинской практики. Одним из наглядных примеров действия этого эффекта является употребление словосочетания «жизни теряются» вместо словосочетания «жизни сохраняются». В первом случае, потенциальные последствия утраты жизни обеспечивают выбор пациентов в пользу риска, в противовес второму варианту.

Ранее упомянутый нами А.Б. Долгин также приводит схожую позицию, отталкиваясь от научной работы МакНейла, Паукера и пр. авторов. В частности, им отмечаются существенные различия выбора больных и медицинских работников в пользу возможных вариантов лечения онкологии при формулировании потенциальных последствий соответствующих курсов лечения в терминах жизни или смерти. Например, в противовес лучевой терапии при описании возможных рисков использования хирургического вмешательства указывается, помимо прочего, смерть пациента. Как следствие, ознакомление больных со статистикой применения данного метода, выраженной в показателях смертности, обуславливало преимущественное предпочтение в пользу другого варианта лечения, где статистика выражалась в показателях выживания.

В контексте рассматриваемого нами аспекта, роль эффектов формулировок в предпочтении аудиторией конкретного кинопроекта из существующих альтернативных вариантов, и, соответственно, в составлении прогноза финансовой продуктивности данной ленты, доступна к определению посредством анализа контента современных соцсетей и отзывов на кинокартину на различных Интернет-ресурсах [10-13]. В определенной мере, указанный вопрос является предметом научного интереса Н.В. Ноакк и А.Н. Знаменской. Так, при аналитическом сопоставлении различных кинопроектов, данные исследователи выделили взаимосвязь между трейлерами к выпускаемым в прокат картинам и последующими кассовыми сборами. В частности, они указывают, что высокое качество и адекватность аудиального ряда трейлера способствуют выбору потребителем соответствующего фильма для просмотра. Одновременно подчеркивается недостаточный уровень качества современных российских трейлеров, препятствующий положительной динамики зрительского предпочтения [14].

Рассматривая вопросы статистики, оценки потенциального коммерческого успеха кинопродукции и комплекса воздействующих на него факторов, целесообразно привести позицию Д. Канемана. Этот исследователь приводит аргументацию ценности простых формул для прогнозирования, оперирующих невысоким числом основных критериев [15]. Так, данный автор подчеркивает значимость формул, обеспечивающих равный вес для каждого прогностического фактора, которая обуславливается их индифферентностью к случайностям, сопутствующим организации выборки.

В контексте статистики сектора кинобизнеса, соответствующая гипотеза будет выглядеть следующим образом: модель оценки будущего успеха проектов по определенным жанрам способна обеспечить более высокий уровень достоверности по сравнению с моделями, игнорирующими жанровое своеобразие. Так, в исследовании способов прогноза коммерческой успешности кинолент, осуществленном А.С. Татарниковым, подтверждена большая достоверность прогностической модели, использующей информацию по картинам определенных жанров развлекательной направленности (в частности, приключенческих лент, кинокомедий и пр.) [16].

При проведении настоящего исследования, представляется целесообразным привести в пример анализ научных трудов А. Митты, акцентировавшего внимание на особенностях восприятия кинофильма аудиторией. Особое значение А. Митта уделяет способам активизации эмоционального интереса потребителей кинопродукта и его сохранению в течение всего просмотра. Итак, в качестве основных эмоциональных условий успеха картины определяются, в частности:

1. Реализация стратегии вовлечения, обеспечивающей «полное погружение» зрителей в действие на экране.

Доступность интенсификации потребительского интереса связывается с рядом принципиальных моментов:

− строгое дозирование информации, которую получает зритель;

− выдача меньшего объема информации, чем стремится получить зритель;

− оставление наиболее ценной и значимой информации «на потом»;

− поддержание взаимосвязи между выдачей информации и сложностью ее получения;

2. Достижение сопереживания со стороны зрителей фильма. Для этого обязательным условием выступает тождественность характера и проблем героев картины морально-нравственным установкам и стереотипам потребителей кинопродукции. Следствием возникновения сопереживания является идентификация, при которой аудитория «проживает» ситуации и события персонажей, разделяет их радости и невзгоды, искренне «болеет» за благоприятный для героя исход;

3. Обеспечение феномена «саспенса». Иными словами, речь идет о создании ситуационных моментов максимального проникновения зрителей в сценарный замысел, наиболее полной интенсификации их сопереживания герою киноленты (например, при опасности жизни персонажа, к которому аудитория уже прониклась симпатией). Здесь возникает вполне логичный вопрос о количестве таких моментов в качественной кинокартине. Феномен саспенса отображает непосредственную эмоционально-чувственную реакцию аудитории на текущее развитие событий фильма, обусловленную единением зрителя и героя, при которой посетитель киносеанса испытывает идентичные с персонажем ощущения (например, страха, тревоги, волнения и пр.). Когда персонаж становится значимым и ценным для зрителя, искренне желающего победы протагонисту, в этот момент и появляется саспенс. Специфика данного феномена проявляется в изменении привычной динамики течения времени. А. Н. Митта в своей книге «Кино между адом и раем» отмечает, что А. Хичкок подчеркивал то, что в решающей фазе саспенса необходимо существенное замедление времени, и данный прием положительно способствует повышению эмоциональной вовлеченности аудитории [17]. Для практической реализации данного условия, при производстве кинофильма продолжительность момента саспенса целенаправленно увеличивается путем демонстрации одного и того же мгновения под разными углами, в иной перспективе, с позиции отдельных персонажей.

Схожую с вышеуказанным феноменом природу демонстрирует «опыт потока», упоминаемый и анализируемый многими учеными (хотя и под разными терминами), и, несмотря на существенную вариативность понимания его содержания, оптимальным представляется его отнесение к внутриличностной мотивации [18].

Представления об опыте потока в качестве особого психологического состояния полной увлеченности субъектом осуществляемой им деятельностью, характерны для психологической концепции потока М. Чиксентмихайи. От такого же понимания отталкивается в своей научной работе А. Е. Войскунский, указывающий на доступность причисления данного опыта к одному из алгоритмов реализации личностной мотивации. Как подчеркивает А. Е. Войскунский, при рассмотрении опыта потока российскими учеными, преимущественным аспектом анализа определяется психология внимания [19].

Отдельные характеристики опыта потока встречаются в исследовании Н. В. Ноакк и А. Н. Знаменской, при анализе признаков идеального кинематографического произведения, выделенных опрошенными респондентами. Так, многие из них отмечали утрату ощущения времени при просмотре картины, потерю чувства самовосприятия, единение с воспроизводимой на экране реальностью и пр. [20]. При этом, совершенно очевидно, что особенности употребления понятия «поток» в отношении восприятия кинофильмов нуждаются в особом направленном научном изучении. На наш взгляд, предпосылкой раскрытия указанного феномена посредством термина «поток» стало индивидуальное восприятие собственных ощущений рядом респондентов, применивших для их отображения ассоциацию с поглощающим потоком.

Таким образом, подводя итоги, представляется необходимым отметить некоторые положения, выделенные на основе анализа небольшого сегмента теоретического дискурса отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблемам и перспективам развития киноиндустрии, указывающей на высокую степень изученности проблемы оценки зрительских предпочтений для прогнозирования коммерческого успеха конкретной кинокартины:

– непродуктивность утверждений о возможности четкой оценки потенциальной финансовой продуктивности кинопроекта. Доступность направления усилий на осуществление приближенного прогнозирования при оперировании определенным комплексом факторов и дифференцированности применения моделей для отдельных ситуаций (жанров);

– необходимость обращения внимания на феномены выбора аудитории (например, «эффекте определенности» и пр.);

– высокая значимость «опыта потока» в рамках стадии просмотра кинокартины для ее эмоционального восприятия зрителями. Исходя из этого, представляется допустимым применение данного феномена в качестве одной из характеристик «идеальной» киноленты. Среди значимых психологических черт указанного феномена следует выделить способность к трансформации восприятия времени аудиторией. Представляется целесообразным учет данной черты в ходе подготовки организации последующих экспериментальных научных работ в сфере разработки критериев зрительского предпочтения в современном кинематографе.

В ракурс настоящего исследования не входила методологическая разработка критериев оценки зрительских предпочтений в современном кинематографе, однако, данная работа указала на актуальность и значимость такого подхода в перспективе с целью отбора теоретических основ для разработки оценки зрительских предпочтений в массовом сегменте отечественного кинорынка.

Библиография
1. Борисова А.А. Российская киноиндустрия: особенности, проблемы, перспективы развития // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 97-10. С. 128-130.
2. Волкова А.С., Дмитришина С.И., Мельникова Д.А., Лопаткин Д.С. Современное состояние и перспективы развития российского рынка OTT-видео в условиях кризиса национального кинопроката // Успехи в химии и химической технологии. 2022. Т. 36. № 1 (250). С. 62-66.
3. Манакбаева А.Б. Киноиндустрия как отрасль экономики: актуальные проблемы и тенденции // Экономика: стратегия и практика. 2022. № 17(1). С. 226-237.
4. Неволин И.В., Татарников А.С. Модели прогнозирования кассовых сборов кинофильмов на основе эмоциональных факторов спроса // Экономика и социум. 2014. № 4-4(13). С. 1244-1259.
5. Эль-Бакри Т.В. Развитие российской аудиовизуальной индустрии на этапе цифровой трансформации // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 96-106.
6. Долгин А.Б. Экономика символического обмена. M.: Инфра-М, 2006.
7. Tversky A., Kahneman D. Prospect Theory: an Analysis of Decision under Risk // Econometrica. 1979. Vol. 47. № 2. Рр. 263-291.
8. Tversky A., Fox C.R. Weighing Risk and Uncertainty // Psychological Review. 1995. Vol. 102. № 2. Pр. 269-283.
9. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 230-233.
10. Desai K.K., Basuroy S. Interactive influence of genre familiarity, star power, and critics' reviews in the cultural goods industry: The case of motion pictures // Psychology & Marketing. 2005. Vol. 22. Issue. 3. Рp. 203-223.
11. Keusch F. Why do people participate in Web surveys? Applying survey participation theory to Internet survey data collection // Management Review Quarterly. Vol. 65. Issue 3. 2015. Рp. 183-216.
12. Lee H.K. Supporting culturalindustries using venture capital: policy experiment from South Korea // Cultural Trends. 2021. Рр. 1-21.
13. Luo Y. L., Yang Q. Ye, Liao Q. Effects of customization and personalization affordances on perceived value and continuance intention of smartwatch use // Technological Forecasting and Social Change. 2023. Vol. 194. Рр. 1-13.
14. Ноакк Н.В., Знаменская А.Н. Анализ эмоций кинозрителя как условие прогнозирования кассового успеха фильма // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 16. С. 58-66.
15. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М.: ACT, 2013.
16. Татарников А.С. Методы прогнозирования кассовых сборов // Бюллетень кинопрокатчика. 2012. № 10-11. С. 65-69.
17. Митта А.Н. Кино между адом и раем. М.: Подкова, 1999.
18. Александрова Л.А. Концепция «потока» в свете зарубежной и отечественной психологии: история возникновения, современное состояние и перспективы развития теории // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 152-165.
19. Войскунский А.Е. Психология и интернет. М.: Акрополь, 2010.
20. Ноакк Н.В., Знаменская А.Н. Факторы и феномены формирования потребительского спроса на киноконтент (опыт теоретического и экспериментального исследования) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. Т. 11. № 22 (307). С. 28-35.
References
1. Borisova, A.A. (2023). The Russian film industry: features, problems, development prospects. Trends in the development of science and education, 97-10, 128-130.
2. Volkova, A.S., Dmitrishina, S.I., Melnikova, D.A., & Lopatkin, D.S. (2022). The current state and prospects of development of the Russian OTT video market in the context of the crisis of national film distribution. Successes in chemistry and chemical technology, 1(250), 62-66.
3. Manakbayeva, A.B. (2022). The film industry as a branch of the economy: current problems and trends. Economics: strategy and practice, 17(1), 226-237.
4. Nevolin, I.V., & Tatarnikov, A.S. (2014). Models for forecasting box office receipts of films based on emotional demand factors. Economics and society, 4-4(13), 1244-1259.
5. El-Bakri, T.V. (2022). Development of the Russian audiovisual industry at the stage of digital transformation. Copper@llmanach, 6, 96-106.
6. Dolgin, A.B. (2006). Economics of symbolic exchange. Moscow: Infra-M.
7. Tversky, A., Kahneman, D. (1979). Prospect Theory: an Analysis of Decision under Risk. Econometrica, 47(2), 263-291.
8. Tversky, A., & Fox, C.R. (1995). Weighing Risk and Uncertainty. Psychological Review, 102(2), 269-283.
9. Alley, M. (1994) Behavior of a rational person under risk conditions: criticism of the postulates and axioms of the American school. THESIS, 5, 230-233.
10. Desai, K.K., & Basuroy, S. (2005). Interactive influence of genre familiarity, star power, and critics' reviews in the cultural goods industry: The case of motion pictures. Psychology & Marketing, 22(3), 203-223.
11. Keusch, F. (2015). Why do people participate in Web surveys? Applying survey participation theory to Internet survey data collection. Management Review Quarterly, 65(3), 183-216.
12. Lee, H.K. 2021. Supporting culturalindustries using venture capital: policy experiment from South Korea. Cultural Trends, 1-21.
13. Luo, Y. L., Yang, Q. Ye, & Liao, Q. (2023). Effects of customization and personalization affordances on perceived value and continuous intention of smartwatch use. Technological Forecasting and Social Change, 194, 1-13.
14. Noakk, N.V., & Znamenskaya, A.N. (2014) The analysis of the emotions of the moviegoer as a condition for predicting the box office success of a film. National interests: priorities and security, 16, 58-66.
15. Kahneman, D. (2013). Think slowly... decide quickly. Moscow: ACT.
16. Tatarnikov, A.S. (2012). Methods of forecasting box office receipts. Bulletin of the film distributor, 10-11, 65-69.
17. Mitta, A.N. (1999). Cinema between hell and paradise. Moscow: Horseshoe.
18. Alexandrova, L.A. (2022). The concept of "flow" in the light of foreign and domestic psychology: the history of its origin, the current state and prospects for the development of the theory. Modern foreign psychology, 11(3), 152-165.
19. Voiskunsky, A.E. (2010). Psychology and the Internet. Moscow: Acropolis.
20. Noakk, N.V., & Znamenskaya, A.N. (2015). Factors and phenomena of formation of consumer demand for film content (experience of theoretical and experimental research). National interests: priorities and security, 11-22(307), 28-35.

Результаты процедуры рецензирования статьи

Рецензия скрыта по просьбе автора