Библиотека
|
ваш профиль |
Litera
Правильная ссылка на статью:
Лю Ю.
Женские образы в сказках А.П. Платонова
// Litera.
2024. № 6.
С. 158-168.
DOI: 10.25136/2409-8698.2024.6.71037 EDN: JWETQN URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=71037
Женские образы в сказках А.П. Платонова
DOI: 10.25136/2409-8698.2024.6.71037EDN: JWETQNДата направления статьи в редакцию: 11-06-2024Дата публикации: 18-06-2024Аннотация: Объектом исследования стали сказки А.П. Платонова, а предметом – анализ женских образов. В данной научной статье исследуются женские образы на материале сказок А.П. Платонова. Цель исследования – расширить понимание литературного наследия автора, а также показать важные аспекты человеческой природы, отношения между людьми и роль женщины в истории и культуре. Задачи, которые решались в рамках данного исследования: 1) провести анализ роли женщин в сказках Платонова; 2) изучить образ женщин через призму социокультурного контекста; 3) выявить типы сказочных героинь, встречающихся в произведениях А.П. Платонова. Героини сказок представлены такими женскими образами, как «героиня-спасительница» или «женщина-воин», «злая мачеха», «добрая фея» или «волшебница», мудрая «старушка». В качестве методов были использованы литературный анализ, типологический анализ, культурологический подход, структурный метод и другие. Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые материалом для анализа выступают женские образы в сказках А.П. Платонова. В результате комплексного анализа были сделаны следующие выводы: изучение женских образов в сказках Андрея Платонова позволяет увидеть разнообразие типологических образов женщин, социокультурные особенности, заложенные в его произведениях, особенности домашнего быта, материнства и других аспектов, связанных с женщинами. Изучение этих аспектов помогает расширить кругозор читателя. Также героини служат критикой общественных норм и ценностей, выявлять проблемы неравенства, дискриминации или несправедливости. Изучение этих образов помогает осознать сложности и вызовы, с которыми сталкиваются женщины, их роль и положение в обществе, их права, обязанности и ограничения. Автор использует женские образы как символы или метафоры для передачи определенных идей или концепций, они помогают расширить понимание текста и обнаружить скрытые значения. Ключевые слова: сказка, женские образы, фантастика, реальность, метафоры, символы, герой, типология ролей, социокультурные особенности, женская силаAbstract: This article examines female images based on the material of A.P. Platonov's fairy tales. The purpose of the study is to expand the understanding of the author's literary heritage, as well as to show important aspects of human nature, human relations and the role of women in history and culture. The tasks that were solved within the framework of this study: 1) to analyze the role of women in Platonov's fairy tales; 2) to study the image of women through the prism of the socio-cultural context; 3) to identify the types of fairy-tale heroines found in the works of A.P. Platonov. The heroines of fairy tales are represented by such female images as the "heroine-savior" or "warrior woman", "evil stepmother", "good fairy" or "sorceress", wise "old lady". The methods used are literary analysis, typological analysis, cultural approach, structural method and others. The scientific novelty of the work is due to the fact that for the first time the material of analysis is female images in A.P. Platonov's fairy tales. As a result of a comprehensive analysis, the following conclusions were made: the study of female images in Andrei Platonov's fairy tales allows us to see a variety of typological images of women, socio-cultural features inherent in his works, features of domestic life, motherhood and other aspects related to women. Studying these aspects helps to broaden the reader's horizons. The heroines also serve as a critique of social norms and values, to identify problems of inequality, discrimination or injustice. Studying these images helps to understand the difficulties and challenges faced by women, their role and position in society, their rights, responsibilities and limitations. The author uses female images as symbols or metaphors to convey certain ideas or concepts, they help to expand the understanding of the text and discover hidden meanings. Keywords: fairy tale, female images, iction, reality, metaphors, symbols, hero, gender roles, sociocultural features, feminine powerСказка, по определению Д.Д. Пучкова, это один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на такие жанры, как волшебные сказки, бытовые сказки, животные сказки, сказка-быль, и многое другое [6, c. 6]. «Сказка – это эпическое, чаще всего прозаическое произведение с установкой на вымысел, произведение с фантастическим сюжетом, условно-фантастической образностью, устойчивой сюжетно-композиционной структурой и ориентированной на слушателя формой повествования» [2, c. 13]. Сказки являются не просто развлекательным материалом, а скрытой формой передачи ценностей, мудрости и философии народа, которая проникает сквозь время и пространство, оставаясь актуальной и значимой для всех поколений. Женские героини играют важную роль в мире сказок. Они часто представлены как сильные, умные, самостоятельные и добрые персонажи, которые преодолевают трудности и испытания на своем пути. Женские героини в сказках могут воплощать различные архетипы, такие как принцессы, феи, ведьмы, злодейки или обычные девушки. Часто сказки через женских героинь передают определенные ценности и уроки, такие как доброта, мудрость, смелость, преданность, сострадание и трудолюбие. Иногда женские героини сталкиваются с темами самопожертвования, любви, справедливости и верности. Каждая из них несет в себе особую символику и отражает определенные аспекты человеческой природы и жизни [11]. В настоящей статье рассмотрим женские образы в сказках Андрея Платоновича Платонова. Как отмечает Я.О. Шумков, создавая их, писатель во многом ориентировался на традиции русской и башкирской классической литературы [12, c. 134]. Сказки этого автора являются уникальными произведениями, которые сочетают в себе реальность и фантастику, создавая особую атмосферу и образы. Автор использует метафоры, символику и необычные сюжеты, чтобы подчеркнуть важные жизненные и философские идеи. Это сочетание реальности и фантастики помогает читателям воспринимать и понимать сложные темы через простые и доступные образы. Такой стиль позволяет обращаться к важным вопросам человеческого существования, культуры, морали и этики, делая произведения А.П. Платонова запоминающимися и актуальными на протяжении многих лет. Искусно сохраняя фольклорный дух, писатель сумел обогатить народные сюжеты и вложить в них свои самые сокровенные мысли [8]. Изучение женских образов в сказках Андрея Платонова имеет важное значение, поскольку они являются неотъемлемой частью его литературного наследия и вносят значительный вклад в понимание гендерных ролей, общественных норм и ценностей. Рассмотрим женский образ Безручки в одноименной сказки А.П. Платонова «Безручка» [5], в основе которой лежит фольклорная сказка А.Н. Афанасьева «Косоручка», в сюжете которой брат изгоняет из дома свою оклеветанную сестру и отрубает ей руки; она выходит замуж, но вновь оклеветана и изгнана вместе с ребенком; наконец происходит чудесное исцеление: руки отрастают, когда Безручка пытается достать упавшего в колодец сына [10]. Сказка «Безручка» А.П. Платонова представляет собой переосмысление военной тематики в контексте послевоенного времени. Необходимо отметить, что творчество автора было глубоко затронуто опытом Великой Отечественной войны, и при помощи фольклорного сюжет о Безручке, автор передает своё видение войны как борьбы живых людей с неодушевленным врагом, жизни со смертью. В сказке военная тема пронизывает всю историю. Муж Безручки уходит на войну, а сама героиня сталкивается с трудностями и испытаниями, которые приводят к чудесному исцелению ее рук. Этот момент исцеления, повторяющийся трижды в сказке, символично отражает не только фольклорный мотив, но и обращение к теме войны как к катарсису, который помогает установить порядок в хаосе. А.П. Платонов также через образы отца и матери, утверждает связь между войной и родительской заботой. Мать рождает детей для жизни, их жертва во имя Родины воспринимается как оскорбление матери. Весь народ представлен как единое целое, где каждая жертва имеет свое значение. Сказка «Безручка» представляет героиню, становящуюся символом силы и преданности воинам, способной утешать и помогать им в трудные моменты. «Стала она утешать больных и умирающих, и, бывало, кто бы умереть должен, глядь, и не помирает при добрых словах Безручки; кто духом ослаб, так Безручка впереди него ка врага идет, и оробевший воин вновь поднимает меч. Так было дело» [5, с. 285]. Образ Безручки символизирует идею о том, что даже изначально слабый и уязвимый человек может обрести силу и стать защитником других благодаря любви и состраданию. Также в сказке «Безручка» имеется и противоположный образ женщины, жены брата. Хозяйка избы, изменяя содержание письма и создавая ложные представления о ребенке, представляет собой образ предательства и жестокости. Ее поступок демонстрирует, как люди могут быть жестокими и безжалостными в своих действиях, порой не задумываясь о последствиях для других. Этот фрагмент отражает сложные моральные дилеммы, вопросы верности, преданности и жертвенности, что делает его глубоким и проникновенным текстом. Таким образом, в сказке А.П. Платонова «Безручка» представлено два образа женщин. Одна из них – жена брата - символ жестокости, зависти, злобы. Вторая, Безручка, символизирует силу, мужество, верность, преодоление жизненных трудностей. В сказке А. Платонова «Афоня» описан образ матери как преданной и любящей женщины, чья судьба была трагически оборвана в результате ужасных событий в деревне. Мать Афони проявляет глубокую заботу и любовь к своему сыну, что видно из ее последних моментов, когда «…мать Афони еще стояла немного, чтобы дольше видеть своего сына, так она любила его и хотела быть с ним. Потом у нее глаза стали белые, как слепые, и она тоже упала на землю и умерла.» [5, с. 212]. Хотя матери Афони пришлось столкнуться с ужасом и трагедией, она продолжала проявлять свою нежность и заботу к сыну до самого конца. Ее любовь и жертвенность передают читателю глубокие чувства и эмоции, вызывая сочувствие и печаль. Образ матери в этом рассказе напоминает нам о силе материнской любви и жертвенности, которые могут преодолеть даже самые тяжелые испытания и трагедии. Рассказ «Ещё мама» [5, с. 171-177], представляет собой историю о мальчике по имени Артем, который отправляется в школу впервые. В процессе этого путешествия он переживает различные эмоции и встречает разных персонажей, каждый из которых символизирует определенные аспекты его жизни и окружения В данном рассказе есть две женские фигуры, представленные мамой героя и его учительницей. Евдокия Алексеевна - мать Артема, символизирует заботу, любовь и поддержку. Она старается подготовить своего сына к школе, но также понимает его эмоции и старается утешить его. Учительница Аполлинария Николаевна - представляет собой символ нового этапа в жизни Артема. Она становится фигурой авторитета и заботы в отсутствие матери, что помогает мальчику приспособиться к новой среде. Обе женщины помогают Артему пройти процесс взросления и осознания новых ответственностей, его переживания и встречи на пути к школе становятся значимыми для его личностного развития. В сказке «Железная старуха» [5] мать главного героя Егора также символизирует заботу и поддержку. Она является опорой для мальчика и помогает ему разобраться в происходящих событиях. Железная старуха - загадочный персонаж, который представляет собой символ судьбы или горя. Она вызывает у Егора чувство страха, но также пробуждает его решимость и силу. В сказке «Земля» мать главного героя Вани в начале изображается как юная, красивая и добрая женщина, которая испытывает радость от рождения своего сына. Она ощущает восторг и любовь к малышу, что приносит ей счастье. С течением времени она сталкивается с тяжелой, нудной работой, что приводит к угасанию её красоты и появлению болезней. Это символизирует жертву материнства и трудности жизни. Смерть матери оставляет Ваню в состоянии печали, но он продолжает общаться с ней в своих мыслях и воспоминаниях, что отражает его привязанность к ней. В сказке «Семен» мать характеризуется автором, как «…Она там стряпала, кормила и качала последнюю девочку, стирала, штопала и чинила белье, мыла полы, бедные деньги берегла, как большие, сама дрова с девчонкой на руках ходила собирать около склада, где их мужики возили и роняли нечаянно с возов, а потом не подымали, чтоб легче было лошадям, — дрова чужие, а лошади свои.» [4]. Автор передает нам образ матери, которая выполняет множество тяжелых и утомительных работ, чтобы обеспечить свою семью. Она заботится о детях, готовит пищу, стирает и чинит одежду, убирает в доме, экономит деньги, собирает дрова и помогает мужчинам при работе. Этот отрывок показывает нам не только физическую тяжесть ее труда, но и ее моральное величие. Мать в этой сказке представлена как символ бескорыстной любви и самоотверженности, готовой жертвовать своим комфортом ради благополучия своей семьи. Ее труд становится символом материнской заботы и жертвенности. Автор использует реалистическое описание материнского труда, чтобы подчеркнуть его важность и ценность. Этот образ матери является одним из ключевых элементов сказки, который помогает читателям почувствовать глубину любви и самоотверженности материнства. В сказке «Иван Бесталанный и Елена Премудрая» [5] мать является вдовой, крестьянкой, которая растила своего сына Ивана. Она заботится о нем и переживает за его будущее, так как он вырос бесталанным и неудачливым. Мать представлена как трудолюбивая и заботливая женщина, старающаяся обеспечить сыну лучшее, несмотря на трудности и бедность. Ее главной заботой становится желание женить сына, чтобы он имел разумную жену, которая помогла бы ему в жизни и в хозяйстве, «Нужно бы женить его: у разумной жены, гляди-ко, и неудельный муж в хозяйстве работник и даром хлеба не ест. Да кто, однако, возьмет в мужья ее бесталанного сына? Не только что красная девица, а и вдова, поди, не возьмет!». Однако, после того, как Иван нашел себе жену при помощи старика, мать не верит в сына: «Боюсь я, сынок,- сказала матушка Ивану.- Ишь она, Еленушка, жена твоя, красавица писаная какая, богатая да знатная, чем ты ее заслужил? Мы-то с отцом твоим в бедности жили, а ты и вовсе без судьбы родился». Елена Прекрасная из данного произведения представлена как загадочная и привлекательная женщина, вызывающая различные эмоции у персонажей. Ее красота и богатство делают ее объектом зависти и восхищения. Она обладает властью над мужчинами, включая Ивана, который чувствует себя неудовлетворенным в ее присутствии. Елена Прекрасная представлена как символ женской красоты и загадочности, способной изменить свою судьбу с помощью волшебства. Ее решение уйти, превратившись в голубицу, показывает ее стремление к свободе и независимости. Иван же вначале изображен как пассивный и неуверенный в себе персонаж, который не способен понять и ценить свою жену. Его действия приводят к необратимым последствиям, и он остается один, чтобы впоследствии найти свою жену и обрести совместную мудрость. Сказка «Падчерица» [5] напоминает классическую сказку с моралью о том, что добро всегда побеждает зло. В ней прослеживается тема благодарности и сострадания, которые играют важную роль в развитии событий. Девушка, Гульбика, оказывает доброту и заботу как по отношению к старухе, так и к собачонке, что в конечном итоге спасает ее от змей. Злобная мачеха и ее дочь, в свою очередь, падают жертвами своего собственного жадного и злого поведения. Справедливость наказывает их за их злые поступки. Сказка также подчеркивает важность добрых поступков и помощи другим, а также то, что добро всегда находит путь к победе. Старуха, которую встречает Гульбика в конце сказки, представлена как добрая и мудрая личность, готовая помочь девушке. Она принимает Гульбику в свой дом, утешает ее и предлагает остаться на некоторое время. Старуха учит Гульбику терпению, заботе и доброте, обучая ее простым сказке «Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина» образ мачехи представлен как типичный негативный персонаж, символизирующий жестокость, эгоизм и несправедливость. Мачеха является жестокой и бесчеловечной, заставляя падчерицу Гульбику работать без перерыва и не ценя ее усилий. С другой стороны, Гульбики представлена как добрая, трудолюбивая и отзывчивая девушка, которая несмотря на тяжелое положение, сохраняет свою доброту и сострадание. Она ищет потерянный бытовым навыкам. Таким образом, через противопоставление образов мачехи, Гульбики и старухи автор передает важные ценности: доброту, сострадание, трудолюбие и мудрость. Сказка показывает, что даже в сложных ситуациях доброта и уважение к другим людям могут привести к благополучию и поддержке. В сказке «Ленивая девочка» [7] прослеживается контрастный образ бабушки и внучки, который символизирует различные подходы к труду, ответственности и заботе. Бабушка представлена как символ старости, опыта и мудрости, но в то же время она вынуждена просить у соседей проса из-за своей немощности. Ее стремление посеять что-то и подготовиться к будущему сезону показывает ее заботу о сохранении жизни и продолжении рода. С другой стороны, внучка изображена как ленивая и безответственная, не видящая смысла в труде и заботе о будущем. Ее отношение к бабушке и к работе на поле показывает ее эгоистичный характер и недостаток понимания ценности труда и самообеспечения. Через противопоставление этих двух персонажей автор подчеркивает важность ответственности, трудолюбия и заботы о себе и о других. В конце сказки внучка осознает свою ошибку и начинает понимать ценность труда и подготовки к будущему. Этот образный прием позволяет читателям увидеть разницу между двумя поколениями и осознать важность трудовой деятельности и заботы о будущем. В известном произведении А.П. Платонова «Финист-ясный сокол» [3] представлено три женских образа: Марьюшка, ее сестры, Царица и Баба-Яга и ее сестры, каждый из которых символизирует определенные качества и ценности. Марьюшка – героиня произведения, которая совершает благие поступки и помогает Финисту, что в конечном итоге приводит к их обоюдному спасению и счастью. Марьюшка — младшая дочь, ласковая, работящая и добрая девушка, которая влюбилась в Финиста-ясна сокола. Любовь была взаимной, но злые и жадные сёстры разлучили их. Потом его околдовала царица. Когда девушка спасла его, он смог князей убедить в том, чтобы они их отпустили. Ей пришлось ради любви пройти много страшных и опасных испытаний. Но лишь только верность и упорство помогли ей вернуть любимого человека и обрести счастье. Сестры Марьюшки представлены как негативные персонажи, жадные и злые, что создает контраст с добротой и преданностью Марьюшки. Царица и Баба-Яга также играют важные роли в произведении. Царица символизирует коварство и эгоизм, в то время как Баба-Яга и ее сестры предстают как мудрые и добрые существа, что показывает разнообразие характеров в сказке. В целом, сказка «Финист-ясный сокол» учит ценить доброту, трудолюбие и верность, а также показывает, что благие поступки всегда находят свое вознаграждение. Важным моментом является идея о том, что необходимо верить в свою мечту, не бояться трудностей и быть готовым к испытаниям на пути к счастью. Сказочный финал произведения подчеркивает важность добрых поступков и верности, а также то, что каждый персонаж получает заслуженное вознаграждение за свои действия. Эта сказка учит быть добрым, трудолюбивым и не боятся трудностей. Никогда не стоит сдаваться, стремясь к своей мечте. В произведении действуют как положительные, так и отрицательные герои. Но каждый из персонажей получает по заслугам. Так, Марьюшка оказалась доброй и храброй, поэтому она и завоевала счастье. А коварная царица торговала любимым человеком, поэтому и осталась ни с чем. Сказочный финал доказывает, что труды всегда будут награждены и сказка проповедует ценности добра, преданности и трудолюбия, подчеркивая важность этих качеств для достижения счастья и успеха. Одним из последних произведений стала сказка - быль «Неизвестный цветок», которая была написана за год до кончины писателя, в 1950 году. В это время писатель тяжело болел, и неудивительно, что мотив борьбы за жизнь становится центральным в этом произведении. Сказку писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий Платонова [9]. Сказка-быль представляет собой повествование о том, как важно и нужно в любой ситуации быть добрым и отзывчивым, помогать и оберегать окружающую нас природу. Главным героем сказки является маленький цветок, который вырос на камнях. Чтобы жить, ему приходится каждый день много трудиться. Но цветок не унывает, а продолжает терпеливо бороться за каждый прожитый день. Упорство и целеустремлённость цветка, его рвение к жизни растёт вместе с ним самим. Характер цветка выступает противоположностью его внешнего вида: сильный и решительный внутри, снаружи он хрупок и одинок. Однако, пройдя все трудности, голод, жажду, он выкидывает небывалой красоты бутон, который издает восхитительный аромат на всю округу [1]. Именно это благоухание и привлекло девочку, проходящую мимо пустыря девочку Дашу, которая отдыхала в пионерском лагере и очень скучала по маме. Она несла на почту письмо и дорогой прижимала конверт к губам, даже завидовала ему, ведь письмо увидит маму раньше, чем она сама. «На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть» [5, с. 178]. Мы можем отметить, что Даша искренна, все эмоции, которые она испытывает, явно видны, она идет по зову сердца. Поэтому так легко сворачивает с дороги на пустырь и направляется на поиски неведомого цветка с тонким и очаровательным ароматом. Даша представляет его таким же одиноким, как и она. Девочка думает, что он тоже скучает по своей маме. Юная особа была поражена, увидев цветок, который вырос среди глины и камней. Даша никогда не видела подобного цветка — он был уникален и не походил ни на что известное ей. Она пыталась узнать его название, но сам цветок не знал этого, так как никто раньше не обращал на него внимания. Даша, вдохновленная маленьким цветком, который рос среди глины и камней поцеловала его в знак поддержки. На следующий день Даша пригласила своих друзей-пионеров, чтобы они увидели этот удивительный цветок. Ребята восхищались цветком, рассматривали его как настоящего героя и наслаждались приятным ароматом и обратили внимание на землю вокруг цветка, которая была непригодна к жизхни. Затем дети решили улучшить мертвую землю вокруг цветка, используя глину и золу в качестве удобрений. Они обошли весь пустырь, планируя количество необходимого удобрения и начали работы. В течение четырех дней пионеры трудились над улучшением почвы вокруг цветка. После завершения работ дети отправились на прогулки по другим живописным местам и больше не заходили на пустырь. Их усилия помогли не только цветку, но и всему окружающему ландшафту, сделав его более живописным и здоровым. Будучи доброй и неравнодушной, девочка сделала всё возможное, чтобы облегчить жизнь цветку: поговорила с ним, позвала на помощь ребят, чтобы превратить мёртвую землю пустыря в плодородную и пригодную для появления новых растений. На следующий год Даша увидела, что «пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика». Однако прошлогоднего цветка Даша не увидела, и ей стало грустно. Когда она шла обратно, она вдруг увидела, меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – «такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне». Сердце Даши наполнилось радостью. Ее старания не прошли даром. И пусть маленький цветок погиб осенью, на его месте вырос другой. Значит, благородный поступок девочки и ее друзей пионеров принес свои плоды. С помощью подобной композиции произведения автор подводит к мысли о непрерывности и цикличности жизни. Главная героиня олицетворяет нравственные проблемы: борьба добра и зла, любовь и сострадание ко всему живому на земле, преодоление трудностей жизни. Таким образом, изучение женских образов в сказках Андрея Платонова позволяет увидеть разнообразие гендерных ролей, социокультурных особенностей и философских идей, заложенных в его произведениях. Анализ женских образов помогает читателям осознать сложности и вызовы, с которыми сталкиваются женщины, позволяют сделать вывод, что жизнь женщины трудна, им приходится бороться за свое счастье, окружающие люде не всегда справедливы к ним. Через женские образы автор критикует общественные нормы, выявляет проблемы неравенства, дискриминации и другие социальные аспекты. Женские образы используются как символы или метафоры для передачи определенных идей или концепций. Например, женщина-воин символизирует силу и решимость, а добрая фея - мудрость и защиту, некоторые из них выступают в качестве наставниц, защитниц, жертв обстоятельств или даже антагонистов, добавляя глубину и сложность к сюжетам сказок. В сказках А.П. Платонова сразу определяется социальный статус женского персонажа, определяется сословная принадлежность героини - царевна, купеческая дочь, или напротив, бедная сиротка, крестьянка, работница, сестра, жена, мать. Однако, в сказках социальный статус персонажей не имеет важного значения, и даже может действовать в обратную сторону. Например, в сказках часто показывается, что обычные падчерицы или сиротки, проявляя свои лучшие качества и проходя испытания, получают богатое приданое и находят красавца-жениха, как это происходит в сказке «Падчерица». Таким образом, в этих историях более важными и показательными являются нравственные качества женщины, которые преумножаются и проявляются в сказочном мире. Важно не то, откуда она родом или какой у нее социальный статус, а какие ценности и качества она несет в себе. В сказках встречаются несколько типов женских образов, такие как: - «героиня-спасительница» или «женщина-воин», которая может быть матерью, женой, девочкой-пионеркой или мифическим персонажем Бабой- Ягой. Эти героини с помощью своего ума, мудрости или доброты спасает других персонажей или решает сложные проблемы, они являются сильными личностями, способными преодолевать трудности и лишения. Очень часто эти героини являются не только заботливыми и верными спутницами своего мужа, но и активными участниками событий, которые способны принимать важные решения и влиять на ход сюжета. При помощи главных героинь- молодых девушек, писатель подчёркивает непрерывность жизни, их доброту и желание помочь окружающим, сострадание и преодоление жизненных испытаний. - «злая мачеха» - женский образ, который выступает в роли антагониста, создающего конфликты и препятствия для главных героев. Она часто символизирует эгоизм, зависть или жестокость. Эта героиня может быть женой, сестрой, царевной. Также встречаются и матери, которые не верят в успех своих детей, считают их «бесталанными». - «добрая фея» или «волшебница», обладающая магическими способностями и помогающая героям достичь своих целей. Она является источником помощи, защиты и мудрости, например, Баба-Яга. - «мудрая старушка» - женщина старшего возраста, которая обладает мудростью и жизненным опытом и часто выступающая в роли наставницы или провидицы, помогая героям преодолеть жизненные испытания. В целом, изучение женских образов в сказках Андрея Платонова позволяет более глубоко понять его творчество, а также рассмотреть широкий спектр гендерных, социокультурных и философских проблем, заложенных в его произведениях.
Библиография
1. Анализ сказки «Неизвестный цветок» (А.П. Платонов) [Электронный ресурс]. – URL: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/neizvestnyj-tsvetok-platonov/ (дата обращения: 29.08.2020).
2. Наговицын А. Е. Типология сказки [Текст] / А. Е. Наговицын, В. И. Пономарева. – М.: Генезис, 2011. – 336 с. 3. Платонов А.П. Волшебное кольцо. Русские сказки. Рисунки И. Л. Ушакова. М., 1960. С. 11-31. 4. Платонов А.П. Собрание сочинений в трех томах. – Т. 3. Рассказы. 1941–1945; Драматические произведения; Волшебное кольцо. Сказки; Из ранних сочинений; Из писем и записных книжек / Сост. и примеч. В.А. Чалмаева. – М.: Сов. Россия, 1985. – 576 с. 5. Платонов А.П. Сухой хлеб: Рассказы, сказки. Сост., подготовка текста, комментарии Н. В. Корниенко. М.: Время, 2012. 416 с. 6. Пучкова, Д. Д. Женские образы в сказках Англии / Д. Д. Пучкова // Актуальные исследования. – 2023. – № 15-2(145). – С. 6-8. – EDN DKCLEC. 7. Рассказы о детях и для детей. Русские и башкирские народные сказки в пересказе А.П. Платонова [Электронный ресурс]. – URL: https://predanie.ru/book/221165-rasskazy-o-detyah-i-dlya-detey-russkie-i-bashkirskie-narodnye-skazki-v-pereskaze/#/toc30 8. Русские народные сказки в пересказе Андрея Платонова [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/wall-37077608_286798 (дата обращения: 19.06.2019). 9. Филиппова А.С. Мотивный анализ сказки-были «Неизвестный цветок» А.П. Платонова [Электронный ресурс]. – URL: https://school-science.ru/7/10/40198 10. Хорькова, М. В. О специфике сказок А.П. Платонова // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. – 2010. – № 1. – С. 155-163. – EDN MBBUAZ. 11. Шевцова, Е. О. Сопоставительный анализ женских образов английской и русской сказок («The Earl of Mar's Daughter», «Перышко Финиста ясна сокола») / Е. О. Шевцова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 23. – С. 180-189. – EDN VPVBKV. 12. Шумков Я. О. Женские образы в рассказах А. Платонова 1930-40-х годов в контексте традиций русской классики // INIТIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: УРФУ, 2018. – С. 134-141. References
1. Analysis of the fairy tale «The Unknown Flower» (A.P. Platonov) [Electronic resource]. Retrieved from https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/neizvestnyj-tsvetok-platonov/
2. Nagovitsyn, A. E. (2011). Typology of a fairy tale [Text]. A. E. Nagovitsyn, V. I. Ponomareva (Eds.). Moscow: Genesis. 3. Platonov, A.P. (1960). Magic ring. Russian tales. Drawings by I. L. Ushakov. Moscow. 4. Platonov, A.P. (1985). Collected works in three volumes. T. 3. Stories. 1941–1945; Dramatic works; Magic ring. Fairy tales; From early writings; From letters and notebooks. Moscow: Sov. Russia. 5. Platonov, A.P. (2012). Dry bread: Stories, fairy tales. Comp., text preparation, comments by N. V. Kornienko. Moscow: Vremya. 6. Puchkova, D. D. (2023). Female images in English fairy tales. Current research, 15-2(145), 6-8. 7. Stories about children and for children. Russian and Bashkir folk tales retold by A.P. Platonov. Retrieved from https://predanie.ru/book/221165-rasskazy-o-detyah-i-dlya-detey-russkie-i-bashkirskie-narodnye-skazki-v-pereskaze/#/toc30 8. Russian folk tales retold by Andrei Platonov [Electronic resource]. Retrieved from https://vk.com/wall-37077608_286798 9. Filippova, A.S. Motivational analysis of the fairy tale “The Unknown Flower” by A.P. Platonov. Retrieved from https://school-science.ru/7/10/40198 10. Khorkova, M. V. (2010). About the specifics of fairy tales by A.P. Platonova. Bulletin of Moscow University. Episode 9: Philology, 1, 155-163. 11. Shevtsova, E. O. (2016). Comparative analysis of female images of English and Russian fairy tales («The Earl of Mar’s Daughter», «The Feather of Finist is a Clear Falcon»). Priority scientific directions: from theory to practice, 23, 180-189. 12. Shumkov, Ya. O. (2018). Female images in A. Platonov’s stories of the 1930-40s in the context of the traditions of Russian classics. INITIUM. Fiction: the experience of modern reading: materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference, 134-141. Ekaterinburg: URFU.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
|